Методы принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 01:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие сущности методов принятия управленческих решений, процесса и процедуры их принятия.
Задачами работы являются описание методов принятия управленческих решений, различных подходов к управленческим решениям со стороны менеджеров, анализ факторов, влияющих на процесс принятия управленческих решений, изложение сущности анализа как основы для принятия управленческих решений, раскрытие актуальности проблемы на практике на примере конкретного предприятия – Закрытое акционерное общество Строительная Компания «Стегор».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..31. Процесс принятия управленческих решений
1.1. Подходы к принятию решений……………………………………………...5
1.2. Анализ и принятие управленческих решений…………………………….11
2. Методология и методы принятия управленческих решений
2.1. Методология принятия управленческих решений………………………..17
2.2. Методы принятия управленческих решений……………………………...21
3. Принятие управленческих решений в ЗАО Строительная Компания "Стегор"
3.1. Описание ЗАО Строительная Компания "Стегор".....…………………...33
3.2. Выявление проблем на ЗАО Строительная Компания "Стегор"………...34
3.3. Результаты исследования на ЗАО Строительная Компания "Стегор…..41
Заключение……………………………………………………………………...43
Список литературы…………………………………………………………….45

Файлы: 1 файл

Методы принятия УР КУРСОВАЯ!!!.docx

— 329.86 Кб (Скачать файл)

Попытаемся  коротко рассмотреть инструментарий и понятийный аппарат менеджера.

Методология управленческого решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки  вариантов, составление  логических схем выполнения операций17.

Методы  разработки управленческих решений  включают в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в  разработке управленческих   решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов  действий и пр.

Организация разработки управленческого решения  предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных  работников в процессе  разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных  требований, инструкций, ответственности.

Технология  разработки управленческого решения - вариант последовательности операций разработки решения, выбранный по критериям  рациональности их  осуществления, использования специальной техники, квалификации персонала, конкретных условий  выполнения работы.

Качество  управленческого решения - совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или  иной мере  потребностям успешного  разрешения проблемы. Например, своевременность, адресность, конкретность.

Объект  принятия управленческого решения - многогранная деятельность предприятия  независимо от его формы собственности. В частности, объектом  принятия решения являются следующие виды деятельности:

  • техническое развитие;
  • организация основного и вспомогательного производства;
  • маркетинговая деятельность;
  • экономическое и финансовое развитие;
  • организация заработной платы и премирования;
  • социальное развитие;
  • управление;
  • бухгалтерская деятельность;
  • кадровое обеспечение;
  • прочие виды деятельности.

Решение - результат выбора из множества  вариантов, альтернатив и представляет собой руководство к действию на  основе разработанного проекта  или плана работы.

Правильность  и эффективность принятого решения  во многом определяется качеством экономической, организационной, социальной и других видов информации. Условно все  виды информации, которые используются при принятии решения, можно подразделить:

  • на входящую и исходящую;
  • обрабатываемую и необрабатываемую;
  • текстовую и графическую;
  • постоянную и переменную;
  • нормативную, аналитическую, статистическую;
  • первичную и вторичную;
  • директивную, распределительную, отчетную.

Ценность  получаемой информации зависит от точности задачи, так как правильно поставленная задача предопределяет необходимость  конкретной информации для принятия решения.

Принятие  решений присуще любому виду деятельности, и от него может зависеть результативность работы одного человека, группы людей  или всего народа определенного  государства. С экономической и  управленческой точек зрения принятие решения следует рассматривать  как фактор повышения эффективности  производства. Эффективность производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения.

Все принимаемые в любой сфере  деятельности решения можно условно  классифицировать и подразделить на решения: по стратегии предприятия; прибыли; продажам; вопросам, оказывающим  влияние на образование прибыли.

Выполняя  свои функциональные обязанности, каждый менеджер выбирает наиболее оптимальные  решения, способствующие претворению  в жизнь поставленной задачи18.

Принятие  решения, как правило, сопряжено  с выбором направления действия, и если решение принимается легко, без специальной проработки альтернатив, то хорошее решение принять трудно. Хорошее решение накладывает  на менеджера большую социальную нагрузку и зависит от психологической  подготовленности менеджера, его опыта, личностных качеств.

Принятию  решения предшествуют несколько  этапов:

  • возникновение проблем, по которым необходимо принять решение;
  • выбор критериев, по которым будет принято решение;
  • разработка и формулировка альтернатив;
  • выбор оптимальной альтернативы из их множеств;
  • утверждение (принятие) решения;
  • организация работ по реализации решения - обратная связь

 

Критерии  для оценки возможностей организационной  структуры управления:

  1. Определение степени способности применяемой организационной структуры управления обеспечить  получение нормы прибыли.
  2. Степень способности существующей структуры управления создавать условия для повышения нормы прибыли за счет мероприятий НТП.
  3. Степень способности быстро реагировать на изменение спроса и в соответствии с этим осуществлять  действия.
  4. Степень способности организационной структуры управления обеспечить рост производительности труда  за счет по детальной специализации общественного труда и производства.
  5. Степень эффективности системы производственного контроля при данной организационной структуре  управления.

