Методология исследования гражданско-потриотического воспитания подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить методолгия исследования гражданско-патриотического воспитания подростков (на примере деятельности Муниципального бюджетного учреждения культуры «Бурзянский районный дворец культуры» муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан).
Задачи исследования –
1. Уточнить содержание понятия «социально-культурных условий гражданско-патриотического воспитания»;
2. Изучить теоретико-методологические исследования гражданско-патриотического воспитания подростков;

Содержание работы

Введение……………………………….…………………………….……...….………….…...3
Глава I. Теоретико-методологические основы гражданско-патриотического воспитания у подростков……………………………….…...…...6
1.1. Содержание понятия «социально-культурных условий гражданско-патриотического воспитания»……………………………………………………….……6
1.2. Теоретико-методологические исследования гражданско-патриотического воспитания подростков………………………………………………………………………….14
Глава II. Анализ методологии Муниципального бюджетного учреждения культуры «Бурзянский районный дворец культуры» муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан по гражданско-патриотическому воспитанию подростков………………………………….…….21
2.1. Формы, методы гражданско-патриотического воспитания подростков Муниципального бюджетного учреждения культуры «Бурзянский районный дворец культуры»………………………….………………………………………………..21
2.2. Характеристика методологии Муниципального бюджетного учреждения культуры «Бурзянский районный дворец культуры» по гражданско-патриотическому воспитанию подростков…………………………………………………………………………………….27
Заключение………………………..……………………………………….……..…..……...57 Список использованной литературы ………….……………..………..…………...61

Файлы: 1 файл

Методология Вильданов.docx

— 130.24 Кб (Скачать файл)

 

Как видно из таблицы, работа по организации гражданско-патриотического воспитания подростков реализована в узких рамках и требует расширения форм и направлений по данному виду деятельности.

Однако во дворце идет активное участие  в мероприятиях, посвященных Дню пожилых людей,  Дню Победы, Дню защитника Отечества и других. 

Для выявления у подростков отношение к гражданско-патриотическому воспитанию среди ребят, в возрасте от 12 до 15 лет, в сентябре 2014 года – в начале проекта проводилось исследование – Анкета «Я - патриот». Цель исследования: выявить у подростков отношение к гражданско-патриотическому воспитанию. Были получены следующие результаты:

Таблица 3                                                                                                       Результаты анкеты «Я - патриот»

вопрос

Варианты

ответа

Экспериментальная

группа

Контрольная

группа

  1. Нравится ли вам заниматься общественной работой?

да

50%

40%

нет

20%

20%

иногда

30%

40%

  1. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы народа?

да

30%

20%

нет

20%

30%

иногда

50%

50%

Считаете ли вы военную службу почетной обязанностью гражданина?

да

35%

15%

нет

35%

40%

иногда

30%

45%

  1. Принимали ли вы участие в общественной работе?

да

20%

5%

нет

30%

59%

иногда

50%

36%

Как вы думаете, нужна ли ребятам служба в армии?

да

30%

10%

нет

20%

55%

возможно

50%

35%

Вы знаете в каких войсках проходил службу ваш дед, отец?

да

25%

15%

нет

25%

30%

возможно

50%

62%


Таким образом, мы провели анкетирование среди подростков контрольной и экспериментальной групп, с помощью которого мы определили отношение к общественной работе, народу, предкам, службе в армии. Анализ анкет показал практически одинаковый низкий уровень в экспериментальной и контрольной групп. Была выдвинута гипотеза, что направленное воздействие сотрудников дворца культуры по созданию социально-культурных условий будет способствовать развитию гражданско-патриотического воспитания подростков.

Для выявления у подростков отношение к гражданско-патриотическому воспитанию проводилось очередное исследование – тестирование. Подростки выбирают правильные ответы из предложенных вариантов. Каждый правильный ответ - 1 балл.

Таблица 4                                                                                      Тестирование

1

Президент РФ является: 

1) Верховным главнокомандующим  Вооружѐнными силами Российской Федерации.

2) главой Правительства  РФ 

3) главой парламента РФ 

4) главой государства 

2

Парламент России называется:

1) Советом Федерации 

2) Федеральным собранием 

3) Государственной думой 

4) Верховным Советом.

