Методология исследования гражданско-потриотического воспитания подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить методолгия исследования гражданско-патриотического воспитания подростков (на примере деятельности Муниципального бюджетного учреждения культуры «Бурзянский районный дворец культуры» муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан).
Задачи исследования –
1. Уточнить содержание понятия «социально-культурных условий гражданско-патриотического воспитания»;
2. Изучить теоретико-методологические исследования гражданско-патриотического воспитания подростков;

Содержание работы

Введение……………………………….…………………………….……...….………….…...3
Глава I. Теоретико-методологические основы гражданско-патриотического воспитания у подростков……………………………….…...…...6
1.1. Содержание понятия «социально-культурных условий гражданско-патриотического воспитания»……………………………………………………….……6
1.2. Теоретико-методологические исследования гражданско-патриотического воспитания подростков………………………………………………………………………….14
Глава II. Анализ методологии Муниципального бюджетного учреждения культуры «Бурзянский районный дворец культуры» муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан по гражданско-патриотическому воспитанию подростков………………………………….…….21
2.1. Формы, методы гражданско-патриотического воспитания подростков Муниципального бюджетного учреждения культуры «Бурзянский районный дворец культуры»………………………….………………………………………………..21
2.2. Характеристика методологии Муниципального бюджетного учреждения культуры «Бурзянский районный дворец культуры» по гражданско-патриотическому воспитанию подростков…………………………………………………………………………………….27
Заключение………………………..……………………………………….……..…..……...57 Список использованной литературы ………….……………..………..…………...61

Файлы: 1 файл

Методология Вильданов.docx

— 130.24 Кб (Скачать файл)




В годовом планировании воспитательной работы учреждения культуры, в направлении «Гражданско-патриотической воспитание» предусматриваются различные формы и методы для достижения вышеназванных целей. Формирование патриотических ценностей у современного подростка должно быть целенаправленным и адресным процессом, главная цель которого – моральная и психологическая подготовка к защите Отечества, служению ему. Так как именно на основе патриотических ценностей можно воспитать ответственную, мужественную, духовно-развитую личность. Планирование и организация гражданско-патриотического воспитания в учреждении культуры осуществляется таким образом, чтобы идейная направленность, проблематика, содержание воспитательных мероприятий, информационных часов носили опережающий характер, содействовали развитию познавательных, интеллектуальных, культурных потребностей подростков.

Воспитательные мероприятия патриотического характера способствуют не только формированию патриотических понятий, но и совершенствованию интересов и идеалов. Подростки составляют то ядро, которое будет формировать будущее нашего государства, развивать идею Российской государственности.

Гражданско-патриотическое  воспитание должно ориентироваться не только на любви к Родине, но и веры в себя, в собственные силы, в великие свершения наших отцов и дедов. Это любовь к каждому уголку и каждому гражданину нашей многонациональной Родины. Воспитывать ребят надо на победах, а не поражениях, на созидании, а не на разрушении.

Таким образом, воспитание гражданина и патриота находится в центре формирования воспитательного пространства учреждения культуры.

Воспитательная работа по гражданско-патриотическому направлению будет считаться эффективной, если подростки современно-экономической, социально-политической культурной жизни общества. Если у них будет развито чувство гордости за свою страну – Россию, а идейно-политическое сознание, информационная и правовая культура будут на высоком уровне. Ребята в полной мере должны овладеть знаниями конституции, символики России, стремиться отстаивать свои идеалы, сформировать активную жизненную позицию, участвовать в жизни общества.

Человек, лишенный патриотических чувств, является чужаком в своем Отечестве. Активно-деятельная форма проявления патриотизма - это конкретная деятельность на благо Отечества, служение интересам народа. Патриотическая деятельность разнообразна в своих проявлениях: защита Отечества, умение ставить интересы Отечества выше частных интересов, готовность прийти стране на помощь, добросовестный труд, служение Родине. Патриотизм сегодня выступает в качестве духовной основы по возрождению  нашей родины.

Организации сегодня должны быть пронизаны духом настоящего содружества подростков. Учреждения культуры должны помочь стать ребятам настоящими организаторами “новых интересных и полезных дел”. Если выработать чёткую систему работы учреждений культуры, научим ребят дружить и дорожить дружбой, быть добрыми, честными, не бояться трудностей, смело идти вперёд, протянуть вовремя руку помощи человеку, родной природе, Отечеству, то сможем решить главную задачу - помочь стать достойными гражданами своей страны. 

Задача организаторов учреждения культуры – спланировать такие формы работы, которые вызовут интерес у ребят, и тогда вступление в ряды  взрослых и отважных граждан, будет происходить по инициативе самих ребят.

