Методы оценки эффективности работы современного менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является исследование методов оценки управленческого персонала предприятия.
В рамках достижения поставленной цели были намечены и решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы оценки управленческого персонала;
2. Произвести сравнительную характеристику методов оценки эффективности работы современных менеджеров;
3. Проанализировать опыт применения различных методов оценки управленческого персонала на примере швейной фабрики «Радуга».

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы оценки эффективности работы управленческого персонала
1.1. Цели и подходы к оценке эффективности управленческого персонала
1.2.Критерии оценки эффективности управленческого персонала
2. Сравнительная характеристика методов оценки эффективности персонала
2.1. Количественные методы оценки
2.2.Качественные методы оценки
3. Анализ эффективности менеджмента в ООО Швейная фабрика «Радуга»
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Методы оценки эффективности работы современного менеджера.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

     по  дисциплине «Основы менеджмента» 

     Тема:  «Методы оценки эффективности работы современного менеджера» 
 
 
 

     Содержание

Введение 

1. Теоретические  основы оценки эффективности  работы управленческого персонала

1.1. Цели  и подходы к оценке эффективности управленческого персонала

1.2.Критерии  оценки эффективности управленческого  персонала

2. Сравнительная  характеристика методов оценки  эффективности персонала

2.1. Количественные  методы оценки

2.2.Качественные  методы оценки

3. Анализ эффективности менеджмента в ООО Швейная фабрика «Радуга»

Заключение 

Список  использованных источников

Приложения

3 

5

5

9

13

13

18

23

32

35


 

       Введение

 

     Изменения в политико-экономической  жизни страны, а также такие  экономические факторы, как значительное усиление конкуренции, необходимость привлечения новых технологий, появление личной ответственности руководителей организаций, привели к тому, что резко повысилась необходимость в современных и квалифицированных менеджерах. В настоящий момент сильный управленческий персонал компании - ее конкурентное преимущество перед другими фирмами, приносящее дополнительную прибыль. Именно на менеджеров ложится основная ответственность по достижению целей деятельности предприятия, направленной на получение прибыли. Необходимость временных и финансовых затрат на развитие персонала очевидна. Но также понятно, что руководство, осуществляя вклады в трудовой коллектив, естественно, хотело бы видеть результат этих вкладов - повышение эффективности труда.

     Менеджеры - это одна из самых «дорогих» групп персонала в организации, которая, если компания хочет оставаться конкурентоспособной, требует значительных временных и финансовых затрат. Поэтому руководство компаний заинтересованно в оценке менеджмента как в демонстрации результатов своих вложений.

     Таким образом, тема данной курсовой работы является не только актуальной, но и имеет практическую значимость.

     Целью написания данной работы является исследование методов оценки управленческого персонала предприятия.

     В рамках достижения поставленной цели  были намечены и решены следующие задачи:

1. Изучить  теоретические основы оценки  управленческого персонала; 
2. Произвести сравнительную характеристику методов оценки эффективности работы современных менеджеров;

3. Проанализировать  опыт применения различных методов оценки управленческого персонала на примере швейной фабрики «Радуга».

     При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

     Работа  имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3-х глав, заключение и список использованных источников.

     Во  введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования. Глава первая раскрывает общие вопросы, касающиеся теоретических основ оценки эффективности управления. Определяются основные понятия, обуславливается актуальность. В главе второй более подробно рассмотрены методы оценки эффективности управления персоналом. Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также дается анализ перспектив и тенденций развития ООО Швейная фабрика радуга «Радуга».

 

      1. Теоретические основы оценки эффективности работы управленческого персонала

     1.1. Цели и подходы к оценке эффективности управленческого персонала

     В условиях современной рыночной экономики  менеджмент является одним из основных элементов успешной деятельности предприятия.

     Менеджмент  – это область управленческой и хозяйственной деятельности, направленной на достижение целей организации путем рационального использования трудовых и материальных ресурсов.1

     Управление, как и любой другой вид деятельности, требует своей конкретной оценки, установления его эффективности. Но данный вопрос является довольно сложным, поскольку оценка менеджмента не всегда может быть произведена прямым путем из-за отсутствия формализованных результатов, количественной оценки отдельных видов выполненной работы. Поэтому для измерения эффективности управленческого труда часто применяются косвенные методы.

     Существуют  различные подходы к проблеме эффективности менеджмента, которые разрабатывались школами управленческой мысли.

     Например, авторы школы научного управления (Ф. Тейлор, Г. Гант, Г. Эмерсон, Фрэнк и Лилиан Гилбреты и др.), занимались изучением повышения эффективности менеджмента на уровне производства. Представители административной школы менеджмента (А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни и др.) рассматривали эффективность менеджмента в более широком смысле, то есть применительно к работе всего предприятия. Их целью было создание универсальных принципов управления, которые обязательно должны привести организацию к успеху (14 принципов управления Анри Файоля). Авторы школы человеческих отношений (Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, Р.Лайкерт, А. Маслоу) считали основным элементом эффективности менеджмента человеческий фактор и разрабатывали различные теории, связанные с повышением эффективности использования человеческих ресурсов [5, с.264].

     В управленческом процессе используются человеческие, материальные, информационные и финансовые ресурсы, и в зависимости от того, как умело и целенаправленно они используются, достигается тот или иной результат. Эффективность менеджмента – это управление деятельностью предприятия с минимальными издержками и максимальными результатами, то есть это сопоставление потребленных ресурсов с полученным результатом.

