Мотивация персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 20:09, контрольная работа

Описание работы

Существенное значение в организационном поведении имеет установление продуктивных информационных взаимосвязей, эффективное использование коммуникативных возможностей и ресурсов организации. Успешные коммуникации обеспечивают повышение результативности работы всех звеньев организации и достижение целей управления.

Коммуникации – это одна из наиболее сложных и неоднозначных проблем организационного поведения.

Содержание работы

3. Рассмотреть возможности использования неформальных коммуникаций в целях организации.

4.Охарактеризоать содержание коммуникационного процесса.

5. Рассмотреть коммуникационные барьеры.

6. Охарактеризовать коммуникационные сети.

Файлы: 1 файл

Курсач по Орг поведению.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

2) веерные – прохождение  информационных потоков ориентировано   на централизацию («звезда», «шпора»);

3) круговые – коммуникации  осуществляются децентрализовано (по  кругу – «круг», «всеканальная», «вертушка»).

    Особенности  построения коммуникационных сетей  необходимо учитывать при установлении  организационных коммуникаций, формировании и анализе коммуникационного поведения в организации. Эффективное построение коммуникационных сетей важно для успешного конструирования организационных отношений, регулирования информационных потоков, повышения результатов индивидуальной, групповой и организационной деятельности[17, с.266].

    Создаваемая   руководителем сеть  состоит из  вертикальных, горизонтальных и  диагональных связей. Вертикальные  связи строятся по линии руководства  от начальника к подчиненным.  Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями  организации: между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными. Диагональные связи – это связи с другими начальниками и с другими подчиненными. Сеть этих связей  создает реальную структуры организации. Задача формальной организационной структуры заключается в том, чтобы придать коммуникационным  потокам правильное направление.  Размеры подразделений в организации ограничивают возможности развития коммуникационной сети. Если размер группы увеличивается в арифметической прогрессии, то количество возможных коммуникационных отношений возрастает по экспоненте. Отсюда коммуникационная сеть в группе из 12 человек более разнообразная и сложная, чем в группе из трех человек. В зависимости от того, как построены коммуникационные сети, деятельность группы может отличаться большей или меньшей эффективностью[2, с.385].

    Знание типов  коммуникационных сетей  особенно  важно для понимания отношений  власти и контроля в организации.  Известно, что сокрытие или централизация информации поддерживают властные отношения.

    Характер взаимозависимости  работ и людей в группе или  организации будет определять  тип более эффективной коммуникационной  сети.  Простая взаимозависимость  допускает  использование централизованных сетей. Сложная взаимозависимость требует «командного» подхода к построению коммуникационных сетей. Однако сложная сеть может и не решить простую задачу.

    Формирование  сетей, по которым происходит  обмен информацией, и создание  условий успешного функционирования коммуникаций – одна из важнейших задач управления организацией.

    Нарушение  упорядоченных согласно организационным  целям  информационных потоков,  циркулирующих внутри предприятия   и связывающих его  с   внешним миром, создает угрозу  для его  существования точно так же, как отсутствие возможности питания создает угрозу  для жизни человека[11, с.312].

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ  ИНФОРМАЦИИ  В ОРГАНИЗАЦИОННОМ  ПОВЕДЕНИИ.

 

    Коммуникации играют большую роль в процессе управления. Они выступают связующим процессом, необходимым для осуществления управленческих действий. Почти 80%  рабочего времени менеджеров расходуется на общение.

   Роль и значение  коммуникаций в организационном поведении раскрываются  в выполняемых ими функциях. Основными функциями  являются:

1) информативная – передача необходимой информации;

2) мотивационная  - побуждение работников к производительному труду;

3)  контрольная – отслеживание поведения работников;

4) экспрессивная – способствование эмоциональному выражению чувств, отношения к происходящему, удовлетворение социальных потребностей.

    Таким образом, коммуникации отражают не только процесс передачи и получения информации, но и ее восприятие, понимание и усвоение, что, в конечном счете, формирует модели коммуникативного поведения.

    Коммуникации в организационном поведении – сложная, многоуровневая система информационного взаимодействия, которая охватывает саму организацию, все виды и элементы ее деятельности, а также связи с внешним окружением[17, с.263].

    Как уже  говорилось, коммуникация играет  особую роль  в групповой динамике. Без коммуникации нет общения,  а без общения не может быть  и группы. Таким образом, коммуникация  выступает определяющим условием  формирования группы и ее жизнедеятельности. Поэтому менеджеру надо хорошо знать средства коммуникации, уметь правильно ими пользоваться в процессе общения, преодолевать коммуникативные барьеры непонимания [3, с.164].