3

Официальное название:

1) Россия

2) Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР)

3) Республика Россия

4) Российская Федерация (РФ)

5) Содружество Независимых Государств (СНГ).

4

Обязанности гражданина

1) состоять в рядах какой-либо политической партии; быть членом профсоюза;

2) соблюдать законы; платить налоги; защищать Отечество;

3) сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к памятникам истории и культуры;

4) работать на предприятии;

5) учиться, получать образование.


Правильные ответы:

1. Президент РФ является: 

Правильный ответ. Президент РФ является главой государства и Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации.

2. Парламент России называется:

Правильный ответ. Федеральным собранием.

3. Официальное название:

Правильный ответ. Россия и Российская Федерация. Ответ считается правильным только в том случае, если прозвучали оба официальных названия страны.

4.Обязанности гражданина

Правильный ответ. Соблюдать законы; платить налоги; защищать Отечество; сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к памятникам истории и культуры.

Проанализировав и сопоставив результаты анкетирования, прошедшего в декабре 2014 года, был сделан вывод: в экспериментальной группе существенным образом произошло повышение уровня патриотических качеств личности, а в контрольной группе особых изменений нет.

В процессе исследования мы выявили также и степень осознанности подростками понятия «патриотизм». С нашей точки зрения, патриотизм – это общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в определенном образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемых любовью к Родине, которое включает в себя: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовности ради нее к самопожертвованию; верность Родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны, сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям; привязанности к месту жительства.

Разработанная нами модель гражданско-патриотического воспитания подростков дает убедительный эффект, что наглядно демонстрируют представленные ниже результаты исследования.

Мы попросили учащихся ответить на вопрос: «Что для Вас означает понятие «патриотизм»?» Проводился опрос одних и тех же подростков в контрольных классах и экспериментальных группах, где внедрялась модель гражданско-патриотического воспитания. Сведения опроса приведены в таблице.

Таблица 5

Что для Вас означает понятие «патриотизм»

группа

Количество опрошенных

Варианты ответов

Любовь к Родине % (верность, польза, долг)

Другие ответы, %

(любовь к народу, соблюдение  традиций, чувство родства по  отношению к своей стране)

Экспериментальная

30

78,8

21,2

Контрольная

30

32,7

67,3


 В конце года данные показали, что в экспериментальных классах подростки полнее осознают сущность «патриотизма».

Цель представленной модели – показать возможный подход к патриотическому воспитанию подростков. Разработка же адекватной модели процесса, проектирование и конструирование самой системы воспитания требует дальнейших глубоких исследований широкого спектра культурологических, психолого-педагогических и социально-экономических аспектов воспитания в современных условиях, в том числе детального анализа причинно-следственных связей, включаемых в модель.  Даже при построении упрощенной модели возник ряд проблем, связанных с недостатком информации, несоответствия фактического положения дел установившимся теоретическим положениям.

Построенная модель воспитательного процесса отражает реальный возможный подход к патриотическому воспитанию подростков и может обеспечить повышение действенности воспитания.

В своем исследовании мы отслеживали в течение 1 года у одних и тех же подростков контрольной и экспериментальной группы Бурзянского района села Старо-Субхангулово желание встать на защиту интересов своей страны, своей Малой Родины, своего народа. Результаты в процентах от количества опрошенных в течение 1 года в контрольных и экспериментальных классах отражены в диаграмме 1 и 2.

Диаграмма 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 2.

Повышение желания встать на защиту интересов своей страны, своего села учащихся экспериментальных классов мы связываем с системой гражданско-патриотического воспитания. Реализованная нами проект гражданско-патриотического воспитания предусматривала формирование и развитие социально значимых ценностей, профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Для выявления у подростков отношение к гражданско-патриотическому воспитанию проводилось еще одно исследование – анкета.