     В оценке эффективности управления наиболее сложным является определение его результата. За результаты управления нередко принимаются некоторые производственные и экономические результаты: темп роста производительности труда, качество, ритмичность работы и др. В каждом из этих результатов, безусловно, содержится и овеществленный труд персонала управления. Однако управленческий труд проявляется в этих показателях не прямо, а опосредованно, в виде соответствующих воздействий на тех, кто занят непосредственно производительным трудом. При этом такие воздействия менеджеров в виде приказов, указаний, распоряжений во многих случаях проходят через ряд ступеней управления по направлению сверху вниз. В результате к труду руководителей, затраченному на высшей ступени управления, добавляется труд менеджеров нижестоящих ступеней, т.е. конечный результат управления и его эффективность достигается совокупным управленческим трудом.

     Результаты и эффективность управленческого труда в конечном итоге управления в целом зависят от многих условий и предпосылок. К их числу относятся потенциал сотрудника, его способность выполнять определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом; культура организации. Они в значительной мере зависят и от личности самого руководителя: его авторитета, стиля работы и т.п. Поэтому все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве [7, с.440].

     Конечный  результат управления часто называют эффектом управления. Эффект представляет собой результат осуществления мероприятий, направленных на совершенствование производства, бизнеса и организации в целом.

     Эффект  управления складывается из трех составляющих [12, с.720]:

  1. экономический эффект – вид эффекта, имеющий непосредственную стоимостную форму, то есть измеряющийся в денежных или натуральных измерителях;
  2. социально-экономический эффект – имеет комплексную природу сочетания экономической выгоды и социальной стабильности и спокойствия, например, улучшение условий работы, снижение уровня профессиональных заболеваний;
  3. социальный эффект – вид эффекта, который не может быть пересчитан в экономический, например, предотвращение социального конфликта.

     Существует  множество видов эффективности менеджмента. Рассмотрим основные из них [4, с.160]:

  • по средствам воздействия – целевая, стратегическая и тактическая, планируемая, прогнозная, программная, концептуальная, мотивационная и стимулирующая, ресурсная и потенциальная;
  • по содержанию эффекта – экономическая, социальная, инновационная, организационная, экологическая;
  • по уровню проявления эффекта – народно-хозяйственная, региональная, отраслевая, внешнеэкономическая;
  • по формам эффективности – деятельность менеджера, аппарата управления, процесса управления, системы менеджмента, управленческих нововведений;
  • по видам систем менеджмента – маркетинговая, инновационная, производственная, финансовая.

     Рассмотрим  основные факторы, которые оказывают  влияние на эффективность управления.

     По  продолжительности влияния выделяют факторы, влияние которых сказывается на протяжении длительного времени (технический уровень производства, стиль управления и др.) и которые действуют непродолжительное время (прогулы, простои, нарушения трудовой дисциплины и т.п.).

     По  характеру влияния различают  факторы интенсивные и экстенсивные. Первые обеспечивают повышение эффективности  менеджмента за счет мобилизации внутренних ресурсов, совершенствование организации труда управленческих работников и улучшение его условий, подготовка кадров управления. Вторые предусматривают привлечение дополнительных ресурсов – увеличение численности управленческого персонала, расширение технического оснащения труда управленцев на качественно неизменной основе и т.д.

     По  содержанию различают научно-технические (уровень механизации и автоматизации труда), организационные (рациональная структура аппарата управления, расстановка кадров, трудовая дисциплина), экономические (система материального поощрения и материальной ответственности), социально-психологические (мотивация труда, межличностные отношения) и другие факторы.

     По  форме влияния различают факторы  прямые (квалификация персонала, состояние  оборудования) и косвенные (психологический климат, групповая динамика). Первые непосредственно влияют на эффективность управленческого труда, вторые - опосредованно.

     Каждый  из перечисленных факторов может  воздействовать на систему управления в отдельности, а также в совокупности с другими. При совместном положительном  воздействии они обеспечивают существенный рост результативности менеджмента, при отрицательном - снижают ее. Роль менеджеров состоит в том, чтобы планомерно воздействовать на указанные факторы. Рост эффективности должен быть объектом постоянной управленческой деятельности на всех уровнях организации.

     Таким образом, эффективность управления – один из основных показателей совершенствования управления, который определяется сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение.

     Изучение  эффективности менеджмента является довольно сложным процессом, поскольку предполагает учет различных факторов и предпосылок, которые оказывают совокупное влияние на управленческую деятельность [25].

     Существует  большое количество "за" официальной  оценки управленческих работников. Аргументом является то, что она способствует решению ряду задач. Оценка, особенно объективная, побуждает персонал работать более результативно. Наличие соответствующей программы и гласность результатов ее выполнения вызывают чувство ответственности и развивают инициативу, стимулируют стремление работать лучше, такая оценка служит юридической основой для продвижений по службе, награждений и увольнений, дает материал для разработки вопросов найма, позволяет получить информацию для определения размеров зарплаты и вознаграждений.

     1.2.Критерии  оценки эффективности управленческого  персонала

     Как было сказано выше, оценка эффективности  менеджмента является довольно сложной, поэтому существует большое количество критериев и методов такой оценки, которые учитывают различные факторы, влияющие на эффективность.

Информация о работе Методы оценки эффективности работы современного менеджера