Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 13:21, курсовая работа
Цель исследования – изучить методолгия исследования гражданско-патриотического воспитания подростков (на примере деятельности Муниципального бюджетного учреждения культуры «Бурзянский районный дворец культуры» муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан).
Задачи исследования –
1. Уточнить содержание понятия «социально-культурных условий гражданско-патриотического воспитания»;
2. Изучить теоретико-методологические исследования гражданско-патриотического воспитания подростков;
Введение……………………………….…………………………….……...….………….…...3
Глава I. Теоретико-методологические основы гражданско-патриотического воспитания у подростков……………………………….…...…...6
1.1. Содержание понятия «социально-культурных условий гражданско-патриотического воспитания»……………………………………………………….……6
1.2. Теоретико-методологические исследования гражданско-патриотического воспитания подростков………………………………………………………………………….14
Глава II. Анализ методологии Муниципального бюджетного учреждения культуры «Бурзянский районный дворец культуры» муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан по гражданско-патриотическому воспитанию подростков………………………………….…….21
2.1. Формы, методы гражданско-патриотического воспитания подростков Муниципального бюджетного учреждения культуры «Бурзянский районный дворец культуры»………………………….………………………………………………..21
2.2. Характеристика методологии Муниципального бюджетного учреждения культуры «Бурзянский районный дворец культуры» по гражданско-патриотическому воспитанию подростков…………………………………………………………………………………….27
Заключение………………………..……………………………………….……..…..……...57 Список использованной литературы ………….……………..………..…………...61
Мы исходим из того, что патриотические
качества личности формируются всем укладом
жизни и деятельности, как в учебное, так
и во внеурочное время. Развитие патриотизма
должно осуществляться системно, то есть
посредством экономического, социально-культурного,
духовно-нравственного, информационно-
Определяя патриотизм как одно из ведущих духовно-нравственных качеств, которое включает в себя, в том числе, общечеловеческие ценности, необходимо переосмыслить его содержание в новых социально-экономических условиях, при этом проблема патриотического воспитания подрастающего поколения на традиционных ценностях отечественной культуры остается по-прежнему актуальной.
Следует отметить, что современные условия развития гражданского общества России, статус патриотического воспитания подтверждается целым рядом директивных документов. Существенные возможности для осмысления этой проблемы представляет Государственная программа патриотического воспитания граждан РФ. Это программа намечает пути совместного развития воспитательной работы гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.
При своей значимости опыт, накопленный педагогической наукой и практикой патриотического воспитания, обновленный в содержании и повышении качества, содержит ряд недостатков. Прежде всего, отсутствие единства учебной и внеучебной практической ценностно-содержательной созидательно-добротворческой деятельности, целенаправленной на гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи, слабая разработанность учебно-методических материалов с учетом особенностей регионов многонациональной России, а также слабое участие общественности детско-молодежных организаций, военно-спортивных движений и т.п.) в этой важнейшей учебно-воспитательной деятельности.
Глава II. Анализ методологии Муниципального бюджетного учреждения культуры «Бурзянский районный дворец культуры» муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан по гражданско-патриотическому воспитанию подростков
2.2. Формы, методы гражданско-патриотического воспитания подростков Муниципального бюджетного учреждения культуры «Бурзянский районный дворец культуры»
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. В настоящее время заметно возрос интерес к проблеме гражданско-патриотического воспитания.
Значимость различных форм и методов гражданско-патриотического воспитания являются усреднёнными и будут меняться в зависимости от региона, условий, уровня материально-технической оснащенности учреждений, их руководителей состава, контингента подростков и др.
Для каждого подросткового коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы организации воспитательного процесса. В настоящее время особую актуальность приобретает выработка эффективных форм и методов воспитательной работы, направленных на развитие гражданских качеств подростков: чувства долга, любви к Родине, уважение законов и норм общественной жизни.
Воспитанию патриотических чувств подрастающего поколения, формированию национального самосознания, активной гражданской позиции, приобщению подростков к национальной культуре и героическому прошлому во многом способствует работа учреждения культуры.
В своей работе сотрудники дворца культуры используют следующие основные формы по гражданско-патриотическому воспитанию: месячники и дни патриотической работы; вахты памяти; поисковая деятельность; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами запаса, военнослужащими, знаменитыми земляками; фестивали, праздники, посвященные памятным датам, Дня Конституции, Дня согласия и примирения, Дня России; тематические вечера; беседы; смотры строя и песни.
