Национальные модели управления России и зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

В последние десятилетия слово management (с англ. - управление) приобрело интернациональный характер, подразумевая управление экономическими процессами. В России, а тем более в Советском Союзе, это слово не использовалось. Наверное, отчасти этим и объясняется тот факт, что в разговорах об истории менеджмента российский опыт управления игнорируется, а на передний план выходит история управления западных государств, Соединенных Штатов и Японии.

Содержание работы

Введение 2
1.Характерные черты моделей управления зарубежных стран и России 5
1.1.Японский стиль менеджмента 5
1.2. Американский стиль менеджмента 7
1.3.Характерные черты российской управленческой модели 10
1.3.1.Применение в России традиций и опыта школ менеджмента зарубежных стран 14
2.Примеры применения моделей управления России и зарубежных стран на практике 17
2.1.Японский менеджмент на примере корпорации «Toyota Motor Corporation» 17
2.2.Компания «General Motors» с применением американской модели управления 19
2.3.Российская модель управления в ОАО «АвтоВаз» 22
3.Основные проблемы в применении управленческих моделей зарубежных стран и России. Пути решения этих проблем 27
3.1.Японские проблемы в управлении и их разрешение 27
3.2.Проблематика американской модели управления и пути улучшения управления 31
3.3.Недостатки в российском менеджменте и пути их решения 35
Заключение 39
Список используемой литературы 42

Файлы: 1 файл

К-вая Нац-ные м-ли упр-ния Р-ии и заруб с-н (1).docx

— 76.18 Кб (Скачать файл)

 Известная всем нам  компания, использующая принципы  американской модели управления - это, конечно Макдональдс. Поэтому  я предлагаю рассмотреть на  примере этой компании обозначенные  выше особенности американской  школы.

1) Жесткая иерархическая  структура: каждый работник имеет  только одного начальника.

2) Четко прописанные должностные  инструкции, начиная с того, как  надо мыть пол и заканчивая  порядком приготовления гамбургеров.

3) Контроль качества выполняемых  операций на месте: концепция  «делать с первого раза».

4) Строго почасовая выплата  зарплаты, штрафы за опоздание  и выговор за приход работать  раньше оговоренного срока (начальству  придется платить вам много  денег) - концепция «точно вовремя».

5) Стремление создать  равные условия работников: прием  пищи в одной общей комнате,  одинаковая зарплата для рабочих  одного уровня.

6) Перспектива карьерного  роста в компании.

7) Поощрение конкуренции  и доносительства внутри одной  группы (Существует специальный ящик, куда нужно опускать записки все нарушения, которые только заметили).

8) Ответственность начальников  за действия подчиненных.

  3.3.Недостатки в российском менеджменте и пути их решения

 

Переход от административно-командной  экономики к рыночной, с одной  стороны, и специфика российской системы ценностей, российского  менталитета, с другой, определили особенности  российского менеджмента на этапе, в период после 1992 года выявлено реальное направление реформ экономики и  управления, а также роль отдельных  сфер хозяйствования общественно-активных групп и личностей.

1. Приватизация государственной  собственности как формирование  массы собственников, необходимые  рыночной среды.

 Различные темпы перестройки  основных групп субъектов: государства,  трудовых коллективов (персонала,  руководителей, менеджеров) - осложнили  переходные процессы и их анализ. Вместе с тем проведенные исследования  позволяют выделить следующие  направления преобразований социально-экономического  характера.

2. Кардинальное уход социально  благоприятной экономики к рациональной.

 Для поведения руководителей  в рамках благоприятной экономики  характерно: сохранение рабочих  мест, минимизация потерь квалифицированных  рабочих при сокращении объемов  производства и его диверсификации. В рамках рациональной экономики  это жесткое распределение ресурсов  внутри предприятия: борьба за  рынки сбыта, укрепление своих  позиций на рынке, проведение  новой финансовой политики и  изменение внутренней организации, - при усилении роли финансового  капитала над производительным  и человеческим.

3. Изменение поведения  и целей коллектива в сторону  рационального отношения к себе.

 Это прежде всего,  предложения, поступающие "снизу"  и касающиеся более рационального  использования ресурсов, производства  как выгодных и потребляемых  рынком товаров.

 Акционерами в составе  рабочих осознается дилемма, возникающая  при требовании выплат дивидендов, повышение зарплаты, с одной стороны,  и дополнительный налог в виде  выплат неработающим акционерам, с другой.

 Такое смешение происходит  в силу окончательно которая  прошла разделения интересов  менеджмента и рабочих. Там  где разделение произошло, контроль  становится менеджерским, а работники  превращаются в элемент издержек  в деятельности предприятия.

