Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 08:02, курсовая работа
Цель данной работы – изучить существующую систему мотивации на основании полученных результатов анализа усовершенствовать данную систему на предприятии ООО «Оптик-Центр». Аудит системы мотивации персонала, а именно организационная структура, проведен анализ внешней и внутренней среды компании, анализ конкурентных возможностей и анализ ресурсов компании анализ основных экономических показателей деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА 6
1.1. Роль и значение мотивации персонала 6
1.2. Мотивационный аудит как особый вид аудита 14
1.3. Алгоритм проведения мотивационного аудита 20
2. АУДИТ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ООО «ОПТИК-ЦЕНТР» 24
2.1. Анализ деятельности предприятия 24
2.2. Кадровый аудит компании ООО «Оптик-Центр» 29
2.3. Аудиторское заключение…………………………………………………...43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 49
Увеличение численности персонала старше 30 лет обосновано тем, что они имеют большой стаж работы. Важным показателем стабильности предприятия квалификации специалистов является показатель общего стажа у сотрудников, показатель продолжительности работы на данном предприятии и показатель продолжительности работы в данной должности.
Динамику и структуру персонала компании «Оптик-Центр» по общему стажу работы специалистов иллюстрирует рисунок 3.
Рисунок 3 - Структура персонала по стажу работы
(% к численности)
Коллектив сотрудников компании «Оптик-Центр»: достаточно молодой, 64 % - составляют лица являющиеся студентами. Уровень образования компании «Оптик-Центр» разный: 28% составляют люди с высшим и 28 % незаконченным высшим образованием; 24% - это те люди, у которых образование средне-специальное, к тому же они учатся еще и в высших учебных заведениях; а оставшиеся 20 % имеют среднетехническое образование. Данные представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Уровень образования работников компании «Оптик-Центр»
Из анализа количественной и качественной структуры персонала можно сделать следующие выводы. В компании преобладает персонал женского пола в основном до 40 лет, со стажем работы от 1 до 3-х лет, со средним профессиональным и высшим образованием. То есть на предприятии работает в основном персонал со сформировавшейся жизненной позицией (по данным экспертов, у мужчин формируется к 28 годам, а у женщин - к 25).
Таким образом, в компании преобладает молодой состав работников, но в то же время имеются служащие от 30 до 40 лет. Данная тенденция сглаживает факторы, которые могут наблюдаться у молодого персонала, в частности – неопытность работников, нехватка некоторых знаний. Так как они выступают в роли наставников. Поскольку работа в компании «Оптик-Центр» требует профессионального владения специальными знаниями, то именно наставники помогают их освоению, закреплению и развитию.
При проведении организационно – кадрового – аудита также необходимо проанализировать такой важный показатель как текучесть кадров.
Текучесть кадров – это движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом (быта, условия труда и т. д.), и неудовлетворенностью организации данным работником (систематическое невыполнение обязанностей без уважительной причины, его не дисциплинированностью).
Коэффициент текучести кадров рассчитывается по следующей формуле:
Ктк = (ЧРу / ЧРср) * 100 , (1)
где Ктк – текучесть кадров; ЧРу – численность уволенных работников; ЧРср – средняя численность работников.
Данные для расчета текучести кадров компании «Оптик-Центр» представлены в таблице5.
Таблица 7 - Данные для расчетов показателей
Наименование показателей | 2008 | 2009 | 20010 |
Численность персонала, человек | 240 | 250 | 250 |
Средняя численность персонала, человек | 230 | ||
Число уволенных, человек | 10 | 15 | 18 |
Число рабочих дней в году | 182 | 183 | 182 |
Рассчитаем текучесть кадров компании «Оптик-Центр»
Ктк 2008 = 10 / 230 *100 = 4,34 %;
Ктк 2009 = 15 / 230 * 100 = 6,5%;
Ктк 2010 = 18/ 230 *100 = 7,8 %.
Рисунок 5 - Динамика текучести персонала компании «Оптик-Центр»
Из рисунка 5 можно увидеть, что коэффициент текучести персонала по сравнению с 2008 годом увеличился на 3,46%. Показатели текучести говорят о неудовлетворенности работников, что в свою очередь показывает, на сколько неэффективны методы мотивации, существующие на предприятии.
Одним из показателей удовлетворительности персонала работой компании является анализ причин увольнения. Причины текучести кадров приведены в таблице 8.
Таблица 8- Причины текучести кадров компании «Оптик-Центр»
Наименование показателей | 2008 | 2009 | 20010 |
Неудовлетворительная оплата труда | 2 | 3 | 4 |
Отсутствие перспективы роста | 3 | 6 | 8 |
Отсутствие внимания к персоналу со стороны руководства | 2 | 5 | 4 |
Прочие причины | 3 | 1 | 2 |
Итого | 10 | 15 | 18 |
Рисунок 6 – Причины текучести кадров компании «Оптик-Центр»
Таким образом, основными причинами увольнения в исследуемом периоде была названа слабая мотивация, далее следует несвоевременная выплата заработной платы. Все это говорит о том, что в компании необходимо создать условия для снижения потери ценных сотрудников – специалистов. Для этого более подробно рассмотрим систему мотивации.
