Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 13:21, курсовая работа
Цель исследования – изучить методолгия исследования гражданско-патриотического воспитания подростков (на примере деятельности Муниципального бюджетного учреждения культуры «Бурзянский районный дворец культуры» муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан).
Задачи исследования –
1. Уточнить содержание понятия «социально-культурных условий гражданско-патриотического воспитания»;
2. Изучить теоретико-методологические исследования гражданско-патриотического воспитания подростков;
Введение……………………………….…………………………….……...….………….…...3
Глава I. Теоретико-методологические основы гражданско-патриотического воспитания у подростков……………………………….…...…...6
1.1. Содержание понятия «социально-культурных условий гражданско-патриотического воспитания»……………………………………………………….……6
1.2. Теоретико-методологические исследования гражданско-патриотического воспитания подростков………………………………………………………………………….14
Глава II. Анализ методологии Муниципального бюджетного учреждения культуры «Бурзянский районный дворец культуры» муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан по гражданско-патриотическому воспитанию подростков………………………………….…….21
2.1. Формы, методы гражданско-патриотического воспитания подростков Муниципального бюджетного учреждения культуры «Бурзянский районный дворец культуры»………………………….………………………………………………..21
2.2. Характеристика методологии Муниципального бюджетного учреждения культуры «Бурзянский районный дворец культуры» по гражданско-патриотическому воспитанию подростков…………………………………………………………………………………….27
Заключение………………………..……………………………………….……..…..……...57 Список использованной литературы ………….……………..………..…………...61
Как видно из таблицы, работа по организации гражданско-патриотического воспитания подростков реализована в узких рамках и требует расширения форм и направлений по данному виду деятельности.
Однако во дворце идет активное участие в мероприятиях, посвященных Дню пожилых людей, Дню Победы, Дню защитника Отечества и других.
Для выявления у подростков отношение к гражданско-патриотическому воспитанию среди ребят, в возрасте от 12 до 15 лет, в сентябре 2014 года – в начале проекта проводилось исследование – Анкета «Я - патриот». Цель исследования: выявить у подростков отношение к гражданско-патриотическому воспитанию. Были получены следующие результаты:
Таблица 3
вопрос |
Варианты ответа |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
|
да |
50% |
40% |
нет |
20% |
20% | |
иногда |
30% |
40% | |
|
да |
30% |
20% |
нет |
20% |
30% | |
иногда |
50% |
50% | |
Считаете ли вы военную службу почетной обязанностью гражданина? |
да |
35% |
15% |
нет |
35% |
40% | |
иногда |
30% |
45% | |
|
да |
20% |
5% |
нет |
30% |
59% | |
иногда |
50% |
36% | |
Как вы думаете, нужна ли ребятам служба в армии? |
да |
30% |
10% |
нет |
20% |
55% | |
возможно |
50% |
35% | |
Вы знаете в каких войсках проходил службу ваш дед, отец? |
да |
25% |
15% |
нет |
25% |
30% | |
возможно |
50% |
62% |
Таким образом, мы провели анкетирование среди подростков контрольной и экспериментальной групп, с помощью которого мы определили отношение к общественной работе, народу, предкам, службе в армии. Анализ анкет показал практически одинаковый низкий уровень в экспериментальной и контрольной групп. Была выдвинута гипотеза, что направленное воздействие сотрудников дворца культуры по созданию социально-культурных условий будет способствовать развитию гражданско-патриотического воспитания подростков.
Для выявления у подростков отношение к гражданско-патриотическому воспитанию проводилось очередное исследование – тестирование. Подростки выбирают правильные ответы из предложенных вариантов. Каждый правильный ответ - 1 балл.
