Методы оценки эффективности работы современного менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является исследование методов оценки управленческого персонала предприятия.
В рамках достижения поставленной цели были намечены и решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы оценки управленческого персонала;
2. Произвести сравнительную характеристику методов оценки эффективности работы современных менеджеров;
3. Проанализировать опыт применения различных методов оценки управленческого персонала на примере швейной фабрики «Радуга».

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы оценки эффективности работы управленческого персонала
1.1. Цели и подходы к оценке эффективности управленческого персонала
1.2.Критерии оценки эффективности управленческого персонала
2. Сравнительная характеристика методов оценки эффективности персонала
2.1. Количественные методы оценки
2.2.Качественные методы оценки
3. Анализ эффективности менеджмента в ООО Швейная фабрика «Радуга»
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Методы оценки эффективности работы современного менеджера.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

     Больше  всего сократилось число работников низкой квалификации: в 2008 году – на 26 человек и в 2009 году – на 54 человека при общем сокращении количества персонала на 75 и 108 человек соответственно.

     Таким образом, с точки зрения структуры  и системы отбора персонала менеджмент на предприятии за последние три года можно считать эффективным, так как отчетливо наблюдается динамика увеличения количества высококвалифицированных работников и сокращения работников низкой квалификации. Росту эффективности управления способствует также система обучения персонала и повышения квалификации [15, с.467].

     Проведенная оценка эффективности менеджмента по разным критериям позволяет сделать следующие выводы:

     В целом управление в ООО Швейная  фабрика «Радуга» можно считать  эффективным, так как, во-первых, расчет экономических показателей эффективности с учетом затрат на менеджмент и прибыльности предприятия показал возрастающую динамику эффективности управления, во-вторых, управленческие кадры состоят из высококвалифицированных специалистов, которые периодически совершенствуют уровень своего профессионализма, а также проходят ежегодную аттестацию, что является стимулом к более эффективному выполнению работы. Анализ системы подбора и уровня квалифицированности персонала показал, что в 2009 году возросла доля высококвалифицированных работников и снизилась доля сотрудников низкой квалификации.

     Основными недостатками, снижающими эффективность  менеджмента в ООО Швейная  фабрика «Радуга» является слабое развитие информационных систем на предприятии, недостаточные мотивации для сотрудников, а также не поддерживается новаторство, и работники не могут открыто высказывать свои идеи и предложения. Также, существуют определенные минусы в организационной структуре управления.

     Комплексный анализ всех показателей эффективности  менеджмента, и количественных и качественных, показал, что предприятию необходимо повышать эффективность управления и устранять недостатки в системе менеджмента, чтобы обеспечить высокие результаты деятельности.

     В соответствии с выделенными недостатками можно предложить следующие меры по повышению эффективности управления на предприятии:

     -  создание эффективной информационной системы

     -  разработка дополнительных мотиваций персонала

     - совершенствование организационной структуры управления

     Создание эффективной информационной системы.

     Так как в ООО Швейная фабрика «Радуга» система коммуникаций характеризуется низкой эффективностью, то для ее повышения можно разработать мероприятия по следующим направлениям:

  1. Организация выпуска небольших информационных листов (журналов, бюллетеней, многотиражных или стенных газет), содержащих информацию о текущей деятельности предприятия, а также новости о каких-либо изменениях в компании. Для новых сотрудников можно выпускать специальную информационную литературу, которая будет содержать описание истории компании, основных направлений ее деятельности, структуры управления и функций менеджмента.
  2. Создание ящиков для предложений и замечаний для того, чтобы сотрудники могли активно высказывать свои пожелания по совершенствованию работы, услуг, технологии и т.д.
  3. Внедрение метода «открытых дверей». Суть этого метода заключается в том, все сотрудники предприятия могут беспрепятственно общаться с руководителями, открыто высказывая при этом свои идеи, предложения и замечания по поводу любого элемента деятельности организации. Это способствует осознанию сотрудниками своей значимости для руководства, и как следствие, формированию благоприятной, дружеской обстановки в коллективе.
  4. Организация возможности доступа сотрудников предприятия к информационным базам данных, отчетам и иным материалам, связанных с деятельностью фирмы в различных областях, для повышения уровня информированности.
  5. Частая организация совместных мероприятий для персонала (празднование дней рождения, памятных дат в жизни организации, спортивные состязания между командами, представляющими различные подразделения фирмы). Это приводит к сближению коллектива, созданию благоприятной психологической атмосферы, что оказывает положительный эффект на результатах деятельности организации [14, с.269] .

