Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 06:59, курсовая работа
Актуальность темы в том, что в рыночной экономике решающую роль для успешной деятельности фирмы играет ее конкурентоспособность, поэтому значимость решения проблемы управления конкурентоспособностью фирмы в стремительно меняющейся сфере конкурентных отношений в условиях рынка несомненна. Для определения путей повышения конкурентоспособности необходимо проведение ее детального анализа и оценки. На сегодняшний день существует большое количество работ отечественных и зарубежных экономистов, посвященных проблеме анализа и оценки, обеспечения и повышения конкурентоспособности предприятия;
Филиал «ДНС» занимает устойчивое положение на рынке, а также успешно развивается и конкурирует. В данной компании систематически проводят исследования рынка, исходя из которых данный филиал корректирует собственную деятельность, и умеет быстро реагировать на изменения во внешней среде. Именно это позволяет филиалу «ДНС» успешно конкурировать.
2.2.Анализ
На сегодняшний день в г. Находка достаточно развит рынок компьютерной и цифровой техники, помимо филиала «ДНС» есть такие компании как:
- Домотехника;
- В-Лазер;
- Магазин компьютерной техники «Атлант» и несколько салонов сотовой связи (Евросеть, МТС, Связной, СемьСот и Мегафон) [по данным из источника: отчет за год филиала ООО «ДНС»]
Чтобы выявить конкурентоспособность компании был проведен анализ с компаниями, которые предоставляют практически те же самые услуги, что и филиал ООО "ДНС" и являются ближайшими конкурентами.
Самым крупным их них является «Домотехника». Магазин занимает большую площадь. Интересующие и конкурирующие с нами отделы занимают площадь в районе 300 кв.м. Магазин имеет более интересный ассортимент по ноутбукам (порядка 50 моделей), по ТВ имеют более интересный ассортимент, по остальным группам их ассортимент мало отличается от нашего. По ценам отдел составляет слабую конкуренцию, разница по составляет от 1500-3000 руб. Проходимость на данный момент не известна. По предварительным данным мониторинга магазин имеет меньший оборот по пересекающимся товарным группам. В основном магазин становится опасен в период проведения различных акций, а так же часть покупателей привлекает система рассрочек и скидок.
Наряду с «Домотехникой», так же конкурентоспособен «В-Лазер» и, магазины более специализируются на бытовой технике. Имеют слабый ассортимент сотовых телефонов, фотоаппаратов и компьютерной техники, в основном конкурируют с «ДНС» сетью за счет ассортимента по ТВ, и более эффективной рекламы, обусловленной высокой проходимостью продуктовых супермаркетов в которых находятся. По ценовой политике так же проигрывают филиалу «ДНС» магазин, но выигрывают за счет системы скидок, и более эффективной рекламы.
На данный момент магазин данной фирмы слабо конкурируют с нами В-лазер на Постышева ( маленький магазин имеющий площадь 125 кв.м. по цифровой технике; около 35 Тв,10 ГСб, 20 мониторов, малый ассортимент сотовых телефонов и печатающей техники, оборот по цифровой технике в районе 1 млн.), В-Лазер Сити в районе МЖК ( имеет довольно большой ассортимент по соте и ТВ, слабый ассортимент по остальным группам). Сеть имеет более высокие цены на весь товар конкурирует в основном за счет акций и системы скидок. Из основных плюсов нахождение в районе большого скопления людей – продуктовый супермаркет на первом этаже здания.
По салонам сотовой связи ситуация следующая:
Данные магазины конкуренцию составляют в единичных экземплярах соты; проходимость крайне малая, несмотря на близость от остановки и рынка; в основном торгуют аксессуарами, дешевой сотой, модемами, Сим-картами. Средний оборот сотовиков не превышает 30000рублей в день, учитывая платежи за связь.
В основном сеть «Атлант» составляет конкуренцию по компьютерным комплектующим и супермаркету, имея более приятную цену. Имеет площадь порядка 200 кв.м. Более обширную наружную рекламу, но баннер на фасаде ТЦ уступает Универсаму.
Важнейшим индикатором коммерческой эффективности работы фирмы является показатель занимаемой доли рынка. Чем больше доля рынка, тем успешнее бизнес, меньше издержки. Как только компания достигает хороших показателей по занимаемой доли рынка, она получает множество дополнительных возможностей одной из которых является устанавливать более высокие цены на товары и услуги.
Доля рынка — соотношение между объемом продаж товара данной компании и объемом продаж товаров, реализованных всеми фирмами, действующими на данном рынке.
Доля рынка:
1. «Домотехника» - 24,37%
2. «В-Лазер» - 20,16%
4. Магазин компьютерной техники «Атлант» -26,33%
5. Филиал «ДНС»-29,15%
Таблица 2 - Анализ продаж продукции, аналогичной продукции, продаваемой филиалом «ДНС» в г. Находка за 2010 г.
