Методы поддержания работоспособности персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Разработка рекомендаций в области поддержания работоспособности персонала в условиях организационных изменений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач.
Задачи исследования:
Предложить процесс проведения изменений и разработать методы поддержания работоспособности.
Разработать материальную и нематериальную мотивацию для участников изменений.
Обозначить психологические аспекты поддержания работоспособности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………….………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПЕРСОНАЛА………………………………………………………………5
Аттестация персонала и этапы аттестации……………...…………...5
Нормирование труда…………………………………………………..6
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ТРУДА В ТОО «ADAM MEDIA GROUP»………………………………………………....9

Оценка труда…………………………………………………………..9
Основные подходы к оценке труда. Методы оценки труда………..10
Аттестация персонала………………………………………………....15
Этапы аттестации…………………………………………………...…18
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ПОДДЕРЖАНИЯ
РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПЕРСОНАЛА……………………………….20
Формирование кадрового резерва. Типы, принципы, этапы………..20
Планирование карьеры. Типы, этапы и выбор карьеры……………..24
Разработка программ стимулирования труда………………………..29
Обучение персонала. Цели, направления, этапы…………………….36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….….45

Файлы: 1 файл

rabotosposobnost'_personala (Автосохраненный).doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)

  На  стадии формирования списка резерва  решаются такие задачи, как:

  • оценка кандидатов;

  • сопоставление совокупности качеств  кандидата и тех требований, которые необходимы для резервируемой должности;

  • сравнение кандидатов на одну должность  и выбор более соответствующего для работы в резервируемой должности.

  По  результатам оценки и сравнения кандидатов уточняется и корректируется предварительный список резерва.

  Э т а п 3. Подготовка кандидатов.

  Для формирования резерва, как правило, недостаточно отобрать способных к продвижению сотрудников — важно правильно подготовить их к должности и организовать продвижение.

  Для профессиональной подготовки могут быть использованы следующие методы:

  • индивидуальная подготовка под руководством вышестоящего руководителя;

  • стажировка в должности на своем  и другом предприятии;

   • учеба в институте и на курсах в зависимости от планируемой должности.

   Для подготовки резерва разрабатываются  и утверждаются администрацией три  вида программ.

   Общая программа включает теоретическую подготовку — обновление и пополнение знаний по отдельным вопросам науки и практики управления производством; повышение образования кандидатов, зачисленных в резерв, связанных с их прежней (базовой) подготовкой; обучение специальным дисциплинам, необходимым для повышения эффективности управления производством. Форма контроля — сдача экзамена (зачетов).

   Специальная программа предусматривает разделение всего резерва по специальностям. Подготовка, сочетающая теорию и практику, осуществляется по следующим направлениям: деловые игры по общетехническим и специальным проблемам; решение конкретных производственных задач по специальностям. Форма контроля — разработка конкретных рекомендаций по улучшению производства и их защита.

  Индивидуальная  программа включает конкретные задачи по повышению уровня знаний, навыков и умений для каждого специалиста, зачисленного в резерв, по следующим направлениям: производственная практика на передовых отечественных и зарубежных предприятиях, стажировка на резервной должности.

  Индивидуальные  планы кандидатов разрабатываются  непосредственными начальниками подразделений и утверждаются руководителями предприятия. Систематический контроль за выполнением индивидуальных планов осуществляется руководителями подразделений и работниками службы управления персоналом, ответственными за подготовку резерва.

  Социально-психологическая  подготовка. Для облегчения процесса адаптации к новой должности необходимо включить кандидатов в новую для них систему управления предприятием (на новом уровне), детально познакомить их с правилами и технологиями коммуникации и принятия решений, ввести в новом качестве в трудовой коллектив. Для многих большой проблемой становится изменение статуса (был коллегой, а стал начальником), поэтому кадровой службе необходимо продумывать процедуры адаптации и для "молодого" начальника, и для его "новых" подчиненных.

  Более сложным является вхождение в  коллектив сотрудника, принятого в организацию "со стороны" — через рекрутинговые агентства или по самостоятельному набору. Ему приходится адаптироваться по всей системе внутриорганизационных связей и корпоративной культуры, и людям.

  Для облегчения этих процессов наиболее серьезные компании вводят специальные  программы, ориентированные на подготовку резерва — самых перспективных  в карьерном отношении специалистов. Далеко не все из них имели в прошлом опыт руководящей работы или специальную управленческую подготовку.

  Новички проходят ориентационные программы, помогающие разобраться в структуре, традициях компании, специализированные управленческие тренинга. Весьма эффективны в таких ситуациях и тренинга на командообразование — они помогают более быстрому взаимному приспособлению нового начальника и имеющегося коллектива. Одновременно решаются и проблемы большего сплочения коллектива подразделения и повышения эффективности его работы.

    1.   Планирование карьеры. Типы, этапы и выбор карьеры.
 

