Методология исследования гражданско-потриотического воспитания подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить методолгия исследования гражданско-патриотического воспитания подростков (на примере деятельности Муниципального бюджетного учреждения культуры «Бурзянский районный дворец культуры» муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан).
Задачи исследования –
1. Уточнить содержание понятия «социально-культурных условий гражданско-патриотического воспитания»;
2. Изучить теоретико-методологические исследования гражданско-патриотического воспитания подростков;

Содержание работы

Введение……………………………….…………………………….……...….………….…...3
Глава I. Теоретико-методологические основы гражданско-патриотического воспитания у подростков……………………………….…...…...6
1.1. Содержание понятия «социально-культурных условий гражданско-патриотического воспитания»……………………………………………………….……6
1.2. Теоретико-методологические исследования гражданско-патриотического воспитания подростков………………………………………………………………………….14
Глава II. Анализ методологии Муниципального бюджетного учреждения культуры «Бурзянский районный дворец культуры» муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан по гражданско-патриотическому воспитанию подростков………………………………….…….21
2.1. Формы, методы гражданско-патриотического воспитания подростков Муниципального бюджетного учреждения культуры «Бурзянский районный дворец культуры»………………………….………………………………………………..21
2.2. Характеристика методологии Муниципального бюджетного учреждения культуры «Бурзянский районный дворец культуры» по гражданско-патриотическому воспитанию подростков…………………………………………………………………………………….27
Заключение………………………..……………………………………….……..…..……...57 Список использованной литературы ………….……………..………..…………...61

Файлы: 1 файл

Методология Вильданов.docx

— 130.24 Кб (Скачать файл)

39. Готов вести  шефскую или волонтерскую деятельность.

40. Использую знания базовых ценностей мировой культуры для личностного и общекультурного развития

41. Готов трудиться на благо своей страны.

42. Считаю, что каждый гражданин РФ должен заботиться о сохранении экологического баланса.

43. Терпимо отношусь к представителям разных национальностей, проживающих в России.

44. Считаю, что многонациональность России обогащает ее культуру.

45. Предан своему отечеству.

46. Считаю, что главное в жизни – делать нечто важное, значимое для других и страны в целом.

47. Уважительно отношусь к прошлому историческому опыту своей страны.

48. Считаю, что Россия полиэтническая страна и в ней должны жить представители разных национальностей.

49. Готов уехать за границу на постоянное место жительства.

50. Уважительно отношусь к традициям  представителей других национальностей проживающих в России.

51. Считаю своим долгом оказывать посильную помощь пожилым и престарелым людям.

52. Горжусь победой советского народа в Великой Отечественной войне.

53. Считаю себя патриотом своей страны.

54. Я многим обязан своей  стране».

55.Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к  ним хорошо относились.

56. Я хотел бы съездить  в другие страны, но жить я  предпочитаю в своей.

Проанализировав и сопоставив результаты анкетирования, был сделан вывод: подростки экспериментальной группы на период декабрьской диагностики показали более высокий процент отношение к патриотизму относительно подростков контрольной группы при изначально.

Но статистика свидетельствует о росте среди подростков негативного отношения к понятиям гражданского долга, ответственности перед обществом, коррозии патриотических и гражданских идеалов. Для выявления уровня гражданственности и патриотизма было проведено анкетирование среди подростков 12-15 лет, в котором приняли участие 60 человек, из них 30 человек – экспериментальная группа, 30 - контрольная. При достаточно высоких результатах тестирования, ответы на некоторые вопросы заставляют задуматься. Так на вопросы: «Я многим обязан своей стране» (3% учащихся ответили «нет»), «Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились» (7% – «да»), «Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей» (9% – «нет»). Сейчас развенчивают и критикуют разные стороны нашей истории, имена. А кто не уважает своей родины, тот не уважает себя, тот не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц.

Сегодня мы прекрасно понимаем: патриотическим воспитанием наших подростков надо серьезно заниматься. Ведь нам, поколениям, которые с пеленок воспитывались на почве любви и преданности своему Отечеству, отнюдь не безразлично кто придет  нам на смену.

