Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 06:59, курсовая работа
Актуальность темы в том, что в рыночной экономике решающую роль для успешной деятельности фирмы играет ее конкурентоспособность, поэтому значимость решения проблемы управления конкурентоспособностью фирмы в стремительно меняющейся сфере конкурентных отношений в условиях рынка несомненна. Для определения путей повышения конкурентоспособности необходимо проведение ее детального анализа и оценки. На сегодняшний день существует большое количество работ отечественных и зарубежных экономистов, посвященных проблеме анализа и оценки, обеспечения и повышения конкурентоспособности предприятия;
Введение
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В связи с этим, актуальность темы данной курсовой работы очевидна: для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.
Конкурентоспособность предприятия или фирмы – это способность успешно оперировать на конкретном рынке в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных товаров и услуг.
Актуальность темы исследования в том, что в рыночной экономике решающую роль для успешной деятельности фирмы играет ее конкурентоспособность, поэтому значимость решения проблемы управления конкурентоспособностью фирмы в стремительно меняющейся сфере конкурентных отношений в условиях рынка несомненна. Для определения путей повышения конкурентоспособности необходимо проведение ее детального анализа и оценки.
На сегодняшний день существует большое количество работ отечественных и зарубежных экономистов, посвященных проблеме анализа и оценки, обеспечения и повышения конкурентоспособности предприятия; ее исследуют специалисты по маркетингу, управлению качеством, товароведению, менеджменту, макро- и микроэкономике, при этом никто из специалистов не пытается выйти за рамки своей специальности. Целью курсовой работы является: рассмотреть пути конкурентоспособностью предприятия на примере филиала магазина ООО «ДНС» г. Находка и найти пути ее повышения. Исходя из целей, требуется решить следующие задачи:
Объектом исследования является Филиал магазина ООО «ДНС» , который занимается продажей компьютерной и цифровой техникой.
Предмет исследования - методы анализа оценки конкурентоспособности филиала магазина ООО «ДНС» и пути повышения её уровня.
В первой главе описываются основы управления конкурентоспособности предприятия, а также методы управления конкурентоспособностью.
Во второй главе рассказывается
о организационно-
В третей главе разрабатываются мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «ДНС»
Источниками информации использовались ресурсы сети интернет, а так же учебные пособия. Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов в области конкурентоспособности, таких как, Виханский О.С., Вершигора Е. Е., Переверзев М. П. и ряда других.
1.Теоретические основы
управления
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
Конкуренция – это цивилизованная и легализованная форма борьбы субъектов рынка, за наилучшие условия производства и сбыта своей продукции, с целью получения прибыли.[12,34]
Понятие
конкурентоспособность
Конкурентоспособность предприятия напрямую зависит от конкурентоспособности товара.[12,52]
Конкурентоспособность предприятия – это способность осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность в условиях жесткой конкуренции.[12,69]
Так же
конкурентоспособность
Взаимодействие с потребителями осуществляется через куплю–продажу товара, с поставщиками – через куплю–продажу ресурсов, необходимых для производства, взаимодействие с партнерами–через торговлю услугами, наконец, взаимодействие с конкурентами – через систему организационных мер, текущих и перспективных, реализующих активность фирмы в конкурентной среде. Конкурентоспособность предприятия проявляется в каждый момент, в каждом эпизоде её деятельности. [12,89]
Конкурентоспособность
предприятия можно
1. Способность предприятия получать реальную оценку ожиданий целевой группы потребителей, а также прослеживать тенденции потребительского поведения. Другими словами, предприятие должно быть способно своевременно, объективно и точно оценивать потребительский спрос как в настоящее время, так и прогнозировать его динамику на будущее. Такая оценка возможна только на базе научной модели целевой потребительской группы, учитывающей ее экономические социально-культурные и психологические факторы, разработанной методами современной социологии и маркетинга.
2. Способность организовывать производство, результаты которого будут соответствовать ожиданиям целевой группы потребителей как наиболее полезного товара по отношению цена–качество. Говоря о результатах, имеется в виду не только потребительские качества выпускаемого товара, но и его маркетинговые качества (цена, гарантии, послепродажное обслуживание и т.д.).
3. Способность проводить эффективную текущую маркетинговую политику.
4. Способность изыскивать и создавать условия для снижения затрат на обеспечение факторами производства–капиталом, рабочей силой, сырьем и материалами, энергией на единицу продаваемой продукции.
5. Способность к созданию и удержанию технологического производства над другими членами отраслевого сообщества, что требует своевременного обновления применяемых технологий. Это может относиться к производству, сбыту, управлению.
6. Способность планировать, организовывать и проводить эффективную стратегию в сферах производства и маркетинга на основе инноваций.
