Методы и технологии разработки управленческих решений в условиях неопределенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить теоретические вопросы по теме «Методы и технологии разработки управленческих решений в условиях неопределенности».
Поставленная в работе цель обусловила необходимость решения сле-дующих задач:
• изучить и систематизировать материал по теме;
• выявить источники возникновения неопределённости;
• изучить основные критерии и правила принятия УР в условиях неопределённости;

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретические аспекты разработки управленческого решения в условиях неопределенности
1.1. Сущность и классификация управленческих решений
1.2. Неопределенность: сущность, источники, виды
Глава 2 Принятие управленческого решения в условиях неопределенности
2.1. Основные критерии принятия управленческого решения в условиях неопределённости
2.2. Методы разработки управленческих решений в условиях неопределённости
2.3. Технология принятия управленческих решений в условиях неопределённости и риска
Глава 3 Разработка управленческого решения в ООО «КСМ» в условиях неопределённости
3.1. Характеристика исследуемого объекта
3.2. Разработка управленческого решения в ООО «КСМ» в условиях неопределённости
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

MINISTERSTVO_OBRAZOVANIYa_I_NAUKI_RF.doc

— 502.50 Кб (Скачать файл)

4. Правило Гурвица.

В соответствии с этим правилом правила максимакс и максимин сочетаются связыванием максимума минимальных значений альтернатив. Это правило называют ещё правилом оптимизма – пессимизма. Оптимальную альтернативу можно рассчитать по формуле:

а* = maxi [(1-α) minj Пji+ α maxj Пji],

где α – коэффициент оптимизма, α =1…0 при α =1 альтернатива выбирается по правилу максимакс, при α =0 – по правилу максимин. Учитывая боязнь риска, целесообразно задавать α =0,3. Наибольшее значение целевой величины и определяет необходимую альтернативу.

Правило Гурвица применяют, учитывая более существенную информацию, чем при использовании правил максимин и максимакс.

Таким образом, при принятии управленческого решения в общем случае необходимо:

  • спрогнозировать будущие условия;
  • разработать список возможных альтернатив;
  • оценить окупаемость всех альтернатив;
  • определить вероятность каждого условия;
  • оценить альтернативы по выбранному критерию решения.

 

2.2 Методы разработки управленческих решений в условиях неопределённости

Метод функционально-стоимостного анализа в условиях неопределённости

К настоящему времени разработано большое количество организационных методов разработки УР в условиях неопределённости: «брейн-ринг», «мозговой штурм», метод вопросов и ответов, метод прорывов, конференция идей и др. Хорошие результаты при разработке УР в условиях неопределённости дает метод функционально-стоимостного анализа (ФСА)7 .

ФСА — метод системного исследования функций объектов управления (технических, технологических, социальных, биологических), направленный на обеспечение необходимых потребительских свойств объектов управления и оптимальных затрат на их реализацию на всех этапах жизненного цикла.

Методика ФСА предусматривает семь этапов: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный, этап внедрения.

1. Подготовительный  этап: выбор конкретного объекта управления (ОУ); создание исследовательской группы и подготовка к проведению анализа; составление графика проведения ФСА.

2. Информационный: разработка модели использования ОУ; оценка реальных условий функционирования ОУ; изучение рациональных предложений по ОУ; составление и анализ калькуляции затрат по ОУ; построение функционально-стоимостной модели ОУ; определение приоритетов решаемых задач.

3. Аналитический: составление перечня функций ОУ и их классификация; определение активизирующих, тормозящих, потенциальных и нейтральных функций; анализ функций, исключение лишних и добавление необходимых функций; построение новой скорректированной модели ОУ; калькуляции затрат; экспертная оценка нового состава функций ОУ.

4. Творческий: поиск приемов и методов активизации разработки УР по ОУ; поиск альтернативных решений по объединению, разделению, изменению функций ОУ для улучшения набора потребительских свойств; отбор наиболее приемлемых вариантов.

5. Исследовательский: разработка эскизов построения ОУ по принятым вариантам и их сравнительная оценка; внешняя экспертиза принятых вариантов; создание макета или модели опытного ОУ.

6. Рекомендательный: составление технико-экономического описания выбранного варианта ОУ; обоснование прямых и косвенных областей применения ОУ; составление рекомендаций по наиболее эффективному применению тех или иных свойств ОУ в соответствующих областях использования.

