Мотивация и стимулирование персонала организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время необходимо, чтобы весь персонал организации действовал как сплоченная команда. Хорошо обученный, мотивированный и организованный персонал определяет судьбу предприятия. Детально разработанная система стимулирования позволит мобилизовать трудовые потенциалы, создание необходимой заинтересованности работников в росте индивидуальных результатов, проявлению творческого потенциала, повышению уровня их компетентности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3-4 стр.
Глава 1. Теоретические основы мотивации и стимулирования персонала …..5-23 стр.
Понятие мотивации…………………………………………………..5-8 стр.
Cущность и функции системы стимулирования…………………9-11 стр.
Виды стимулирования………………………………………………...12 стр.
Материальное стимулирование……………………………12-15 стр.
Нематериальное стимулирование…………………………16-20 стр.
Опыт отечественных и зарубежных предприятий………………21-23 стр.
Глава 2. Мотивация и стимулирование персонала в ГК «Совфрахт-Совмортранс»……………………………………………………………………24-33 стр.
2.1. Общая характеристика ГК «Совфрахт-Совмортранс»……………24-25 стр.
2.2. Практика нематериального стимулирования………………………26-31 стр.
2.3. Результаты……………………………………………………………32-33 стр.
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию системы нематериального стимулирования в ГК «Совфрахт-Совмортранс»……………………………..34-41 стр.
Заключение………………………………………………………………………42-43 стр.
Список используемой литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 222.77 Кб (Скачать файл)

Основными этапами создания такой системы должны стать:

1. управленческая подготовка  и переподготовка руководства  организации;

2.создание программы социальной  политики организации, организация  культурно-массовых и спортивных  мероприятий, дополнительного обучения  и т.п.;

3. создание подсистемы  морального стимулирования. 

Говоря об использовании  социально-психологических методов  стимулирования персонала, необходимо отметить, что очень важным условием успешности такой стратегии стимулирования служит открытость и доверительность  в отношениях между руководством и работниками: постоянное и точное информирование о производственно-экономической ситуации, складывающейся на предприятии, об ожидаемых перспективах, намечаемых действиях, успешности их реализации. Кроме того, предприятию необходимо больше уделять внимания информированности работников касательно того, какие преимущества, помимо заработной платы, они могут получать. Это можно делать с помощью собраний, совещаний работников. Это должно порождать интерес к делам компании, интерес к информации, выходящий за пределы рабочего места, отсюда возникновение мышления и деятельности с позиции интересов предприятия.

Следовательно, требуется  усовершенствование применения социально-психологических  методов и концепций управления персоналом на исследуемом предприятии. Можно выделить три основных направления усовершенствования использования социально-психологических методов в мотивации персонала:

–   поддержание благоприятного психологического климата в коллективе;

–   развитие системы управления конфликтами;

–   формирование и развитие организационной культуры.

Комфортен и психологический  климат – это обстановка, когда  все заняты интересным для себя делом, каждый знает свое место в иерархии организации и доволен им, когда  компетенции сотрудников не пересекаются и, следовательно, не возникают острые разногласия, в организации существует атмосфера взаимопомощи.

Нормальный психологический  климат не создастся в один день, он требует огромных усилий. Нарушить его может любая мелочь, поэтому  его надо постоянно поддерживать.

Управленческому персоналу  при развитии системы управления конфликтами особенно важно ориентироваться  на то, что, несмотря на неизбежность конфликтов, необходимо стремиться избегать деструктивных  конфликтов. Деструктивный конфликт приводит к снижению личной удовлетворенности  членов трудового коллектива, уменьшению группового сотрудничества и эффективности  организации.  

Основные методы формирования и поддержания организационной  культуры, которые могут быть использованы.

