Методы и технологии разработки управленческих решений в условиях неопределенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить теоретические вопросы по теме «Методы и технологии разработки управленческих решений в условиях неопределенности».
Поставленная в работе цель обусловила необходимость решения сле-дующих задач:
• изучить и систематизировать материал по теме;
• выявить источники возникновения неопределённости;
• изучить основные критерии и правила принятия УР в условиях неопределённости;

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретические аспекты разработки управленческого решения в условиях неопределенности
1.1. Сущность и классификация управленческих решений
1.2. Неопределенность: сущность, источники, виды
Глава 2 Принятие управленческого решения в условиях неопределенности
2.1. Основные критерии принятия управленческого решения в условиях неопределённости
2.2. Методы разработки управленческих решений в условиях неопределённости
2.3. Технология принятия управленческих решений в условиях неопределённости и риска
Глава 3 Разработка управленческого решения в ООО «КСМ» в условиях неопределённости
3.1. Характеристика исследуемого объекта
3.2. Разработка управленческого решения в ООО «КСМ» в условиях неопределённости
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

MINISTERSTVO_OBRAZOVANIYa_I_NAUKI_RF.doc

— 502.50 Кб (Скачать файл)

Каким бы хорошим ни казался руководитель, но если он не умеет принимать решений, то он не может долго оставаться на посту руководителя. Искусству принимать решения можно научиться и постоянно совершенствоваться. Однако, существует множество факторов, которые могут серьёзно мешать процессу принятия решений:

  1. Организационные неувязки, а также ситуация, когда у руководителя нет ясного представления о разделении труда на предприятии, о своих полномочиях и о полномочиях своих подчиненных. Ведь именно круг полномочий является основой для принятия решений;
  2. Для принятия решений нет достаточной информации или же она находится в такой форме, которая не годится в качестве основания для действий руководителя;
  3. Руководитель не видит необходимости принятия решения или просто не способен его принимать. Причиной этому может быть страх перед риском, боязнь сделать ошибку или обыкновенная неопытность. Если организация не заботится о повышении ответственности руководителей по мере роста их компетентности, не создаёт условий для принятия ими самостоятельных решений, то в такой организации не будут расти и руководители, они попросту не научатся принимать грамотных и ответственных решений.
  4. Неясен сам процесс принятия решений. Это значит, что у руководителя нет полного представления о том, что в организации действительно делается, и на какой стадии рассмотрения находятся различные дела.

Факт принятия одного решения является лишь составной частью эффективного процесса принятия решений. Каждый руководитель любого ранга должен чётко представлять свою долю в этом широком процессе.

Процесс принятия решения в чистом виде может подразделяться на следующие составные части:

  1. Изучение ситуации, предшествующей принятию решения;
  2. Взвешивание различных вариантов решения;
  3. Выявление последствий и перспектив при различных вариантах решения;
  4. Оценка и сравнение перспектив при различных вариантах решения;
  5. Выбор решения из разных вариантов;
  6. Принятие решений;
  7. Разработка мероприятий по выполнению принятого решения;
  8. Контроль над его исполнением.

Следует подчеркнуть, что решение считается готовым только тогда, когда достигнуты желаемые результаты. Руководитель сам должен участвовать во всех этапах принятия решения, но, прежде всего, его роль заключается в выборе наиболее подходящего решения из предложенных вариантов и в принятии окончательного решения. Руководитель обычно принимает решение один, но всё чаще практикуется принятие решений группой. Поэтому руководитель должен быть хорошо подготовлен и к работе с группой.

Процесс принятия решений с точки зрения рационального использования времени следует усовершенствовать.

Решения должны быть эффективными. Это означает, что надо шире привлекать в процесс принятия решений руководителей и других лиц, имеющих прямое к ним отношение.

