Национальные модели управления России и зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

В последние десятилетия слово management (с англ. - управление) приобрело интернациональный характер, подразумевая управление экономическими процессами. В России, а тем более в Советском Союзе, это слово не использовалось. Наверное, отчасти этим и объясняется тот факт, что в разговорах об истории менеджмента российский опыт управления игнорируется, а на передний план выходит история управления западных государств, Соединенных Штатов и Японии.

Содержание работы

Введение 2
1.Характерные черты моделей управления зарубежных стран и России 5
1.1.Японский стиль менеджмента 5
1.2. Американский стиль менеджмента 7
1.3.Характерные черты российской управленческой модели 10
1.3.1.Применение в России традиций и опыта школ менеджмента зарубежных стран 14
2.Примеры применения моделей управления России и зарубежных стран на практике 17
2.1.Японский менеджмент на примере корпорации «Toyota Motor Corporation» 17
2.2.Компания «General Motors» с применением американской модели управления 19
2.3.Российская модель управления в ОАО «АвтоВаз» 22
3.Основные проблемы в применении управленческих моделей зарубежных стран и России. Пути решения этих проблем 27
3.1.Японские проблемы в управлении и их разрешение 27
3.2.Проблематика американской модели управления и пути улучшения управления 31
3.3.Недостатки в российском менеджменте и пути их решения 35
Заключение 39
Список используемой литературы 42

Файлы: 1 файл

К-вая Нац-ные м-ли упр-ния Р-ии и заруб с-н (1).docx

— 76.18 Кб (Скачать файл)

 Разнообразием условий  функционирования объясняется различная  структура организации управления  ведущих компаний своими зарубежными  филиалами. Практически нет крупных  международных компаний с одинаковой  структурой управления. И все  же, анализируя опыт развития  производственных отношений главных  компаний с зарубежными дочерними  фирмами, можно выделить три  типичные этапы на пути от  первых шагов становления филиала ТНК в принимающей стране к его глубокой интеграции в деятельность всей системы предприятий международной компании.

Можно сделать вывод о  том, что деловым кредо наиболее эффективно функционирующих американских ТНК становится концепция доверия  партнеров из разных стран друг к  другу, без которого немыслим международный  бизнес. При всех превратностях судьбы менеджер, принимая решение, должен руководствоваться  тремя основными принципами: соответствия бизнеса своим целям, подчинения здравому смыслу, элементарной порядочности.

 В заключение можно  выделить ряд особенностей менеджмента  США:

  • создание и развитие научных школ управления;
  • менеджмент на основе четко разработанных систем и правил (широкое применение технологий управления, разработанных в университетах);
  • индивидуальный подход и система индивидуального поощрения;
  • принцип "передовой демократии";
  • строгая система субординации;
  • ориентация на долгосрочную перспективу;
  • широкое использование информационных ресурсов (консалтинговые фирмы);
  • глобальное мышление.

  1.3.Характерные черты российской управленческой модели

 

В современных экономических, социальных и политических условиях встает острая проблема в необходимости  становления российской модели менеджмента. Российская модель менеджмента должна отвечать современным рыночным условиям и быть способной быстро подстраиваться под кризисные ситуации.

На формирование менеджмента  оказывают существенное влияние  некоторые факторы. Фактор образования  оказывает прямое влияние на профессиональную работу руководителя. Современному менеджеру, руководителю, очень сложно обойтись без больших разносторонних знаний, ведь менеджмент это целое искусство, которое основывается на применении и внедрении научных знаний.

Государство, в частности  российская модель государственного национального  управления, тоже оказывает свое влияние  на национальные модели менеджмента. Российскую государственную модель управления в зависимости от субъекта можно  разделить на четыре уровня: экономика, предприятие, подразделение и гражданин. Все эти уровни тесно переплетаются  между собой, однако на модель управления предприятиями и компаниями влияет именно государство. Роль государства  еще заключается и в том, что  оно устанавливает стандарты  в управлении рабочими людьми. Однако к руководителям таких четких требований пока нет. В итоге некомпетентный и неграмотный менеджер может  существенно испортить жизнь  и условия работы обычных трудящихся.