  • Поведение руководителя. Безусловно, руководителю следует начать с себя. Давно доказано, что люди лучше всего усваивают новые для себя образцы поведения через подражание. Руководитель должен стать примером, ролевой моделью, показывая пример такого отношения к делу, такого поведения, которые предполагается закрепить и развить у подчиненных.
  • Заявления, призывы, декларации руководства. Нельзя забывать, что для закрепления желательных трудовых ценностей и образцов поведения большое значение имеет обращение не только к разуму, но и к эмоциям, к лучшим чувствам работников: "Мы должны стать первыми!"; "Высочайшее качество – это залог нашей победы над конкурентами!"; "Этот год станет переломным для нашей организации".
  • Обучение персонала. Обучение и повышение квалификации персонала призвано не только передавать работникам необходимые знания и развивать у них профессиональные навыки, но обучение является важнейшим инструментом пропаганды и закрепления желательного отношения к делу, к организации и разъяснения того, какое поведение организация ожидает от своих работников, какое поведение будет поощряться, подкрепляться, приветствоваться.
  • Развитие системы мотивации в соответствии с потребностями работников. Принципы построения системы мотивации и ее основная направленность должны поддерживать именно то поведение, именно то отношение к делу, те нормы поведения и рабочие результаты, в которых находят наиболее полное выражение содержание и основная направленность работы, культивируемой и поддерживаемой руководством. Непоследовательность и расхождение слова и дела здесь недопустимы, поскольку даже однократное нарушение установленных принципов стимулирования сразу вызовет резкое падение доверия к политике, проводимой руководством.
  • Критерии отбора в организацию. Каких работников мы хотим видеть в организации: профессионалов, обладающих необходимыми знаниями и опытом, или же для нас не меньшее значение имеет способность нового работника принять ценности и нормы поведения, уже сложившиеся в о   ядро ее организационной культуры. Поддержание организационной культуры в процессе реализации основных управленческих функций. Значительное влияние на организационную культуру оказывает то, какое поведение персонала поддерживается, а какое угнетается при сложившейся практике управления. Очень важно, чтобы руководство поощряло самостоятельность и инициативу со стороны подчиненных.
  • Организационные традиции и порядки. Организационная культура закрепляется и транслируется в традициях и порядках, действующих в организации. При этом на организационную культуру могут повлиять даже разовые отступления от установленного (или декларируемого) порядка. К примеру, если вдруг по каким-то причинам руководство один-другой раз не смогло провести ежемесячное подведение итогов работы с поздравлением и награждением лучших работников, это не только нарушает установленные правила, но и показывает неготовность руководства разделять декларируемые ценности, что, естественно, снижает энтузиазм и желание персонала "выкладываться" на работе.

Для многих сильным мотиватором  становится принадлежность к команде. Часто этот фактор не только удерживает сотрудников от поиска новой работы, но и формирует его стремление повысить эффективность. Здесь можно  выделить несколько инструментов.

1. Создание сплоченной  команды, например, для работников  можно организовывать игры, соревнования на природе (не угрожающие здоровью). Как показывает практика, люди начинают ради победы делиться на лидеров и исполнителей вне зависимости от должности, начинают изобретать пути решения поставленных задач. У сотрудников, кроме незабываемых ощущений, появляются новые крепкие контакты.

2. Формирование механизмов  двусторонней связи внутри компании. Работнику необходимо дать почувствовать,  что компания прислушивается  к его мнению, ценит идеи и  предложения. Обратная связь должна  быть усилена. Проблемой предприятия  является то, что работники часто  узнают только об отрицательных  результатах своей работы. В таких  случаях люди часто перестают  реагировать на критическую обратную  связь. Однако если чередовать  отрицательную и положительную  критику, то информация о неудачах  будет воспринята вполне. Важно,  чтобы обратная связь была  правдивой, точной, подробной и  осуществлялась незамедлительно.  Сообщение о плохом выполнении  работы только демотивирует работника.  Если же указать, что именно  было сделано неправильно, почему  это случилось, как исправить  ситуацию, и при этом не забыть  затронуть положительные аспекты  работы, эффективность такой обратной  связи, несомненно, возрастет. Она  может быть еще и выше, если  работник выяснит эти вопросы  сам.

3. Общепринятым механизмом  сплочения коллектива являются  корпоративные мероприятия. Неплохим  вариантом могла бы стать организация  Дня предприятия.

К этому празднику можно  было бы приурочить вручение наград, премий, памятных подарков-символов, подвести итоги конкурса на лучшего работника  организации, лучшую бригаду и т.д. Руководители к этому дню могут  приурочить подведение итогов деятельности за год: выступить с докладами, рассказать о целях и задачах, выслушать  предложения сотрудников.

Речь в предложенных методах идет о том, какими должны быть философия и практика управления и на что следует обратить внимание руководства для поддержания желательной организационной культуры.

Понимание роли и значения организационной культуры для успеха в реализации не только краткосрочных, но и долгосрочных стратегических целей  и умение "выстраивать", выращивать, формировать желательную орг.культуру является важнейшим условием успешных организационных изменений.