 

Глава 3 Разработка УР в ООО «КСМ» в условиях неопределённости

3.1 Характеристика исследуемого объекта

Общество с ограниченной ответственностью «Комбинат Строительных Материалов» (ООО «КСМ») - предприятие, занимающееся производством и продажей керамического кирпича и камня. Зарегистрировано в 1999 году в Великом Новгороде, входит в состав холдинга ЗАО «Деловой партнёр».

Основная специализация предприятия в холдинге – производство следующих видов продукции: кирпич  керамический строительный утолщенный (КП-У), кирпич керамический строительный пустотелый одинарный (КП-О), кирпич керамический строительный полнотелый (К), камень (керамический строительный), камень (перегородочный пазогребневый строительный), рядовые кирпичи, кирпичи пластического формования. Технология изготовление нестандартного кирпича была освоена для ремонта и реконструкции стен и построек новгородского кремля, церквей и других памятников архитектуры Великого Новгорода и области.                                                        

Кирпичный завод «КСМ» поставляет керамический кирпич в Новгородскую, Московскую, Тверскую области, в Санкт-Петербург и Череповец.

ООО «Комбинат Строительных Материалов» включает в себя: два производственных цеха по выпуску кирпича, цех по подготовке шихты, ремонтно-механический и транспортный цеха, карьер11. Коллектив предприятия состоит из 300 высококвалифицированных специалистов.

На протяжении нескольких лет предприятие активно увеличивает объем производимой продукции. В 2002 году ООО «КСМ» произвело 27 млн. штук условного кирпича, в 2010 году количество производимой продукции  составило 38 млн. штук. Производственные мощности завода позволяют выпускать свыше 50 млн. штук условного кирпича в год, поэтому в перспективных планах предприятия увеличить объёмы выпуска уже существующих типов продукции, расширить номенклатурный ряд строительного кирпича и камня за счет новых типоразмеров и марочности для памятников архитектуры, а также организовать производство облицовочного кирпича.

3.2 Разработка УР в ООО «КСМ» в условиях неопределённости

При принятии решений, когда отсутствует информация о вероятности появления тех или иных событий, используются следующие критерии и правила: максимин (максимум из минимума) – выбор альтернативы из всех худших значений; максимакс (максимум из максимума) – выбор альтернативы с лучшим значением; минимакс (минимизация сожалений по поводу упущенной прибыли) и правило Гурвица (правило оптимизма-пессимизма).

Рассмотрим проблему принятия управленческого решения в условиях неопределённости спроса на строительный кирпич. В условиях неопределённости необходимо принять решение в ООО «КСМ» по выпуску рядового пустотелого утолщённого кирпича (КП-У) марки М-125 из нескольких альтернатив.

Возможные варианты решений:

а1: Продолжать выпускать продукцию, которая соответствует по качеству и количеству прежним выпускам.

а2: Добиться снижения цены на рядовой пустотелый утолщённый кирпич (КП-У) марки М-125 путём снижения издержек производства и увеличить объём выпуска продукции на 10%.

а3: Улучшить качество продукции и сервисного обслуживания (с соответственным увеличением цены) при снижении объёма выпуска КП-У марки М-125 на 15%.

В табл. 3.1. приведены прогнозируемые показатели годовой прибыли (в тыс. руб.) по каждой альтернативе в зависимости от изменения спроса на данный вид  продукции.

 

 

 

 

Спрос 

      

    Альтернатива

Низкий

Средний

Высокий

         Прибыль, тыс. руб.

а1

18 700

30 800

44 000

а2

14 960

24 640

35 200

а3

20 230

33 320

47 600


     Таблица 3.1 Прогнозируемые показатели прибыли в ООО «КСМ»

Используя критерии и правила принятия УР в условиях неопределённости, выберем рациональное решение.

1. Правило максимин (критерий Ваальда). По данному правилу  из предложенных  альтернатив выбираем ту, которая при низком спросе имеет наибольшее значение прибыли. Максимумом минимальных значений является значение прибыли для альтернативы а3 (20 230 тыс. руб.). Результаты расчёта представлены в табл. 3.2.

