Миссия организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Главная цель данной работы - изучить миссию организации, рассмотреть ее на примере организации.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
- дать определение миссии;
- определить ее роль в стратегическом управлении предприятием;
- Рассмотреть механизмы реализации миссии на примере ООО «Аксиома»
- Разработать практические рекомендации по совершенствованию миссии организации.

Файлы: 1 файл

КУУУРСОВАЯ[1](1).doc

— 464.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время  очень развиты рыночные отношения, где успех зависит от уровня прибыли, полученный не запрещенными законом  способами. С каждым годом рынок  товаров и услуг растет, из чего следует, что конкуренция на рынке  тоже возрастает. Чтобы не уступать другим фирмам, надо обладать навыкам ведения дела.

  В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими во внешнем окружении. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиций потребителей, рост конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным быстрое распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Не существует стратегии, единой для всех компаний, так же, как не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой отдельной фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и ещё многих факторов. И в то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить об обобщенных принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического управления.

Одним из таких моментов является тот факт, что исходной точкой стратегического управления любой организацией является ее миссия.

Актуальность работы заключается в том, что именно миссия и цели организации задают основное направление развития организации. Поэтому очень существенным, а, может быть, и самым важным решением в управлении является проектирование миссии организации.

Миссия организации  является важнейшей составляющей стратегического  плана развития любой компании. Она  определяет основную цель фирмы. Компания, как правило, начинает свою деятельность с определения четкой миссии, устанавливаемой высшим руководством.

Во многих компаниях  разрабатываются официальные формулировки миссии. Формулировка миссии – это  формулировка основной цели компании: чего она хочет достичь в самом широком смысле. Четкая формулировка миссии действует как «невидимая рука», которая направляет сотрудников компании, позволяя им работать независимо и в то же время коллективно для достижения общих целей компании.

Миссия, ориентированная  на рынок, определяет деятельность компании с учетом его направленности на удовлетворение основных потребностей покупателей. Именно поэтому компания Rolls-Royce утверждает, что занимается мощностью, а не реактивными двигателями. Фирма Visa предоставляет не кредитные карточки, а возможность клиентам обменивать ценности даже не выходя из дома, приобретать практически все и практически везде.

Объектом данной работы является ООО «Аксиома».

Предметом данной работы является миссия предприятия.

Главная цель данной работы - изучить миссию  организации, рассмотреть ее на примере организации.

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:

- дать определение  миссии;

- определить  ее роль в стратегическом управлении  предприятием;

- Рассмотреть  механизмы реализации миссии на примере ООО «Аксиома»

- Разработать   практические рекомендации по  совершенствованию миссии организации.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

 

    1. Понятие миссии

 

Новое понятие, которое начинают активно использовать в своем лексиконе бизнесмены в России является понятие миссии. Если такие слова как: конкуренты, бизнес-план, налоги, оффшоры и т.д. на слуху с 90-х годов, то миссия начинает свое шествие,  лишь с 2000-го года.

В менеджменте, как и  в любой другой сфере, существует множество задач, одной из которых  является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система.

Чтобы создать второстепенные цели, надо определить для начала главную  цель организации - миссию. В ней  обычно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации. [Менеджмент 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 295 с. (О.С. Виханский, А.И Наумов.), C. 295]

От англ. «Mission» обозначает обоснование необходимости деятельности организации. То есть миссия - это общая цель организации, четко выраженная причина существования. Она находится на самой вершине управления, определяется на вершине становления организации и редко изменяется.

В стратегическом менеджменте  существует широкое и узкое понимание  миссии.

Миссия (в широком смысле) - констатация  философии и предназначения, смысла существования организации. Философия  организации определяет ценности, верования  и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть. Философия организации обычно редко меняется. Что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости от глубины изменений, которые могут проходить в организации и в среде ее функционирования.

Миссия (в узком  понимании) - сформулированное утверждение  относительно того, для чего или по какой причине существует организация, то есть миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Правильно сформулированная миссия, хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее, обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.

Миссия должна быть четко  сформулирована, иначе цели могут  не состыковываться с планами предприятия. Это может поставить организацию в неприятную ситуацию. Поэтому очень важно знать, можно сказать, правильный путь организации и значение этой дороги.

Можно привести несколько  причин, по которым организация должна сформулировать свою миссию:

- сосредоточить  сотрудников организации на общей  цели;

- сформулировать  основу или стандарт для распределения  ресурсов;

- создать или  изменить климат, или культуру  организации;

- обеспечить  трансформацию целей организации  в рабочую структуру;

- ввести систему формального планирования в организации.

Существует три вида миссии:

Миссия-предназначение — узкое, но конкретное понимание и обозначение вида деятельности, характера продукции и услуг и круга их потребителей; первое представление о причине возникновения и смысле существования предприятия.

Миссия-ориентация — широкое, развернутое представление о системе ценностей, которых придерживается руководство и персонал фирмы, что хотя бы в общих чертах позволяет судить о поведении фирмы, об ее отношениях к потребителям и партнерам.

Миссия-политика — концентрация главных целей и более четкое представление о поведении фирмы на ближайший период и на перспективу, т.е. "видение" будущего состояния фирмы.

