Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:27, курсовая работа
Выявив актуальность данной темы можно сказать, что целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ разработки стратегического плана в современном банке и предложение практических рекомендаций по совершенствованию процесса разработки стратегического плана в Волго-Вятский банке ОАО «Сбербанк России». Задачами курсовой работы являются: - изучить теоретические аспекты разработки стратегического плана современного банка, - раскрыть сущность и функции стратегического планирования в банке, - раскрыть процесс разработки стратегических планов банка, - изучить методику составления, структуру и содержание стратегического плана,
Введение
1 Теоретические аспекты разработки стратегического плана банка
1.1 Сущность и функции стратегического планирования в банке
1.2 Процесс разработки стратегических планов банка
1.3 Методика составления, структура и содержание стратегического плана
2 Практика разработки стратегического плана банка на примере Волго-Вятского банка ОАО «Сбербанк России»
2.1 Особенности процесса стратегического планирования в Волго-Вятском банке ОАО «Сбербанк России»
2.2 Характеристика стратегического плана Волго-Вятского банка ОАО «Сбербанк России»
2.3Организационно-экономический механизм разработки стратегического плана Волго-Вятского банка ОАО «Сбербанк России»
3 Совершенствование процесса разработки стратегического плана банка на примере Волго-Вятского банка ОАО «Сбербанк России»
3.1 Рекомендации по совершенствованию разработки стратегического плана банка
3.2 Совершенствование организационно-экономического механизма разработки стратегического плана банка
Заключение
Список использованных источников
Из всего вышесказанного можно сделать некоторые основные выводы. Сбербанк – крупнейший банк России, но его политика несколько консервативна, чувствуются пережитки советских времен. Ранее этот банк был единственным в стране, людям приходилось ему доверять, присутствовала мощная поддержка государства, но в условиях рыночной конкуренции такая стратегия нежизнеспособна. Практика показывает, что банку доверяют в большей степени люди «старой закалки», но для привлечения новых клиентов и для корректировки застоявшегося образа необходима более активная стратегия развития.
2.2 Характеристика стратегического плана Волго-Вятского банка ОАО «Сбербанк России»
Сбербанк сегодня – крупнейшая финансовая компания в России и одна из самых влиятельных в мире, поэтому для удержания, закрепления и увеличения своих позиций необходима продуманная многоуровневая стратегия динамичного развития, включающая в себя как количественные (завоевание новых рынков), так и качественные (совершенствование обслуживания) характеристики. При ознакомлении с миссией банка становится понятным, что руководство банка также это прекрасно осознаёт.
Миссия:
Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты.
Мы строим одну из лучших в мире финансовых компаний, успех которой основан на профессионализме и ощущении гармонии и счастья ее сотрудников.
Наша миссия подчеркивает важнейшую роль Банка в экономике России и нашу особую социальную роль в обществе — поддержание в нем
уверенности, надежности и стабильности. Миссия Банка однозначно
определяет, что наши клиенты, их потребности, мечты и цели есть основа всей нашей деятельности как организации.
Миссия устанавливает амбициозную цель наших устремлений — мы хотим стать одной из лучших финансовых компаний мира. Она также подчеркивает, насколько важны для Сбербанка его сотрудники и насколько реализация его целей невозможна без реализации личных и профессиональных целей людей, работающих в нем.
Высокие цели достигаются командой единомышленников, которых объединяет общая система ценностей. Наши ценности определяют тот набор правил, критериев и требований, которые мы будем предъявлять
к каждому человеку, который является или хочет стать членом команды Банка. Наши ценности — это свод принципов, исходя из которых руководители Банка будут ставить цели и определять, достигнуты ли они. На основе этих ценностей будут создаваться и поддерживаться взаимоотношения между сотрудниками, строиться системы управления внутри Банка, а также взаимоотношения Банка с клиентами, обществом, акционерами и инвесторами.
Реализация стратегии развития позволит Банку укрепить позиции на
российском рынке банковских услуг и достичь финансовых и операционных показателей, соответствующих уровню высококлассных универсальных мировых финансовых институтов. В рамках стратегии Банк ставит перед собой цели по четырем основным направлениям:
1. Финансовые результаты: увеличение объема прибыли к 2014 году
более чем в три раза при снижении отношения операционных затрат
к чистому операционному доходу на пять процентных пунктов, что позволит поддерживать рентабельность капитала на уровне не ниже 20%.
2. Положение на российском рынке: укрепление конкурентных позиций на основных банковских рынках (привлечение средств физических лиц, кредитование населения, привлечение средств и кредитование юридических лиц).
3. Качественные показатели развития («здоровье» банка): лучшие
в России навыки в области клиентской работы, лидерство по качеству
обслуживания, современная система управления рисками, сопоставимые с лучшими мировыми аналогами управленческие и операционные процессы и системы, адекватная требованиям и масштабам бизнеса ИТ-платформа, корпоративная культура, разделяемая всеми сотрудниками Банка, нацеленная на самосовершенствование и рост производительности труда, высокопрофессиональный заинтересованный персонал, узнаваемый «позитивный» бренд, высокая степень лояльности клиентов.