Объектом  для возникновения проблем могут  служить итоговые показатели деятельности предприятия (организации)19. В частности, в результате деятельности предприятия стали резко ухудшаться показатели конечных результатов работы (повышение себестоимости продукции, снижение роста производительности труда и его качества, прибыли и рентабельности); а также возникли конфликтные ситуации, высокая текучесть кадров.

Применительно к управлению все решения можно  классифицировать как:

  • общие;
  • организационные;
  • запрограммированные;
  • незапрограммированные;
  • рациональные;
  • нерациональные;
  • вероятностные;
  • решения в условиях неопределенности;
  • интуитивные;
  • на основе компромисса;
  • альтернативные.

Из  всей классификации попытаемся рассмотреть  лишь некоторые решения. Известно, что  принятие решения всегда сопряжено  с определенной моральной ответственностью, зависимости от уровня, на котором  принимается решение. Чем выше уровень  управления, тем выше моральная ответственность  за принятое решение.

Управленческое  решение устанавливает переход  оттого, что имеется, к тому, что  должно быть проделано за определенный период. В процессе подготовки решения  выявляются проблемы, уточняются цели, ведется вариантная проработка решений, выбор лучшего варианта и завершается  его утверждение.

Управленческие  решения могут быть: единоличные, коллегиальные, коллективные, стратегические (перспективные), тактические (ближайшие), оперативные.

Организационные решения принимаются на всех уровнях  управления и являются одной из функций  работы менеджера, они направлены на достижение поставленной цели или задачи. Они могут быть запрограммированными и незапрограммированными.

Запрограммированное решение - это результат реализации определенной последовательности этапов или действий и принимается на основе ограниченного количества альтернатив.

Чтобы найти правильные пути решения проблемы, менеджер не должен стремиться к немедленному ее разрешению, да это практически  и невозможно, а должен принять  соответствующие меры по изучению причин возникновения проблемы на основе имеющейся  внутренней и внешней информации.

 

 

2.2. Методы принятия управленческих  решений.

 

Методы -  это  конкретные   способы,   с  помощью  которых  может  быть решена проблема.

В процессе разработки и принятия управленческих решений лицо, принимающее решение, может использовать различные методы, которые прямо или косвенно способствуют принятию оптимальных решений.

Для удобства изучения и  использования этих методов их совокупность разделена на группы по этапам процесса разработки и принятия управленческих решений. Безусловно, некоторые методы универсальны и могут использоваться на нескольких или даже всех этапах процесса разработки и принятия решений. Поэтому методы включены в ту или  иную группу по признаку их наиболее частого  использования в рамках выполнения конкретного этапа процесса разработки и принятия решения.

Далее представлен анализ особенностей, условий и ограничений  применения существующих методов.

Большинство методов имеет универсальный характер, однако их группировка осуществлена на основании многолетних исследований автора и направлена на систематизацию совокупности методов, для упрощения процесса знакомства с ними, их изучения, а также для удобства их практического применения.

Методы, применяемые  на этапе диагностики проблемы и  формулировки ограничений и критериев:

1. Методы ситуационного анализа:

    • кейс-метод
    • "мозговая атака"
    • Двухтуровое анкетирование
    • Факторный анализ
    • Многомерное шкалирование

2. Методы  моделирования:

    • Модели теории игр
    • Модели теории массового обслуживания
    • Модели управления запасами
    • Имитационное моделирование
    • Экономического анализа
    • Оптимальное линейное программирование
    • IDEF -моделирование

3. Методы, применяемые на этапе определения  альтернатив:

    • Метод "мозговой атаки"
    • Морфологический анализ
    • Метод ассоциаций и аналогий
    • Метод контрольных вопросов и коллективного блокнота
    • Метод "матриц открытия"
    • Синектика

4. Методы, применяемые на этапе оценки альтернатив:

    • Метод многокритериальной оценки
    • Метод экспертной оценки
    • Экспертные методы
    • Фактографические методы
    • Комбинированные методы

5. Методы, применяемые на этапе выбора, реализации решения и оценки результата:

    • Функционально - стоимостный анализ
    • Метод цепных подстановок
    • Причинно - следственный анализ

Рассмотрим подробно некоторые  из методов принятия управленческих решений.

Системный анализ. Системный анализ — это научный, всесторонний подход к принятию решений. Вся проблема изучается в целом,  определяются цели развития объекта управления и различные пути их реализации в свете возможных последствий. При  этом возникает необходимость согласования работы различных частей объекта управления,  отдельных исполнителей, с тем, чтобы направить их на достижение общей цели.

Метод ситуационного  анализа (кейс- метод) представляет собой метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста.

Метод  "кейс", относится к интерактивному и имеет следующие характеристики:

* использование  фактических организационных проблем;

* возможное  участие максимального количества  людей в их изучении, выяснении  иных точек зрения, сравнении  различных взглядов и принятии  решений;

* минимальная  степень зависимости обучаемых  друг от друга;

* наличие  у каждого права на правильные  и неправильные ответы;

* организатор  занятия проводит обучаемых через  все этапы сценария и использует функции эксперта, катализатора учебного процесса и тренера.

Порядок работы по методу "кейс-стади"

Информация о работе Методы принятия управленческих решений