Спрос 

 

    Альтернатива

Низкий

Средний

Высокий

Максимин

         Прибыль, тыс. руб.

а1

18 700

30 800

44 000

18 700

а2

14 960

24 640

35 200

14 960

а3

20 230

33 320

47 600

20 230


                        Таблица 3.2 Применение правила максимина

 

Следует выбрать альтернативу под номером три – улучшение качества продукции и сервисного обслуживания (с увеличением цены) при снижении объёма выпуска КП-У марки М-125 на 15%.

2. Правило максимакс. В соответствии  с этим правилом выбирается  альтернатива с наибольшим значением  прибыли. Для этого необходимо определить максимальные значения для каждой строки и выбрать наибольшее из них. Данные расчёта представлены в табл. 3.3.

Спрос 

 

    Альтернатива

Низкий

Средний

Высокий

Максимакс

      Прибыль, тыс. руб.

а1

18 700

30 800

44 000

44 000

а2

14 960

24 640

35 200

35 200

а3

20 230

33 320

47 600

47 600


         Таблица 3.3 Применение правила максимакса

По правилу максимакса необходимо выбрать третью альтернативу.

3. Правило минимакс (критерий Севиджа). В отличие от максимина минимакс  ориентирован на минимизацию не столько потерь, сколько сожалений по поводу упущенной прибыли.

Расчёт минимакса происходит в четыре этапа:

  1. поиск лучшего результата каждой графы в отдельности;
  2. определение отклонения от лучшего результата каждой отдельной графы;
  3. поиск максимального значения для каждой строчки матрицы сожалений;
  4. выбор решения, при котором максимальное сожаление будет меньше других.

Результат расчётов представлен в табл. 3.4.

Спрос 

 

   Альтернатива

Низкий

Средний

Высокий

Минимакс

   

а1

1 530

2 520

3 600

3 600

а2

5 270

8 680

12 400

12 400

а3

0

0

0

0


                         Таблица 3.4 Применение правила минимакса

В данном случае следует выбрать альтернативу под номером три.

4. Правило Гурвица (правило оптимизма-пессимизма). Согласно этому правилу оптимальную альтернативу рассчитывают с помощью коэффициента оптимизма α. Учитывая боязнь риска, целесообразно задавать α=0,3. Наибольшее значение целевой величины определяет необходимую альтернативу.

Данные расчётов представлены в табл. 3.5.

Спрос 

 

    

 Альтернатива

Низкий

Средний

Высокий

 

(1–0,3) miniП

 

0,3maxiП

(1–0,3) miniП +0,3maxiП

Прибыль, тыс. руб.

а1

18 700

30 800

44 000

13 090

13 200

26 290

а2

14 960

24 640

35 200

10 472

10 560

21 032

а3

20 230

33 320

47 600

14 161

14 280

28 441


            Таблица 3.5 Применение правила Гурвица

Согласно правилу Гурвица последняя графа содержит значение целевой величины, получаемой при α=0,3. Наибольшее значение целевой величины в данном случае имеет альтернатива а3.

 

Выводы:

1. На основании проведённых расчётов альтернатива а3 является наиболее приемлемой и выгодной в данных условиях. Предприятию «КСМ» необходимо в ближайшем будущем улучшить качество продукции и сервисного обслуживания (с соответственным увеличением цены на кирпич с 11 до 14 руб. за штуку) при снижении объёма выпуска КП-У марки М-125 на 15%.

2. Для того чтобы уменьшить  неопределённость спроса на строительный кирпич, необходимо провести маркетинговое исследование, в ходе которого появится информация о предпочтениях потребителей и поведении конкурентов. Следует также учесть прошлый опыт выпуска нового вида кирпича и действовать по аналогии.

Информация о работе Методы и технологии разработки управленческих решений в условиях неопределенности