Мотивационное управление и результативность труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: провести анализ мотивационного управления и результативности труда (на примере ООО « Мир Дверей»).
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
- описать потребность и мотивы, сущность мотивационного процесса;
- раскрыть основные мотивационные теории и их прикладное значение, регулирование поведения индивида;
- охарактеризовать мотивацию и результативность, привести примеры разработки мотивационных программ и эффективных систем вознаграждений в организации;
- представить краткую характеристику организации и специфику ее деятельности;
- провести анализ внутренней и внешней среды организации;
- провести анализ системы мотивации персонала в организации;
- привести рекомендации и мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала и повышения результативности труда в организации.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты мотивационного управления и результативности труда персонала 5
1.1. Потребность и мотивы, сущность мотивационного процесса 5
1.2. Основные мотивационные теории и их прикладное значение, регулирование поведения индивида 21
1.3. Мотивация и результативность, примеры разработки мотивационных программ и эффективных систем вознаграждений в организации 25
2. Анализ мотивационного управления и результативности труда персонала на примере ООО « Мир Дверей» 30
2.1. Краткая характеристика организации и специфика ее деятельности 30
2.2. Анализ внутренней и внешней среды организации 31
2.3. Анализ системы мотивации персонала в организации 35
2.4. Выводы , рекомендации и мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала и повышения результативности труда в организации 37
Заключение 41
Список использованной литературы 44
Приложение 46

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word - копия.docx

— 201.04 Кб (Скачать файл)

Биологические или материальные потребности обеспечивают существование человека как биологического существа и человечества как биологического вида. Базисными в этой группе являются потребности в безопасности, в личной территории и потребность в продолжении рода. Базисные биологические потребности порождают множество квазипотребностей. Так, например, базисная потребность в безопасности, включающая в себя потребность (квазипотребность)  в поддержании постоянной температуры тела, порождает у человека потребность в одежде, а та, в свою очередь – потребность в производстве одежды, в создании технических средств для этого производства. Базисная биологическая потребность в безопасности порождает также потребность человечества в медицине, производстве лекарств и т.д. Эта же базисная потребность в безопасности, т. е. выживании, включает в себя потребности человека в пище и питье. Биологические потребности удовлетворяются материальными объектами. Среди биологических потребностей выделяют также принцип экономии сил, который может проявляться двояко: и как всем знакомая лень, и как стремление к изобретательству,  к совершенствованию навыков.

Социальные (социоэмоциональные) потребности человека включают в себя необходимость принадлежать к социальной группе, занимать в ней определенное место, пользоваться уважением и любовью окружающих, т. е. занимать определенную социальную нишу (территорию). К этой группе относятся также потребности в самоутверждении, в достижении социальных успехов, потребность быть лидером или наоборот – быть ведомым, потребность следовать нормам, принятым в обществе, потребность в одобрении со стороны окружающих, потребности в идеологии и в культуре. Развиваются социальные потребности на базе существующей уже у грудных детей базисной потребности в эмоциональном контакте. Экспериментально было показано, что если разделить функции по уходу за ребенком между двумя разными людьми, так, чтобы один удовлетворял биологические потребности ребенка – кормил, купал, менял пеленки, а другой бы общался с ребенком – разговаривал, улыбался, то ребенок привязывается именно ко второму человеку, то есть к тому, кто удовлетворяет его потребность в эмоциональном контакте.

Потребность в эмоциональном контакте обуславливает чувство привязанности и боязнь одиночества. Прообразом социоэмоциональных потребностей в животном мире является так называемый «эмоциональный резонанс» - способность животных реагировать на сигналы эмоционального состояния других особей. Потребность в эмоциональном контакте не удовлетворяется в формальной ситуации, например, на работе, где отношения между людьми определяются их социальными ролями, функциями, конвенциями. Как правило, потребность в эмоциональном контакте удовлетворяется в ситуации неформального общения – там, где человек может проявлять себя свободно и естественно, где его принимают таким, какой он есть, например, в кругу друзей. На работе поведение человека обычно определяется его правами и обязанностями. В семье иногда потребность в эмоциональном контакте может не удовлетворяться, если партнеры пытаются перевоспитать друг друга, т.е. не принимают друг друга такими как есть, стремятся навязать человеку определенную, строго фиксированную функцию («…Если я тебя придумала, стань таким, как я хочу…»).  И это достаточно частая ситуация, поэтому в наше время люди нередко испытывают дефицит эмоционального общения, что приводит к неврозам и депрессиям. Если человек хочет подойти к решению этой проблемы сознательно, ему следует объективно оценить, какое именно качество эмоционального контакта его устраивает, и попробовать поискать или создать ситуацию, которая бы отвечала его требованиям.