Каждая индикаторная переменная анкеты варьируется на четырех уровнях: 0, 1, 2 и 3. При этом цифрой 3 оценивается вариант ответа «да», цифрой 2- вариант ответа «скорее «да», чем «нет»», цифрой 1 - вариант ответа «скорее «нет», чем «да»», цифрой 0 – вариант ответа «нет». Анкета содержит индикаторы прямого и обратного направления действия. Чем выше оценены  ответы на индикаторы прямого направления действия, тем выше уровень сформированности гражданственности и патриотизма. Индикаторы обратного направления действия представлены индикаторами 35 и 49. Чем более высоким  баллом оценивает анкетируемый ответ на эти индикаторы, тем меньше выражен у него уровень гражданственности и патриотизма. При обработке  результатов анкетирования индикаторы обратного направления действия инвертируются. Баллы, полученные за выполнение каждого индикатора, суммируются. Чем больше индивидуальный балл участника анкетирования, тем выше у него уровень сформированности гражданственности и патриотизма. Максимальное значение индивидуального балла составляет 159.

Результаты опроса дают возможность отследить, насколько у подростков сформирована гражданская позиция, ощущают ли они себя патриотами своей страны, и на основе полученной информации спланировать тематические мероприятия.

В зависимости от значения полученного индивидуального балла все участники анкетирования делятся по уровню сформированности гражданственности и патриотизма на три категории:

- от 0 до 40 баллов – очень  низкий уровень;

- от 41 до 80 баллов – низкий  уровень;

- от 81 до 120 –  средний  уровень;

- от 121 до 159 – высокий  уровень;

Содержание анкеты приведено в таблице  6.

таблица  6

Инструкция: Внимательно прочтите каждое утверждение (индикатор) и, оценив его применительно к себе, в бланке для ответов проставьте напротив номера соответствующего индикатора номер выбранного варианта ответа:

1) - да;  2)- скорее да, чем нет;   3)-  скорее нет, чем да;  4) - нет.

1. Интересуюсь историческим прошлым своей страны.

2. Испытываю гордость за Россию.

3. Интересуюсь культурными ценностями (литература, искусство, архитектура и т.п.) своей страны.

4. Слежу за культурными событиями в жизни нашей страны.

5. Вызывают чувство гордости политические и экономические успехи РФ.

6. Слежу  за современными политическими событиями в нашей стране.

7. Знаю Конституцию РФ.

8. Считаю, что Россия обладает достаточным потенциалом для статуса великой мировой державы.

9. Знаю основные гражданские права и обязанности граждан РФ.

10. Слежу за современными экономическими событиями в нашей стране.

11. Знаю основные положения Всеобщей декларации прав человека.

12. Осведомлен об общественно-политических событиях, происходящих в нашей стране.

13. Соблюдаю обязанности гражданина РФ.

14. Проявляю бережное отношение к историческому наследию страны.

15. Осведомлен о современном положении РФ на международной арене.

16. Проявляю бережное отношение к общественному достоянию.

17. Вызывают чувство гордости спортивные достижения России.

18. Знаю основные положения Конвенции о правах ребенка.

19. Вызывают чувство гордости технические и научные достижения РФ.

20. Активно отстаиваю свои гражданские права.

21. Вызывают чувство гордости исторические победы вооруженных сил России.

22. Проявляю бережное отношение к частной собственности.

23. Испытываю чувство гордости, когда звучит гимн России.

24. Участвую в общественной жизни учебного заведения (города, страны).

25. Проявляю бережливость и экономность в отношении  личной собственности.

26. Готов отстаивать гражданские права окружающих.

27. Стремлюсь поступать достойно, уважая достоинство других.

28. Не мирюсь с бестактным поведением других по отношению к окружающим.

29. Считаю, что участие в выборах –  это проявление активной гражданской позиции.

30. Участвую в деятельности общественных организаций. 

31. Считаю, что, проходя службу в армии, юноши становятся настоящими мужчинами.

32. Знаю государственную символику РФ.

33. Соблюдаю правила поведения в общественных местах.

34. Считаю обязательной воинскую службу по призыву.

35. Хочу сменить гражданство.

36. Готов вести благотворительную деятельность в пользу нуждающихся.

37. Хочу служить в современной Российской армии по контракту.

38. Считаю, что защита природных ресурсов России - дело каждого.

Информация о работе Методология исследования гражданско-потриотического воспитания подростков