     Разработка дополнительных мотиваций персонала

     Как было отмечено выше, для сотрудников ООО Швейная фабрика «Радуга» не хватает материальных (экономических) стимулов. Поэтому предлагается добавить в систему мотиваций следующие изменения:

  1. Разработать четкую систему премий и надбавок к зарплате. Помимо заработной платы на предприятии должны быть денежные выплаты (премии) по результатам работы или специальные индивидуальные вознаграждения в качестве признания ценности того или иного сотрудника, например, за сверхурочные часы работы, за перевыполнение производственного плана и т.д.
  2. Разработать систему бонусов и дополнительных выплат. Бонусы и дополнительные выплаты могут осуществляться за стаж работы, получение дополнительной квалификации и т.д.
  3. Разработать систему подарков. Подарки сотрудникам за заслуги или по случаю праздников (например, путевка в санаторий на время отпуска) являются отличной мотивацией к эффективной работе, так как работники чувствуют себя значимыми для организации, видят, что руководство заботиться о них.
  4. Создать систему бесплатных обедов и доставки работников вечерней смены автотранспортом предприятия. Данные предложения в значительной степени должны повлиять на результативность деятельности предприятия, так как сотрудники будут стремиться хорошо работать в компании, которая способствует созданию благоприятных и комфортных условий для труда и отдыха.

     Совершенствование организационной структуры управления

     Линейно-функциональная структура управления, которая существует в ООО Швейная фабрика «Радуга» является устаревшей, так как рынок постоянно развивается, предприятие привлекает новых потребителей (многие из которых находятся в разных регионах страны), ищет пути для увеличения номенклатуры выпуска товаров. Поэтому необходимо внести изменения в существующую организационную структуру управления [10] .

     Наиболее рациональной на данном этапе развития предприятия будет организационная структура управления, сформированная по региональному принципу (приложение 4).

     Преимущества данной структуры заключаются в том, что все функции предприятия будут ориентированы на определенный регион; все разрабатываемые программы исследования, продажи и сервиса, контроля за продвижением продукции будут привязаны к местным условиям.

     Преимущества таких мероприятий бесспорны: благодаря созданию информационной системы на предприятии повысится уровень информированности сотрудников, появятся предпосылки для формирования благоприятной психологической обстановки в коллективе, а также для активного развития инновационной деятельности в организации. Будут преодолены психологические барьеры между руководителями и подчиненными, благодаря чему повысится эффективность управления человеческими ресурсами на предприятии.

     Разработка системы мотиваций позволит не только повысить эффективность управления и общую результативность деятельности, но и улучшить условия труда и отдыха на предприятии, повысить уверенность отдельного сотрудника в своей значимости для фирмы, создать хорошие взаимоотношения между менеджерами и подчиненными.

     Изменение организационной структуры управления по региональному признаку позволит предприятию ориентироваться на постоянно меняющиеся условия рынка, а также определять политику фирмы в зависимости от конкретного рынка и региона, что дает большие маркетинговые преимущества.

 

      Заключение

     Таким образом, эффективность управления – сложная экономическая категория, изучение которой предполагает учет различных факторов, прямо или косвенно влияющих на управленческий процесс. Эффективность менеджмента зависит от профессионализма и личных качеств руководителя, от обеспеченности предприятия ресурсами, системы коммуникаций на предприятии, организационной структуры управления, системы подбора персонала и много другого.

     В общем виде эффективность менеджмента предполагает результативность управленческой деятельности, сопоставление потребленных ресурсов с полученными результатами. Но определение результатов управленческой деятельности – одна из основных проблем, которые возникают при оценке управления.

     В результате исследования критериев и методов оценки эффективности управления было выяснено, что пока не существует единой системы такой оценки. Эффективность менеджмента можно анализировать, используя экономические и социальные критерии, общие и частные показатели эффективности. Более достоверная оценка эффективности менеджмента может быть получена только совокупностью различных показателей, учитывающих влияние различных факторов и рассчитанных за несколько лет работы для анализа их динамики. Каждое предприятие самостоятельно решает вопрос о выборе методов оценки эффективности управленческой деятельности.

     В курсовой работе была проанализирована деятельность ООО Швейная фабрика «Радуга» за 2007-2009 гг. Предприятие много лет занимается выпуском швейных изделий, имеет сложившийся рынок потребителей, поставщиков, сотрудничает российскими и с иностранными партнерами. Особенность деятельности данной организации заключается в том, что она занимается производством форменной и специальной одежды. Данная продукция не относится к товарам широкого потребления и ее продажа осуществляется только по заказам.

