Методы принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 01:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие сущности методов принятия управленческих решений, процесса и процедуры их принятия.
Задачами работы являются описание методов принятия управленческих решений, различных подходов к управленческим решениям со стороны менеджеров, анализ факторов, влияющих на процесс принятия управленческих решений, изложение сущности анализа как основы для принятия управленческих решений, раскрытие актуальности проблемы на практике на примере конкретного предприятия – Закрытое акционерное общество Строительная Компания «Стегор».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..31. Процесс принятия управленческих решений
1.1. Подходы к принятию решений……………………………………………...5
1.2. Анализ и принятие управленческих решений…………………………….11
2. Методология и методы принятия управленческих решений
2.1. Методология принятия управленческих решений………………………..17
2.2. Методы принятия управленческих решений……………………………...21
3. Принятие управленческих решений в ЗАО Строительная Компания "Стегор"
3.1. Описание ЗАО Строительная Компания "Стегор".....…………………...33
3.2. Выявление проблем на ЗАО Строительная Компания "Стегор"………...34
3.3. Результаты исследования на ЗАО Строительная Компания "Стегор…..41
Заключение……………………………………………………………………...43
Список литературы…………………………………………………………….45

Файлы: 1 файл

Методы принятия УР КУРСОВАЯ!!!.docx

— 329.86 Кб (Скачать файл)

Реализация. Как подчеркивает Харрисон: "Реальная ценность решений становится очевидной  только после его осуществления7". Процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы. Простой выбор направления действий имеет малую ценность для организации. Для разрешения проблемы или для извлечения выгоды из имеющейся возможности решения должно быть реализовано. Уровень эффективности осуществления решения повысится, если оно будет признано теми, кого оно затрагивает. Признание решения редко, однако бывает автоматическим, даже если оно явно хорошее.

Иногда  руководитель может возложить принятие решения на тех, кто должен будет  его исполнить. Чаще же он вынужден убеждать в правильности своей точки  зрения других людей в организации, доказывая, что его выбор несет  благо и организации, и каждому  в отдельности. Некоторые руководители считают попытки убеждения напрасной  тратой времени, однако, подход типа "прав я или не прав, но начальник я" сегодня в мире образованных людей, как правило, не срабатывает.

Шансы на эффективную реализацию решения  значительно возрастают, когда причастные к этому люди внесли в решение  свою лепту и искренне верят в  то, что делают. Поэтому хороший  способ завоевать признание решения  состоит в привлечении других людей к процессу его принятия. Дело руководителя выбирать, кто должен решать. Тем не менее, бывают ситуации, когда руководитель вынужден принимать  решение, не консультируясь с другими. Участие работников в принятии решений, подобно любому другому методу управления, будет эффективным далеко не в  каждой ситуации.

Более того, твердая поддержка сама по себе еще не гарантирует надлежащего  исполнения решения. Полное осуществление  решений требует приведения в  действие всего процесса управления, в особенности его организующей и мотивационной функции.

Обратная  связь. Еще одной фазой, входящей в процесс принятия управленческого  решения и начинающейся после  того, как решение начало действовать, является установление обратной связи. По Харрисону: "Система отслеживания и контроля необходима для обеспечения  согласования фактических результатов  с теми, которые руководитель надеялся получить. Обратная связь - поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения - позволяет руководителю скорректировать его, пока организации не нанесено значительного ущерба. Оценка решения руководством выполняется, прежде всего, с помощью функции контроля.

 

 

1.2. Анализ  и принятие управленческих решений.

 

   В условиях рыночной экономики  степень неопределенности экономического  поведения субъектов рынка достаточно  высока8. В связи с этим большое практическое значение приобретают методы перспективного анализа, когда нужно принимать управленческие решения, оценивая возможные ситуации и делая выбор из нескольких альтернативных вариантов9.

 

Рис. 2. Анализ ситуации 

Теоретически  существует четыре типа ситуаций, в  которых необходимо проводить анализ и принимать управленческие решения, в том числе и на уровне предприятия: в условиях определенности, риска, неопределенности, конфликта. Рассмотрим каждый из этих случаев .

1. Анализ и принятие управленческих  решений в условиях определенности.