ООО «Домотехника» |
ООО «ДНС» |
ООО «Атлант» |
ООО «В- Лазер» |
ИТОГО | |
Объём продаж продукции, тыс. руб. |
75 538 |
63144 |
68221 |
52242 |
259 145 |
Доля ранка, % |
29,15 |
24,37 |
26,33 |
20,16 |
100 |
По итогам 2012 г. филиал «ДНС» занимает первое место по рейтингу продаж компьютерной техники среди других организаций, реализующих аналогичную продукцию. Рыночная доля, занимаемая предприятием составляет 29,15 %.
Анализ доли рынка показал, что выбранные компании для сравнительного анализа являются самыми сильными конкурентами.
Таблица 2.1 - Анализ количества предоставляемых товаров и услуг
«Домотехника» |
«В-Лазер» |
«Атлант» |
«ДНС» |
Компьютерная техника |
Компьютерная техника |
Компьютерная техника |
Компьютерная техника |
Телевизоры |
Телевизоры |
Телевизоры |
Телевизоры |
Сотовые телефоны |
Сотовые телефоны |
Сотовые телефоны |
Сотовые телефоны |
Фотоаппараты |
Фотоаппараты |
Фотоаппараты |
Фотоаппараты |
Комплектующие Пк |
Комплектующие Пк | ||
Сетевое оборудование |
Сетевое оборудование | ||
Дополнительные услуги: предоставление услуг Wi-Fi на территории магазина, собственный завод для изготовления персональных компьютеров, ноутбуков, планшетов телевизоров, сотовых телефонов. |
Сравнительный анализ магазинов показал, в филиале ООО «ДНС» предлагается значительно больше услуг, чем в остальных компаниях.
Это способствует привлечению большого количества клиентов, что в с вою очередь влечет за собой активный сбыт услуг, предоставляемых данной фирмой и способствует росту прибыли.
На показатель доли рынка оказывают непосредственное влияние цена на товар, реклама, ее эффективность и качество, затраты фирмы на рекламные мероприятия, имидж фирмы, наличие или отсутствие товарного знака и его узнаваемость, качество продукции или оказания услуг.
Произведем расчет конкурентоспособности предприятия.
В качестве сравниваемых предприятий возьмем основных конкурентов «ДНС»:
1. «Домотехника»;
2. «Атлант»;
3. «В-Лазер»;
4. «ДНС».
Далее представлена таблица 2.2 для расчёта индекса технических параметров. Здесь значимость каждой технической характеристики оценивается в баллах (в данном случае от 0 до 3), затем она переводится в проценты. Каждому предприятию для удобства присвоен свой номер: 1- Домотехника; 2- Атлант; 3- В-лазер; 4 - ДНС;
Рассмотрим критерии оценки для технических параметров:
- критерии оценки для
парковки: 0- отсутствет,1- есть, но маленькая,2-
есть, но далеко от входа,3- есть,
большая, удобная для
- критерии для оценки мерчендайзинга: 0- отсутствует,1- неудобное расположение товара,2- маленькие проходы между витринами,3- соответствует требованиям
- критерии оценки для размера торгового зала: 0- меньше 100 кв.м.,1- более 150 кв.м., 2- более 250 кв.м.,3- более 300кв.м.
- критерии оценки для
расположения магазина: 0- вдали от
спального района,1- на окраине
города, 2- поблизости множество
- критерии оценки для
обслуживания клиентов: 0- самообслуживание,
1- плохая консультация
Таблица 2.2 - Расчет индекса
технического параметра
Технические параметры |
Коэф-т весомости, % |
Эксперты (руководители компаний) |
Сумма рангов |
Отклонение от среднего | |||
1 2 3 4 | |||||||
парковка |
0,2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
10 |
0 |
мерчендайзинг |
0,14 |
2 |
2 |
0 |
3 |
7 |
3 |
Размер торгового зала |
0,22 |
3 |
2 |
2 |
3 |
11 |
-1 |
Расположение |
0,24 |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
-2 |
Обслуживание клиентов |
0,2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
10 |
0 |
Итого: |
1 |
14 |
11 |
11 |
13 |
50 |
0 |
Из таблицы 2.2 - видно, что наиболее сильные технические показатели у компании «Домотехника» так как у нее большой и удобный размер парковки, очень большой торговый зал, удобное расположение и хорошее обслуживание клиентов.
Компания «ДНС» немного слабей за счет менее удобной парковки, чем у «Домотехники» и хуже обслуживание клиентов, но у них есть и сильные стороны за счет того, что у них хорошая выкладка товара, размер торгового зала и удобное расположение в спальном районе.