7. Внедрение: проведение рекламной кампании и поиск организаций для возможного использования разработанного ОУ. Сбор статистических данных о процессе внедрения и реальных потребительских свойствах нового продукта.

Организация выполнения всех этапов ФСА может идти по последовательной (а), параллельной (б) или смешанной (в) схеме (рис. 2.3).

Последовательная схема организации ФСА используется на малых и средних по численности работников и уровню технологии предприятиях. Параллельная схема - на больших по численности работников, наукоемких или сложных по технологии предприятиях, смешанная схема — на уровне крупных отраслей или экономики страны.

 

 

Рис. 2.3. Схемы организации выполнения метода ФСА

а — последовательная, б — параллельная, в — смешанная.

 

Методы снижения неопределённости при разработке и принятии УР

Руководителю крайне сложно разработать и принять управленческое решение в условиях полной неопределённости. Однако такие условия на практике встречаются довольно редко. Это можно объяснить тем, что у ЛПР всегда существует принципиальная возможность получения дополнительной информации о неизвестных факторах. Этим часто удается уменьшить новизну и сложность проблемы8 . К примеру, решение о разработке нового товара принимается после проведения маркетингового исследования, в ходе которого появляется информация о предпочтениях потребителей, поведении конкурентов.

ЛПР также может действовать по аналогии с прошлым опытом, чтобы позволяет сделать предположения о вероятности событий или об ожидаемых значениях неопределенных факторов. Например, если экономическая и политическая ситуации долгое время оставались стабильными, то можно предположить, что в ближайшее время они существенно не изменятся. Использование прошлого опыта крайне необходимо, когда не хватает времени на сбор дополнительной информации или затраты на её добычу являются слишком большими. 

 

Выводы:

1. При работе с неопределённостями  выделяют три группы параметров: полностью управляемые, частично управляемые и неуправляемые. Для повышения требуемых результатов необходимо перевести часть неуправляемых для руководителя параметров в полностью или частично управляемые, а частично управляемые - в состояние полностью управляемых.

2. Для выбора оптимальной стратегии в условии неопределённости используются следующие правила и критерии: правило максимин (критерий Ваальда), максимакс, минимакс (критерий Севиджа), правило Гурвица.

3. Функционально-стоимостной анализ — метод системного исследования различных функций объектов управления, направленный на обеспечение необходимых потребительских свойств ОУ и оптимальных затрат на их реализацию на всех этапах жизненного цикла. Методика ФСА предусматривает семь этапов: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный, этап внедрения. Данный метод часто используют руководители при разработке УР в условиях неопределённости.

4. Основные  методы снижения неопределённости  при  разработке УР – поиск  дополнительной информации о  неизвестных факторах, углублённое изучение уже имеющейся информации, действие по аналогии с прошлым опытом.

 

 

2. 3 Технология принятия управленческих  решений в условиях неопределённости и риска

Подготовке, принятию и реализации решений как процессу управленческой деятельности свойственны определенные технологии: совокупность последовательно применяемых приемов и способов достижения цели организации.

В повседневной деятельности предприятий процесс принятия решения может быть осуществлен:

1) по инициативе аналитических  служб предприятия;

2) согласно решениям, поступающим  от вышестоящих руководителей;

3) на основе решений руководителей  данного уровня управления.9

Процесс принятия решений в технологическом аспекте можно представить как последовательность этапов, операций и процедур, между которыми существуют прямые и обратные связи. На рис. 1 представлен вариант процесса принятия решений, состоящий из восьми этапов. Фактическое количество этапов, операций и процедур определяется сложностью, типом решаемой проблемы.

На первом этапе осуществляются сбор, обработка и анализ информации. Основная задача этого этапа (решаемая аналитиками) своевременное обнаружение сигналов затруднений в функционировании и предварительное определение причин, оповещение лица, принимающего решения.

На втором этане описывается проблемная ситуация. Определяется проблемный характер ситуации, проявившейся как следствие воздействия системы внешних факторов, неучтенных прогнозом или субъективной деятельностью персонала управления, которую можно скорректировать. Отбирается релевантная информация.

На третьем этапе диагностируется выявленная проблема. На основе поступающей информации фиксируются ее симптомы, причины возникновения проблемной ситуации становятся понятными.

