Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 15:37, курсовая работа
В настоящее время необходимо, чтобы весь персонал организации действовал как сплоченная команда. Хорошо обученный, мотивированный и организованный персонал определяет судьбу предприятия. Детально разработанная система стимулирования позволит мобилизовать трудовые потенциалы, создание необходимой заинтересованности работников в росте индивидуальных результатов, проявлению творческого потенциала, повышению уровня их компетентности.
Введение……………………………………………………………………………3-4 стр.
Глава 1. Теоретические основы мотивации и стимулирования персонала …..5-23 стр.
Понятие мотивации…………………………………………………..5-8 стр.
Cущность и функции системы стимулирования…………………9-11 стр.
Виды стимулирования………………………………………………...12 стр.
Материальное стимулирование……………………………12-15 стр.
Нематериальное стимулирование…………………………16-20 стр.
Опыт отечественных и зарубежных предприятий………………21-23 стр.
Глава 2. Мотивация и стимулирование персонала в ГК «Совфрахт-Совмортранс»……………………………………………………………………24-33 стр.
2.1. Общая характеристика ГК «Совфрахт-Совмортранс»……………24-25 стр.
2.2. Практика нематериального стимулирования………………………26-31 стр.
2.3. Результаты……………………………………………………………32-33 стр.
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию системы нематериального стимулирования в ГК «Совфрахт-Совмортранс»……………………………..34-41 стр.
Заключение………………………………………………………………………42-43 стр.
Список используемой литературы……………………………………
Стимулирование труда эффективно только в том случае, когда органы управления умеют добиваться и поддерживать тот уровень работы, за который платят. «Цель стимулирования – не вообще побудить человека работать, а побудить его делать лучше то, что обусловлено трудовыми отношениями».[4] Для эффективного стимулирования, рассматриваются три ее функции: экономическая, социальная и психологическая. Которые наиболее полно охватывают прогрессивные социальные отношения, являясь воздействием на объект управления. Оно предполагает создание такой внешней ситуации, которая побуждает личность или коллектив к действиям, соответствующим стоящим целям. При этом личности сами выбирают именно эти действия, поскольку создают все необходимые и достаточные условия. Улучшение показателей труда влечет за собой повышение степени удовлетворения каких-либо потребностей объекта, а ухудшение показателей грозит снижением полноты их удовлетворения.
Стимулирование как способ управления предполагает необходимость учета интересов личности, трудового коллектива, степени их удовлетворения, так как именно потребности являются важнейшим фактором поведения социальных систем. Необходимо отметить, что набор потребностей различных индивидуумов, входящих в состав любой социальной системы, не одинаков. Такой индивидуальный спектр потребностей обусловлен процессом формирования личности и от влияния окружающей среды. Сама по себе потребность не может побудить работника к каким-то определенным действиям. Только тогда, когда потребность встречается с предметом, способным ее удовлетворить, она может направлять и регулировать деятельность социальной системы, управлять ее поведением. Осознание потребностей вызывает интересы, желания, стремления, влечения.
Можно выделить экономическую, социальную,
социально-психологическую и
Экономическая функция заключается
в том, чтобы содействовать повышению
эффективности производства, решению
тех конкретных задач, которые на
каждом историческом этапе стоят
перед экономикой. Эта функция
служит предметом экономической
науки. Экономическая функция
Социально-психологическая
Социально-психологическая
Важнейшим видом стимулирования является материальное стимулирование.
Вторым немаловажным является
моральное стимулирование, которое
содержит в себе социальные, моральные,
эстетические, социально-политические
и информационные стимулы. В психологическом
подходе моральное
Согласно одной из расширенной трактовки моральные стимулы отождествляются со всей совокупностью этических и нравственных мотивов поведения человека. Однако в области морального стимулирования относится только часть этических категорий, а именно те, которые отражают оценку человека и его поведения окружающими и им самим.
В практике управления одной
из самых распространенных форм стимулирования
является материальное стимулирование.
Очень важно учитывать
Сущность материального
стимулирования работников
Поэтому стимулирование направлено
на мотивацию работника к
Материальное стимулирование имеет два основных вида, учитывая предмет потребности.
Человека необходимо стимулировать на высокую самоотдачу. Одним из инструментов выступает материальное стимулирование
Существуют различные способы оплаты труда и различные модели компенсации трудовых усилий работников:
• По прецеденту — работодатель и наниматель договариваются между собой, используя в качестве аргумента прецеденты оплаты такой же должности в других фирмах.