4. Операции на зарубежных рынках: поэтапное увеличение объема
и значимости международных операций за счет роста на рынках стран
СНГ и Восточной Европы, постепенного увеличения присутствия на
рынках Китая и Индии. Увеличение доли чистой прибыли, полученной
за пределами России, до 5—7%, в том числе за счет дополнительных
приобретений.
Успешное достижение поставленных целей будет способствовать росту рыночной капитализации и выдвижению Банка в число лидирующих
финансовых институтов мира.
Таблица 2.4 Детализация основных направлений преобразований в рамках стратегии
Ориентация на клиента |
«Индустриализация» систем и процессов |
ППС как идеология управления | |||
Розничный бизнес | |||||
Интегрированное предложение продуктов и услуг вокруг текущего счета (лояльность, перекрестные продажи) Развитие каналов продажи и обслуживания, миграция транзакций в удаленные каналы Значительное повышение качества обслуживания Развитие бренда («позитивное доверие») Дифференцированные сегментные и региональные стратегии |
Промышленный подход к риску и процессу кредитования («Кредитная фабрика») Cистемы и процессы CRM мирового класса |
Развертывание новой моде- ли работы ВСП на базе ПСС (эффективность, продажи, качество, высвобождение времени персонала) | |||
Корпоративный бизнес | |||||
Дифференциация и выстраивание работы с тремя сегментами — крупные, средние и малые предприятия Комплексный подход к продажам и обслуживанию на основе модели клиентских менеджеров (КМ) Развитие продуктового предложения по всем категориям продуктов, включая РКО, финансирование оборотного капитала, структурированные и инвестиционно- банковские продукты |
Формализация и индустриализация системы аналитической оценки кредитного риска. Систематизация клиентской работы (планирование, мониторинг, оценка результатов |
Внедрение ПСС для оптимизации процессов, использования времени КМ и работы сети (обслуживание малых предприятий) Управление продажами на базе ПСС | |||
Операционная деятельность | |||||
Реинжиниринг процессов — ориентация на потребности клиента, а не проводки и балансы |
Внедрение единой операционной модели, стандартизация процессов, продуктов и регламентов Консолидация операционных функций в совместных сервисных центра |
ПСС как основа
для постоянного операционной деятельности (после завершения первоначальной консолидации) | |||
Управление рисками | |||||
Упрощение процедур (например, меньше документации и времени ожидания для малых предприятий) «Облегчение» кредитных продуктов Банка для розницы Создание условий
для более агрессивной |
Ликвидация пробелов и устранение избыточных механизмов контроля по операционным рискам Консолидация и укрепление функций управления кредитными рисками Формализованная оценка кредитного риска и ее увязка с ценообразованием Развитие систем управления активами и пассивами и систем управления рыночными рисками |
Оптимизация процессов и процедур в области управления рисками | |||
Информационные технологии | |||||
Сквозные системы отчетности и управления отношениями с клиентами (MDM, DWH, CRM) Четкая увязка приоритетов ИТ и бизнеса |
Промышленные системы в масштабах всего Банка (ERP, фронтальные системы, DWH, MIS) Консолидация инфраструктуры (ЦОД) Внедрение проектных методов управления Эволюционное развитие приложений на основе четырех АБС до 2014 года Подготовка к переходу на единую платформу |
Использование ПСС для оптимизации всех элементов технологического цикла | |||
Организационная модель | |||||
Переход от продуктовых к клиенто-ориентированным бизнес-блокам с ответственностью за финансовый результат Укрепление вертикали продаж и обслуживания Создание подразделений, отвечающих
за конкретные сегменты клиентов в
розничном и корпоративном |
Унификация моделей управления в ТБ Поэтапная консолидация функций (бэк- и мидл-офиса, ИТ и др.) и их вывод из ОСБ, ГОСБ и в отдельных случаях из ТБ Укрепление и развитие ряда «недостающих» функций (в частности, продажи и обслуживание
|
Эффективность, инициативность и постоянное совершенствование как часть корпоративной культуры
|
Более наглядно направления развития Сбербанка до 2014 года изображены на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 Цели и задачи до 2014 года
2.3 Организационно-экономический
механизм разработки стратегического
плана
Прежде всего, стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Стратегический план Волго-Вятского банка ОАО «Сбербанк» основывается на обширных исследованиях и фактических данных. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса банк постоянно занимается сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах.
Функции стратегического планирования Волго-Вятского банка ОАО «Сбербанк» возложены на Комитет по стратегическому планированию при Наблюдательном совете управления ОАО «Сбербанк», который является одной из главных структур управления на данном предприятии.
