Методы анализа оценки конкурентоспособности филиала магазина ООО «ДНС» и пути повышения её уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 06:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы в том, что в рыночной экономике решающую роль для успешной деятельности фирмы играет ее конкурентоспособность, поэтому значимость решения проблемы управления конкурентоспособностью фирмы в стремительно меняющейся сфере конкурентных отношений в условиях рынка несомненна. Для определения путей повышения конкурентоспособности необходимо проведение ее детального анализа и оценки. На сегодняшний день существует большое количество работ отечественных и зарубежных экономистов, посвященных проблеме анализа и оценки, обеспечения и повышения конкурентоспособности предприятия;

Файлы: 1 файл

МОЙ КУРСАЧ.docx

— 148.07 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

В современных экономических  условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В связи с этим, актуальность темы данной курсовой работы очевидна: для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.

Конкурентоспособность предприятия  или фирмы – это способность  успешно оперировать на конкретном рынке в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных товаров и услуг.

 Актуальность темы исследования в том, что в рыночной экономике решающую роль для успешной деятельности фирмы играет ее конкурентоспособность, поэтому значимость решения проблемы управления конкурентоспособностью фирмы в стремительно меняющейся сфере конкурентных отношений в условиях рынка несомненна. Для определения путей повышения конкурентоспособности необходимо проведение ее детального анализа и оценки.

На сегодняшний день существует большое количество работ отечественных и зарубежных экономистов, посвященных проблеме анализа и оценки, обеспечения и повышения конкурентоспособности предприятия; ее исследуют специалисты по маркетингу, управлению качеством, товароведению, менеджменту, макро- и микроэкономике, при этом никто из специалистов не пытается выйти за рамки своей специальности. Целью курсовой работы является: рассмотреть пути конкурентоспособностью   предприятия на примере филиала магазина ООО «ДНС» г. Находка и найти пути ее повышения. Исходя из целей, требуется решить следующие задачи:

  • определить  понятие "управление конкурентоспособности" и рассмотреть факторы, определяющие эффективность управления конкурентоспособности;
  • изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия;
  • провести анализ  факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности;
  • предложить рекомендации по управлению конкурентоспособности филиала магазина ООО «ДНС».  

Объектом исследования является Филиал магазина ООО «ДНС» , который занимается продажей компьютерной и цифровой техникой.

Предмет исследования - методы анализа оценки конкурентоспособности филиала магазина ООО «ДНС» и пути повышения её уровня.

В первой главе описываются  основы управления конкурентоспособности  предприятия, а также методы управления конкурентоспособностью.

Во второй главе рассказывается о организационно-экономической  характеристике предприятия и анализ конкурентоспособности ООО «ДНС» .

В третей главе разрабатываются мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «ДНС» 

Источниками информации использовались ресурсы сети интернет, а так же учебные пособия. Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов в области конкурентоспособности, таких как, Виханский О.С., Вершигора Е. Е., Переверзев М. П. и ряда других.

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические основы  управления конкурентоспособностью              предприятия

1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия

Конкуренция – это цивилизованная и легализованная форма борьбы субъектов рынка, за наилучшие условия производства и сбыта своей продукции, с целью получения прибыли.[12,34]

Понятие конкурентоспособность предприятия  очень многогранно и распространяется на все составляющие деятельности предприятия, такие как товар и его основные характеристики, а также организационные, финансовые и производственные характеристики самого предприятия.

Конкурентоспособность предприятия напрямую зависит от конкурентоспособности товара.[12,52]

Конкурентоспособность предприятия – это способность  осуществлять прибыльную хозяйственную  деятельность в условиях жесткой  конкуренции.[12,69]

Так же конкурентоспособность предприятия  предполагает его способность осуществлять эффективный экономический контакт с потребителями, поставщиками и конкурентами. [12,90]

Взаимодействие  с потребителями осуществляется через куплю–продажу товара, с  поставщиками – через куплю–продажу ресурсов, необходимых для производства, взаимодействие с партнерами–через торговлю услугами, наконец, взаимодействие с конкурентами – через систему организационных мер, текущих и перспективных, реализующих активность фирмы в конкурентной среде. Конкурентоспособность предприятия проявляется в каждый момент, в каждом эпизоде её деятельности. [12,89]

