Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 23:50, курсовая работа
Цель работы: провести анализ мотивационного управления и результативности труда (на примере ООО « Мир Дверей»).
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
- описать потребность и мотивы, сущность мотивационного процесса;
- раскрыть основные мотивационные теории и их прикладное значение, регулирование поведения индивида;
- охарактеризовать мотивацию и результативность, привести примеры разработки мотивационных программ и эффективных систем вознаграждений в организации;
- представить краткую характеристику организации и специфику ее деятельности;
- провести анализ внутренней и внешней среды организации;
- провести анализ системы мотивации персонала в организации;
- привести рекомендации и мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала и повышения результативности труда в организации.
Введение 3
1. Теоретические аспекты мотивационного управления и результативности труда персонала 5
1.1. Потребность и мотивы, сущность мотивационного процесса 5
1.2. Основные мотивационные теории и их прикладное значение, регулирование поведения индивида 21
1.3. Мотивация и результативность, примеры разработки мотивационных программ и эффективных систем вознаграждений в организации 25
2. Анализ мотивационного управления и результативности труда персонала на примере ООО « Мир Дверей» 30
2.1. Краткая характеристика организации и специфика ее деятельности 30
2.2. Анализ внутренней и внешней среды организации 31
2.3. Анализ системы мотивации персонала в организации 35
2.4. Выводы , рекомендации и мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала и повышения результативности труда в организации 37
Заключение 41
Список использованной литературы 44
Приложение 46
Четвертая стадия – осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые в конечном счете должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.
Пятая стадия – получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.
Шестая стадия – устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.
Следующим важным фактором является изменчивость мотивационного процесса.
Характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности инициируют его. Однако сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, зачастую противореча друг другу либо же, наоборот, усиливая действия отдельных потребностей. При этом составляющие этого взаимодействия могут меняться во времени, изменяя направленность и характер действия мотивов. Поэтому даже при самом глубоком знании мотивационной структуры человека, мотивов его действия могут возникать непредвиденные изменения в поведении человека и непредвиденная реакция с его стороны на мотивирующие воздействия.
Еще одним фактором, делающим мотивационный процесс каждого конкретного человека уникальным и не на сто процентов предсказуемым, является различие мотивационных структур отдельных людей, разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей, различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. В этом случае данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей. Возможна и другая ситуация: два человека имеют одинаково сильный мотив на достижение результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результата любыми способами. У другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому.
В следующем разделе рассмотрим основные мотивационные теории и их прикладное значение, опишем регулирование поведения индивида.
Изучение потребностей человека привело к появлению двух глобальных теорий мотивации: содержательной теории и процессуальной.
С точки зрения классификации Х. Шольца, представляется целесообразным деление теорий мотивации - в зависимости от предмета анализа - на три главных направления:
Теории, в основе которых лежит специфическая картина работника - эти теории исходят из определенного образа работника, его потребностей и мотивов. К ним относятся такие как «XY-теория» (автор Дуглас Мак-Грегор), теория «Z» Оучи.
Содержательные теории - анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление. Содержательная теория мотивации основывается на идентификации потребностей, заставляющих человека поступить так, а не иначе. Это теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория потребностей К. Альдерфера, теория двух факторов Ф.Герцберга4.
Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе.
Процессуальные теории - выходят за рамки отдельного индивида и изучают влияние на мотивацию различных факторов среды. К теориям этого типа относят теорию трудовой мотивации Д. Аткинсона, теорию справедливости С. Адамса, теория мотивации В. Врума, теорию Портера - Лоулера, теорию 12 факторов Ричи и Мартина.
Процессуальные теории мотивации рассматривают поведение людей с учетом их восприятия и познания. Это теории "X и У", теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера, В ходе анализа проблем мотивации ссылаются на повышение эффективности деятельности путем вознаграждения. Вознаграждение - это то, что человек считает ценным для себя. Внутреннее вознаграждение дает сама работа, сознание значимости труда, его результатов. Внешнее дает организация - зарплату, карьеру, престиж и др.