• По объему работы — высокая оплата труда предполагает повышенные требования к квалификации, ответственность за материальные ценности фирмы и даже двойные обязанности при совмещении должностей.
• По коэффициенту полезности — работник, принятый на ту или иную должность, например менеджер по продажам, оценивается выше, когда начинает расширять клиентуру или заключает особо выгодные сделки. Оплата труда, разовые и компенсационные выплаты оказываются для него достаточно высокими и оцениваются как справедливые.
• По «закрытости» информации — оплата определяется тем, в какой мере работник находится в зоне «закрытой» информации, где коммерческие секреты представляют опасность для его жизнедеятельности. Если же они угрожают личной безопасности, то оплата повышается и за такие риски.
• По особому интересу — оплата может быть достаточно высокой, если работник приходит из конкурирующей фирмы, имея свою клиентуру либо коммерчески ценную информацию.[4]
Доплатам свойственны
черты поощрительных форм материального
стимулирования, доплата является формой
вознаграждения за дополнительные результаты
труда, за эффект полученный на конкретном
участке. Доплаты же получают лишь те,
кто участвует в достижении дополнительных
результатов труда, дополнительного
экономического эффекта. Увеличение размера
доплат зависит главным образом
от роста индивидуальной эффективности
труда конкретного работника
и его вклада в коллективные результаты.
При снижении показателей работы
доплаты могут быть не только уменьшены
в размере, но и полностью отменены.
Доплаты рассматриваются как
самостоятельный элемент
Надбавка к заработной плате - денежные выплаты сверх зарплаты, которые стимулируют работника к повышению квалификации, профессионального мастерства и длительному выполнению совмещения трудовых обязанностей.
Компенсации - денежные выплаты,
установленные в целях
Важнейшим направлением материально денежного стимулирования является премирование. Премия стимулирует особые повышенные результаты труда и ее источником является фонд материального поощрения. Она представляет одну из важнейших составных частей заработной платы. Цель премирования - улучшение прежде всего конечных результатов деятельности, выраженных в определенных показателях. Главная характеристика премии как экономической категории - это форма распределения по результату труда, является личным трудовым доходом. Премия в своей части имеет неустойчивый характер. Ее величина может быть большей или меньшей, она может вообще не начисляться. Эта черта очень важная, и если она ее теряет, то премия утрачивает свой смысл. По существу она превращается в простую доплату к заработной плате, и роль ее в этом случае сводится к устранению недостатков в тарифной системе.
Руководитель должен учитывать
некоторые психологические
1.3.2 Моральное стимулирование
Существует два вида морального стимулирования – морально-материальное и морально-психологическое.
Морально-материальные стимулы
Создание необходимых
условий
Возможность ухода от монотонного
к более интересному, творческому,
содержательному трудовому
Стимулирование свободным временем. В результате недостатка свободного времени многие работники трудятся с ощущением хронической усталости, испытывают постоянные нервно-эмоциональные перегрузки. Система стимулирования трудовой активности предполагает оптимальное соотношение рабочего и свободного времени, т.к. у людей кроме самой работы могут быть и другие не менее важные дела, например, занятия спортом, хобби или просто отдых. Если работник нуждается в свободном времени, а его целиком поглощает работа, то он будет избегать ее, понижая таким образом производительность труда.
Улучшение отношений в коллективе. К внутренним условиям создания психологического микроклимата в коллективе, благотворно влияющего на состояние работающих, относят авторитет и особенности личности руководителя, стиль его руководства, совместимость членов коллектива по характерам, ценностным ориентациям, эмоциональным и другим свойствам, наличие влиятельных лидеров в неофициальных группах и отношение этих лидеров к производственным задачам, стоящим перед коллективом и т.п. Все эти факторы накладывают своеобразный отпечаток на психологическую атмосферу коллектива, на характер и формы межличностных отношений, коллективные мнения, настроения, на целеустремленность, направленность, сплоченность, требовательность, дисциплинированность, самостоятельность, социальную активность, устойчивость.
Продвижение по службе. Один из наиболее действенных стимулов, т.к. во-первых, при этом повышается оклад; во-вторых, расширяется круг полномочий и соответственно работник становится причастен к принятию важных решений; в-третьих, повышается степень ответственности, что заставляет человека работать эффективнее и не допускать промахи и ошибки; в-четвертых, повышает доступ к информации. Словом, повышение в должности позволяет работнику самоутвердиться, почувствовать себя значимым, нужным фирме, что конечно же делает его заинтересованным в своей работе.[5]
Информация о работе Мотивация и стимулирование персонала организации