Методы принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 01:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие сущности методов принятия управленческих решений, процесса и процедуры их принятия.
Задачами работы являются описание методов принятия управленческих решений, различных подходов к управленческим решениям со стороны менеджеров, анализ факторов, влияющих на процесс принятия управленческих решений, изложение сущности анализа как основы для принятия управленческих решений, раскрытие актуальности проблемы на практике на примере конкретного предприятия – Закрытое акционерное общество Строительная Компания «Стегор».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..31. Процесс принятия управленческих решений
1.1. Подходы к принятию решений……………………………………………...5
1.2. Анализ и принятие управленческих решений…………………………….11
2. Методология и методы принятия управленческих решений
2.1. Методология принятия управленческих решений………………………..17
2.2. Методы принятия управленческих решений……………………………...21
3. Принятие управленческих решений в ЗАО Строительная Компания "Стегор"
3.1. Описание ЗАО Строительная Компания "Стегор".....…………………...33
3.2. Выявление проблем на ЗАО Строительная Компания "Стегор"………...34
3.3. Результаты исследования на ЗАО Строительная Компания "Стегор…..41
Заключение……………………………………………………………………...43
Список литературы…………………………………………………………….45

Файлы: 1 файл

Методы принятия УР КУРСОВАЯ!!!.docx

— 329.86 Кб (Скачать файл)

Индивидуальная работа

30% времени

1. Ознакомление с ситуацией (по  тексту или по рассказу)

2. Выявление проблем

3. Обобщение информации

4. Анализ информации

Групповая работа

50% времени

1. Уточнение проблем и их иерархия

2. Формирование альтернатив решения

3. Составление перечня преимуществ  и недостатка каждого решения

4. Оценка альтернатив

Индивидуальная и групповая работа

20% времени

1. Обоснование возможности применения  альтернатив

2. Подготовка отчета и презентации  результата


Кейсы следует  разрабатывать с учетом характеристики, обеспечивающих эффективность их использования в обучающих программах:

во-первых, кейс должен соответствовать целям обучения;

во-вторых, кейс должен быть максимально приближен  к реальной профессиональной деятельности (реальное событие или искуственно создаваемая ситуация, где часть реального материала компелируется с какой-либо типовой проблемой);

в-третьих, задание  должно быть подобрано таким образом, чтобы можно было пользоваться разными путями для поиска вариантов решения;

в-четвертых, кейсы могут отличаться по уровню обобщенности, по количеству представленной в них информации, по сложности  проблемы;

в-пятых, материал кейса следует обновлять с  изменениями в реальной практике.

Метод сценариев- эффективное средство для организации прогнозирования, объединяющего качественный и количественный подходы.

Сценарий - это модель будущего, в которой описывается возможный  ход событий с указанием вероятностей их реализации. В сценарии определяются основные факторы, которые должны быть приняты во внимание, и указывается, каким образом эти факторы  могут повлиять на предполагаемые события.

Как правило, составляется несколько  альтернативных вариантов сценариев. Сценарий, таким образом, - это характеристика будущего в изыскательском прогнозе, а не определение одного возможного или желательного состояния будущего.

Обычно наиболее вероятный  вариант сценария рассматривается  в качестве базового, на основе которого принимаются решения. Другие варианты сценария, рассматриваемые в качестве альтернативных, планируются в том  случае, если реальность в большей  мере начинает приближаться к их содержанию, а не к базовому варианту сценария.

Сценарии обычно представляют собой описание событий и оценки показателей и характеристик  во времени. Метод подготовки сценариев  вначале использовался для выявления  возможных результатов военных действий. 
 С одной стороны, профессионально разработанные сценарии позволяют более полно и отчетливо определить перспективы развития ситуации как при наличии различных управляющих воздействий, так и при их отсутствии. 
 С другой стороны, сценарии ожидаемого развития ситуации позволяют своевременно осознать опасности, которыми чреваты неудачные управленческие воздействия или неблагоприятное развитие событий. 
 Сопоставление и оценка возможных сценариев развития ситуации под влиянием как различных управляющих воздействий, так и фоновых факторов, не зависящих от действий ЛПР, способствуют принятию подчас единственно верных решений. 