Социальные и биологические потребности делятся на две ветви – потребности «для себя» и потребности «для других». Биологические потребности «для себя» обеспечивают выживание индивида самого по себе. Биологические потребности «для других» обслуживают выживание вида в целом как общности биологических особей. Предпосылкой развития потребностей «для других» в животном мире являются родительский инстинкт, групповая забота о молодняке, наблюдаемая у многих видов животных, а также способность к эмоциональному резонансу. У человека биологические потребности «для других» проявляются в основном как забота о близких, родных, членах семьи, об их благополучии. Социальные потребности «для себя» обусловлены представлением человека о своих правах, под их влиянием человек стремится улучшить свое общественное положение. Под влиянием социальных потребностей «для других» человек заботится о справедливости по отношению к другим людям, борется за улучшение социального положения какой-либо группы людей, действует, исходя из представлений о своих обязанностях. Общественно-историческая норма удовлетворения потребности «для других» усваивается человеком в процессе его воспттания и воспринимается им как совесть. Когда человек занят удовлетворением потребности «для себя», он склонен видеть в другом человеке врага или конкурента. Потребности «для других» предполагают видение в другом друга, соратника, помощника. Потребности «для других» и «для себя» обуславливают альтруистическое и эгоистическое поведение индивида. И то, и другое имеет свое эволюционное значение, способствуя выживанию человечества как целого.

Идеальные (духовные) потребности - это потребности в новой информации, в познании окружающего мира, в поиске своего места в нем, в познании смысла и назначения своего существования на земле, в самовыражении, самореализации, творчестве, эстетическая потребность, потребность освоить некую «идеальную территорию».

Базисной в этой группе является потребность в новой информации, которая проявляется уже у грудных детей. И если уже в этом возрасте не обеспечить ребенку возможность такую информацию получать, то это может в будущем отрицательно сказаться на развитии его интеллектуальных возможностей. Потребность в познании происходит от присущей всему живому потребности в информации, наряду с потребностью в притоке вещества и энергии. Потребность в новой информации существует у человека независимо от ее практического значения для удовлетворения биологических или социальных потребностей. Она проявляется не только как стремление к новому, неизвестному, но и как стремление это новое объяснить, упорядочить, познать присущие ему закономерности. Слишком много новой информации может действовать на человека пугающе. Объясняя же мир, создавая разные модели, описания мира, человек снимает свой страх перед загадочностью и непредсказуемостью жизни.

Биологические, социальные и идеальные потребности можно разделить на две группы: потребности сохранения (нужды) и потребности развития (роста). Потребности нужды удовлетворяются в пределах существующих общественно-исторических норм, их неудовлетворение, как правило, сопровождается отрицательными эмоциями, переживаемыми как тревога, ощущение нависшей угрозы, боязнь наказания. Удовлетворение потребностей развития связано с выходом за пределы существующих общественных норм удовлетворения данной потребности, со стремлением улучшить свое положение. Поэтому удовлетворение потребностей развития вызывает у человека положительные эмоции. Угроза неудовлетворения потребностей развития вызывает у человека тоску, раздражение, вызванные отсутствием удач.

Помимо перечисленных выше трех основных групп потребностей существуют так называемые вспомогательные потребности: потребность в вооруженности и потребность в преодолении препятствий. Потребность в вооруженности навыками и умениями, необходимыми для удовлетворения других потребностей, существует и проявляется независимо от них. Она появляется с раннего детского возраста в виде потребностей в игре и в подражании. Подражание позволяет, копируя поведение окружающих, бессознательно усваивать поведение, навыки, благодаря подражанию ребенок обучается речи. Именно подражанию, имитации принадлежит решающая роль в овладении навыками, придающими деятельности человека – производственной, спортивной, художественной и др. – черты мастерства. Реализация потребности в вооруженности у взрослого человека определяет его квалификацию, компетентность, тем самым определяя общественную ценность личности.