    Коммуникации  важны для руководителей организации по следующим принципам:

- руководители тратят большую часть своего времени на коммуникации.

    Согласно данным  многих экспертов, на это уходит  75-95% времени руководителей организации.  Поэтому они должны быть заинтересованы  в улучшении данного вида деятельности;

- коммуникации необходимы для эффективности управления;

- мастерство коммуникаций  необходимо также для того, чтобы  выразить действительность авторитета  и воли руководителя;

- хорошо налаженные  коммуникации содействуют обеспечению  организационной эффективности.  Если организация эффективна в области коммуникаций, она, вероятно, эффективна и во всех других видах деятельности [10, с.304].

    Среди всех  видов коммуникаций для изучения  организационного поведения наиболее  важную роль играют межличностные  коммуникации, на которые влияют такие факторы, как обратная связь, компетентность отправителя и получателя, права отправителя, доверие получателя к отправителю, ожидание получателя, статус отправителя, совместимость получателя и отправителя, социокультурная среда. Межличностные коммуникации могут быть вербальными и невербальными, формальными и неформальными. 93% сообщений имеют невербальную природу. Невербальное общение – важный источник информации о мыслях  и чувствах отправителя и получателя. Поэтому знание невербальных сигналов столь важно для осуществления эффективных коммуникаций. Менеджеры должны развивать искусство владения и чтения невербальных сигналов общения [9, с.277].

    Слухи –  неотъемлемая часть информационного  поля любой организации, в которой  преобладает опосредованные обезличенные контакты и взаимодействия.

     Неформальную систему коммуникаций часто называют «виноградной лозой», информация в ней часто распространяется с помощью слухов (табл. 3).

 

                              Таблица 3 – Виды слухов и их характеристика

 

Виды слухов

Краткая характеристика

« Мечты и чаяния»

Отражают желания и  надежды людей, инициирующих слухи. Это наиболее позитивные слухи, способствующие творчеству работников

Слухи – «пугала»

Возникают на почве страхов  и опасений работников, вызывая беспокойство в коллективе, могут нанести ущерб

«Вбивание клиньев»

Продиктованы агрессивностью, порой и ненавистью; наиболее агрессивный  тип. Наносят урон репутации как  компании, так и отдельных  работников

Финальный слух

Вызван предполагаемыми  действиями в будущем, длительное время ожидаемыми сотрудниками


 

    О значении  слухов как источника информации  говорят данные исследования, согласно  которому 75% работников информацию  об интересующих их событиях  получают в основном из слухов. Это свидетельствует о том, что, во-первых, подавляющее большинство сотрудников не ставят под сомнение достоверность слухов как источника информации. Это хорошо коррелирует с данными исследований достоверности слухов, так как заслуживают доверия 755 слухов. Несмотря на это, во-вторых, руководители не контролируют содержание  и процесс распространения слухов. В-третьих, слухи используются  как средство, обслуживающее интересы людей, которые их распускают, поскольку установлено, что примерно  лишь 10 % активно передают неофициальную  информацию более чем одному человеку.

    Наиболее распространенные  предметы  слухов в организациях  – это вопросы смены руководителей,  появления нового сотрудника, изменения  месторасположения организации,  сокращение штатов, пересмотра оплаты  труда, изменения организационной структуры или юридического статуса, смены собственника.

    Руководители, анализируя содержание слухов, могут  обнаружить организационные проблемы, беспокоящие сотрудников и имеющие  серьезные значение не только  для них, но и для организации или ее определенной части. Поэтому, уделяя анализу слухов достаточное внимание, руководители получают возможность спрогнозировать их поток и использовать его в целях управления [11, с.334].

    Дефицит информации, необходимой для принятия правильных управленческих  решений и выполнения производственных задач, может стать причиной снижения результативности и эффективности деятельности организаций. В связи с этим специалисты по управлению уделяют много внимания совершенствованию коммуникаций в организации и созданию сетей, обеспечивающих эффективный обмен деловой информацией между отдельными сотрудниками, выступающими в качестве  руководителей, исполнителей и коллег, и между структурно-функциональными подразделениями [11, с.336].