Воспитание – процесс сложный и непрерывный. У организаторов и подростков учреждения культуры много планов.

Будущее любой страны, любой нации – это подрастающее поколение. В зависимости от того, как воспитывать детей, как готовить их к взрослой жизни, зависит судьба государства и всех в нем живущих.

Исследование уровня патриотических знаний исследуемых нами подростков 12-15 лет, проведенное на начальном этапе экспериментальной работы, показало, что в экспериментальной и контрольной группах большинство составили подростки со средним и низким уровнем патриотических знаний.

Сравнительная характеристика уровня патриотических знаний подростков в начале экспериментальной работы дана в нижеприведенной таблице.

Состояние уровня патриотических воспитания подростков на начальном этапе (%)

Таблица 7

группа

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

экспериментальная

12,8

24,5

36,2

20,1

6,4

контрольная

14,3

24,5

32,7

18,3

10,2

итого

13,5

24,5

34,4

19,3

8,3


В процессе экспериментальной работы нами неоднократно проводилось повторное исследование патриотических знаний подростков, показавшее изменение уровня знаний в экспериментальной группе.  К концу опытной работы можно было видеть, что в экспериментальной группе значительно уменьшилось количество подростков с низким уровнем знаний и, соответственно, увеличилось количество подростков со средним и высоким уровнем. Результаты произошедших изменений отражены в следующей таблице.

Характеристика гражданско-патриотического воспитания подростков на заключительном этапе экспериментальной работы (%)

Таблица 8

группа

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

экспериментальная

24,5

43,6

22,3

9,6

0

контрольная

16,3

27,6

36,7

12,2

7,2

итого

20,3

35,4

29,7

11

3,6


Таким образом, из данных, приведенных в таблице, видно, что уровень патриотического воспитания подростков экспериментальной группы стал более высоким, чем у подростков контрольной группы. Необходимо также отметить, что при подведении итогов опытной работы подростки экспериментальной группы обнаружили не только хорошие знания фактов из выдающихся людях, традициях, культуре россиян, но и правильное и глубокое понимание понятий.

Проведенное нами исследование убедило нас в том, что идею патриотизма следует поставить в центр всего воспитательного процесса  как основополагающую, ибо это имеет огромное значение в социальном и духовно-нравственном развитии человека. В становлении его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

 

 

     

  

      

  

  

 

 

 

 

  

 

 

 

Заключение

 

В последнее десятилетие в России патриотизм стал одной из самых дискуссионных тем, широко обсуждаемых в различных сферах общественной жизни, государственности, науки. Разброс мнений достаточно велик: принятия Государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы», а также «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации», в которой патриотизм определяется как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите». В настоящее время на воспитание патриотизма ориентировано большое число социальных и политических институтов. К ним относятся: семья, учреждения культуры, средства массовой информации, система образования, государственная власть, религиозные конфессии, политические партии, институт предпринимательства, система физической культуры и спорта. В силу своей специфики учреждения культуры обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одним из мощнейших механизмов формирования мировоззренческих оснований патриотизма у подростков. Патриотизм — это особая направленность самореализации и социального поведения личности, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над 128 индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности. Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у подростков высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Базой нашего исследования выступил МБУК «Бурзянский районный дворец культуры». В исследовании приняло участие 20 подростков в возрасте от 12 до 15 лет.

Исследование показало, что при соблюдении выделенных нами условий у подростков произошло повышение уровня патриотических качеств личности. Развиваются социально значимые мотивы участия в патриотической и созидательной деятельности, гражданская ответственность и активно формируется ценностное отношение к Родине, людям, прошлому и настоящему.

Результаты нашей исследовательской работы, сформулированные предложения и выводы  помогут организаторам, педагогам и воспитателям повысить эффективность практической реализации гражданско-патриотического воспитания.

Выполненная нами работа не исчерпывает всех проблем гражданско-патриотического воспитания подростков. Дальнейшими направлениями научной работы, связанными с темой нашего исследования, могут быть: разработка целостной системы гражданско-патриотического воспитания в учреждениях культуры на основе принципов преемственности и непрерывности; разработка методических пособий с учетом региональных условий; совершенствование программы, ее органичное дополнение или создание специальной программы для гражданско-патриотической работы на базе учреждения культуры.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Боголюбов Л.Н. (руководитель), Кинкулъкин А.Т., Иванова Л.Ф., Кишенкова О.В., Виноградова Н.Ф., Козленко С.И., Алексашкипа Л.Л., Летрова Н.Н., Вяземский Е.Е. Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2003, № 9.

