Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:37, курсовая работа
Целью написания данной работы является исследование методов оценки управленческого персонала предприятия.
В рамках достижения поставленной цели были намечены и решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы оценки управленческого персонала;
2. Произвести сравнительную характеристику методов оценки эффективности работы современных менеджеров;
3. Проанализировать опыт применения различных методов оценки управленческого персонала на примере швейной фабрики «Радуга».
Введение
1. Теоретические основы оценки эффективности работы управленческого персонала
1.1. Цели и подходы к оценке эффективности управленческого персонала
1.2.Критерии оценки эффективности управленческого персонала
2. Сравнительная характеристика методов оценки эффективности персонала
2.1. Количественные методы оценки
2.2.Качественные методы оценки
3. Анализ эффективности менеджмента в ООО Швейная фабрика «Радуга»
Заключение
Список использованных источников
Используются группы экспертов двумя способами - индивидуально или группой. Индивидуальный, более распространенный и эффективный способ. Он заключается в том, что каждый эксперт дает оценку анонимно, независимо от других, затем эти оценки обобщаются. Групповой способ основан на совместной работе экспертов, получении суммарной оценки от группы в целом. При таком способе согласование индивидуальных оценок сочетается с ознакомлением каждого эксперта с оценками остальных.
Групповая экспертиза включает следующие обязательные этапы:
Результат работы экспертов отражается в документе, вариантами которого могут быть рекомендации, обобщающие оценки, решения.
Подбор, согласование и утверждение экспертных комиссий обычно проводят начальник отдела кадров и руководитель организации. На уровне организации в состав экспертных комиссий включают обычно 3-5, но не более 7 человек.
Анкета оценки руководителя, карточка эксперта на аттестуемого, бланк результатов опроса экспертов, а также бланк расчета итоговой оценки на аттестуемого - это обязательные документы почти любой методики независимо от способов расчета (с использованием компьютера или вручную).
Основным инструментом аттестации является анкета. Она представляет собой специально разработанный вопросник, включающий перечень определенных качеств и варианты ответа. Перечень качеств, которыми должен обладать менеджер, зависит от сферы его деятельности, именно в этом одно из важнейших условий объективной оценки работника.
Экспертная комиссия утверждает не только перечень качеств, для включения в анкету, но и определяет количественную оценку каждого качества в баллах. Расположены эти качества в анкете в ранжированный ряд - от более до менее значимого. В соответствии с этим и выставляется первая оценка аттестуемому. Она характеризует степень значимости качества. Вторая оценка - это оценка степени проявления этих же качеств аттестуемого по четырем вариантам ответа. Эксперт должен установить, как часто определяемое качество проявляется у аттестуемого по следующей балльной шкале:
- если всегда - 1,5 балла;
- в большинстве случаев - 1 балл;
- иногда - 0,5 балла;
- почти никогда - 0 баллов.
Обработка результатов оценки аттестуемого осуществляется путем заполнения специального бланка - бланк результатов опроса экспертов на аттестуемого. В другом бланке - бланк расчета средней оценки аттестуемого по каждому качеству рассчитывается средний балл по формуле [3, с.9]:
,
где: Зср - средний балл оценки качества по степени его функциональной значимости;
З10 ... 31 - оценка экспертом степени значимости качества по десятибалльной шкале;
n10 ... n1 - количество экспертов, которые присвоили качеству оценку по степени значимости (в баллах);
n - общее количество экспертов.
Одновременно в этом же бланке по каждому из качеств рассчитывается средний балл степени проявления этого качества у аттестуемого [3, с.9]:
, (2.3)
где: Пср - средняя оценка степени проявления качеств у аттестуемого;
П1,5 ... П0,5 - степень проявления качеств у аттестуемого по оценке экспертов;
n1,5 ... n0,5 - количество экспертов, отнесших качество к степени его проявления у аттестуемого к тому или иному баллу оценки;
n - общее количество экспертов.
Затем по каждому качеству определяется средневзвешенный балл [3, с.9]:
К
= Зср * Пср,
где: К - качество.
Далее путем суммирования средневзвешенных баллов по всем качествам определяется итоговый балл оценки аттестуемого.
Таким образом, если оценка работника составляет более 85 баллов, формулируют вывод о его повышении или включении в состав резерва на выдвижение. Во втором случае, если оценка составит от 57 до 85 баллов, делают заключение о соответствии занимаемой должности. В третьем случае, если оценка составляет ниже 28 баллов, фиксируют вывод о том, что работник не соответствует занимаемой должности. При этом весьма ценно и то обстоятельство, что детальный анализ оценок экспертов по качествам может помочь определить для каждого работника конкретные направления совершенствования его деятельности.