Конкурентоспособность предприятия можно охарактеризовать как его потенциальное качество, которое включает:

1. Способность предприятия получать реальную оценку ожиданий целевой группы потребителей, а также прослеживать тенденции потребительского поведения. Другими словами, предприятие должно быть способно своевременно, объективно и точно оценивать потребительский спрос как в настоящее время, так и прогнозировать его динамику на будущее. Такая оценка возможна только на базе научной модели целевой потребительской группы, учитывающей ее экономические социально-культурные и психологические факторы, разработанной методами современной социологии и маркетинга.

2. Способность организовывать производство, результаты которого будут соответствовать ожиданиям целевой группы потребителей как наиболее полезного товара по отношению цена–качество. Говоря о результатах, имеется в виду не только потребительские качества выпускаемого товара, но и его маркетинговые качества (цена, гарантии, послепродажное обслуживание и т.д.).

3. Способность проводить эффективную текущую маркетинговую политику.

4. Способность изыскивать и создавать условия для снижения затрат на обеспечение факторами производства–капиталом, рабочей силой, сырьем и материалами, энергией на единицу продаваемой продукции.

5. Способность к созданию и удержанию технологического производства над другими членами отраслевого сообщества, что требует своевременного обновления применяемых технологий. Это может относиться к производству, сбыту, управлению.

6. Способность планировать, организовывать и проводить эффективную стратегию в сферах производства и маркетинга на основе инноваций.

7. Создание и развитие высокого кадрового потенциала, как на исполнительском, так и на управленческом уровнях. Качество исполнительского персонала проявляется в его способности эффективно использовать существующие на предприятии производственные технологии и готовности к освоению более перспективных технологий. [21,43]

Качество  специалистов проявляется в их способности  ставить и решать функциональные задачи, увязывая их со стратегическими  целями предприятия, способные обеспечить ему ключевые компетенции  в технических, технологических, дизайнерских и др. областях для усиления рыночных позиций предприятия. Качество управленческого персонала проявляется в его способности обнаруживать и эффективно использовать рыночные возможности для защиты и развития конкурентных позиций предприятия на отраслевых рынках в тактическом и стратегическом планах.

Реализация  перечисленных качеств на продолжительном  временном интервале создаёт предприятию реальные преимущества над конкурентами в виде роста его рыночной стоимости, укрепления его торговых марок, наращивание дополнительной устойчивости по отношению к неблагоприятным воздействиям внешней среды, включая атаки конкурентов. [17,97]

Всё вместе это расширяет возможности предприятия  и снижает его удельные затраты  на финансовом, сырьевом  других рынках, что отражается на цене продукции  и приносимой ею прибыли.

Таким образом, отношение конкурентоспособности  предприятия и конкуренции на рынке можно характеризовать как отношение «потенциал и его использование». При этом реализация условий 1–3 способствует повышению доходов предприятия за счёт лучшего, чем у конкурентов, понимания запросов потребителей и умения удовлетворять их. [22,87]

Свойство 4 способствует снижению удельных расходов на выпуск продукции, а все вместе свойства 1–4 обеспечивают текущую экономическую эффективность предприятия и характеризуют адаптивность его поведения, способность приспосабливаться к текущим требованиям внешней среды.

Свойства 1, 5, 6 позволяют планировать и  реализовывать технологические, товарные и маркетинговые стратегии, создающие основу конкурентоспособности товаров предприятия в будущем. Эти свойства составляют инновационный потенциал предприятия, и позволяет выявлять тенденции и прогнозировать состояние внешней среды в будущем, создают стратегические условия для успешной адаптации к ним.

Свойство 7 является необходимым условием, чтобы  создавать, удерживать и реализовывать потенциальные преимущества 1–6 на продолжительных временных интервалах, превращая конкурентоспособность в данный момент, на данном отраслевом рынке и с данным товаром в долговременную, стратегическую устойчивость компании.