Хотелось бы остановиться на некоторых из них.
Праздник – особая форма воспитательной работы. Это узловой момент жизни коллектива, завершающий тематический период, подводящий итоги деятельности подростков.
Праздник – это коллективное творческое дело яркого, эмоционального характера. Его отличительные особенности состоят в том, что, во-первых, в его основе лежит радость, положительные эмоции. Во-вторых, его отличает многообразие деятельности подростков, единство различных направлений воспитательной работы. В-третьих, праздник, как правило, требует тщательной подготовки, поскольку предполагает организованные действия его участников по определенному, заранее разработанному сценарию.
В своей работе сотрудники дворца культуры используют праздники как средство сплочения подростков, проживания ими социально-ценностных отношений друг к другу, окружающим людям. Праздники дарят взрослым и подросткам радость общения, вызывают совместные переживания, дают возможность каждому ощутить свое единство с малой родиной, республикой, страной.
На наш взгляд, эффективность праздников зависит от соблюдения следующих условий:
• Подростки должны активно участвовать во всех этапах организации праздника (от планирования до анализа результатов);
• Необходимо привлечь родителей к планированию, выбору сюжета, составлению сценария, к внешнему оформлению;
• Все подростки должны иметь возможность проявить свои таланты, способности;
• В разработке праздника не стоит использовать готовые сценарии, что бы подростки могли проявить собственные творческие способности;
• Чтобы каждому нашлось место на празднике, необходимо предусмотреть разнообразие видов деятельности (пение, танцы, драматизация, музыка, чтение стихов и т. д.);
• Серьёзное материальное обеспечение (оформление, костюмы, музыкальные записи, театральный реквизит, репродукции картин и др.)
Тематический вечер: В общей системе гражданско - патриотического воспитания детей особое место занимают тематические вечера. Они обладают значительными возможностями идейно-эмоционального воздействия на духовную сферу будущих защитников Родины и сочетают в себе элемент героико-патриотического воспитания с организацией детей. Тематические вечера посвящаются знаменательным датам и героическим событиям из истории нашей Родины, Вооруженных Сил России, боевым и трудовым традициям российского народа, жизни замечательных людей, вопросам подготовки молодежи к защите Родины и мира.
Осуществление гражданского и патриотического воспитания подростков предполагает использование таких средств, как русский, башкирский фольклор (пословицы, поговорки, сказки, легенды, предания) и народные традиции (обряды и праздники). Это обусловлено тем, что национальная культура имеет большие возможности для пробуждения активности подростков, формирования устойчивого интереса к познанию культуры своего народа, а значит, и развития положительного отношения к ней. Эффективному формированию гражданских и патриотических чувств подростков способствует применение средств искусства (музыка, живопись, литература, драматическое искусство).
Фольклор – это многовековой пласт культуры, с которым неразрывно связана история нашего народа. В его основе заложен большой воспитательный потенциал, способный содействовать гармоничному развитию личности, формированию системы ценностей и ориентиров.
Любовь к родине – общечеловеческая нравственная ценность. Патриотизм формирует у подростков готовность к исполнению своего долга во всех сферах общественной деятельности. Понятие патриотизма включает в себя не только любовь к стране, но и к своей малой родине, отчему дому, родителям. Изучая историю своего родного края, подростки не только приобретают знания, они знакомятся с отличительными чертами и характером башкир, который формировался на протяжении многих столетий. Повседневные заботы делали его бережливым хозяином. Башкир представлял свое счастье в свободном труде на родной земле. Недаром он славил его в легендах, сказках.
Очень много интересного материала собрано о людях района. Ребята гордятся делами своих земляков. Многие из них имеют высокие государственные награды за ратные подвиги и доблестный труд.
Очень интересной формой работы в этом направлении оказалась родословная (шэжэрэ). Когда-то башкирская земля была настоящим краем родословной. Каждый город, который был крупным культурно-просветительным центром, имел произведения, где на колоритном живом языке рассказывалось о делах минувших дней, восславлялась деятельность известных людей, рассказывалось о жизни людей простых. Для написания этой работы подростки собирали материал у пожилых людей, работали с архивными документами. А гордиться подроскам есть кем. Есть среди их предков и первые трактористы колхоза, и женщины, участвующие в Великой Отечественной войне и имеющие боевые награды, и даже поэты. С этой работой проводили мероприятие – «Шэжэрэ байрамы» («Праздник родословной»).