Ощущение высокого уровня своей вооруженности делает человека спокойным, уверенным в себе, сохраняющим самообладание в сложной и быстро меняющейся обстановке. Недостаточная вооруженность приводит к ощущению тревоги, чувства своей неполноценности, зависимости от окружающих, зависти и ревности. Для человека, стремящегося стать субъектом в своей жизни, необходим осознанный подход к удовлетворению потребности в вооруженности в соответствии с поставленными жизненными задачами. Потребность в преодолении препятствий проявляется как качество, называемое обычно волей. Являясь вспомогательной потребностью, она способствует достижению целей, продиктованных актуализацией какой-либо из других - основных (биологический, социальных или идеальных) потребностей. Предпосылкой потребности в преодолении препятствий у животных является описанный И.П. Павловым «рефлекс свободы» – форма поведения, для которой наличие препятствия само по себе служит стимулом к действию. Сильная выраженность потребности в преодолении препятствий выглядит, как склонность человека выбирать труднодостижимые, далекие цели, делает его волевым в глазах окружающих. Иногда активность, вызванная препятствием, может даже оттеснить на второй план первоначальное побуждение человека, тогда потребность в преодолении препятствий проявляется как упрямство. Именно положительные эмоции, вызванные удовлетворением потребности в преодолении препятствий, заставляют спортсменов стремиться к победе над как можно более сильным соперником. Индивидуальная выраженность и композиция вспомогательных потребностей в преодолении, вооруженности, а также принципа экономии сил определяют характер человека.

Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «пирамида Абрахама Маслоу. Согласно идее этого американского психолога, нижний уровень ее составляют физиологические потребности, затем идут потребность в безопасности, выше – потребность в любви, затем потребность в уважении и признании, а на самом верху пирамиды – стремление личности к само актуализации. Однако, этими потребностями далеко не исчерпывается набор актуальных потребностей человека. Не менее важными являются потребности в познании, свободе и красоте. Поэтому имеет смысл дополнить концепцию А. Маслоу еще несколькими потребностями (рис. 3).

Рис. 3 Пирамида А. Маслоу

 

Более подробно содержание потребностей каждого уровня описано в табл. 2.

Таблица 2

Содержание уровней пирамиды потребностей

Уровень потребностей

Содержание

1

Физиологические (биологические) потребности

Потребность человека в еде, питье, кислороде, оптимальном температурном режиме и влажности воздуха, отдыхе, половой активности и пр.

2

Потребность в безопасности и стабильности

Потребность в стабильности существования нынеш- 
него порядка вещей. Уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной.

3

Потребность к приобретению, накоплению и захвату

Потребность к не всегда мотивированному приобретению материальных ценностей. Избыточное проявление данной потребности приводит к жадности, алчности, скупости


 

 

Продолжение таблицы 2

Уровень потребностей

Содержание

4

Потребность в любви и принадлежности к группе

Потребность любить и быть любимым. Потребность общаться с другими людьми, быть причастным к какой-то группе.

5

Потребность в уважении и признании

а) стремление к свободе и независимости; желание быть сильным, компетентным и уверенным в себе.

б) желание обладать высокой репутацией, стремление к престижу, высокому общественному положению и власти.

6

Потребность к независимости

Потребность к личной свободе, к независимости от других людей и внешних обстоятельств

7

Потребность в новизне

Стремление к получению новой информации. Сюда также относится потребность что-то знать и уметь.

8

Потребность к преодолению трудностей

Потребностей к риску, приключениям и преодолению трудностей.

9

Потребность в красоте и гармонии.

Потребность к порядку, гармонии, красоте

10

Потребность в самореализации

Стремление реализовать свою уникальность, потреб- 
ность делать то, что тебе нравиться, к чему ты имеешь способности и таланты.


 

Человек сознает свободу своих действий, и ему кажется, что он волен поступать так или иначе. Но познание человеком истинной причины своих чувств, мыслей и желаний нередко оказывается ложным. Человек далеко не всегда осознает истинные мотивы своих поступков и глубинные причины его поступков. Как говорил еще Фридрих Энгельс "люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей".

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

Основные задачи мотивации: формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда; обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения; формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.

Мотивация рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий. Естественно, такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации3. Однако для уяснения того, как разворачивается процесс мотивации, какова его логика и составные части, может быть приемлема и полезна ниже приводимая модель.

Схема мотивационного процесса представлена на рис. 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 3. Схема мотивационного процесса

 

Первая стадия – возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает «требовать» от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения. Потребности могут быть самыми различными. Условно их можно разбить на три группы: физиологические, психологические, социальные.

Вторая стадия – поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.

Третья стадия – определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов: что я должен получить, чтобы устранить потребность; что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю; в какой мере я могу добиться того, чего желаю; насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.

Информация о работе Мотивационное управление и результативность труда