Российская модель менеджмента  формируется еще и под влиянием ментальности. Без сомнений, национальный менталитет оказывает существенное влияние на становление модели управления. Но если со стороны менеджеров и  руководителей хорошо заметна склонность к жесткому авторитарному стилю  управления, то со стороны обычных  работников видна безынициативность  и отсутствие интереса к выполняемой  работе.

Говоря о том, под влиянием каких факторов формируется российская модель менеджмента невозможно не упомянуть  еще о СМИ. Средства массовой информации очень сильно влияют на сознание общества, в том числе и на сознание менеджеров. СМИ выполняют воспитательную функцию, образовательную функцию, а также  хорошо отражают реальную действительность. В процессе формирования национального  менеджмента следует использовать и опыт иностранных государств. Особое внимание стоит уделить американской, европейской и японской модели. Эти типы моделей менеджмента имеют некоторые существенные различия между собой, основанные в основном на ценностях и национальных принципах.

В России слово "менеджмент" как управление в условиях рыночной экономики является новым термином, сущность которого отличается от традиционного  управления централизованной командно-административной системы, которая функционировала  в России весь советский период.

 Старая парадигма управления  в России 70 лет базировалась на  марксистской идеологии экономического  развития, которая характеризовалась  следующими особенностями:

1. Закрытостью хозяйственного  комплекса страны и ориентацией  на народнохозяйственную эффективность.

2. Критерием на социальную  ориентацию, на общественную собственность  и справедливое разделение по  результатам труда.

3. Крайней политизацией, получившая монополизацию и концентрацию  производства.

4. Централизацией и бюрократизацией  управления.

 В новой парадигме  управления в российском менеджменте  развиваются такие процессы, как:

1. Интеграция хозяйства  России в мировую экономику.

2. Формирование и функционирование  рыночных субъектов как открытых  систем.

3. Гибкое сочетание методов  управления и рыночного регулирования.

4. Использование рыночных  и административных методов управления  предприятиями различных направлений  деятельности и форм собственности.

 Российское предприятие,  становясь самостоятельным объектом  товарно-денежных отношений, полностью  отвечающим за результаты хозяйственной  деятельности, должна сформулировать  себе систему управления (менеджмента), который мог бы позволить предприятию добиться конкурентоспособного и устойчивого положения на рынке.

 Сравнению со старой  системой управления, существовавшей  много лет на российских предприятиях, в условиях появляются новые  функции: разработки стратегии  и развития, поиск необходимых  материальных и трудовых ресурсов, совершенствование производственной  и организационной структур управления  предприятием.

Подход с позиций человеческого  для России, имеет многолетний  опыт административно - бюрократического, излишне формализованного управления, сегодня очень важен.

Особенности российского  менеджмента:

- Приоритеты в проблематике, акцепты внимания и усилий;

- Инфраструктура менеджмента,  социально-экономические и политические  условия его осуществления;

- Комплекс факторов, затрудняющих  и благоприятствующих укреплению  менеджмента в России:

- Культурная среда, особенности  общественного сознания, которые  невозможно изменить.

 Существует два подхода  в понимании российского менеджмента:

 Первый подход - полное  отрицание возможности и необходимости  менеджмента в России из-за  особенностей исторического и  любого национально-культурного  характера.

 Второй подход - не  следует преувеличивать российскую  специфику, нужно брать модель  менеджмента в готовом виде  и использовать ее в управлении  экономикой, так как процессы  научно-технического прогресса одинаковы  во всех странах.

 Российский менеджмент - творческое осмысление зарубежного  опыта с учетом российской  специфики, т.е.. синтез мирового  опыта эффективного управления  и существующего отечественного  опыта с учетом национально-исторических  особенностей нашей культуры. [13., Стр. 13-16]

1.3.1.Применение в России  традиций и опыта школ менеджмента  зарубежных стран

 

Бессмысленно копировать американские и японские схемы; нужно  создавать российскую, которая подходила  бы к нашим условиям. Мы объединяем черты западной и восточной культур. Какие принципы этих культур можно  воспроизвести в условиях российской действительности?