Следующее направление улучшения  мотивации – совершенствование  организации труда – содержит постановку целей, применение гибких графиков, улучшение условий труда.

Грамотная постановка целей  повышает эффективность работы, задает рациональную технологию ее достижения и исключает возможные ошибки. Сотрудник, которому указаны его  задачи на некоторый промежуток времени, пребывает в состоянии определенности и психологического комфорта. Корректно  поставленная цель должна быть амбициозной, достижимой, измеримой и ограниченной по срокам. 

В свою очередь, чтобы быть понятым, при формулировании распоряжений надо соблюсти ряд условий:

  • обеспечить единство профессионального языка;
  • учитывать уровень интеллекта и общей культуры исполнителя;
  • обеспечить полноту информации;
  • добиваться четких и ясных формулировок;
  • сконцентрировать внимание исполнителя на том, что вы ему говорите.

 

      

Другим фактором, который, безусловно, оказывает сильное влияние  на эффективность труда работников, являются условия труда, в которых  приходится работать сотруднику. Поэтому  устранение физического и морального дискомфорта должно стать первоочередной задачей для руководства. Для  устранения физического дискомфорта  руководству можно порекомендовать  ежемесячно инвестировать небольшие  суммы денег в улучшение условий  труда, и это инвестирование должно вполне окупаться, так как благоприятная  обстановка, безусловно, повышает производительность труда.     

По мере развития общества значение предложенных выше мероприятий  для потенциальных работников будет  усиливаться, что диктует необходимость  комплексного подхода к организации  мотивации труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Теоретический и практический анализ проблемы стимулирования персонала  на предприятиях показал, что незаметный для неопытного глаза процесс  потери интереса работника к труду, его пассивность приносит такие  отрицательные результаты, как текучесть  кадров, низкая производительность труда, повышенная конфликтность в коллективе и т.п. Руководитель вдруг обнаруживает, что ему приходится вникать во все детали любого дела, выполняемого подчиненными, которые, в свою очередь, не проявляют ни малейшей инициативы. Эффективность организации падает в целом.

Чтобы не допустить потерю потенциальных прибылей, менеджер должен добиться максимальной отдачи от своих  подчиненных. Для эффективного управления таким дорогим ресурсом как люди менеджеру необходимо выделить определенные параметры работы, поручаемой подчиненным, изменяя которые он может воздействовать на психологические состояния исполнителей, тем самым, мотивируя, либо демотивируя их [6].

Любой руководитель, если он хочет добиться эффективной деятельности своих подчинённых, должен не забывать о наличии для них стимулов трудиться. Традиционно считается, что раз работник получает оплату за свой труд, значит, он должен быть доволен. В случае плохого отношения к  служебным обязанностям его можно  уволить. Значит, стимулы у него есть. Нельзя допускать подобной ошибочной мысли [6].

Практически каждый имеет  собственную точку зрения на то, как улучшить свою работу. Опираясь на заинтересованную поддержку руководства, не боясь санкций, следует организовать работу так, чтобы у работника  не пропало желание реализовать  свои планы.

Каждый человек стремится к  успеху. Успех – это реализованные  цели, для достижения которых работник приложил максимум усилий. Успех без  признания приводит к разочарованию, убивает инициативу. Этого не случится, если менеджер владеет необходимыми знаниями в области мотивации персонала и успешно применяет их на практике.

Рассматриваемая в данной работе группа компаний «Совфрахт-Совмортранс» успешно развивается, делая ставку на эффективное управление персоналом. Мотивация труда осуществляется по всему спектру потребностей работников. В конце 2011 г. была признана «Лучшим национальным интермодальным транспортным оператором 2011» по результатам рейтинга «Логический оператор России – 2011».

На предприятии трудится 350 человек. Численность работников на предприятии за последние 5 лет растет, текучесть кадров сократилась на 16% по сравнению с 2010 г. Это позволяет сделать вывод о том, что эффективная мотивация и стимулирование труда позволяют получить эффект не только в странах, благополучных в экономическом отношении. Ориентация на человеческий фактор дает убедительные результаты и в условиях переходной экономики.

Вместе с тем, следует  иметь в виду, что в любом  случае эффективная система стимулирования персонала предприятия должна отвечать таким принципам, как:

    • комплексность;
    • системность;
    • регламентация;
    • специализация;
    • стабильность;
    • целенаправленное творчество.

Информация о работе Мотивация и стимулирование персонала организации