2. Воспитание гражданина в советской  школе. /Под ред. Г.Н. Филонова. ? М.: Педагогика, 2000.

3. Кузнецова Л.В. Становление и развитие  гражданского воспитания школьников  в России: Цели, ценности, эффективность: Монография. ? М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005.

4. Крицкая, Н. Ф. Современные тенденции развития гражданского образования // Интегративный подход к воспитанию гражданственности в системе непрерывного образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Киров, апрель 2005. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005.

5. Молодцова, И.В. Педагогические условия становления гражданской позиции старшего подростка // Преподавание истории в школе. - Москва, 2007. -№ 1.

6. Проблемы правового образования  в общеобразовательных учреждениях // Материалы Всероссийской конф. - М.: Университет, 2001. - С.97-100.

7. Суколенов И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях (Историко-педагогические аспекты): Дис.д-ра пед.наук. - М., 2002.

8. Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика. -2002. - №4.

9. 10.Кофырин И. Кто уходит в неформалы... // "Аргументы и факты" - 2000. - № 13.

10. Ломакина Д.А., Собкин В.С. Социальные проблемы криминогенности молодежи // Социология образования. Труды по социологии образования - Том 2. - выпуск 3. - М.- ЦСО РАО. - 2004.

11. Прихожан А.М.. Толстых Н.Н. Дети без семьи // М. - 2003.

12. Психологические проблемы изучения  неформальных молодежных объединений // м. - 2006. - под ред. Д.И. Фельдштейна.

13. 14.Райс Ф. Психология подросткового  и юношеского возраста // 8-е издание. - С. - П. - 2000.

14. Собкин В.С. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте // М. - 2007.

15. Собкин В.С., Кузнецова Н.И. Российский подросток 90-х. Движение в зону риска // М. -2008.

16. Файн А.П. Формы и методы работы с подростковыми неформальными группами // М. - 2009.

17. Фельдштейн Д.И., Разиновский Л.А. Методические рекомендации по изучению особенностей неформальных молодежных объединений // М. - 2007.

18. Суприев И.Ю., Радзиховский Л.А. Из истории неформальных молодежных объединений //

19. Телевидение и школа: опыт социокультурного и психолого-педагогического анализа // М. - 2009. - под. ред. Собкина В.С.

20. Андриенко Е.В. "Социальная психология". - М., 2003.

21. Вичев В. "Мораль и социальная психика". - М., 2008.

22. Выготский Л.С. "Педагогическая психология". - М., 2006.

23. Выготский Л.С. "Проблемы возраста". - М., 2004.

24. Годфруа Ж. "Что такое психология". - М., 2002.

25. Голованова Н.Ф. "Социализация  школьников как педагогическое явление". - М., 2008.

26. Донцов А.И. "Проблемы групповой сплочённости". - М., 2007.

27. Донцов А.И. "Психология коллектива". - М., 2004.

28. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев  В.Н. "Генетика, поведение, ответственность". - М., 1989.

29. Дьюи Дж. "Психология и педагогика мышления". - М., 1999.

30. Кон И.С. "Психология старшеклассников". - М., 1980.

31. Кон И.С. "Психология ранней  юности". - М., 1989.

32. Кравченко А.И. "Введение в социологию". - М., 2005.

33. Майерс Д. "Социальная психология". - СПБ., 1997.

34. Марсель Г. "Трагическая мудрость  философии". - М., 1995.

35. Мудрик А.В. "Социальная педагогика". - М., 2000.

36. Немов Р.С. "Психология". - М., 1990.

37. Новикова Л.И. "Школа и среда". - М., 1985.

38. Петровский А.В. "Личность. Деятельность. Коллектив". - М., 2002.

 

 

 


Информация о работе Методология исследования гражданско-потриотического воспитания подростков