Анализируя различные  трактовки миссии, можно заметить, что смысл всех их схож. На основе данных определений можно сделать следующее обобщение: миссия — это короткий абзац, обычно в одном предложении, в котором содержится смысл существования и главная долгосрочная цель организации. Срок выполнения миссии должен быть обозрим и достаточно велик (чаще всего до 5 лет) для того, чтобы нынешнее поколение сотрудников могло увидеть результаты своего труда. Формулировка миссии организации должна подразумевать постоянное развитие в краткосрочной и в долгосрочной перспективе.

Основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации, а, следовательно, должны быть учтены при определении ее предназначения, являются:

Собственники организации  – они заинтересованы в организации, так как она им обеспечивает определенный стабильный доход. Если в данный период времени доход отсутствует, то у собственников имеется определенный долгосрочный интерес, связанный с данной организацией.

Сотрудники организации  – так как она дает им возможность  удовлетворять свои потребности как нижнего уровня (зарплата, условия работы, гарантия найма и др.), так и более высокие (развитие личности, карьера, власть и влияние и др.).

Потребители – отдающие организации свои ресурсы (чаще всего  деньги) в обмен на продукт, предлагаемый им организацией, и удовлетворяющие с помощью этого продукта свои потребности.

Деловые партнеры – их интересуют связи с представителями  данной организации, а также какая-либо помощь в рамках этого сотрудничества

Местное сообщество –  интерес проявляется в рабочих  местах, которые предоставляет организация жителям данного региона (города, округа, области), в развитии инфраструктуры, в охране окружающей среды. Компания может являться градообразующим предприятием, в этом случае интерес местного сообщества к организации значительно возрастает.

Профсоюзы – их интерес  проявляется в помощи при решении  трудовых споров.

Государство – получающее от организации часть создаваемого ею богатства для обеспечения  общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества пользуется и организация.

Миссия организации  должна в большей или меньшей  мере отражать интересы всех шести  вышеназванных субъектов. Степень  проявления в миссии интересов каждого  из них принципиально зависит  от того, какие размеры имеет организация, в каком она состоит бизнесе, где расположена и т.п. Наиболее устойчивое и специфичное влияние на миссию организации, независимо от того, что организация собой представляет, оказывают интересы собственников, сотрудников и покупателей. Поэтому миссия организации должна быть сформулирована таким образом, чтобы в ней обязательно находило проявление сочетание интересов этих трех групп людей.

    1. Роль миссии

 

В прежних условиях хозяйствования наши предприятия не определяли свою миссию, так как при централизованном управлении цели и задачи каждого управляемого объекта устанавливались и жестко диктовались сверху. Как правило, они раскрывались через систему плановых заданий и показателей использования выделенных центральными органами ресурсов. Сегодня вступившие в силу законы рыночной экономики требуют определенных правил поведения хозяйствующих субъектов. Среди них – обнародование миссии организации, дающей представление о ее назначении, необходимости и полезности для окружающей среды, сотрудников, общества в целом.

Наукой менеджмента  не выработаны какие-либо универсальные  правила, применяемые при формулировании миссии. Поэтому существует множество  самых разнообразных подходов к  определению миссии и к ее содержанию, отражающих оценку роли и значения организации, в первую очередь, со стороны принимающих решения руководителей. Центральным моментом миссии является ответ на вопрос о главной цели организации. На первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей (покупателей производимой продукции), причем не только в настоящее время, но и в перспективе.

Итак, если есть четко  сформулированная и разделяемая  всеми сотрудниками миссия фирмы, значит, выполняются главные функции  предназначения миссии, так как на основании нее:

- определяются цели  предприятия;

- сотрудники побуждаются  к совместной работе;

- происходит планирование;

- привлекаются инвестиции;

- фирма может выгодно  отличаться от конкурентов.

Миссия в данном случае становится определяющим фактором конкурентоспособности  компании, что позволяет ей смело идти к намеченным целям.

Если миссия, осмысленная  персоналом и поддержанная им, на предприятии  отсутствует, значит, у компании нет  основной деловой концепции, нет  четко определенной цели, то такая  компания не может рассчитывать на успех в своем бизнесе.

Миссия – это необходимый  элемент общей системы усилий руководителя фирмы, предпринимаемых  им для достижения успеха. Без этого  шага рассчитывать на успех в сегодняшнем  бизнесе просто не приходится. Очевидно также, что на пути к успеху это  один из первых шагов, только начало длительной работы по преобразованию деятельности предприятия, по превращению фирмы в эффективную, непрерывно растущую и самообучающуюся структуру. Миссия является стратегическим инструментом, идентифицирующим целевой рынок и бизнес предприятия. Данный инструмент должен помогать сотрудникам предприятия воспринимать и интерпретировать события единым образом.

Миссия как глобальная цель компании превращает ее в открытую социальную экономическую систему  – основу рыночных отношений и является фактором конкурентоспособности компании, способности лучше других находить компромисс собственных интересов с интересами всех участников внешнего окружения. Для того чтобы миссия стала одной из ведущих моральных мотиваций, она должна быть "выгодно продана" сотрудникам компании руководством. Иными словами: сотрудники компании должны захотеть "купить" классную миссию своей фирмы, поверить в нее, принять все нововведения, связанные с ней, и объединиться в группу единомышленников для успешного осуществления задач, вытекающих из миссии. И тогда миссия становится одной из ведущих моральных мотиваций на фирме, объединяющей персонал разных уровней в единую команду, формирующей и усиливающей корпоративный дух.

Информация о работе Миссия организации