Эврестический метод разработки управленческого  решения. Эвристический метод основан на логике, здравом смысле и опыте, при которых выявляется новая существенная информация.

Метод используется при недоступности  или отсутствии условий для использования  формализованных методов принятия управленческих решений (ПРУР). Он практически  целиком относится к искусству  в управленческой деятельности.

Эвристика – совокупность приемов исследования, основанных на использовании творческого мышления, генерации новых идей и опыте лица, принимающего решение, и при этом основана на постановке вопросов и их решении.

 

Метод «Мозгового штурма»

Прямая "мозговая атака" является методом коллективного генерирования идей решения творческой задачи. Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли в решении творческой задачи.

Обратная "мозговая атака" предполагает не генерацию новых идей, а критику уже имеющихся.

Правила для участников

• критикуется, обсуждается и оценивается каждая идея по критериям:

• критика излагается лаконично, позитивно.

• выступать каждому можно много раз, но лучше по кругу;

• продолжительность выступления — 15-20 мин;

• желательно проводить мероприятие в первой половине дня, в спокойной обстановке.

Обратная "мозговая атака" может  быть проведена сразу после прямой, когда после коллективного генерирования  идей формируются контридеи.

Метод ключевых вопросов

Метод целесообразно  применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся  при решении проблемы.

Известно, что  еще в Древнем Риме политикам  рекомендовалось для сбора более  полной информации о событии ставить  перед собой ряд вопросов и  отвечать на них: кто? что? зачем? где? чем? как? когда?

Принципиальные  требования к использованию метода.

Проблемность и оптимальность. Искусно поставленными вопросами  необходимо снижать Проблемность задачи до оптимального уровня или снижать  неопределенность проблемы. Дробление  информации. С помощью вопросов постараться  разделить проблему на подпроблемы. Целеполагание. Каждый новый вопрос должен формировать стратегию, модель решения проблемы.

Метод ассоциаций

Основан на использовании в творческом процессе ассоциаций, метафор и случайно выбранных  понятий.

Между любыми двумя разными понятиями можно осуществить логическую связь, т.е. переход в 4-5 этапов.

«Древесина» – «мяч»

«Древесина» – «лес»,

«лес» - «поле»,

«поле» – «футбольное»,

«футбольный» – «мяч».

В результате процесса зарождения новых  ассоциативных связей и возникают  творческие идеи решения проблемы.

Метод аналогий (эмпатии)

В решении творческих задач используют различные аналогии: конкретные и  абстрактные; ведутся поиски аналогии живой природы с неживой, например в области техники.

Виды аналогий:

Прямая – находится в биологических системах (Георг де Местраль – изобрел застежку липучку – аналог репейника, вертолет – аналог стрекозы).

Символическая (абстрактная) аналогия – это поэтические метафоры и сравнения, в которых характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого. Необходимо отрешиться от словесного описания задачи и создать ее зрительный образ.

Фантастическая аналогия – позволяет представить вещи в новой ипостаси, которую они не имеют или не получают (дельфины для охраны ВМФ баз, голуби для точного наведения ракет).

Личная аналогия – отождествляем себя с чем-либо или кем-либо. ЛПР должен поставить себя на место изучаемой проблемы.

 

Метод инверсии

Инверсия - изменение процедур деятельности на противоположные, обращение функций, взгляд на систему с противоположной точки зрения, нежели общепринятая, замена динамики статикой и наоборот.

Классический  пример инверсии – изобретение ракеты. К. Циолковский думал, что придумал пушку, но летающую.

Метод Дельфи

Метод представляет собой многоуровневую процедуру  анкетирования с обработкой и  сообщением результатов каждого  тура экспертам, работающим изолированно друг от друга. Экспертам предлагаются вопросы и формулировки ответов  без аргументации. Например, в ответах  могут быть числовые оценки параметров. Полученные оценки обрабатываются в  целях получения средней и  крайних оценок. Экспертам сообщаются результаты обработки первого тура опроса с указанием расположения оценок каждого. При отклонении оценки от среднего значения эксперт ее аргументирует.