В управлении персоналом компании «Оптик-Центр» применяются следующие группы методов:
− Административно- организационные методы управления:
1. Регулирование взаимоотношений сотрудников посредством положений о структурных подразделениях и должностными инструкциями.
2. Использование властной мотивации (издание приказов, отдача распоряжений, указаний) при управлении текущей деятельностью предприятия.
− Экономические методы управления:
1. Материальное стимулирование труда работников: премиальные по результатам труда, использование для отдельных категорий работников сдельной формы оплаты труда.
− Социально-психологические методы управления:
1. Развитие у сотрудников чувства принадлежности к организации с помощью формирования стандартов обслуживания, ведения корпоративной рекламы, широкого использования логотипов компании, обеспечения сотрудников фирменной рабочей одеждой и т.п.
2. Стимулирование труда работников посредством гарантированного предоставления социальных гарантий (больничные листы, выплаты пособий и т.п.), организации корпоративных праздников для сотрудников и их детей.
Основной акцент в системе стимулирования персонала сделан на материальные методы стимулирования.
Цель мотивации достаточно проста: повысить заинтересованность сотрудника в своей работе, которая отразится на повышении производительности труда и, соответственно, на увеличении прибыли компании.
Среди методов социально-психологического стимулирования, используемых на предприятии следует назвать оптимизацию организации рабочего места, создание комнат отдыха, организация корпоративных праздников и др.
В компании «Оптик-Центр» принята программа социального обеспечения сотрудников. Программа включает:
- бесплатное питание сотрудников компании;
- униформа;
- отпуск 30 календарных дней;
- поздравление сотрудника с днем рождения от руководства и членов коллектива (открытка, плакат, подарок)
- медицинское и стоматологический профилактический осмотр - 1 раза в год
- корпоративные мероприятия (новогодний - рождественский вечер, день открытия нового салона, день медицинского работника и т.д.);
- поощрение к годовщине открытия нового салона оптики;
- путевки в санатории, пионерские лагеря для сотрудников компании;
- участие в совместных экскурсиях;
- профессиональное обучение и повышение квалификации сотрудников за счет средств компании;
- Возможность получения льготного кредита через фирму.
Был произведен опрос сотрудников компании «Оптик-Центр» (Приложение Б), цель которого было узнать, устраивает ли их существующая система мотивации проводимая в компании. В опросе принимали участие не все сотрудники (активная группа) компании «Оптик-Центр».
В ходе опроса выявилось следующие:
1. Работникам был задан вопрос: считают ли они свою работу интересной? Как видно из графика, почти 2/3 сотрудников считают ее таковой, считают обстановку и взаимоотношения в коллективе располагающими к сотрудничеству.
2. Большая часть сотрудников компании (более 60 %) считают обстановку и взаимоотношения в коллективе располагающими к сотрудничеству.
Тем не менее, на филиалах наблюдается тенденция считать моральный климат благоприятным лишь в своем коллективе (так считают 9% работников), некоторые работники отдают предпочтения (врачи на Васенко,4) узкому кругу сослуживцев (2 работника).
Вопреки расхожему мнению, что в компании царит полное взаимопонимание, 33% работников не в полной мере удовлетворены обстановкой и взаимоотношениями в коллективе.
Все факторы, влияющие на удовлетворенность работников, были разделены на две группы: поддерживающие и мотивирующие. Согласно этому подходу поддерживающие (или удерживающие) факторы создают необходимые (но не достаточные) условия для высокой удовлетворенности работников. Вместе с тем, мотивирующие факторы способны существенно увеличить удовлетворенность этих же работников при соблюдении всех необходимых условий. Стало быть, и те, и другие имеют определенное влияние на общую оценку удовлетворенности, однако степень этого влияния может различаться для разных сотрудников и профессиональных групп. Все факторы, используемые в организации, перечислены ниже в таблице 12.
Таблица 9 - Факторы мотивации, используемые в организации
Поддерживающие факторы | Мотивирующие факторы |
Постоянная часть зарплаты (должностной оклад, надбавки). | Возможность профессионального и личностного роста. |
Льготы, социальный пакет | Содержание самой работы, ее разнообразие, интересность, возможность самовыражения. |
Психологический климат, межличностные отношения | Переменная часть зарплаты, зависящая от результатов труда; возможность не получать, а зарабатывать. |
Стиль управления руководителей. | Признание со стороны руководителей и коллег (моральные поощрения, ценные подарки, призы, почетные звания и др.). |
Физические условия труда, оснащенность рабочего места. | Личная ответственность за результаты работы |
Стабильность и надежность рабочего места. | Работа в команде, возможность общения и взаимодействия с людьми |
Режим труда и отдыха (рабочий график, выходные, отпуск). | Занимаемая должность, ваш статус в организации. |
Самостоятельность и независимость в работе, полномочия. | Возможность продвижения по службе, карьерный рост |
Корпоративные мероприятия, праздники, традиции, совместный отдых, спорт. | Атмосфера здоровой состязательности в коллективе. |
Полное и своевременное информирование (о ситуации на предприятии, планах руководства, перспективах развития). |
|
Участие в обсуждении и принятии управленческих решений. |
|
Престижность предприятия, его известность, имидж и репутация. |
|
Корпоративная культура, общепринятые ценности, правила и нормы поведения в организации. |
|