Это самый  простой случай: известно количество возможных ситуаций (вариантов) и  их исходы. Нужно выбрать один из возможных вариантов . Степень сложности  процедуры выбора в данном случае определяется лишь количеством альтернативных вариантов . Рассмотрим две возможные  ситуации :

     а) Имеется два возможных варианта: n=2.

В данном случае аналитик должен выбрать (или рекомендовать к выбору) один из двух возможных вариантов10. Последовательность действий здесь следующая:

  • определяется критерий, по которому будет делаться выбор;
  • методом “прямого счета”  исчисляются значения критерия для сравниваемых вариантов;
  • вариант с лучшим значением критерия рекомендуется к отбору.

Возможны  различные методы решения этой задачи. Как правило, они подразделяются на две группы:

 Методы, основанные на дисконтированных  оценках;

 Методы, основанные на учетных оценках.

Первая  группа методов основывается на следующей  идее. Денежные доходы, поступающие  на предприятие в различные моменты  времени, не должны суммироваться непосредственно; можно суммировать лишь элементы приведенного потока. Если обозначить F1,F2 ,....,Fn - прогнозируемый денежный поток  по годам, то i-й элемент приведенного денежного потока Рi рассчитывается по формуле:

               Pi = Fi / ( 1+ r ) i

где r- коэффициент дисконтирования.

Итак, последовательность действий аналитика  такова (расчеты выполняются для  каждого альтернативного варианта):

  • рассчитывается величина требуемых инвестиций (экспертная оценка) , IC;
  • оценивается прибыль (денежные поступления) по годам Fi;
  • устанавливается значение коэффициента дисконтирования , r;
  • определяются элементы приведенного потока , Pi;
  • рассчитывается чистый приведенный эффект (NPV) по формуле:

NPV= E Pi - IC

  • сравниваются значения NPV ;
  • предпочтение отдается тому варианту, который имеет больший                      NPV (отрицательное значение NPV свидетельствует об экономической нецелесообразности данного варианта).

Вторая  группа методов продолжает использование  в расчетах прогнозных значений  F . Один из самых простых методов  этой группы - расчет срока окупаемости  инвестиции. Последовательность действий аналитика в этом случае такова :

  • рассчитывается величина требуемых инвестиций , IC ;
  • оценивается прибыль ( денежные поступления ) по годам , Fi ;
  • выбирается тот вариант, кумулятивная прибыль по которому за                    меньшее число лет окупит сделанные инвестиции.

б) Число альтернативных вариантов  больше двух .

     n > 2

Процедурная сторона анализа существенно  усложняется из-за множественности  вариантов, техника “ прямого  счета “ в этом случае практически  не применима. Наиболее удобный вычислительный аппарат - методы оптимального программирования ( в данном случае этот термин означает “ планирование ”. Этих методов  много ( линейное , нелинейное, динамическое и пр. ), но на практике в экономических  исследованиях относительную известность  получило лишь линейное программирование. В частности рассмотрим транспортную задачу, как пример выбора оптимального варианта из набора альтернативных. Суть задачи состоит в следующем .

Имеется n пунктов производства некоторой  продукции (а1,а2,...,аn) и k пунктов ее потребления (b1,b2,....,bk), где ai - объем выпуска продукции i - го пункта производства , bj - объем  потребления j - го пункта потребления. Рассматривается наиболее простая, так называемая “закрытая задача ”, когда суммарные объемы производства и потребления равны. Пусть cij - затраты  на перевозку единицы продукции . Требуется найти наиболее рациональную схему прикрепления поставщиков  к потребителям , минимизирующую суммарные  затраты по транспортировке продукции . Очевидно , что число альтернативных вариантов здесь может быть очень  большим , что исключает применение метода “ прямого счета11 ” .

  Как правило, для расчетов применяется  ЭВМ. 

При проведении анализа в условиях определенности могут успешно применяться методы машинной имитации, предполагающие множественные  расчеты на ЭВМ12. В этом случае строится имитационная модель объекта или процесса (компьютерная программа), содержащая b-е число факторов и переменных, значения которых в разных комбинациях подвергается варьированию. Таким образом, машинная имитация - это эксперимент, но не в реальных, а в искусственных условиях. По результатам этого эксперимента отбирается один или несколько вариантов , являющихся базовыми для принятия окончательного решения на основе дополнительных формальных и неформальных критериев . 