 С другой стороны,  можно назвать увеличение числа  переподготовленных работников, неконфликтное  решение вопросов увольнения, сокращение  производственного и административно-управленческого  персонала.

 Активная роль рабочих-акционеров  проявилась и облегчила смену  менеджерской команды на предприятии.

4. Изменение в целях  выживания предприятия методов  управления в сторону открытости.

 Российские менеджеры  в начале переходного периода  ориентировались на управление  с позиций рационального использования  всех внутренних ресурсов и  опирались работники - собственников  этого предприятия (владельцев  крупных пакетов акций). Сейчас  акценты изменились, и управление  добровольно идет увеличение  доли акций, принадлежащих внешним  владельцам. Иначе говоря, сдвиг  произошел от "закрытого" управления  в сторону "открытого". При  этом доля "внешних" владельцев  акции часто расширяется в  целях привлечения инвесторов  на реконструкцию производства, его перепрофилирования и диверсификации. Прослеживаются и добровольного  уменьшения "цены" за переход  под "внешнее" управления. Речь  идет об уступке менеджерами  части своей власти "внешним"  управлением по гарантированное  владение определенной долей  акций.

5. Изменение характеристики  корпуса менеджеров российской  экономики.

 Формирование этой  категории управленцев происходило  по двум направленным. С одной  стороны, это работники, которые  воспользовались экономической  свободой и построили сами  свой бизнес. Начальной стадией  у всех было создание предприятий.  Обычно, это высокообразованные  молодые (25-40 лет), способные к  быстрой переориентации, хорошие  организаторы, желающие и умеющие  много работать для достижения  своей цели. Менеджерам этой категории  характеризует быстрое восприятие  норм экономического поведения  их "западных" коллег, умение комплексно  видеть и решать проблемы своего  бизнеса, быстрое освоение методов  выстраивания деловых, партнерских  отношений с "западными"  коллегами. При этом ранее этих  людей, как правило, не имели  опыта руководителей работы, хозяйственными  объектами, крупными производственными  коллективами, так проходили школы  экономического взаимодействия  административно-командной экономики.

 С другой стороны, - руководители крупных предприятий,  управленческий опыт наблюдался  административно-командной экономике,  но вынуждены осуществлять управление  в рыночных условиях, на своем  опыте. "Ошибки" в том обучении  приобретают высокую цену предприятиям. Более того, иная качественная  определенность управления в  рыночной экономике во многом  определила небольшой удельный  вес успешных руководителей. Это  руководители уже старшего поколения  (50-65 лет) на смену им приходят  более молодые (30-40 лет), имеющие  опыт руководящей на этом предприятии.  К ним относятся работники,  потраченных со своих должностей  и пробовавшие строить свой  самостоятельный бизнес. Эту категорию  работников объединяет опыт самостоятельного  управления бизнесом в условиях  рынка. Иначе говоря, на должности  первых руководителей крупных  предприятий приходят работники  данного предприятия. Они приносят  с собой опыт рыночного менеджмента,  свои капиталы, накопленные в  частном бизнесе и наработанные  связи с банками.

 Для обоих направлений  формирования образа современных  руководителей бизнеса характерно  омолаживание этой категории  менеджеров. Переход к рыночным  условиям ускорил как и приход  к "власти" в бизнесе молодого  поколения управленцев. Таким  образом, российский опыт переходной  к рынку экономики внес следующие  особенности реформирования управления. Это переход к рациональной  экономике, где завоевание позиций  на рынке представляется более  высокой ценностью для менеджеров, чем максимизация числа сохранения  рабочих мест, диверсификация производства  взамен производства изделий  выпускать. Прослеживается расширение "открытости" в управлении предприятиями.  При этом "открытость" обеспечивается  не столько за счет потери  власти менеджерами, сколько за  счет уменьшения влияния рабочих.  Более того, менеджмент ряда предприятий  готов добровольно поделиться  властью (с предоставлением гарантий  как передачи прав собственности)  и проводит активный поиск  внешних инвесторов, в том числе  и зарубежных, но это следующая  ступень эволюции. [13., Стр. 18 - 21]

 

 

 

 

Заключение

 

В буквальном смысле слова  менеджмент означает «делать что-либо руками других». Управление происходит внутри любой организации. При этом управляют созданием этой организации, взаимодействием ее частей, производственным процессом, развитием организации, ее взаимоотношениями с другими  субъектами рыночной среды.

Менеджмент (управление) - воздействие  одного лица или группы лиц на других для побуждения действий, соответствующих  достижению поставленных целей.

