Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 23:50, курсовая работа
Цель работы: провести анализ мотивационного управления и результативности труда (на примере ООО « Мир Дверей»).
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
- описать потребность и мотивы, сущность мотивационного процесса;
- раскрыть основные мотивационные теории и их прикладное значение, регулирование поведения индивида;
- охарактеризовать мотивацию и результативность, привести примеры разработки мотивационных программ и эффективных систем вознаграждений в организации;
- представить краткую характеристику организации и специфику ее деятельности;
- провести анализ внутренней и внешней среды организации;
- провести анализ системы мотивации персонала в организации;
- привести рекомендации и мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала и повышения результативности труда в организации.
Введение 3
1. Теоретические аспекты мотивационного управления и результативности труда персонала 5
1.1. Потребность и мотивы, сущность мотивационного процесса 5
1.2. Основные мотивационные теории и их прикладное значение, регулирование поведения индивида 21
1.3. Мотивация и результативность, примеры разработки мотивационных программ и эффективных систем вознаграждений в организации 25
2. Анализ мотивационного управления и результативности труда персонала на примере ООО « Мир Дверей» 30
2.1. Краткая характеристика организации и специфика ее деятельности 30
2.2. Анализ внутренней и внешней среды организации 31
2.3. Анализ системы мотивации персонала в организации 35
2.4. Выводы , рекомендации и мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала и повышения результативности труда в организации 37
Заключение 41
Список использованной литературы 44
Приложение 46
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российская академия народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
Калининградский филиал |
Факультет (институт) ______________________________
Специальность/направление
подготовки ______________________________
Специализация/профиль/
Кафедра_______________________
КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)
по дисциплине
______________________________
Мотивационное управление и результативность труда.
Автор работы:
студент __ курса
_________________ формы обучения
Ф.И.О.________________________
подпись_______________________
Руководитель работы:
Должность, звание________________
Ф.И.О.________________________
Оценка________________________
Калининград 2014 г.
(город)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Современный этап экономических реформ в России характеризуется тем, что предприятия работают в обстановке растущих требований различных общественных групп. В этой связи особую актуальность приобретает создание эффективной системы стимулирования наемных работников.
Мотивированный персонал является залогом успешной работы и поступательного движения компании для реализации ее стратегии и упрочения положения на рынке. Поэтому мотивация персонала является универсальной темой, актуальность которой не уменьшается, несмотря на постоянное внимание теоретиков и практиков менеджмента. Данная статья посвящена системному подходу к мотивации персонала, что является обязательным условием профессионализации управления и рационального использования организационных возможностей стимулирования работников к трудовой активности.
Объект исследования: ООО « Мир Дверей».
Предмет исследования: система мотивации персонала в отделе продаж.
Цель работы: провести анализ мотивационного управления и результативности труда (на примере ООО « Мир Дверей»).
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
- описать потребность и мотивы, сущность мотивационного процесса;
- раскрыть основные мотивационные теории и их прикладное значение, регулирование поведения индивида;
- охарактеризовать
мотивацию и результативность, привести
примеры разработки
- представить
краткую характеристику
- провести анализ внутренней и внешней среды организации;
- провести
анализ системы мотивации
- привести
рекомендации и мероприятия по
совершенствованию системы
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка используемой литературы.
В первой главе «Теоретические аспекты мотивационного управления и результативности труда персонала» описаны потребности и мотивы, сущность мотивационного процесса. Раскрыты основные мотивационные теории и их прикладное значение, регулирование поведения индивида. Охарактеризована мотивации и результативность, приведены примеры разработки мотивационных программ и эффективных систем вознаграждений в организации.
Во второй главе «Анализ мотивационного управления и результативности труда персонала на примере ООО « Мир Дверей» представлена краткая характеристика организации и специфику ее деятельности. Проведен анализ внутренней и внешней среды организации. Проведен анализ системы мотивации персонала в организации. Приведены рекомендации и мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала и повышения результативности труда в организации.
Методы исследования: метод системного анализа, метод сравнений, обобщение.
Потребность – есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых индивид испытывает состояние дискомфорта1.
Потребности – источник активности живых существ. Наиболее древние в эволюционном плане потребности являются генетическими программами, направленными на сохранение жизни, размножение и освоение окружающей среды. Чем больше потребностей у живого организма, тем он активней, тем больше его экспансия, тем выше конкурентоспособность в борьбе за существование. Из всех живых организмов, обитающих на Земле, больше всего потребностей у человека.
Особенности потребностей:
Потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.
Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить («Голодной куме только хлеб на уме», «У кого что болит, тот про то и говорит».)
Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности – отрицательными, а затем – в случае ее удовлетворения – положительными.
Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения – примитивные животные – высокоразвитые животные – человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный – грудной младенец – дошкольник – школьник – взрослый человек.
Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.