В дальнейшем (во втором туре) эксперты изменяют свою оценку, объясняя причины корректировки. Результаты обрабатываются и сообщаются экспертам. При отклонениях оценок от среднего значения эксперты комментируют их. Туры повторяются, пока оценки не станут стабильными.

При опросе сохраняется анонимность ответов  экспертов, что исключает конформизм (подавление одного мнения другим, более авторитетным).

Метод 635

• Группа из шести участников анализирует и формулирует заданную проблему. Каждый участник заносит в формуляр три предложения по решению проблемы (в течение 5 мин) и передает формуляр соседу.

• Последний принимает к сведению предложения своего предшественника, а под ними в трех полях вносит еще три собственных предложения. Эти предложения могут использоваться в дальнейшей разработке записанных решений, но могут выдвигаться новые. Процесс заканчивается, когда участники обработали все формуляры.

• Условия: рекомендуемое количество участников — 6. Время на ротационную фазу может увеличиваться на последующих фазах. Метод позволяет получить до 108 (6х3х6) предложений.

Метод синектики

Синектика (греч.) – совмещение разнородных  элементов. Метод синектики заключается в получении наиболее оригинальных идей за счет обучения участников использованию в процессе «мозговой атаки» методов аналогии, интуиции, абстрагирования, свободного размышления, применения неожиданных метафор, элементов игры, что позволяет привычную проблему в непривычной ситуации решить неожиданно и оригинально.

Условия и требования:

• проблема формулируется в общем (образном) виде;

• обсуждение следует начинать не с проблемы, а с анализа ее общих признаков, характеризующих сложившуюся ситуацию;

• не рекомендуется останавливаться на одной, даже оригинальной идее решения;

• при затруднениях в решении проблемы следует вернуться к анализу ситуации, в которой возникла проблема;

• выдвижение идей и их отбор зависят от мастерства, такта, находчивости руководителя, его умения стимулировать творческое мышление участников;

Метод подключения новых интеллектуальных источников. Методы подключения основаны на приобщении человека к коллективному мышлению под надзором высококвалифицированного специалиста или искусственного интеллекта. Это теоретико-игровой, метод наставничества, работа с консультантами.

Теоретико-игровой  метод служат для обоснования решений в условиях неопределенности обстановки. К теоретико-игровым методам относятся: теория игр и теория статистических решений. Теория игр используется в тех случаях, когда неопределенность обстановки вызвана сознательными, злонамеренными действиями конфликтующей стороны. Теория статистических решений применяется тогда, когда неопределенность обстановки вызвана объективными обстоятельствами, которые либо неизвестны, либо носят случайный характер.       

Исследование  операций, ориентированное на решение  экономико-производственных задач, является базой для экономико-математических методов моделирования производственных процессов в системах управления.        

Наряду  с количественными результатами вычислений необходимо при принятии решений учитывать множество  обстоятельств качественного характера, не сводящихся к однозначным ответам. Поэтому сохраняют свое значение и методы обоснования решений  на основе изучения опыта, интуиции, обобщения  результатов, в том числе метод  экспертных оценок.

Дерево решений.  Метод дерева решений применим и при индивидуальном, и при групповом принятии решений. Он используется для разрешения сложных проблем, характеризующихся большой неопределенностью и требующих точной последовательности решений. Каждое решение может иметь несколько возможных исходов, причем каждый исход имеет свою вероятность наступления. Каждое последующее множество возможных решений зависит от конкретного исхода предыдущего решения. Дерево решений представляет собой схематичное изображение процесса принятия последовательных решений и состоит из ветвей - вариантов решений и узлов - соответствующих им исходов. Для каждого исхода рассчитывается вероятность его наступления и величина выигрыша (дохода), которая может быть получена с учетом этой вероятности. Расходы, связанные с каждым решением, проставляются на соответствующей ветви. Эти расходы вычитаются из ожидаемого дохода для определения величины чистого дохода. Расчеты основаны на данных, характеризующих проблемную ситуацию (решаемую задачу) и условия, в которых она возникла.       

Информация о работе Методы принятия управленческих решений