     Оценка эффективности управления в ООО Швейная фабрика «Радуга» была произведена с учетом экономической и социальной эффективности. Расчет количественных показателей на основе затрат предприятия на управленческую деятельность и прибыльности деятельности показал, что с 2007 по 2009 года наблюдается динамика роста этих показателей, то есть эффективность менеджмента в 2009 году самая высокая.

     Также были рассмотрены основные аспекты деятельности предприятия, по которым оценивается социальная эффективность управления. «Слабыми местами» оказались плохая организация коммуникационных связей на предприятии, отсутствие инновационной деятельности, неполная система мотиваций сотрудников, а также устаревшая организационная структура управления.

     Среди преимуществ, положительно влияющих на эффективность управления можно отметить профессионализм и квалифицированность менеджеров, хорошую систему подбора персонала, благодаря которой структура штата работников состоит из большого количества высококвалифицированных специалистов.

     Комплексный анализ показателей ООО Швейная фабрика «Радуга» показал, что предприятию необходимо повышать эффективность менеджмента.

     Мероприятия по усовершенствованию управленческой деятельности в организации и пути повышения эффективности менеджмента были предложены, исходя из выявленных недостатков в системе управления.

     Предложение по организации эффективной информационной системы направлено на развитие коммуникаций на предприятии, преодоление психологических барьеров между руководителями и подчиненными, установлению благоприятных, дружеских отношений в коллективе, развитие новаторской деятельности.

     Дополнение системы мотиваций экономическими методами стимулирования требует больших финансовых затрат, чем предыдущий способ, но это себя оправдывает, поскольку сотрудники будут стремиться работать эффективнее в компании, где созданы хорошие условия труда и отдыха, где работников ценят и признают их значимость для организации.

     Предложение по изменению организационной структуры управления является эффективным для предприятия, так как оно сотрудничает с разными географическими рынками потребителей. Построение по региональному принципу повысит концентрацию внимания руководителей на каждом регионе, что будет способствовать повышению эффективности реализации и продвижения продукции, а также общей результативности деятельности предприятия.

     Таким образом, эффективное управление влияет на все аспекты деятельности организации. Поэтому каждому предприятию необходимо периодически проводить оценку эффективности менеджмента, а также разрабатывать различные мероприятия по ее повышению. Это будет способствовать увеличению эффективности и результативности деятельности предприятия в целом.

 

      Список использованных источников

  1. Базаров Т.Ю., Беков Х.А., Аксенова Е.А. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. – М.: Прогресс, 2006.
  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М.: Гардарика, 2006.
  3. Вишневская Н. Возможности применения экспертной оценки в управлении персоналом в торговле. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2008. – №3.
  4. Гавриленко В.М. Менеджмент: конспект лекций – М.: Приор.-издат., 2004.
  5. Григорян А. Ф. Менеджмент: учебник – М.: ПБОЮЛ, 2002.
  6. Ершова М.Я. Два подхода к оценке персонала. // Управление персоналом. – 2000. – №4.
  7. Иванов А.П. Менеджмент: учебник – Спб.: Изд. «Питер», 2002.
  8. Иохин В.Я. Как оценить специалиста? // Управление персоналом. – 2007. – №9.
  9. Кузнецова В.А, Магомедалиева О.В. Социально-психологические аспекты менеджмента: учебное пособие/ Часть 2. – Орел, 2008.
  10. Литвинов Ф.И. Моделирование управленческих структур предприятия// Менеджмент в России и за рубежом. – 2008. -  № 2.
  11. Литягин А. Семинар «Оценка эффективности персонала». – М.: Кадровый клуб, 2002.
  12. Мескон М.Х., Альбер М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2004.
  13. Носова С.С. Место оценки персонала в системе кадрового менеджмента. // Человек и труд. – 2007. – №6.
  14. Поляков В.А. Технология карьеры: Практическое руководство. – М.: «Наука». – 2005.
  15. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: учебник для вузов по спец. «Менеджмент». – М.: «Аспект пресс», – 2003.
  16. Роббинс С., Коултер М. Менеджмент: Пер. с англ. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: ИД «Вильямс», 2005.
  17. Рубаник Ю.Т. Российские корпорации выбирают траекторию организационного развития// Бизнес-образование. – 2004. - №6.
  18. Сидорович Ю.В. Система трудового потенциала работника. // Социс. – 2007. – №3.
  19. Уткин Э.А. Курс менеджмента: учебник для вузов/ – М.: Изд-во «Зеркало», 2001.
  20. Юкаева В.С. Менеджмент: учебное пособие — М.: ИТК «Дашко и КО», 2004.
  21. Административно-управленческий портал: http://www.aup.ru/

Информация о работе Методы оценки эффективности работы современного менеджера