Следует отметить связь между свойствами 1–4 и 5–6: хотя последние и не являются следствием свойств 1–4, но без успешной реализации 1–4 они не возникнуть, ни удержаться не могут. Причина этого вполне естественна – для того, чтобы создать преимущество над конкурентами в будущем, инвестировать в стратегические планы необходимо уже в настоящем, а для этого предприятие должно располагать инвестиционными возможностями. [11,103]

На  основе анализа основных теоретических  аспектов удалось выяснить, что конкурентоспособность  это анализ собственных сил и  возможностей, исходя из которого, можно определить будущую стратегию фирмы и устойчиво занимать позицию на рынке.

1.2 Методы управления конкурентоспособностью предприятия

Управление конкурентоспособностью - деятельность, направленная на формирование управленческих решений, которые, в свою очередь должны быть направленные на противостояние всевозможным внешним воздействиям и достижения лидерства в соответствии с поставленными стратегическими целями.

Методы управления конкурентоспособностью предприятия реализуются через  анализ эффективности использования факторов, составляющих модель оценки конкурентоспособности предприятия и на основе анализа составление стратегии повышения конкурентоспособности  предприятия. Подобный подход к управлению позволяет подробно рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, но он не дает целостной картины о конкурентном потенциале организации.

Наиболее известные на сегодняшний методы управления конкурентоспособности товара и предприятия можно разделить на две группы: аналитические и графические методы. Данное деление на методы оценки конкурентоспособности товара и методы оценки конкурентоспособности предприятия достаточно условны, так как они во многом совпадают, меняется только объект исследования. Классификация методов оценки конкурентоспособности товара и предприятия представлена на рисунке 1.1. Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия, для различных отраслей варьируются. В таблице 1.1 представлена классификация, достоинства и недостатки методов оценки конкурентоспособности товара и предприятия

 

.

Рисунок 1.1 - Иерархия методов оценки конкурентоспособности

К аналитическим методам  оценки конкурентоспособности предприятия  относятся метод оценки конкурентоспособности  предприятия через интегральный показатель, оценка конкурентоспособности  на основе расчета рыночной доли, оценка конкурентоспособности предприятия  на основе теории эффективной конкуренции  и т.д. Достоинства данной группы методов заключается в простоте расчетов при имеющейся информации, а также достаточно легком сравнении  параметров анализируемого предприятия  и образца-аналога. Недостатком данной группы методов является субъективное влияние на оценку КС со стороны экспертов, а также трудности, связанные с ограниченной доступностью необходимых данных о деятельности оцениваемого предприятия.

Графические методы оценки конкурентоспособности (многоугольник  конкурентоспособности, метод круговых диаграмм, метод гистограмм и т.д.) позволяют наглядно продемонстрировать конкурентное положение предприятия по сравнению с конкурентами. Однако отсутствие точной количественной характеристики предприятий по заданным критериям ограничивает возможность применения данных методов. [7]

Рассмотрим аналитические  методы оценки конкурентоспособности  предприятия

1. Рейтинговая оценка используется при сравнении предприятий отрасли или региона. В рамках этого метода используются следующие виды документов: результаты опроса менеджеров заказчика или данного предприятия; финансовая отчетность предприятий. Все показатели, которые можно рассчитать на основе реально имеющейся информации, должны отражать существенные аспекты хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия.

При составлении рейтинга можно использовать десятифакторную  модель, структурированную по двум основным аспектам: эффективности хозяйственной  деятельности (пять факторов) и финансовой стабильности (пять факторов). Итоговый балл по рейтингу каждого отдельного предприятия выводится по формуле [5, c.31(1.1)]:

 

TM = Σ (Mi)                                                               (1.1)

 

ТМ – итоговый балл предприятия  по результатам рейтинговой оценки;

Mi – балл (количественная оценка) предприятия по i-му показателю хозяйственной деятельности, включаемому в модель составления рейтинга;

Bi – вес i-го показателя, присвоенный ему при включении в модель проведения рейтинговой оценки;

Σ (Mi Bi) – сумма произведений баллов отдельных показателей и их весов.

Информация о работе Методы анализа оценки конкурентоспособности филиала магазина ООО «ДНС» и пути повышения её уровня