Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 13:21, курсовая работа
Цель исследования – изучить методолгия исследования гражданско-патриотического воспитания подростков (на примере деятельности Муниципального бюджетного учреждения культуры «Бурзянский районный дворец культуры» муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан).
Задачи исследования –
1. Уточнить содержание понятия «социально-культурных условий гражданско-патриотического воспитания»;
2. Изучить теоретико-методологические исследования гражданско-патриотического воспитания подростков;
Введение……………………………….…………………………….……...….………….…...3
Глава I. Теоретико-методологические основы гражданско-патриотического воспитания у подростков……………………………….…...…...6
1.1. Содержание понятия «социально-культурных условий гражданско-патриотического воспитания»……………………………………………………….……6
1.2. Теоретико-методологические исследования гражданско-патриотического воспитания подростков………………………………………………………………………….14
Глава II. Анализ методологии Муниципального бюджетного учреждения культуры «Бурзянский районный дворец культуры» муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан по гражданско-патриотическому воспитанию подростков………………………………….…….21
2.1. Формы, методы гражданско-патриотического воспитания подростков Муниципального бюджетного учреждения культуры «Бурзянский районный дворец культуры»………………………….………………………………………………..21
2.2. Характеристика методологии Муниципального бюджетного учреждения культуры «Бурзянский районный дворец культуры» по гражданско-патриотическому воспитанию подростков…………………………………………………………………………………….27
Заключение………………………..……………………………………….……..…..……...57 Список использованной литературы ………….……………..………..…………...61
- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социо-культурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Понятия «патриотизм» не имеет однозначного толкования.
Патриотизм — (от греческого πατριώτης — соотечественник, πατρίς —отечество) в трактовке Словаря иностранных слов — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите [11.67].
В античной Греции термин patria («родина») применялся к родному городу-государству, а термин patriota означал сторонника и защитника своего полиса, хотя история хранит примеры и общегреческого патриотизма [6.43].
В Толковом словаре живого великорусского языка. В.И.Даля «патриотизм» представлен как «любовь к родине» [9.11].
Отличительной особенностью приведенных определений является акцентирование отношений личности к родине. В основном они сводятся к нравственным чувствам, чего явно недостаточно для раскрытия сущности патриотизма.
Обобщая сказанное, отметим, что патриотизм трактуется в различных философских словарях и как особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям; и как готовность служить интересам своей Родины»; и как нравственный и политический принцип, социальное чувство (содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины); и как благородная любовь к Родине как к месту рождения, или как к стране, признаваемой человеком в качестве Родины согласно внутреннему чувству принадлежности.
Среди важнейших сущностных характеристик патриотизма, исследователями были выделены следующие.
Вo-первых, патриотизм представляет одну из наиболее значимых ценностей, присущую всем сферам жизни общества и государства, характеризующуюся высшим уровнем развития личности и проявляющуюся в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества [2.59].
Во-вторых, патриотизм — своего рода фундамент общественного и государственного здания, идеологическая опора его жизнеспособности, одно из базовых условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов.
В-третьих, патриотизм — это самое глубокое осознание, переживание своей родственности с Отчизной, своей укорененности в ее существовании, какие бы конкретные политические формы она не принимала.
В-четвертых, патриотизму чужды национальный шовинизм и расовая дискриминация. Как тип национального сознания патриотизм состоит в том, что его носители признают равное право всех других народов на свободное развитие, национальнo-культурную самобытность, традиционный для них образ жизни, присyщие им ценности, нормы, традиции и не считают возможным навязывать другим свои представления и национальные стереотипы [3.26].
Воспитание патриотизма у подрастающего поколения можно рассматривать как отношение, как чувство, как качество, содержанием которого является любовь к Родине, преданность ей, гордость за ее героическое прошлое и настоящее, стремление защитить интересы страны!!!!