Таблица 4
1 |
Президент РФ является: |
1) Верховным главнокомандующим Вооружѐнными силами Российской Федерации. 2) главой Правительства РФ 3) главой парламента РФ 4) главой государства |
2 |
Парламент России называется: |
1) Советом Федерации 2) Федеральным собранием 3) Государственной думой 4) Верховным Советом. |
3 |
Официальное название: |
1) Россия 2) Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) 3) Республика Россия 4) Российская Федерация (РФ) 5) Содружество Независимых Государств (СНГ). |
4 |
Обязанности гражданина |
1) состоять в рядах какой-либо политической партии; быть членом профсоюза; 2) соблюдать законы; платить налоги; защищать Отечество; 3) сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к памятникам истории и культуры; 4) работать на предприятии; 5) учиться, получать образование. |
Правильные ответы:
1. Президент РФ является:
Правильный ответ. Президент РФ является главой государства и Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации.
2. Парламент России называется:
Правильный ответ. Федеральным собранием.
3. Официальное название:
Правильный ответ. Россия и Российская Федерация. Ответ считается правильным только в том случае, если прозвучали оба официальных названия страны.
4.Обязанности гражданина
Правильный ответ. Соблюдать законы; платить налоги; защищать Отечество; сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к памятникам истории и культуры.
Проанализировав и сопоставив результаты анкетирования, прошедшего в декабре 2014 года, был сделан вывод: в экспериментальной группе существенным образом произошло повышение уровня патриотических качеств личности, а в контрольной группе особых изменений нет.
В процессе исследования мы выявили также и степень осознанности подростками понятия «патриотизм». С нашей точки зрения, патриотизм – это общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в определенном образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемых любовью к Родине, которое включает в себя: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовности ради нее к самопожертвованию; верность Родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны, сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям; привязанности к месту жительства.
Разработанная нами модель гражданско-патриотического воспитания подростков дает убедительный эффект, что наглядно демонстрируют представленные ниже результаты исследования.
Мы попросили учащихся ответить на вопрос: «Что для Вас означает понятие «патриотизм»?» Проводился опрос одних и тех же подростков в контрольных классах и экспериментальных группах, где внедрялась модель гражданско-патриотического воспитания. Сведения опроса приведены в таблице.
Таблица 5
Что для Вас означает понятие «патриотизм»
группа |
Количество опрошенных |
Варианты ответов | |
Любовь к Родине % (верность, польза, долг) |
Другие ответы, % (любовь к народу, соблюдение традиций, чувство родства по отношению к своей стране) | ||
Экспериментальная |
30 |
78,8 |
21,2 |
Контрольная |
30 |
32,7 |
67,3 |
В конце года данные показали, что в экспериментальных классах подростки полнее осознают сущность «патриотизма».
Цель представленной модели – показать возможный подход к патриотическому воспитанию подростков. Разработка же адекватной модели процесса, проектирование и конструирование самой системы воспитания требует дальнейших глубоких исследований широкого спектра культурологических, психолого-педагогических и социально-экономических аспектов воспитания в современных условиях, в том числе детального анализа причинно-следственных связей, включаемых в модель. Даже при построении упрощенной модели возник ряд проблем, связанных с недостатком информации, несоответствия фактического положения дел установившимся теоретическим положениям.
Построенная модель воспитательного процесса отражает реальный возможный подход к патриотическому воспитанию подростков и может обеспечить повышение действенности воспитания.
В своем исследовании мы отслеживали в течение 1 года у одних и тех же подростков контрольной и экспериментальной группы Бурзянского района села Старо-Субхангулово желание встать на защиту интересов своей страны, своей Малой Родины, своего народа. Результаты в процентах от количества опрошенных в течение 1 года в контрольных и экспериментальных классах отражены в диаграмме 1 и 2.
Диаграмма 1.
Диаграмма 2.
Повышение желания встать на защиту интересов своей страны, своего села учащихся экспериментальных классов мы связываем с системой гражданско-патриотического воспитания. Реализованная нами проект гражданско-патриотического воспитания предусматривала формирование и развитие социально значимых ценностей, профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Для выявления у подростков отношение к гражданско-патриотическому воспитанию проводилось еще одно исследование – анкета.