В таблице 9. представлены примеры использования различных форм патриотического воспитания в школе в соответствии с наиболее распространенными классификациями.
Таблица 9
Классификации форм воспитания
Основание классификации |
Основные формы |
Примеры реализации |
1. По числу объектов воздействия |
Индивидуальные
групповые
массовые |
- индивидуальная беседа, общественное поручение; - встреча с ветеранами войны, учеными, писателями; беседа; - патриотические акции, вахты и Памяти |
2.По степени новизны в теории и практике |
традиционные
инновационные |
- конкурс военно-патриотической песни, смотр юнармейских отрядов - конкурс Интернет-проектов и презентаций «Родимая земля — любовь моя, забота и награда». |
3. По форме общения |
монологические
диалогические |
- Публичное выступление;
- дискуссия |
4. По средствам воздействия |
словесно-логические (воздействие словом)
образно-художественные (средство воздействия совместное эстетическое переживание)
трудовые (средство воздействия совместная работа) |
- беседа;
«Шестидесятники: поколение, опаленное войной», «А музы не молчали»;
- работа в поисковых отрядах,;
|
Как следует из анализа литературы в учреждении культуры успешно реализовываются разнообразные формы воспитания. В представленной таблице они объединены в четыре группы: по числу объектов воздействия; по форме общения; по средствам воздействия; по степени новизны в теории и практике с примерами конкретных форм из нашего опыта, рекомендуемых для организации патриотического воспитания подростков.
Опирались на следующую совокупность воспитательных методов: метод убеждения, метод упражнения, метод оценки.
Метод убеждения выступал как суждение организатора, аргументация, мнение, высказанное организатором, сообщение о личном отношении, диалог с подростками, раскрытие внутреннего скрытого смысла происшедшего, дискуссия, специально организуемая организатором, обмен впечатлениями по восприятию образа, совет, рекомендация по поводу жизненной ситуации.
Метод упражнения обеспечивал практические действия подростка и реализовался следующим образом: пример организатора, просьба, поручение что-либо сделать, специальный тренинг, отрабатывающий поведенческие навыки, коллективные творческие дела, проекты. Метод оценки заключался в самоанализе и самооценке подростков, в поощрении со стороны организатора и родителей, в создании благоприятного общественного мнения, ситуаций выбора и успеха.
Таким образом, для эффективности гражданско-патриотического воспитания воспитателю необходимо использовать разнообразные формы работы с подростками, но и, не останавливаясь на готовых, искать и разрабатывать новые формы по воспитанию гражданско-патриотических чувств молодого поколения.
2.1. Характеристика социально-культурных условий деятельности Муниципального бюджетного учреждения культуры «Бурзянский районный дворец культуры» по гражданско-патриотическому воспитанию подростков
Бурзянский районный дворец культуры – это учреждение культуры, собравшее 1947 подростков и работающее различным направлениям. К сожалению, не во всех направлениях ведется активная работа. Составлена таблица, в которой отражены мероприятия, характеризующие гражданско-патриотическое воспитание подростков, представленные во дворце.