Волгоградскими исследователями был определен феномен культуры патриотизма, существующий в виде духовных ценностей, символов, социальных традиций, разнообразных способов человеческой деятельности и общения. Она представляет собой совокупность достижений в области духовного производства, науки, искусства, морали, воспитания, а также предметов труда и творчества. Культура российского патриотизма — явление самобытное, духовно богатое, эмоционально насыщенное и идейно укреплѐнное. Еѐ трансферт в конкретного человека составляет патриотическую культуру личности.
Воспитание культуры патриотизма рассматривается ими как процесс целенаправленного воздействия на сознание и чувства учащихся и функционально ориентировано на формирование у них определенных установок, мотивов, понятий, принципов ценностей, идеалов, черт характера, поведения, деятельности и межличностного общения. Вместе с тем процесс образования в структуре педагогического процесса характеризуется активным присвоением учащимися патриотической деятельности и внутренне отражается в духовном развитии личности.
Рядом с понятием патриотизма в современных исследованиях рассматриваются понятия «гражданственность», «национализм», «космополитизм». Не имея своей целью, подробный анализ определений и подходов к рассмотрению этих понятий, отметим следующее:
1. Гражданственность в
большинстве исследований
Гражданственность это проявление ответственного отношения человека, осознающего не только свои права, но и обязанности, к другим людям и обществу в целом. Русское понятие гражданственности не синонимично западному понятию буржуазности Русское понятие гражданственности не синонимично западному понятию буржуазности, возникшему непосредственно вследствие промышленного и торгового развития и урбанизации, и, следовательно, этимологически коренящемуся в прошлом. Гражданственность в России основана на совести, то есть, находится в становлении, ориентирована на будущее.
Гражданин — индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках, свободы. По своему правовому положению граждане конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства.
Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы. Чувство гражданственности вытекает из самосознания человеком себя как личности, как самостоятельного, индивидуального члена общества, обладающего определенными правами и обязанностями, закрепленными в законодательстве, активно участвующего в принятии и осуществлении государственных решений, и руководствующегося в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями.
Гражданственность предполагает освоение и реализацию подростком своих прав и обязанностей по отношению к себе как личности, своей семье, обществу, Отечеству, планете в целом. Критериями гражданской культуры выступают уровень знаний и степень их реализации в соблюдении и выполнении гражданских, политических, экономических и социальных прав и обязанностей человека. Формирование гражданской культуры основывается на процессе постижения, освоения и присвоения учащимся нравственных ценностей: достоинства, честности, свободы. Содержание гражданской культуры направлено на формирование сообщества детей и взрослых, опирающегося на права человека и поощряющего достоинство и достижения каждого как условие развития правового государства.
Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где казалось бы при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети.
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является очень важным и значимым компонентом в процессе формирования всесторонне развитой гармонической личности. Поскольку без формирования в человеке нравственных идеалов чувства любви к Родине, стремления к миру, без воспитания в нем сознательности и ответственности не только за свою жизнь, но и за судьбы других людей, народа не возможно полноценное развитие государства [4. 78].
Воспитание патриота и гражданина своей страны является приоритетной задачей государства. Для развития и процветания государства необходимо не только, чтобы человек получил образование, но и очень важно, чтобы у него было желание плодотворно трудиться и всячески способствовать развитию своей страны. Будущее страны зависит от того, какое воспитание получит подрастающее поколение, и перед работниками культуры стоит непростая задача: сформировать в каждом подростке все необходимые качества, которые создадут устойчивый фундамент для развития личности. Поэтому с раннего возраста детям необходимо прививать уважение к историческому прошлому и культуре своего народа, чувство гордости за родной язык и любовь к красотам родной природы.
Героические события прошлого и современные достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта дают реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий, программ и проектов по патриотическому воспитанию подростков, для развития подросткового общественного движения в РБ.
Гражданско-патриотическое воспитание в отечественной педагогике формировалось на основе идеи единства общины и государства и народа. В отечественной педагогике предшествовали идеи воспитания сынов Отечества, мужественных, отважных его защитников, стремящихся способствовать во всех отношениях славе Отечества (И.И. Бецкой, Н.И. Карамзин, М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин и др.).