В деятельности любого предприятия  следует выделить цели и ограничения. Они выполняют такие основные задачи в управлении, как сопоставление  существующего состояния с желаемым, руководящие требования к действиям, критерии принятия решений и инструменты  контроля.

Понимание того, что менеджмент - это особый аспект функционирования организации, впервые было осознано в США. А это означает, что менеджмент сам по себе является во многом американским явлением, отражающим особенности американской картины мира.

Одно из существенных отличий  европейского менеджмента от менеджмента  американского состоит в том, что в Европе даже в рамках крупных  концернов и компаний дочерние компании сохраняют заметную долю самостоятельности. Эта самостоятельность может  касаться и производственных, и финансовых решений, а также инноваций. Проблемы управления относительно небольшими предприятиями  в Европе более актуальны, чем  в США.

На японский менеджмент накладывает  отпечаток самобытная культура Японии и то, что на мировой рынок она  вышла только после Второй мировой  войны. Япония переняла у Европы и  США положительные аспекты опыта, прежде всего - ориентацию на новые  технологии и психологические методы менеджмента. В Японии более высоко ценят опыт работы, чем образование, поэтому руководителей в Японии готовят непосредственно в процессе работы. Если в Европе и США сначала дают теоретические знания, которые затем закрепляются практикой, то в Японии предоставляют практику, которая только затем переходит в знания.

Современный российский менеджмент сформировался в условиях перехода от чрезмерно централизованной, плановой экономики к рыночной, в сжатые сроки. Он в значительной мере унаследовал  черты прежней, административно-командной  системы. Многие современные организации, использующие новые организационно-правовые формы, образованы на основе прежних  советских предприятий. Многие ключевые посты в них занимают менеджеры, воспитанные в советское время.

Менеджмент Российской Федерации  пока далек от заданных глобализацией  параметров на всех уровнях: от отдельной  фирмы до общества в целом. Сейчас ведущими экономистами и политиками активно дискутируются возможности  развития экономики России по принципу одной из западных «моделей». Однако без учетов нашего национального  менталитета, исторически сложившихся  отличий в теории и практике управления, ни одну из мировых схем развития экономики  и выхода из кризиса нельзя приложить  к российским условиям.

Современная русская управленческая культура, сформировавшаяся в условиях "классического" индустриально-конвейерного производства, существенно отстает  от требований "прорывной" модернизации экономики страны, приобретающих  критическое значение в наши дни. Отечественный менеджмент и в  начале нового века по-прежнему делает ставку на авторитаризм и административные методы, что не соответствует ни технологическим условиям производства, ни принципам рыночной регуляции  хозяйственной деятельности, ни, что, быть может, самое главное, самоощущениям  и потенциям русского работника. По сути, до сих пор отсутствует  национальная модель менеджмента, учитывающая  в полной мере этнокультурную специфику отечественной рабочей силы, ее сильные и слабые стороны.

 В современных условиях  перестройки экономики на основе  рыночных отношений одним из  приоритетных ее направлений  является выработка основных  теоретических и методологических  позиций по использованию менеджмента  в практической деятельности  российских организаций. Основной  особенностью управленческой мысли  становится поиск новых конкретных  и реальных путей совершенствования  системы управления, выработка позиции  по различным проблемам управления  применительно к рыночным условиям  и на основе творческого осмысления  передового зарубежного опыта.

 Рыночная экономика  требует адекватной ей системы  управления, которая должна претерпеть  радикальные преобразования вместе  со всем обществом. В условиях  перехода к рыночным отношениям  важнейшим фактором успеха становится  непрерывное совершенствование  теории и практики управления.

 Прежде всего, успех  в построении российской модели  менеджмента может быть обеспечен  лишь при условии системности  подхода к проблеме. Это выполнение  нескольких вполне конкретных  условий. Во-первых, необходимо отделить  менеджмент от государственного  управления, что, естественно, требует  определения места менеджмента  в современной российской действительности. Без этого разделения модель  рискует оказаться весьма расплывчатой  и плохо применимой на практике. Во-вторых, необходимо учитывать  междисциплинарную природу менеджмента  и привлекать для решения задачи  материалы, относящиеся к другим  областям науки и практики. В-третьих,  необходимо учитывать системную  природу современного менеджмента.  Иллюстрацией этой мысли может  быть привлекающая в настоящее  время все большее внимание  как исследователей, так и менеджеров-практиков,  а также общественности проблема  социальной ответственности бизнеса. 

Информация о работе Национальные модели управления России и зарубежных стран