2 . Анализ и принятие управленческих  решений в условиях риска. 

Эта ситуация встречается на практике наиболее часто. Здесь пользуются вероятностным  подходом , предполагающим прогнозирование  возможных исходов и присвоение им вероятностей13 . При этом пользуются:

а) известными, типовыми ситуациями ( типа - вероятность появления герба  при бросании монеты равна 0.5 ) ;

б) предыдущими распределениями вероятностей ( например, из выборочных обследований или статистики предшествующих периодов известна вероятность появления  бракованной детали ) ;

в) субъективными оценками, сделанными аналитиком самостоятельно либо с привлечением группы экспертов.

Последовательность  действий аналитика в этом случае такова:

  • прогнозируются возможные исходы Ak , k = 1 ,2 ,....., n;
  • каждому исходу присваивается соответствующая вероятность pk , причем
  • Е рк = 1
  • выбирается критерий (например максимизация математического ожидания прибыли ) ;
  • выбирается вариант, удовлетворяющий выбранному критерию.

В более сложных ситуациях в  анализе используют так называемый метод построения дерева решений14. Логику этого метода рассмотрим на примере.

Пример: управляющему нужно принять решение  о целесообразности приобретения станка М1 либо станка М2 . Станок М2 более экономичен, что обеспечивает больший доход  на единицу продукции, вместе с тем  он более дорогой и требует  относительно больших накладных  расходов:

 

 

Постоянные расходы

Операционный доход на единицу  продукции

Станок М1

15000

20

Станок М2

21000

24


Процесс принятия решения может быть выполнен в несколько этапов:

Этап 1 . Определение цели.

В качестве критерия выбирается максимизация математического ожидания прибыли.

Этап 2 . Определение набора возможных  действий для рассмотрения и анализа (контролируются лицом, принимающим  решение)15

Управляющий может выбрать один из двух вариантов:

а1 = {покупка станка М1}

а2 = {покупка станка М2}

Этап 3 . Оценка возможных исходов и  их вероятностей (носят случайный  характер).

Управляющий оценивает возможные варианты годового спроса на продукцию и соответствующие  им вероятности следующим образом:

х1 = 1200 единиц с вероятностью 0 . 4

х2 = 2000 единиц с вероятностью 0 . 6

Этап 4 . Оценка математического ожидания возможного дохода:

Е (Да) = 9000 * 0 . 4 + 25000 * 0 . 6 = 18600

Е ( Дб ) = 7800 * 0 . 4 + 27000 * 0 . 6 = 19320

Таким образом, вариант с приобретением  станка М2 экономически более целесообразен .

3 . Анализ и принятие управленческих  решений в условиях неопределенности.

Эта ситуация разработана в теории, однако на практике формализованные алгоритмы  анализа применяются достаточно редко16. Основная трудность здесь состоит в том, что невозможно оценить вероятности исходов. Основной критерий - максимизация прибыли - здесь не срабатывает , поэтому применяют другие критерии :

  • максимин (максимизация минимальной прибыли)
  • минимакс (минимизация максимальных потерь)
  • максимакс (максимизация максимальной прибыли) и др.

4 . Анализ и принятие управленческих  решений в условиях конфликта. 

Наиболее  сложный и мало разработанный  с практической точки зрения анализ. Подобные ситуации рассматриваются  в теории игр . Безусловно на практике эта и предыдущая ситуации встречаются  достаточно часто . В таких случаях  их пытаются свести к одной из первых двух ситуаций либо используют для  принятия решения неформализованные  методы .

Оценки, полученные в результате применения формализованных методов, являются лишь базой для принятия окончательного решения; при этом могут приниматься  во внимание дополнительные критерии, в том числе и неформального  характера .

 

 

Глава 2. Методология и методы принятия управленческих решений.

 

2.1. Методология принятия управленческих  решений.

 

Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в  последнюю очередь от процедуры  принимаемых решений и их практического  воплощения в жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно  соблюсти определенные методологические основы.

Для того чтобы принять управленческое решение, каждый менеджер должен хорошо разбираться не только   в понятийном аппарате, но и достаточно квалифицированно при этом применять на практике:

  • методологию управленческого решения;
  • методы разработки управленческих решений;
  • организацию разработки управленческого решения;
  • оценку качества управленческих решений.

Информация о работе Методы принятия управленческих решений