  Карьера — это результат осознанной позиции и поведению человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.

  Карьеру — траекторию своего движения —  человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри – и внеорганизационной реальности и главное — со своими собственными целями, желаниями и установками.

  Типы  и этапы карьеры:

  Можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.

  Профессиональная  карьера — рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может ищи по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).

   Внутриорганизационная карьера — связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:

  • вертикальной карьеры — должностной  рост;

  • горизонтальной карьеры — продвижение  внутри организации, например работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;

  • центростремительной карьеры —  продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.

  Встречаясь  с новым сотрудником, менеджер по персоналу должен учитывать этап карьеры, который он проходит в данный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное — специфику индивидуальной мотивации. В таблице 4 представлено краткое описание этапов карьеры:

  Таблица 4 – Этапы карьеры

Этап  карьеры Возрастной  период Краткая характеристика Особенности мотивации

(по  Маслоу)

1. Предварительный До 25 лет Подготовка  к трудовой деятельности, выбор области  деятельности Безопасность, социальное признание
2. Становление До 30 лет Освоение работы, развитие профессиональных навыков Социальное  признание, независимость
3. Продвижение До 45 лет Профессиональное развитие Социальное  признание, самореализация
4. Завершение После 60 лет Подготовка  к переходу на пенсию, поиск и  обучение собственной смены Удержание социального  признания
5. Пенсионный После 65 лет Занятие другими  видами деятельности Поиск самовыражения в новой сфере деятельности
 

  Для оценки особенностей личности, оптимизации  выбора сферы профессиональной деятельности в начале профессионального пути важно учитывать тип личности человека, выбирающего область деятельности. Наиболее операциональной для данной цели считается типология личностей Дж. Голланда (таблица 5):

 

  Таблица 5 - Типология личностей Дж. Голланда

 
 
 

Тип личности

Содержание  деятельности

1. Реалистический Ориентация  на манипулирование инструментами  и механизмами
2. Исследовательский Ориентация  на поиск
3. Артистичный Ориентация  на эмоциональные проявления, самопрезентацию
4. Социальный Ориентация  на взаимодействие с людьми
5. Предпринимательский Ориентация  на влияние на людей
6. Конвенциональный Ориентация на манипулирование данными, информацией
 

Выбор карьеры

  Хотя  по концепции Голланда один из типов  всегда доминирует, человек может приспосабливаться к условиям, используя стратегии двух и более типов.

  Чем ближе ориентации (секторы в круге) (Рисунок 3) доминирующей и второй (третьей) ориентации, тем ближе типы личности. Учитывая содержание доминирующих и недоминирующих ориентации, можно выбирать

  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Рисунок 3. Типы личностей

 

те виды деятельности, которые ближе человеку и в которых он будет более успешен. Если доминирующая и следующие ориентации далеки друг от друга, карьеру выбирать сложнее.

  Другой  типологией, которая может быть использована в целях выбора карьеры, является типология Е.А. Климова. Все виды деятельности разделены по предметам труда:

  Тип П — "человек — природа", если главный, ведущий предмет труда — растения, животные, микроорганизмы.

  Тип Т — "человек — техника", если главный, ведущий предмет труда — технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии.

  Тип Ч — "человек — человек", если главный, ведущий предмет труда — люди, группы, коллективы, общности людей.

  Тип 3 — "человек — знак", если главный, ведущий предмет труда — условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

  Тип Х — "человек — художественный образ", если главный, ведущий предмет труда — художественные образы, условия их построения.

  Менеджер  по персоналу, как правило, сталкивается с уже определившимся профессионалом, однако важно знать, как человек  сделал свой выбор. Можно выделить следующие основные ситуации выбора профессии (таблица 6):

 

  Таблица 6. Основные ситуации выбора профессии

Традиция Вопрос о  выборе не возникал в силу традиции, обычаев
Случай Выбор произошел  случайно в силу некоего события
Долг Выбор профессии  связан с представлением о долге, о своей миссии, призвании или обязательствах перед людьми
Целевой выбор Выбор связан с  сознательным определением целей профессиональной деятельности, исходя из анализа реальных проблем и путей их решения (до момента выбора знает о будущей  профессиональной деятельности)
 

     Выбор профессии связан с представлением о долге, о своей миссии, призвании или обязательствах перед людьми

Выбор связан с сознательным определением целей профессиональной деятельности, исходя из анализа реальных проблем и путей их решения (до момента выбора знает о будущей профессиональной деятельности)

Этап  карьеры (как точка на временной  оси) не всегда связан с этапом профессионального развития. Человек, находящийся на этапе продвижения, в рамках другой профессии может не быть еще высоким профессионалом. Поэтому важно разделять этап карьеры — временной период развития личности и фазы развития профессионала — периоды овладения деятельностью.

Информация о работе Методы поддержания работоспособности персонала