Все подходы к разработке стратегии организации сводятся к теоретическому анализу в сочетании с интуицией разработчиков, которыми в первую очередь должны быть субъекты, детализирующие и реализующие стратегию. Важным является и то, что стратегия никогда не может быть продумана и просчитана до конца, а ее корректировка по мере изменения внешних и внутренних условий — процедура необходимая.
Из сказанного следует, что универсального, пригодного на все случаи жизни метода разработки стратегии не существует, но опыт подсказывает несколько возможных направлений разработки.
С помощью SWOT-анализа внешних и внутренних параметров разработчики стратегии:
- определяют возможности и угрозы;
- строят матрицу SWOT-анализа;
- выбирают сферы, требующие дополнительной работы;
- строят экономическую стратегию, определив доступные ресурсы, необходимые для ее реализации.
Анализ модели пяти сил конкуренции дает возможность определить сильные и слабые позиции организации на рынке и определить области, стратегические изменения в которых (в соответствии с прогнозом) могут дать максимальные результаты для развития банка.
По Портеру:
- определяют выгодную позицию на рынке, которая обеспечит наилучшую защиту от пяти сил конкуренции;
- составляют прогноз вероятного потенциала прибыльности отрасли;
-разрабатывают мероприятия (как стратегические ходы), направленные на то, чтобы занять наиболее выгодную позицию на рынке.
Стержневые компетенции как способность организации к чему-то уникальному, обеспечивающему лидерские позиции среди конкурентов, легли в основу разработки стратегии в рамках следующих процедур:
-определение уникальных свойств организации и ее конечного продукта;
-оценка коллективных
умений (совокупной системной
-фокусирование
внимания организации на
-обеспечение невоспроизводимости стержневых компетенций организации;
-разработка стратегии лидерства.
Разработка видения организации. Различные состояния внешней и внутренней среды организаций объясняют разнообразие самих организаций и их фактическое состояние.
Многофакторность параметров, определяющих положение каждой конкретной организации, не позволяет их систематизировать и формализовать процесс разработки образа существующего и желаемого состояния организации.
Различный жизненный опыт работников организаций приводит к различному восприятию одних и тех же явлений, а неизбежные потери, искажения и опущения при вербальном описании самих организаций требуют долгих и болезненных в социальном плане согласований мнений. Поэтому эффективным является метод «рисования образов» (настоящего и будущего желаемого состояния организации) и последующего их описания, для определения «разрыва» между мечтой и действительностью.
Формализуется процесс описания мечты и действительного состояния организации путем заполнения матрицы видения, где настоящее и будущее состояния организации представлены глазами стороннего наблюдателя и одного из работников организации изнутри.
Взгляд со стороны
направлен на оценку возможностей и
угроз, определение конкурентного
положения организации и соотве
Видение изнутри направлено на описание потенциала организации (ее сильных сторон) и назревших проблем, определение ключевых компетенций организации, а также особенностей управления персоналом и ориентации самой организации.
На данном этапе особое искусство состоит в умелом трансформировании множества слабых сигналов в систему, представляющую настоящее и будущее организации.
3 Совершенствование
процесса разработки
3.1
Рекомендации по
Сбербанк сегодня – это большое количество опытных квалифицированных специалистов во всех регионах России, огромный управленческий опыт в рамках одной из самых масштабных организаций в мире, процессы и системы, которые в целом справляются с задачами уникального масштаба и сложности.
В то же время работа Банка на сегодняшний день связана с рядом серьезных недостатков, без преодоления которых нельзя говорить о реализации его потенциала развития. К ним относятся:
- низкое качество обслуживания с точки зрения скорости принятия решений, сложности процессов и процедур, уровня общения и взаимодействия между Банком и клиентом, а также удобства и функциональности филиалов Банка. По мнению клиентов, Банк существенно отстает по уровню обслуживания от основных конкурентов;
- исключительно низкий уровень производительности труда. По этому показателю Банк сильно проигрывает не только банкам развитых стран (ряд которых уже пришли на российский рынок), но и банкам развивающихся рынков. Основные причины этого: излишняя громоздкость и сложность бизнес-процессов, низкий уровень специализации и разделения труда; отсутствие унификации бизнес-процессов в масштабе Банка, что делает невозможным использование экономии на масштабах и внедрение современных информационных технологий;
- низкий уровень автоматизации и большое количество ручного труда;
- децентрализация операций и функций поддержки.
Для выполнения миссии Банка и реализации сценария «модернизации» необходимо устранить эти недостатки или свести их к минимуму, что требует существенной перестройки модели ведения бизнеса, формирования качественно новой технологической базы, изменения менталитета сотрудников и внедрения новых управленческих и мотивационных механизмов. Для достижения этих целей дальнейшее развитие Банка рекомендуется сфокусировать на четырех основных направлениях (или основных «темах») преобразований, которые предполагают значимые изменения во всех областях его деятельности:
Принципиально
важным направлением развития Банка
должны стать максимальная ориентация
на клиента и в этом смысле превращение
Сбербанка в «сервисную»