Таблица 1
Мероприятия, характеризующие гражданско-патриотическое воспитание подростков МБУК «Бурзянский районный дворец культуры» муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан
№п/п |
Форма и наименование мероприятий |
Сроки проведения |
Место проведения | ||
Раздел 1. Участие в региональных и республиканских праздниках, фестивалях, конкурсах: | |||||
Республиканский фестиваль народного творчества «Салют Победы!» к 70-летию Победы в ВОВ |
март |
г. Белорецк (зональный) | |||
Проведение Республиканского фестиваля художественного войлока «Тамга» |
июнь |
Бурзянский район | |||
Республиканский конкурс башкирских народных инструментов на приз им. Ишмуллы Дильмухаметова |
июль |
По назначению | |||
Республиканский детский конкурс башкирского танца «Байыҡ» среди исполнителей от 3 до 15 лет на призы Президента Республики Башкортостан |
июль |
По назначению | |||
Республиканский праздник курая Региональный конкурс исполнителей башкирской и татарской народной песни им. Мурата Ильбаева |
сентябрь |
По назначению | |||
Региональный конкурс исполнителей башкирской и татарской народной песни им. Мурата Ильбаева |
декабрь |
г. Кумертау | |||
Республиканский телевизионный конкурс исполнителей башкирского танца «Байыҡ 2015» |
в течении года |
г. Уфа | |||
Участие представителей района по художественной самодеятельности на республиканских и региональных фестивалях и конкурсах в сфере культуры и искусства |
в течение года |
По назначению | |||
Раздел 2. Организация и проведение районных праздников, фестивалей, конкурсов: | |||||
Выездные концерты агитбригады РДК, СДК |
Ежемесячно (по отдельному плану) |
Населенные пункты района | |||
Районный фестиваль “Сәхнә - тормош көҙгөһө”, посвященный к 70-летию Победы в ВОВ |
Январь-февраль |
РДК | |||
Районный конкурс юных исполнителей песен “Йәш һандуғас 2015”, посвященный 70-летию Победы в ВОВ |
Февраль |
РДК | |||
Районный вокальный конкурс среди самодеятельных ансамблей “Бөрйәнем ынйылары”, посвященный к 70-летию Победы в ВОВ и 85-летию Бурзянского района |
март |
РДК | |||
Районный конкурс среди семейных инструментальных ансамблей, посвященный к 85-летию Бурзянского района |
Март |
РДК | |||
КВН среди организаций и предприятий района, посвященный к 85-летию Бурзянского района |
апрель |
РДК | |||
Районный конкурс эстрадно-разговорного жанра «Лучший чтец 2015”, посвященный Году литературы, 85-летию Бурзянского района и 70-летию Победы в ВОВ |
апрель |
СДК, РДК | |||
Праздник танца, посвященный памяти заслуженного работника РБ Я. Вахитова, посвященный международному дню Танца |
апрель |
РДК | |||
Бал-маскарад литературных героев, посвященный Году литературы |
Апрель |
РДК | |||
Районный фестиваль среди организаций и учреждений “Бөрйәнем – моңдар иле!”, посвященный к 85-летию района, 70-летию Победы в ВОВ и Году литературы |
Март-апрель |
По графику | |||
Районный праздник “Сабантуй 2015” |
июнь |
Местность “Аргызма” | |||
Детский сабантуй 2015 |
июнь |
РДК, СДК | |||
Участие коллектив на районном сабантуе-2015 |
июнь |
Местность “Аргызма” | |||
Литературно-музыкальный вечер песен из творчества известных поэтов и самодеятельных композиторов, посвященный Году литературы |
октябрь |
РДК | |||
Развлекательно-игровые программы во время каникул (по отдельному плану) |
ноябрь, январь, июнь-август |
РДК | |||
Районный конкурс исполнителей эстрадной песни “Йәш моңдар 2015”, посвященный 85-летию Бурзянского района |
ноябрь |
РДК | |||
Открытие года литературы “Әҙәбиәт – Әҙәмиәт фәне, Кеше фәне, кеше асылы!” |
Февраль |
РДК, СДК | |||
Вечер чествования воинов интернационалистов «Илебеҙ тыныслығы өсөн, аяманы ирҙәр үҙ йәнен!» |
февраль |
РДК, СДК | |||
День защитников Отечества “Ил тыныслығы ирҙәр иңендә!” |
февраль |
РДК,СДК | |||
Международный женский день “Бар сәскәләр һеҙҙең өсөн хөрмәтле гүзәл заттар!” |
март |
РДК,СДК | |||