Каждая индикаторная переменная анкеты варьируется на четырех уровнях: 0, 1, 2 и 3. При этом цифрой 3 оценивается вариант ответа «да», цифрой 2- вариант ответа «скорее «да», чем «нет»», цифрой 1 - вариант ответа «скорее «нет», чем «да»», цифрой 0 – вариант ответа «нет». Анкета содержит индикаторы прямого и обратного направления действия. Чем выше оценены ответы на индикаторы прямого направления действия, тем выше уровень сформированности гражданственности и патриотизма. Индикаторы обратного направления действия представлены индикаторами 35 и 49. Чем более высоким баллом оценивает анкетируемый ответ на эти индикаторы, тем меньше выражен у него уровень гражданственности и патриотизма. При обработке результатов анкетирования индикаторы обратного направления действия инвертируются. Баллы, полученные за выполнение каждого индикатора, суммируются. Чем больше индивидуальный балл участника анкетирования, тем выше у него уровень сформированности гражданственности и патриотизма. Максимальное значение индивидуального балла составляет 159.
Результаты опроса дают возможность отследить, насколько у подростков сформирована гражданская позиция, ощущают ли они себя патриотами своей страны, и на основе полученной информации спланировать тематические мероприятия.
В зависимости от значения полученного индивидуального балла все участники анкетирования делятся по уровню сформированности гражданственности и патриотизма на три категории:
- от 0 до 40 баллов – очень низкий уровень;
- от 41 до 80 баллов – низкий уровень;
- от 81 до 120 – средний уровень;
- от 121 до 159 – высокий уровень;
Содержание анкеты приведено в таблице 6.
таблица 6
Инструкция: Внимательно прочтите каждое утверждение (индикатор) и, оценив его применительно к себе, в бланке для ответов проставьте напротив номера соответствующего индикатора номер выбранного варианта ответа:
1) - да; 2)- скорее да, чем нет; 3)- скорее нет, чем да; 4) - нет.
1. Интересуюсь историческим прошлым своей страны.
2. Испытываю гордость за Россию.
3. Интересуюсь культурными ценностями (литература, искусство, архитектура и т.п.) своей страны.
4. Слежу за культурными событиями в жизни нашей страны.
5. Вызывают чувство гордости политические и экономические успехи РФ.
6. Слежу за современными политическими событиями в нашей стране.
7. Знаю Конституцию РФ.
8. Считаю, что Россия обладает достаточным потенциалом для статуса великой мировой державы.
9. Знаю основные гражданские права и обязанности граждан РФ.
10. Слежу за современными экономическими событиями в нашей стране.
11. Знаю основные положения Всеобщей декларации прав человека.
12. Осведомлен об общественно-политических событиях, происходящих в нашей стране.
13. Соблюдаю обязанности гражданина РФ.
14. Проявляю бережное отношение к историческому наследию страны.
15. Осведомлен о современном положении РФ на международной арене.
16. Проявляю бережное отношение к общественному достоянию.
17. Вызывают чувство гордости спортивные достижения России.
18. Знаю основные положения Конвенции о правах ребенка.
19. Вызывают чувство гордости технические и научные достижения РФ.
20. Активно отстаиваю свои гражданские права.
21. Вызывают чувство гордости исторические победы вооруженных сил России.
22. Проявляю бережное отношение к частной собственности.
23. Испытываю чувство гордости, когда звучит гимн России.
24. Участвую в общественной жизни учебного заведения (города, страны).
25. Проявляю бережливость и экономность в отношении личной собственности.
26. Готов отстаивать гражданские права окружающих.
27. Стремлюсь поступать достойно, уважая достоинство других.
28. Не мирюсь с бестактным поведением других по отношению к окружающим.
29. Считаю, что участие в выборах – это проявление активной гражданской позиции.
30. Участвую в деятельности общественных организаций.
31. Считаю, что, проходя службу в армии, юноши становятся настоящими мужчинами.
32. Знаю государственную символику РФ.
33. Соблюдаю правила поведения в общественных местах.
34. Считаю обязательной воинскую службу по призыву.
35. Хочу сменить гражданство.
36. Готов вести благотворительную деятельность в пользу нуждающихся.
37. Хочу служить в современной Российской армии по контракту.
38. Считаю, что защита природных ресурсов России - дело каждого.
Информация о работе Методология исследования гражданско-потриотического воспитания подростков