2.2. Качественные методы оценки
Опыт применения подобных систем оценки у нас в стране и за рубежом позволяет выявить их основной недостаток - субъективность получаемого знания. Причины этого находятся в самом методе, который связан с волей и сознанием субъектов, участвующих в оценке.
Фактически такая оценка основывается не на анализе реального управленческого труда, а на том, что думают о руководителе окружающие [18, с.14].
В методике ситуационной оценки предусмотрена процедура отбора типичных управленческих ситуаций в конкретном коллективе, в структуре которых описывается работа управленца, а затем оценивается его поведение. Основу методики составляет представление об управленческих ситуациях как единицах анализа труда управленческого работника.
Результатам оценки поведения управленческих работников, как и в случае оценки качеств, является социально-психологическая характеристика, только более профессионально ориентированная. Она содержит информацию о том, каким образом (эффективно или нет) действовал работник, в каких ситуациях более, в каких - менее эффективно. Однако данный способ не помогает выяснить причину такого поведения и его последствия.
Функциональная оценка имеет то достоинство, что основывается на анализе того, чем в действительности занимаются руководители, она позволяет определять слабые стороны в работе конкретных руководителей на основе знания об общих задачах управленческой деятельности.
Средством решения всех задач в коллективе для него выступает целенаправленное и систематическое воздействие на людей в процессе совместного труда. Главными в деятельности руководителя являются личностная позиция, стиль делового общения, выбранный способ взаимодействия с подчиненными. Определение стиля руководства раскрывает систему ответственности, вносимую руководителем в процесс работы и выступающую в качестве важного средства его влияния на других людей.
При таком подходе предметом оценки является характер взаимоотношений руководителя с подчиненными. Способ воздействия на людей имеет принципиальное значение для успешной работы руководителя, обеспечения эффективной совместной деятельности, поэтому оценка применяемых средств руководства - важный аспект анализа качества управленческого труда.
Также руководители оцениваются по результатам внедрения и использования новой техники и технологии, темпам освоения новой продукции. В основе такого способа оценки лежит влияние руководителя на формирование итоговых показателей деятельности коллектива. Анализируемые параметры свидетельствуют о том, насколько хорошо и с какими издержками руководитель выполняет свою задачу - эффективно ли достигает цели совместной деятельности, получает ли определенные результаты. При всей значимости такой оценки и она не позволяет определить меру активности и усилий самого руководителя, его личный вклад в достижение полученных результатов, что важно при его индивидуальной оценке.
Отдельные показатели результатов управленческой деятельности содержатся в некоторых комплексных методиках, сам же способ не является достаточно разработанным и в полной мере не используется на практике.
Целеполагание лежит в основе любого управления и является важнейшим элементом управленческого труда. В настоящее время целевое управление рассматривается как необходимый компонент эффективного руководства. Кроме того, трудно ожидать от руководителя эффективного труда, пока остаются неясными его конечные результаты или хотя бы не намечены ориентиры, к которым ему необходимо стремиться. Этим определяется рациональное основание, на котором строится данный способ оценки.
Достоинством подхода является возможность планировать и контролировать деятельность руководителей, намечая цели и отслеживая степень их реализации. Информация, полученная в ходе такой оценки, позволяет судить о том, насколько хорошо сработал руководитель, были ли достигнуты намеченные цели.
Слабой стороной целевой оценки является то обстоятельство, что руководитель может достигать и не достигать целей не по своей вине. Дело здесь обстоит в необходимости учета неконтролируемых или непредвиденных факторов. Тех обстоятельств, которые могут в значительной мере повлиять на результаты деятельности руководителя независимо от его личных усилий. Поэтому с помощью этого метода оценивается только оперативная работа руководителей.
3. Анализ эффективности менеджмента в ООО Швейная фабрика «Радуга»
ООО Швейная фабрика «Радуга» на сегодняшний день – одно из крупнейших в России предприятий по разработке и производству форменной и специальной одежды. Оно является правопреемником швейной фабрики №1, основанной в 1956 году и специализировавшейся на пошиве верхней мужской одежды. В 1973 году в результате объединения со швейной фабрикой №2 было образовано производственно-швейное объединение «Радуга» по пошиву верхней одежды. В 1991 году производственно-швейное объединение «Радуга» было преобразовано в акционерное общество закрытого типа и полностью выкуплено у государства. В 2001 году предприятие было выкуплено брянским Камвольным комбинатом и преобразовано в общество с ограниченной ответственностью - ООО Швейная фабрика «Радуга».
Информация о работе Методы оценки эффективности работы современного менеджера