Диагностика, формулировка и обоснование проблемы – сложная теоретическая и практическая задача. Идентификация проблемы является еще и центральной частью процесса. Если допускается ошибка, то содержание остальных этапов может получить неправильную «наполненность». Так, усилия по разрешению проблемы могут быть направлены на устранение «симптомов», а не на саму проблему. Проблема в этом случае остается и проявляется позже.

 

Рис. 1 – Технология принятия управленческого решения10

 

Как правило, выявляются группы проблем, и руководителю следует определить приоритетность их решения. С этой целью проблемы можно исследовать. Для последующего выбора главной проблемы необходимо определить стандарты, критерии оценки возможных решений проблемы. Это могут быть прибыль, дивиденды, расходы, рост производительности, риск, возможное влияние на спрос, имидж организации. Здесь же руководители уясняют ограничения (например, неадекватность средств потребности в закупке ресурсов, новых технологий, низкая квалификация персонала, исповедуемые в организации этические нормы).

На четвертом этапе успешное решение проблемы часто зависит от разработанных альтернатив ее решения. При этом всегда существует опасность, что часть лучших альтернатив будет упущена. Поэтому, как правило, усилия направляются на тщательное выявление и обоснование вариантов всех альтернатив. Допустимые альтернативы выбираются с учетом ограничений, возможностей организации и критериев. Нечетко сформулированные проблемы решаются в условиях неопределенности.

На пятом этапе предварительно выбирается лучшая альтернатива. На основе прогнозов, расчета риска выполняется тщательный анализ допустимых с позиций достижения поставленных целей, затрат ресурсов, соответствия конкретным условиям их реализации. При этом выясняется, что при решении сложных задач на основе количественных показателей трудно выработать однозначные рекомендации о выборе конкретной альтернативы.

Конечный результат работы на пятом этапе – вынесение суждения о предпочтительности альтернатив, предложенных системными аналитиками лицу, принимающему решение поданной проблеме.

На шестом этапе менеджерами оцениваются альтернативы на основе информации, предоставленной аналитиками, и дополнительной (субъективных суждений, мнений акционеров и т.п.). При этом используются результаты аналитических расчетов различных вариантов, рисков, а также личный опыт менеджеров и их интуиция. Появляется суждение управляющего о предпочтительности вариантов достижения целей. Если менеджер сомневается в выборе наилучшей альтернативы, организуются оценка эффективности решения и получения дополнительной информации на основе эксперимента.

На седьмом этапе окончательно принимается и оформляется решение.

Восьмым этапом является реализация управленческого решения.

Поиск таких решений является многошаговым, в ходе его постоянно сравниваются цели с возможностями их достижения, отыскиваются новые возможности, корректируются цели в сторону увеличения (усложнения), если выявлены дополнительные ресурсы, и в сторону снижения, если первоначально сформулированные цели оказались нереальными. Следовательно, решение таких проблем тесно связано с анализом условий и целей действия.

Решающим условием эффективного управления предприятием выступает хорошо поставленная система внутренней информации, прежде всего, информация о затратах производства. Коммерческий риск, конкуренция ведут к постоянному возникновению нестандартных ситуаций в производственной деятельности предприятия, что обуславливает необходимость принятия краткосрочных управленческих решений. Принятие таких решений требует создания новых нетрадиционных систем получения информации о затратах, поиску новых подходов к калькулированию издержек и подсчету финансовых результатов.

Решение проблем, как и управление, — процесс, ибо речь идет о нескончаемой последовательности взаимосвязанных шагов. Руководитель заботится не столько о решении как таковом, сколько обо всем, связанным и проистекающим из него. Для решения проблемы требуется не единичное решение, а совокупность выборов. Поэтому, хотя процесс решения проблемы мы представляем как пятиэтапный (плюс внедрение и обратная связь), фактическое число этапов определяется самой проблемой.

Этапы рационального решения проблем:

  1. Диагностика проблемы.
  2. Формулировка ограничений и критериев пинятия решения.
  3. Определение альтернатив.
  4. Оценка альтернатив.
  5. Выбор альтернативы.
  6. Реализация.
  7. Обратная связь.

Информация о работе Методы и технологии разработки управленческих решений в условиях неопределенности