Теория потребностей. Д. Мак-Клелланда предполагает наличие трех приобретенных потребностей: власти, успеха и причастности. Потребность власти выражается, как стремление оказывать влияние на людей. Это стремление должно быть главным для менеджера. Потребность в успехе проявляется как желание достичь поставленных целей, доведение работы до успешного завершения, чтобы ее результаты были поощрены.
И, наконец, потребность в причастности выражается в установлении хороших отношений с окружающими, желание широких контактов, общения, установления коммуникаций. По сути эти потребности очень напоминают высшие потребности в иерархии А. Маслоу. Процессуальные теории мотивации. Эти теории не ставят под сомнение влияние потребностей, но считают, что поведение личности является также функцией его восприятий и ожиданий, связанных с данной ситуацией, а также последствий выбранного поведения. Имеются несколько процессуальных теорий мотивации. Теории «X» и «У» Д. Мак-Грегора. Первая теория «X» предполагает худший вариант работника, чтобы потом не было разочарований: он ленив, работает лишь под контролем и по указке, не любит ответственности, равнодушен к интересам организации. Такой работник требует, как правило, авторитетного руководителя.
Теория «У», наоборот, полагает высокую оценку личных качеств работника; он любит работу, проявляет инициативу, творчество, ищет ответственность, предпочитает самостоятельную работу. Такому работнику нужен демократический или либеральный руководитель. Важная задача руководителя - выявить особенности каждого работника, чтобы обеспечить правильную мотивацию его поведений, Теория ожидания В. Вурма полагает, что работник надеется на то, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению и приобретению желаемого. Степень желательности, приоритетности для человека конкретного результата получила название валентности. Представление людей о том, в какой мере их действия приведут к определенным результатам является ожиданием. Ожидание - вероятностная категория, которая изменяется от 0 до 1.
Итоговая оценка мотивированности человека интегрирует вероятность того, что работник справится с поставленной задачей, что успех будет вознагражден руководителем и ценность вознаграждения будет велика. Если валентность мала, то теория ожиданий будет давать ослабленную мотивацию. Даже при вероятности каждого параметра 0,5 получим 0,5 х 0,5 х 0,5 = 0,125., т. е. очень низкую мотивацию. Руководитель должен сопоставить предполагаемое вознаграждение с ожидаемым результатом, убедится в реальности выполняемых работ. Экспериментальные исследования свидетельствуют в пользу этой теории. Теория справедливости Дж. Адамса утверждает, что на мотивацию человека в значительной мере влияет справедливость оценки его текущей деятельности и ее результатов по сравнению с предыдущими периодами и с достижениями других людей. Если работник видит, что его оценивают, так же как и других, то чувствует себя удовлетворенным, и наоборот. Чувство неудовлетворенности может возникнуть даже при высоком абсолютном уровне вознаграждения.
В затраты включаются не только усилия человека на данной работе, но и его стаж, квалификация, возраст и др. Оценка затрат и результатов - субъективна, хотя построена на основе догадок и отрывочной информации. Если в результате оценок и сопоставлений делается вывод, что нарушений нет, то мотивирующие факторы действуют нормально. Если же они обнаруживаются, то происходит демотивация ценности, эффективность труда снижается. Нужно сделать всё зависящее, чтобы снять психологическое напряжение работника, а для восстановления справедливости исправить баланс.
Практика показывает, что гласность в вопросе материального вознаграждения дает положительные результаты. Между тем, отдельные совместные предприятия запрещают своим сотрудникам называть сумму своего заработка. Комплексная процессуальная мотивационная - теория Л. Портера и Э. Лоулера, объединяющая теории ожидания и справедливости широкого применения не получила. В то же время появилась новая теория: теория целеполагания, доказывающая, что, если мотивация имеет ясную цель и наличие обратной связи, то ее эффективность достигает до 95%. Та же цель, но без обратной связи дает до 75%, и отсутствие цели и обратной связи снижает эффективность до 70%.
Пример связи потребностей, их проявления и средств удовлетворения представлен в табл. 3.