Праздник весны и труда “Мир, труд, май!” |
май |
РДК,СДК | |||
День Победы “Йөрәктәрҙә мәңге хәтерҙә, исемдәре ҡайтты дан менән!” |
май |
РДК,СДК | |||
85-летие Бурзянского района “Сал тарихлы Бөрйәнем!” |
сентябрь |
РДК, СДК | |||
День Республики “Хозур Урал – минең Ватан, Сәскә ат Башҡортостан!” |
октябрь |
РДК,СДК | |||
День инвалидов “Йөрәктән йөрәккә!” |
ноябрь |
РДК,СДК | |||
День Единства “Туғанлыҡ ептәре нығытһын берҙәмлекте!” |
ноябрь |
РДК,СДК | |||
День Матери “Әсәкәйем минең берҙән-берем, алтындарҙан алтын Әсәйем!” |
ноябрь |
РДК,СДК | |||
Раздел 3. Мероприятия, проводимые совместно с сельскими поселениями и учреждениями по делам молодежи: | |||||
День Семьи “Ғаиләм – минең ҡәлғәм!” |
май |
РДК,СДК | |||
Районный конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья» |
май |
РДК,СДК | |||
Народный праздник «Ҡаҙ өмәһе» |
ноябрь-декабрь |
СДК | |||
Проводы призывников «Егеттәр китәләр илде һаҡларға», посвященный к 70-летию Победы в ВОВ |
апрель, ноябрь |
РДК,СДК | |||
Юбилейные и тематические вечера |
в теч.года |
РДК,СДК | |||
Праздник «Шәжәрә» и “Здравствуйте, односельчане” |
июнь-август |
РДК,СДК | |||
Районная акция «Чистая Агидель» |
июнь-август |
РДК,СДК | |||
Районный конкурс «Минута Славы-2015» |
декабрь |
РДК | |||
Тематические дискотеки |
в теч.года |
По плану | |||
Раздел 4. Мероприятия, проводимые совместно с учреждениями образования: | |||||
Районный конкурс “Ученик года” |
январь |
По плану | |||
Интеллектуальная игра Ко дню международного дня родного языка «Алтын тирмә» |
февраль |
По плану | |||
Цикл мероприятий, посвященных Дню защиты детей (по отдельному плану) |
июнь |
Площадь РДК | |||
Детский концерт «Әсәйем-алтыным» ко Дню матери |
ноябрь |
РДК | |||
Районный конкурс «Жемчужина Башкортостана» |
декабрь |
По плану | |||
Интеллектуальная игра «Что такое конституция?» |
декабрь |
По плану | |||
Районный конкурс исполнителей эстрадной песни “Весенняя капель” |
декабрь |
По плану | |||
Развлекательные игры для детей (по отдельному плану) |
в теч.года |
По плану | |||
Кружковые занятия (по отдельному плану) |
в теч.года |
По плану | |||
Раздел 5. Мероприятия, проводимые с пожилыми людьми и ветеранами: | |||||
Вечер песни военных лет “Парижда ла булдыҡ беҙ” |
май |
РДК | |||
Организация и проведение концерта ко Дню пожилых “Ҡартаямы һуң йөрәк” |
октябрь |
РДК | |||
Тематический вечер к 85-летию Бурзянского района «Тыуған ерем Бөрйәнем» |
октябрь |
РДК | |||
Вечер отдыха “Беҙҙең һаулыҡ беҙҙең ҡулда” |
ноябрь |
РДК | |||
Вечер ветеранов “Ултырайыҡ әле бөгөн кис” |
каждый месяц |
РДК | |||
Вечера Клуба ветеранов «Серҙәштәр» |
каждый месяц |
РДК | |||
Вечер юбиляров совместного проживания |
в течение года |
РДК | |||
Раздел 6. Методическая работа: | |||||
Коллегия работников учреждений культуры по итогам работы на 2014 год. Основные задачи и направление учреждений культуры на 2015 год |
февраль |
РДК | |||
Оказание методической помощи КДУ |
в течение года |
По плану | |||
Оформление стенда, посвященного теме года |
в течение года |
РДК, СДК | |||
Разработка документаций районных конкурсов, фестивалей, смотров и народных Праздников |
в течение года |
РДК | |||
Семинары, практикумы, конференции, стажировки |
в течение года |
РДК | |||
Составление и оформление учетно-отчетно-плановой документации |
ежемесячно |
РДК, СДК | |||
Составление методических рекомендаций |
в течение года |
РДК | |||
Выезды на места |
февраль, сентябрь |
По плану | |||
Прием-сдача статистических и текстовых отчётов клубных учреждений района за 2015 год |
декабрь |
РДК | |||
Участие на республиканских семинарах, мастер-классах |
в течение года |
По плану | |||
Оформление подписки на: - второе полугодие 2015 г. - первое полугодие 2015 г. |
февраль, декабрь |
РДК, СДК |
Информация о работе Методология исследования гражданско-потриотического воспитания подростков