Очень важно, чтобы сформированные активы подростков являлись помощниками во всех районных мероприятиях, различных акциях.

Героические события истории России, достижения страны в области политики, экономики, культуры и спорта создают реальные предпосылки для проведения мероприятий по патриотическому и гражданскому воспитанию. Именно в подростковом возрасте наиболее целесообразно приобщение ребят к патриотизму и гражданственности.

Поэтому в учреждении культуры используются такие формы гражданско-патриотического воспитания, как тематические беседы, встречи с ветеранами войн и Вооруженных сил, а также акции, месячники,   поздравления ветеранов,  спортивные праздники, игровые программы. Они направлены на развитие гражданской активности, инициативности, творчества подростков, оказывают помощь и поддержку на этапе становления личности подростков, формированию патриотизма.

Формированию гражданственности и патриотизма у учащихся во многом способствуют воспитательные мероприятия,  Дню края, Дню защитника Отечества, Дню Победы и Дню независимости.

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития подростков. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, оно развивает и воспитывает чувства. Большое значение для патриотического воспитания подростков имеет их активная разнообразная деятельность.

В Бурзянском районном дворце культуры есть подростки разных национальностей, и при проведении  конкурсов  организаторы стараются  охватить  обычаи и обряды всех наций.    На примере народных обычаев и обрядов наших предков на различных мероприятиях  показывают, насколько важна роль  культуры народов  в воспитании нынешнего поколения.   Народ, забывший свой язык, историю и обычаи, исчезнет без следа.  

В настоящее время ведется поиск новых подходов создания благоприятных условий для социализации подростков, воспитания гражданских и патриотических чувств.

Для успеха работы важно и то, в какой манере общается организатор с подростком. Они стараются быть всегда  исключительно доброжелательными  и внимательными  к ребятам.

Во дворце культуры планирование и организация гражданско-патриотического воспитания осуществляется таким образом, чтобы идейная направленность, проблематика, содержание воспитательных мероприятий носили опережающий характер, содействовали развитию познавательных, интеллектуальных, культурных потребностей подростков.

В рамках годового планирования по формированию у подростков гражданско-патриотических чувств проводятся такие мероприятия, как районный конкурс стихов и рисунков «Мөғжизәләр иле - Бөрйәнем», посвященный 85-летию района, концерты с приглашением ветеранов ВОВ.

Хотелось бы остановиться на некоторых из них.

20 февраля 2015 г. в районном  дворце культуры прошел торжественный концерт ко Дню Защитника Отечества “Илебеҙ тыныслығы өсөн, аяманы ирҙәр үҙ йәнен!” Участники, в том числе и подростки, за неделю до мероприятия начали готовиться к мероприятию. Репетиция позволило согласовать и упорядочить длительность подразделений (лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятия), что способствовало достижению наибольшей эффективности. Мероприятие началось с торжественного поздравления главы Администрации МР Бурзянский район Рустама Шарипова. Он пожелал всем защитникам Отечества семейного счастья, здоровья, благополучия. Далее было торжественное награждение авганцев юбилейными медалями. С праздником поздравил начальник военного комиссиариата по г. Белорецку, Белорецкому и Бурзянскому районам. Он в свою очередь привел статистику по службе парней Бурзянского района в Вооруженных Силах РФ и поздравил всех с праздником. Очень патриотично начали праздничный концерт вокальный ансамбль “Дарман” с песней “Шайморатов генерал”. Яркими выступлениями концерта были творческие коллективы района, такие как вокальные ансамбли “Атайсал”, “Арғымаҡ”, “Һомай”, вокально-инструментальный ансамбль “Иҙел”, смешенный вокальный ансамбль районного дворца культуры и другие. Украшением праздника стали выступления образцовых ансамблей танца “Азамат”, “Осҡон”. Поздравили также самодеятельные исполнители песен Диля Сагадиева, Алия Алтынбаева, Айбулат Ишмуратов, Урал Ниязгулов, а также оригинальными номерами Вадим Ниязгулов, Зульфия Узянбаева и Айдар Турсунбаев. Финальным номером концерта стала мелодия “Прощание славянки” в исполнении народного ансамбля баянистов “Моңдарья”. Мероприятие с участием подростков прошло успешно. Каждое выступление сопровождались бурными аплодисментами зрителей. Присутствующие в зале все защитники Отечества остались очень довольны.

После завершения концерта была произведена оценка эффективности мероприятия. Была составлена анкета для подростков, цель которых выявить отношение участников к мероприятию.