7. Создание и развитие высокого кадрового потенциала, как на исполнительском, так и на управленческом уровнях. Качество исполнительского персонала проявляется в его способности эффективно использовать существующие на предприятии производственные технологии и готовности к освоению более перспективных технологий. [21,43]
Качество специалистов проявляется в их способности ставить и решать функциональные задачи, увязывая их со стратегическими целями предприятия, способные обеспечить ему ключевые компетенции в технических, технологических, дизайнерских и др. областях для усиления рыночных позиций предприятия. Качество управленческого персонала проявляется в его способности обнаруживать и эффективно использовать рыночные возможности для защиты и развития конкурентных позиций предприятия на отраслевых рынках в тактическом и стратегическом планах.
Реализация перечисленных качеств на продолжительном временном интервале создаёт предприятию реальные преимущества над конкурентами в виде роста его рыночной стоимости, укрепления его торговых марок, наращивание дополнительной устойчивости по отношению к неблагоприятным воздействиям внешней среды, включая атаки конкурентов. [17,97]
Всё вместе
это расширяет возможности
Таким
образом, отношение
Свойство 4 способствует снижению удельных расходов на выпуск продукции, а все вместе свойства 1–4 обеспечивают текущую экономическую эффективность предприятия и характеризуют адаптивность его поведения, способность приспосабливаться к текущим требованиям внешней среды.
Свойства 1, 5, 6 позволяют планировать и реализовывать технологические, товарные и маркетинговые стратегии, создающие основу конкурентоспособности товаров предприятия в будущем. Эти свойства составляют инновационный потенциал предприятия, и позволяет выявлять тенденции и прогнозировать состояние внешней среды в будущем, создают стратегические условия для успешной адаптации к ним.
Свойство 7 является необходимым условием, чтобы создавать, удерживать и реализовывать потенциальные преимущества 1–6 на продолжительных временных интервалах, превращая конкурентоспособность в данный момент, на данном отраслевом рынке и с данным товаром в долговременную, стратегическую устойчивость компании.
Следует отметить связь между свойствами 1–4 и 5–6: хотя последние и не являются следствием свойств 1–4, но без успешной реализации 1–4 они не возникнуть, ни удержаться не могут. Причина этого вполне естественна – для того, чтобы создать преимущество над конкурентами в будущем, инвестировать в стратегические планы необходимо уже в настоящем, а для этого предприятие должно располагать инвестиционными возможностями. [11,103]
На основе анализа основных теоретических аспектов удалось выяснить, что конкурентоспособность это анализ собственных сил и возможностей, исходя из которого, можно определить будущую стратегию фирмы и устойчиво занимать позицию на рынке.
1.2 Методы управления конкурентоспособностью предприятия
Управление
Методы управления конкурентоспособностью предприятия реализуются через анализ эффективности использования факторов, составляющих модель оценки конкурентоспособности предприятия и на основе анализа составление стратегии повышения конкурентоспособности предприятия. Подобный подход к управлению позволяет подробно рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, но он не дает целостной картины о конкурентном потенциале организации.
Наиболее известные на сегодняшний методы управления конкурентоспособности товара и предприятия можно разделить на две группы: аналитические и графические методы. Данное деление на методы оценки конкурентоспособности товара и методы оценки конкурентоспособности предприятия достаточно условны, так как они во многом совпадают, меняется только объект исследования. Классификация методов оценки конкурентоспособности товара и предприятия представлена на рисунке 1.1. Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия, для различных отраслей варьируются. В таблице 1.1 представлена классификация, достоинства и недостатки методов оценки конкурентоспособности товара и предприятия
.
Рисунок 1.1 - Иерархия методов оценки конкурентоспособности
К аналитическим методам
оценки конкурентоспособности
Графические методы оценки конкурентоспособности (многоугольник конкурентоспособности, метод круговых диаграмм, метод гистограмм и т.д.) позволяют наглядно продемонстрировать конкурентное положение предприятия по сравнению с конкурентами. Однако отсутствие точной количественной характеристики предприятий по заданным критериям ограничивает возможность применения данных методов. [7]
Рассмотрим аналитические методы оценки конкурентоспособности предприятия
1. Рейтинговая оценка используется при сравнении предприятий отрасли или региона. В рамках этого метода используются следующие виды документов: результаты опроса менеджеров заказчика или данного предприятия; финансовая отчетность предприятий. Все показатели, которые можно рассчитать на основе реально имеющейся информации, должны отражать существенные аспекты хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия.
При составлении рейтинга можно использовать десятифакторную модель, структурированную по двум основным аспектам: эффективности хозяйственной деятельности (пять факторов) и финансовой стабильности (пять факторов). Итоговый балл по рейтингу каждого отдельного предприятия выводится по формуле [5, c.31(1.1)]:
TM = Σ (Mi)
ТМ – итоговый балл предприятия
по результатам рейтинговой
Mi – балл (количественная оценка) предприятия по i-му показателю хозяйственной деятельности, включаемому в модель составления рейтинга;
Bi – вес i-го показателя, присвоенный ему при включении в модель проведения рейтинговой оценки;
Σ (Mi Bi) – сумма произведений баллов отдельных показателей и их весов.