Существует две довольно противоречивые модели философии организации - американская, основанная на индивидуализме, и японская, базирующаяся на коллективном подходе и преданности. Две эти  системы расположены как бы на разных полюсах и имеют противоречащие друг другу принципы:

    • узкоспециализированность и высокий профессиональный уровень одного специалиста в американской модели - ротация и разносторонность подготовки в Японии;
    • индивидуализм и конкуренция - патернализм и сотрудничество;
    • высокая текучесть кадров - пожизненный найм;
    • рекрутинг высококвалифицированных специалистов без затрат на их обучение - упор на обучение и переподготовку в компании;
    • личная заинтересованность - преданность фирме.

Действительность наша такова, что мы объединяем черты как западной, так и восточной культур. Какие  же принципы обеих культур можно  изменить и воспроизвести в условиях российской действительности?

1. Индивидуальный или  коллективный подход.

 Предлагаем персонифицирован. Известно, что в России, как и  в Японии, сильный дух коллективизма,  что ее большие просторы осваивались  и сейчас осваиваются группами  людей, общинами. Коллективный подход  воспитало в русских и семидесятилетней  правления коммунистической партии. Но нельзя говорить, что в стране  нет или не будет людей и  с ярко выраженным индивидуалистическим подходом. Ни то, ни другое нельзя отрицать, поэтому нужно создавать условия для полного выявления потенциала как одного человека, так и группы единомышленников. Здесь следует ориентироваться по каждому конкретному виду деятельности и по каждому человеку. Поэтому и подход называется персонифицированным.

2. Текучесть кадров или  пожизненный найм.

 Полезность пожизненной  гарантии работы в условиях  России очень сомнительна, скорее  всего, это приведет из-за нашей  национальной лени к халатности  и нежелания работать. Высокая  текучесть кадров вызывает у  русского человека чувство неопределенности, нестабильности - также вредно. Поэтому  здесь вполне разумным кажется  гарантия работы, зарплаты и социального  пакета при надлежащем исполнении  своих обязанностей, а также повсеместное  использование мотивации и стимулирования.

3. Конкуренция или сотрудничество.

 Здесь такая же дилемма,  как и в случае индивидуализм  - коллективизм. Нельзя не признать, что конкуренция служит одним  из основных двигателей человеческих  действий, и конкуренция может  быть как между людьми, так  и между группами людей. Неиспользование  этого механизма может быть  весьма плачевным для организации,  особенно большой. Но конкуренция  не исключает наличия сотрудничества - ведь все стремятся к единой  цели, закрепленной в миссии предприятия.

4. Личная заинтересованность  или преданность.

 В России самураев  не было, хотя работа на чистом  энтузиазме и сейчас встречается.  Поэтому преданность организации  нужно растить использованием  личной заинтересованности работника  в достижении целей организации.

5. Обучение внутри организации  или во внешних организациях.

 Рекомендуется синтез, который может быть достигнут  путем усиления связей предприятий  с учебными заведениями. Это  может быть воплощено путем  приема студентов на практики  с последующим трудоустройством, заказа на подготовку специалистов. В то же время следует поощрять индивидуальную инициативу по повышению квалификации, стажировки в других странах.

 Так, преломляя постулаты  американской и японской систем  с заимствованием иного опыта,  можно для каждой конкретной  ситуации сформулировать философскую  концепцию деятельности организации.

 Внедрение философии  организации, возможно, встретит  сопротивление, связанное с нежеланием  некоторых групп заинтересованных  лиц декларировать свои принципы  и цели. К тому же принятие  философии ведет к ряду затрат  и, как следствие, увеличение  ответственность фирмы перед  группами, заинтересованными в ее  существовании.

 

 

2.Примеры применения моделей  управления России и зарубежных  стран на практике

  2.1.Японский менеджмент на примере корпорации «Toyota Motor Corporation»

 

Началом истории компании Toyota можно считать 1933 год, когда в  компании Toyoda Automatic Loom Works, изначально не имевшей отношения к автомобилям  и занимавшейся текстильной промышленностью, открылся автомобильный департамент. Открыл его старший сын владельца  компании Сакичи Тойоды (Sakichi Toyoda) Киичиро  Тойода (Kiichiro Toyoda), впоследствии и приведший  автомобильную марку Toyota к мировой  известности. Начальным капиталом  для разработки первых автомобилей  стали деньги, вырученные при продаже  патентных прав на прядильные машины английской компании Platt Brothers.

Информация о работе Национальные модели управления России и зарубежных стран