- 80 % опрошенных остались  довольны мероприятием, и изъявили  желание посетить подобное мероприятие  снова;

- 16 % опрошенных изъявили  желание посетить подобное мероприятие  снова, но с учетом внесения  корректив, которые по их мнению, должны улучшить мероприятие;

- 4 % опрошенных не высказали негативного мнения, но от повторного посещения мероприятия отказались.

09 сентября 2014 г. в зрительном зале МБУК "Бурзянский районный дворец культуры" состоялся торжественный концерт "Матур йәшәү – үҙе батырлыҡ!”, посвященный Международному дню красоты. Мероприятие торжественно открыла группа “Һомай” исполнением песни “Матурлыҡ”. За время 1,5 часового концерта были выступления молодых ансамблей районного дворца культуры “Инсебикә”, “Атайсал”, “Дарман” и смешенного вокального ансамбля районного дворца культуры. Также концерт обогощали своими талантами молодые танцоры и певцы Бурзянского района. В концерте звучали песни в основном посвященные красоте, а также патриотические, посвященные к родному краю, природе и т.п. Зрители с удовольствием и с восхищением слушали песни и покрывали бурными аплодисментами. Зрители получили от мероприятия большой заряд энергии, радостные впечатления, духовное вдохновение и хорошее настроение.

14 мая 2015 года во дворце  культуры состоялось итоговое  мероприятие победителей районного  конкурса стихов и рисунков «Мөғжизәләр иле - Бөрйәнем», посвященный 85-летию района. Участники конкурса рассказывали стихи собственного сочинения или предоставляли рисунок, нарисованный своими руками в МБУК «Бурзянский РДК.

I.   Основные целями  и задачами конкурса были:

-       воспитание  у населения, в том числе и у подростков, чувства гражданской ответственности и патриотизма;

-       выявление  новых самодеятельных поэтов  и художников;

-       поддержка  творческой инициативы населения.

II.      Оргкомитет  и жюри конкурса

С целью проведения конкурса на высоком организационном уровне Организаторы создали Оргкомитет, который отвечал за организацию и оперативное руководство Конкурсом.

Для определения победителей Конкурса Оргкомитет формировал районное жюри  из  числа представителей творчества, искусства и членов общественных организаций.

Конкурс проводился в двух возрастных категориях:

1)      до 18 лет; 2)      от 19 лет и старше.

Победители всех номинаций конкурса награждались почетными грамотами и призами от организаторов.

Во дворце возрождена традиция проведения смотра строя и песни. Лучшим командам предоставляется  честь пройти торжественным маршем перед ветеранами в День Победы.

В ночь Памяти и 9 мая в День великой Победы «россияне» несут почетный караул  у обелиска воинам- землякам, павшим в годы Великой Отечественной войны, участвуют в факельном шествии. В мероприятии участвуют и подростки.

Для подростков ежегодно проводится районная  военно-спортивная игра «Зарница» и много других мероприятий.

К сожалению, в Бурзянском районном дворце культуры не во всех предложенных направлениях ведется активная работа, была составлена таблица, в которой отражены мероприятия, характеризующие направления гражданско-патриотического воспитания, представленные во дворце

 

 

Таблица 2

 

Мероприятия, характеризующие гражданско-патриотическое воспитание МБУК «Бурзянский районный дворец культуры»

 

Направление гражданско-патриотического воспитания

Мероприятие

1

спортивно-оздоровительная деятельность

В рамках спортивных соревнований семей районный конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья»

2

Проведение анкетирования, опроса по выявлению уровня патриотизма и гражданственности учащихся.

Анкета, тест - Сентябрь, декабрь 2014г, май 2015 г.

3

Вахта Памяти. Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины

Традиционная ежегодная Вахта памяти у Вечного огня 9 мая

4

Игры и отдых на природе

Концерты и развлекательные игры для участников трудового лагеря

5

Пассивно-репродуктивная или развлекательная деятельность (посещение дискотек)

Посещение дискотек

6

Интеллектуально-позновательная деятельность активного характера (чтение)

Районный конкурс «Жемчужина Башкортостана»; районный конкурс экстрадно-разговорного жанра «Лучший чтец 2015»

7

эколого-краеведческое

Сабантуй

8

устройство государства и символика

Интеллектуальная игра «Что такое Конституция?»

9

Общественно-активная деятельность

Мероприятия

10

Любительская деятельность прикладного характера

Для подростков мероприятия не проводятся

11

Художественное, техническое, естественнонаучное и т.д. творчество

В рамках вокалного конкурса для подростков «Бөрйәнем ынйылары»

Информация о работе Методология исследования гражданско-потриотического воспитания подростков