Теоретико-методологические основы исследования составляют: психологический системный подход, основанный на поиске и нахождении целостных характеристик изучаемых фактов, явлений; положения психологии о развитии и саморазвитии личности подростка; теории личностно-деятельного, системного подходов к изучению психологических явлений.
Существенное значение имели классические и современные (Т.В. Пелевина) труды по образовательным проблемам (Е.В. Беляева и Т.В. Мишаткина,); в зарубежной педагогике теория гражданского воспитания наиболее полно представлена в работах Г.Кершенштейнера. В 18-19вв. проблему патриотизма рассматривали Д.Локк, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, Ж.Ж.Руссо, Г.Гегель. В советской педагогике начало исследования проблем патриотического и гражданского воспитания связывают, прежде всего, с именами представителей революционно-демократического движения: А.Н. Радищева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. В 60-80-е гг. ХХ в. теория и практика патриотического воспитания нашла отражение в научных работах Д.А. Аргазина, А.А. Аронова, А.Н. Вырщикова, Ю.К. Бабанского, Л.А Бублика, А.В. Барабанщикова, В.А. Караковского, В.И. Ковалёва, М.Н. Терентия, Н.Е. Хворова, В.С. Чудного, М.М. Ященко и др.
Историко-педагогический анализ показывает, что вопросы формирования у подрастающего поколения чувства патриотизма и соответствующего сознания и поведения освещались в трудах многих ученых, занимающихся изучением этой проблемы.
В разные исторические периоды развития России проблема гражданско-патриотического воспитания имела приоритетное значение. В XVIII веке воспитание человека-гражданина считалось главной целью педагогического процесса. В XIX веке эта идея получила дальнейшее развитие. Большой вклад в разработку вышеуказанной проблемы внесли видные мыслители, учёные - педагоги России: Макаренко А.С., Щацкий СП., Сухомлинский В.А., Блонский П.П., Занков Л.В., Скаткин М.Н. В их трудах заложена основа проблемы гражданского и патриотического воспитания. К.Д. Ушинский рассматривал гражданственность как сложное нравственное качество, в основе которого лежит любовь к Родине и чувство национального самосознания личности. В XX веке выдающийся педагог В.А. Сухомлинский считал гражданское воспитание действенным средством и важнейшим критерием оценки результативности воспитательной работы.
В годы Советской власти вопросы патриотического, гражданского, интернационального воспитания были исследованы по отдельности, так что гражданское и патриотическое воспитание в комплексе было исследовано недостаточно.
Исследованием проблемы патриотического воспитания во второй половине ХХ века занимались В.В. Белорусова, Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Н.П. Егоров, В.П. Есипов, Т.А. Ильина, П.В. Конаныхина, Ф.Ф. Королев, И.С. Марьенко, Т.Н. Мальковская, С.Е. Матушкина, Ф.С. Савченко, Л.Ф. Спирин, К.3. Сафиуллина, И.Т. Огородников, И.П. Тукаев, Ф.И. Хвалова,В.И. Шахненко, Д.Н. Щербаков, Г.И. Щукина, А.В. Янковская и др. Различные аспекты проблемы в 90 — е годы указанного века активно исследовали: Е.П. Белозерцев, З.Т. Гасанов, А.Д. Солдатенков, Т.М. Су-ходолова, М.А. Терентий Ш.Ш. Хайрулин Н.Ф.Харламов Н.Е Щуркова и др.; вопросы патриотического воспитания детей школьного возраста И.И. Валиев, М.А. Горбатов, Е.И. Корнеев, Н.Ф. Кузьменко, В.Н. Никифоров, Р.Л. Рождественская и др. Значительный вклад в разработку проблемы по всем ее направлениям, включая ее фундаментальное методологическое обоснование, внесли В. И. Лутовинов, А. К. Быков, А.Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев, С. Л. Рыков.