Таблица 3
Пример связи потребностей, их проявления и средств удовлетворения5
Группы потребностей |
Форма проявления потребностей |
Средства удовлетворения потребностей |
Самовыражение |
Стремление к достижению результатов |
Предоставление творческой работы |
Признание и самоутверждение |
Желание занимать определенное положение в коллективе |
Присвоение рангов или званий |
Принадлежность и причастность |
Стремление к установлению дружеских отношений |
Поощрение создания неформальных групп |
Безопасность |
Стремление к предотвращению опасных изменений |
Создание системы страхования |
Физиологические потребности |
Желание регулярно и качественно питаться |
Создание легко доступных систем питания |
Рассмотренные теории демонстрируют широкий диапазон организационных переменных, от которых зависит мотивация работников. Многие из этих переменных прямо или косвенно учитываются при разработке реальных организационных программ по усилению мотивации работников к более эффективному и качественному труду.
В следующем разделе рассмотрим мотивацию и результативность, приведем примеры разработки мотивационных программ и оценим эффективность систем вознаграждений в организации.
Наибольшая эффективность остаётся у денежного стимулирования по сравнению с другими методами. Это связано с тем, что, во-первых, как всеобщий эквивалент общественного труда деньги способны прямо или косвенно удовлетворять широкий диапазон человеческих потребностей, и от организации во многом зависит, к каким потребностям она адресует денежное стимулирование. Во-вторых, денежная переменная очень удобна для исследователей, так как легко поддается количественному измерению в отличии от многих других детерминант мотивации, которые трудно квалифицировать и напрямую связать с результативностью. В-третьих, программы материального стимулирования в последние годы превратились в сложные системы, учитывающие множество закономерностей, переменных и фактов.
В основе программ материального стимулирования лежит уже рассмотренная нами теория подкрепления, утверждающая, что поведение можно изменить путём подкрепления его желательных проявлений и игнорирования нежелательных.
Разумеется, использование денег в качестве стимула не является новшеством и восходит, по-видимому, к моменту их возникновения. Мы проанализируем не всю систему оплаты труда, а лишь ту её часть, которая непосредственно связана с качественно-результативной стороной трудовой деятельности. Компонентами таких программ являются: надбавки (за усердие, квалификацию, стаж работы и т.д.); индивидуальный бонус (премия) за выполненную работу; индивидуальная сдельная оплата труда; групповой бонус за работу, выполненную группой в целом;
Надбавка в любой ее форме – это дополнительная выплата как поощрение за старательную работу, квалификацию или стаж.
Индивидуальный бонус (премия) за выполненную работу представляет собой денежную выплату как поощрение за эффективную деятельность в определенный период времени. Обычно мотивационные программы, использующие систему бонусов, способны увязывать качество текущей деятельности работника с материальным поощрением более прочно, чем это происходит при применении надбавок. Надбавки обычно устанавливаются на последующий период, исходя из качества труда работника в прошедшем периоде. В таких случаях фактическое получение надбавки часто не только не совпадает с улучшением деятельности, а происходит даже при ее ухудшении.
При системе бонусов, выплачиваемых по результатам прошедшего периода, ухудшение деятельности отражается на поощрении немедленно.
Индивидуальная сдельная оплата труда или оплата по сдельным расценкам представляет собой (вместе с надбавками и индивидуальными бонусами) систему индивидуального поощрения. Она основывается на непосредственном результате труда: работник обычно получает определенную сумму за каждое наименование изготавливаемой им продукции и оказанную услугу, превышающие установленный стандарт или норму.
В рамках систем индивидуального поощрения работники в основном побуждаются лишь к удовлетворению своих индивидуальных интересов и потребностей (например, получению более высокого заработка даже в ущерб интересам группы или организации). На интересы и нужды организации в большей мере ориентированы групповые системы стимулирования эффективности.
Улучшение индивидуальной деятельности сотрудников, разумеется, благотворно отражается на работе организации в целом. Однако эта связь имеет лишь опосредованный характер: улучшение деятельности организации зависит не только от внутриорганизационных факторов, но и от состояния экономики и рынка в целом.
Информация о работе Мотивационное управление и результативность труда