    Менеджеру необходимо научиться управлять и принимать участие во всех видах коммуникаций в организации. Он должен постоянно обеспечивать своих работников достоверной и объективной информацией. Если менеджер не имеет возможности часто вступать в коммуникации со своими подчиненными, он может использовать определенные методы передачи информации. Это могут быть доски объявлений, различные информационные стенды, корпоративные газеты, журналы. При необходимости нужно проводить общеорганизационные собрания, на которых должны обсуждаться такие общие вопросы развития организации, как планирование деятельности отделов, изменение стратегических планов и выбор альтернатив. Все это помогает работнику почувствовать себя причастным к деятельности организации, понять свою роль в ней и принять на себя определенную ответственность за выполнение ее задач.

    Для эффективной работы менеджера необходимо, чтобы он был коммуникативно компетентен. Коммуникативная компетентность включает в себя культуру человека, его умение слушать и понимать своего собеседника, умение встать на его место, вжиться в ситуацию. К коммуникативной компетентности можно также отнести знание культурных норм и традиций собеседника и возможность умело пользоваться этими знаниями в конкретной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    В наше бурное время информационной революции актуальность коммуникаций не снижается, а наоборот, возрастает. Коммуникации важны во всех сферах деятельности человека. Все мы живем, обмениваясь информацией друг с другом. И чем эффективней этот обмен, тем больше у нас открывается возможностей для эффективной работы и благополучной личной жизни. Для менеджера коммуникации - это «хлеб насущный».

    В широком смысле слова, коммуникации - это процесс информирования. А какой же менеджер может нормально работать без поступления информации? Ведь менеджер каждый день в своей работе сталкивается с кипой газет, писем, документов; встречается с огромным количеством людей, улаживая спорные вопросы, отдавая распоряжения, контролируя выполнение работы и т.д. Вся сущность работы менеджера состоит в том, чтобы осуществлять эффективные коммуникации на всех уровнях взаимодействий. Разговор с начальником - коммуникация по восходящей, разговор с подчиненными - по нисходящей, разговор с начальником параллельного отдела - коммуникация по горизонтали. Вопрос эффективных коммуникаций также важен для менеджера, как и вопрос принятия решений. Более того, эти два аспекта управленческой деятельности взаимодополняют друг друга. И наличие одного невозможно без наличия другого.

    Процессы, протекающие в организации, отражают динамику организационной системы. В то же время эти процессы сами должны быть  управляемыми. Коммуникация как организационный процесс является ключевым процессом. Построение коммуникационных сетей позволяет организовать коммуникации наиболее эффективным образом в соответствии со сложившейся ситуацией. Порой ключевую роль в коммуникации играют ее невербальные формы.

    Подводя итоги проделанной работы, нужно отметить, что функция коммуникации также важна для менеджера, как и функции планирования, организации, мотивации, контроля. Менеджер должен постоянно совершенствоваться в процессах коммуникации для успешного осуществления своей нелегкой, но интересной профессиональной деятельности.

    В данной работе рассмотрены вопросы, касающиеся функций коммуникаций, самого понятия коммуникаций, их видов, видов коммуникационных сетей и коммуникационных барьеров. Вся эта информация необходима для понятия сущности коммуникаций в организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Васильев Г.А. Организационное поведение: Учеб. пособие / Г.А.Васильев, Е.М. Деева – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-255 с.
  2. Виханский О.С., Наумов А.И. М.: Учебник. – 3-е изд. – Менеджмент: Экономистъ, 2004. – 528 с.: ил.
  3. Глумаков В.Н. Организационное поведение: Учеб. пособие – 2-е изд.- М.: Вузовский учебник, 2009. – 352 с.
  4. Грушевицская Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации : Учебник для вузов/ Под ред. А.П.Садохина – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-352 с.
  5. Джордж Дж. М., Джоунс Г.Р.  Организационное поведение. Основы управления: Учеб. пособие для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-463 с.
  6. Доблаев В.Л. Организационное поведение – М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002 – 320 с.
  7. Еропкин А.М. Организационное поведение. Конспект лекций. –М.: «Издательство Приор», ИВАКО Аналитик, 1998. – 96 с.
  8. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. , перераб. и доп.  – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 - 511 с.
  9. Латфуллина Г.Р., Громовой О.Н. Организационное поведение: Учебник для  вузов. 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2008 – 464 с.
  10. Лафта Дж. К. Менеджмент : Учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, 2004. – 592 с.
  11. Оксинойд К.Э. Организационное поведение: учебник / К. Э. Оксинойд. – М.: КНОРУС, 2009. – 480 с.
  12. «Основы менеджмента» М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, Москва,

Информация о работе Мотивация персонала