Различные ученые по-разному объясняли сущность человеческих потребностей (табл. 1):
Таблица 1
Сущность человеческих потребностей2
Подход |
Суть подхода |
Автор |
Потребность как нужда |
Состояние индивида при нужде в условиях жизни, предметах и объектах, без которых невозможно его существование и развитие. |
С.Л. Рубинштейн |
Потребность как отношение |
Потребность – это система отношений между субъектом и средой обитания |
Д.А. Леонтьев |
Потребность как отклонение от уровня адаптации |
Потребность есть результат отклонения внешней или внутренней реальности от сложившихся ожиданий субъекта по поводу этой реальности |
Д.К. Мак-Клеланд |
Потребность как состояние |
Под потребностью понимается динамическое состояние повышенного напряжения, которое «толкает» человека к определенным действиям. Это напряжение «разряжается» при удовлетворении потребности. Таким образом, в процессе возникновения и удовлетворения потребностей человек проходит через ряд динамических состояний, отличающихся уровнем своей напряженности. |
Курт Левин |
Потребность – это избирательная зависимость живых организмов от факторов внешней среды, существенных для самосохранения и саморазвития. Потребности определяют интересы, стремления, желания, влечения человека, направленность его мышления, цели, которые человек ставит перед собой.
Потребность – есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых данный индивид испытывает состояние дискомфорта.
Классификация потребностей вызывает немалые трудности, так как нелегко решить, что положить в основу. Человеческие потребности весьма разнообразны и исторически изменчивы.
Критериями для выделения видов потребностей служит характер деятельности, к осуществлению которой потребности побуждают субъекта. По этому основанию выделяют оборонительные, пищевые, половые, познавательные, коммуникативные, игровые, творческие и другие потребности. В этой связи выделяют субстанциональные (значимость которых определяется жизненной необходимостью) и функциональные (побуждающие к деятельности). Так, в одном случае на первый план выступает взаимодействие с предметом, в другом – сам процесс. Существует несколько десятков классификации человеческих потребностей. Наиболее распространенными пор этой классификации являются потребности: по происхождению (биогенные, психогенные и социогенные); по субъекту (индивидуальные, групповые, общественные, общечеловеческие); по объекту (материальные и духовные); по функции (потребности физического и социального существования; потребности сохранения и потребности развития).
По происхождению принято различать естественные и культурные потребности. Естественные потребности отражают зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни. В культурных потребностях выражается зависимость человека от продуктов человеческой культуры.
По предмету потребности подразделяются на материальные, духовные, социальные. В этом смысле говорят о позитивных или негативных мотивах, которые могут, в одних случаях, побуждать к достижению успеха, в других - к избеганию неудач.
По критерию времени различают постоянные, устойчивые, циклические и ситуативные потребности. Например, потребность в кислороде (постоянная), потребность в общении (устойчивая), потребность в пище (циклическая), потребность в выздоровлении (ситуативная). При этом существуют смешанные потребности, в которых трудно разделить материальное и духовное, эстетическое и познавательное и др.
Потребности человека развиваются в онтогенезе (индивидуальном развитии) на основе врожденных предпосылок. Обязательным условием формирования той или иной потребности является опыт соответствующей деятельности, которая на ранних этапах развития осуществляется совместно со взрослыми. Потребность проявляется в поведении человека, влияя на выбор мотивов, которые определяют направленность поведения в каждой конкретной ситуации. Потребности человека представляют собой динамическую иерархию, ведущее положение в которой занимает то одна, то другая потребность, в зависимости от реализации одних и актуализации других. Субъективно потребности переживаются как желания, влечения, стремления, а успешность их реализации – в форме оценочных эмоций. Сами потребности при этом могут не осознаваться. Актуальные потребности, по мнению Д.А.Леонтьева, организуют также течение познавательных процессов, повышая готовность субъекта к восприятию важной информации.
Особенности потребностей:
1. Потребности
всегда связаны с наличием
у человека чувства
2. Потребности
определяют избирательность
3. Наличие
потребности сопровождается
4. Количество
потребностей возрастает в
5. Потребности
человека образуют
По мере осознания и реализации любой потребности, одновременно происходит и закономерное изменение мотивации, вызванное данной потребностью.
Варианты изменения мотивации в процессе реализации потребности отображены на рис. 1.
Штриховыми линиями показана эволюция мотивации при невозможности удовлетворения потребности.
Рис. 1 Варианты изменения мотивации в процессе реализации потребности
Существует множество классификаций потребностей. Первая классификация разделяет все потребности по происхождению на две большие группы - естественные и культурные (рис. 2). Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни. Вторая классификация (по уровню сложности) разделяет потребности на биологические, социальные и духовные. К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, в экономии сил и пр.). К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.
Рис. 2 Классификация потребностей по происхождению
Духовные потребности человека – это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.
Согласно классификации, предложенной П.В. Симоновым, потребности делят на три группы – потребности биологические, социальные и идеальные. В каждой группе выделяют так называемые базисные (основные, основополагающие) потребности, производными от которых является множество других потребностей (квазипотребностей), которые по сути сводимы к той или иной базисной потребности.
Информация о работе Мотивационное управление и результативность труда