Компании «В-Лазер» и «Атлант» наиболее слабые показатели, это связано с тем, что у них отсутствует мерчендайзинг и маленькими торговыми залами по сравнению с «Домотехникой» и «ДНС».
Рассчитаем коэффициент конкордации по формуле (2.2)
где:
d - количество экспертов
m - количество показателей
s - сумма квадрата отклонения от среднего
W = (12*93189)/(432*(63-4))= 0,79
Коэффициент конкордации технических параметров равен: 0,79это говорит о том, что мнение экспертов в большей степени согласованно.
А теперь рассмотрим критерии оценки для экономических параметров:
- критерии оценки для цены потребления: 0- очень высокая,1- высокая,2- средняя,3- самая низкая в городе;
- критерии оценки для объема продаж: 0- меньше 55 тыс. руб.,1-менее 65 тыс. руб., 2- менее 70 тыс. руб., 3- свыше 75 тыс. руб.;
- критерии оценки доли рынка в %: 0-менее 20, 1- больше 20, 2- большее 25, 3- больше 28.;
- критерии оценки фонда оплаты труда млн./руб. в год: 0- менее 1,1- менее 2,2- менее 2,5, 3- свыше 3;
- критерии оценки
Теперь рассмотрим экономические характеристики в таблице 2.3. Здесь значимость каждой экономической характеристики также оценивается в баллах, затем она переводится в проценты.
Экономические параметры |
Коэф- т весомости,% |
Эксперты (руководители компаний) |
Сумма рангов |
Отклонение от среднего | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 | |||||||
Цена потребления |
0,24 |
2 |
1 |
2 |
3 |
8 |
-1,4 | |||
Объем продаж |
0,15 |
2 |
0 |
1 |
2 |
5 |
1,6 | |||
Доля рынка |
0,18 |
3 |
0 |
2 |
1 |
6 |
0,6 | |||
Фонд оплаты труда тыс./год |
0,24 |
2 |
1 |
2 |
3 |
8 |
-1,4 | |||
Среднесписочная численность персонала |
0,18 |
2 |
2 |
1 |
1 |
6 |
0,6 | |||
Итого: |
1 |
11 |
4 |
8 |
10 |
33 |
0 |
Таблица 2.3 - Экономические характеристики предприятий
Из таблицы 2.3- видно, что по экономическим характеристикам «Домотехника» так же как и по техническим показателям занимает лидирующее место это связанно с тем, что занимает большую долю рынка, невысоких цен, большого объема продаж.
У компании «ДНС» показатели немного слабей, за счет того, что наименьшей доли рынка и постоянной нехватки персонала, но так же у «ДНС» есть и положительные стороны, такие как большая оплата труда, самых низких цен, достаточно большого объема продаж.
«В-Лазера» и «Атлант» самые низкие показатели из-за высоких цен, малого объема продаж низкой оплаты труда и постоянной нехватки персонала.
Произведем расчет коэффициента конкордации для экономических параметров по формуле (2.2), он равен: 0,62
Расчет интегрального показателя конкурентоспособности производится по формуле:
Iнп – индекс нормативных параметров (если товар не удовлетворяет требованиям, то товар считается неконкурентоспособными, Iнп=0; так как в нашем случае все товары удовлетворяют требованиям, то положим его равным 1);
Используя данные таблиц 2.2 и 2.3 применим формулы (1.16.), (1.16.1.) и (1.16.2).В качестве базового предприятия возьмем «ДНС».
Таблица 2.4- Итоговые результаты конкурентоспособности, проведенные индексным методом
«Домотехника» |
«Атлант» |
«В-Лазер» |
«ДНС» |
0,6 |
0,4 |
0,2 |
0,5 |
Самой высокой конкурентоспособностью среди рассмотренных компаний обладает «Домотехника».
В результате проведенного расчета, мы выяснили, что среди рассмотренных конкурентов, наиболее конкурентоспособна «Домотехника», далее следуют: «ДНС», затем «В-Лазер» и «Атлант».
Причем компания «Домотехника» является не только итоговым лидером, но и лидером в отдельности по каждому параметру. Это говорит о рациональном использовании ресурсов данной компании, а также о эффективных стратегиях.
Компания «ДНС» имеет достойные технические показатели, но из-за малой доли рынка и большой текучести кадров, довольно сильно уступает Домотехнике в конкурентоспособности.
«В-Лазер» и «Атлант» обладают почти одинаковыми техническими и экономическими показателями, а следовательно и показателями конкурентоспособности. Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ, он позволяет нам изучить существующие на рынке возможности и взвесить свои способности по их использованию. В таблице 2.5 рассмотрим сильные и слабые стороны предприятия «ДНС»