Глубина и разносторонность исследования проблемы патриотизма и патриотического воспитания характеризуют диссертационные исследования2000-х — 2010-х гг.: М.Л. Афанасьевой, Т.Е. Вежевич В.В. Гладких, Н.М. Снопко, И.Н. Глазуновой, В.С Горбунова, С.Ю. Ивановой, А.В. Новикова, Микрюкова и др.
В современных условиях гражданское воспитание рассматривается как комплекс социально-педагогических мер, позволяющих юным гражданам принимать ответственное участие в жизни общества; как целенаправленное воздействие на сознание, чувства и поступки с целью воспитания гражданских качеств, самовоспитания и саморазвития; как содействие подрастающему поколению в освоении ценностей гражданского общества. В современной отечественной педагогике многие ученые (А.В. Беляев, С.В. Бобрышов, А.В. Мудрик, А.Ф. Никитин, Г.Г. Николаев, О.В. Солодова, Г.Н. Филонов и др.) дают собственные определения понятию «гражданственность» и отмечают характерные черты этого интегративного качества. По их мнению, гражданственность – это активная ответственная позиция человека в выполнении его социально-экономических, политических и других обязанностей, она подразумевает определенный уровень сформированности духовной культуры человека. Гражданственность рассматривается как совокупность гражданских качеств, которые позволяют определить гражданскую позицию человека, его готовность к вхождению в общество и к участию в социально значимой деятельности. На основе анализа теоретических исследований по данной проблеме и обобщения собственного педагогического опыта мы рассматриваем гражданственность как интегративное качество личности, выражающееся в знании, желании и умении следовать общепринятым нормам морали и права; в наличии осознанных целей социально значимой деятельности, в готовности и умении принимать активное участие в жизни общества, в сформированности гражданских качеств. Целью гражданского воспитания является воспитание гражданственности, формирование гражданской нравственной позиции личности, способной нести моральную ответственность за свои решения и поступки, совершаемые с учетом существующей в обществе системы 14 ценностей, с опорой на знание законов и с обретением опыта социально значимой деятельности. Подростковый возраст рассматривается в исследовании как наиболее сензитивный период воспитания гражданственности, так как это возраст повышенного интереса к мировоззренческим вопросам, приобретения самостоятельности, выработки взглядов на людей и общество. Исследования А.В. Волохова, А.Г. Кирпичника, Т.И. Кобелевой, Д.Н. Лебедева, К.Д. Радиной, Е.В. Титовой, Е.Е. Чепурных и др. позволяют сделать вывод о том, что современные детские общественные объединения востребованы как самостоятельный социальный институт, реализующий специфические социально-педагогические функции и имеющий определенную нишу в гражданском обществе. Наряду с другими социальными институтами они решают задачу воспитания гражданственности у подростков, используя свои особенности и преимущества: добровольный характер объединения, доверительный характер общения, наличие лидера – ровесника, общность интересов для реализации целей саморазвития. Детским общественным объединением считается особое социально-педагогическое формирование детей и взрослых, объединившихся для реализации индивидуальных и социальных потребностей, способствующих социализации личности ребенка или подростка. В своем исследовании мы определяем современное детское общественное объединение как союз детей, подростков и взрослых, объединенных совместной целью, интересами, ценностными ориентирами, совместной деятельностью, как эффективный способ приобретения опыта социального действия, гражданского поведения, воспитания, самовоспитания и саморазвития подростков, формирования у них гражданских качеств. Принципиальным отличием современных детских общественных объединений от существовавшей ранее пионерской организации является то, что они предоставляют больше возможностей для развития инициативы и самостоятельности, а осуществление их деятельности позволяет создать условия для дальнейшего свободного развития каждой личности. Воспитание гражданственности у подростков условиях детских общественных объединений - это процесс, который включает в себя формирование системы общественно-политических и правовых знаний, уважения к государству, ответственности, активности, гражданской позиции в целенаправленной социально значимой деятельности, создающей условия для самовоспитания и саморазвития. Проведенное исследование позволило представить теоретическую модель процесса воспитания гражданственности у подростков в учреждениях культуры.
Информация о работе Методология исследования гражданско-потриотического воспитания подростков