Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 09:50, курсовая работа
В последние десятилетия слово management (с англ. - управление) приобрело интернациональный характер, подразумевая управление экономическими процессами. В России, а тем более в Советском Союзе, это слово не использовалось. Наверное, отчасти этим и объясняется тот факт, что в разговорах об истории менеджмента российский опыт управления игнорируется, а на передний план выходит история управления западных государств, Соединенных Штатов и Японии.
Введение 2
1.Характерные черты моделей управления зарубежных стран и России 5
1.1.Японский стиль менеджмента 5
1.2. Американский стиль менеджмента 7
1.3.Характерные черты российской управленческой модели 10
1.3.1.Применение в России традиций и опыта школ менеджмента зарубежных стран 14
2.Примеры применения моделей управления России и зарубежных стран на практике 17
2.1.Японский менеджмент на примере корпорации «Toyota Motor Corporation» 17
2.2.Компания «General Motors» с применением американской модели управления 19
2.3.Российская модель управления в ОАО «АвтоВаз» 22
3.Основные проблемы в применении управленческих моделей зарубежных стран и России. Пути решения этих проблем 27
3.1.Японские проблемы в управлении и их разрешение 27
3.2.Проблематика американской модели управления и пути улучшения управления 31
3.3.Недостатки в российском менеджменте и пути их решения 35
Заключение 39
Список используемой литературы 42
В соответствии с мировой практикой автомобилестроения теперь на предприятии разделены функции производства, закупок и сбыта. Такая схема позволяет более гибко реагировать на требования рынка.
Полномочия единоличного
исполнительного органа переданы управляющей
компании - ООО "Группа АвтоВАЗ", президентом
которой в настоящее время
является Б. Алешин.
Система имеет безусловные плюсы. Однако, она не лишена и некоторых недостатков. Считается, что процедура должна обеспечить приток новых идей и свободу мыслей при обсуждении решений. Но так происходит не всегда. Иногда в условиях жесткой иерархии и уважения к начальству подобный процесс сводится к попыткам подчиненных предугадать мнение руководителей, а не к продвижению их самостоятельной точки зрения. В таком виде система «рингисей» часто превращалась в сложный и не всегда полезный механизм, отнимающий у руководителей и служащих разных рангов массу времени на согласование решений.
Поэтому происходит постепенное
сокращение сферы влияния метода
принятия решений «рингисей». Это
связано с рядом причин, - в
том числе с широким
В современном японском менеджменте
также прослеживается тенденция
к усилению роли человеческого фактора
как залог эффективности
В мире господствует мнение об особой образцовость японской рабочей силы как дисциплинированный. На самом деле речь идет о грамотную кадровую политику японских менеджеров, основанная на продуманной и взвешенной системе отбора кадров. Важнейшим признаком японского управления кадрами является т. н. система пожизненного найма, которая охватывает примерно 35% рабочей силы Японии в основном работников крупных компаний. Сущность ее заключается в том, что фирма нанимает работников один раз в год - весной, когда молодежь заканчивает средние и высшие учебные заведения. Как правило, молодые специалисты отбывают стажировку сроком До 6 месяцев в разных подразделениях компании под руководством менеджеров среднего и высшего уровней управления. Роль наставника заключается в пробуждении интереса к духовным ценностям, сконцентрированных в идеях «сейсен», направленных в управленческой среде против эгоизма и эгоцентризма. От подчиненного требуется пожертвовать ради общих целей и задач личными интересами и намерениями, если они противоречат групповым целям.
Будучи принятым однажды на работу, работник остается на фирме до официального выхода на пенсию. Увольнение является суровым наказанием, поскольку кандидатуру освобожденного даже не рассматривать в других компаниях: на работу принимают только выпускников учебных заведений, а служебное продвижение и новые назначения осуществляются только среди работников своей фирмы.
Общеизвестно, что в наше время Япония является одним из лидеров технического и технологического прогресса. В чем секрет японского экономического чуда? Ведь всего за несколько десятилетий разрушена страна превратилась во вторую по своей экономической мощи державу мира! И это при практически полном отсутствии природных богатств, достаточно ограниченном первоначальном капитала и на очень небольшой территории.
Японцы хорошо умеют не только использовать в собственных целях достижения других стран, но и в своем прошлом находить опорные точки для дальнейшего роста. Все дело - в отношении человеческого ресурса, к тому ресурса, качество которого определяет эффективность использования всех остальных - материальных, финансовых, географических, информационных и других.
Японские компании сначала нанимают людей, надо подчеркнуть, достаточно образованных, а потом решают, как их лучше использовать. Здесь не человек ищется для работы, а работа для человека.
Рынок рабочей силы в Японии
интегрирован в рамки фирмы. Компания
обеспечит и профессиональную подготовку
новичка, и переподготовку опытного
работника. Ротация сотрудников
и перемещение по горизонтали
на работу в смежные отделы не только
расширяет их кругозор, но и помогает
лучше понимать друг друга. Внутрифирменная
система служебного роста дает возможность
способным руководителям
Если сравнить присутствуют
на мировом рынке компании, подобные
по количеству и качеству персонала,
технологическому уровню, условиям приобретения
сырья и продажи готовой
Еще одной немаловажной частью «японского чуда» являются информационные технологии (IT), позволяющие рационализировать деятельность человека посредством создания универсальных систем, которые заменяют собой сразу несколько приборов, которые использовались порознь в разных видах деятельности.
Оригинальная система
управления принесла японским компаниям
мировой успех в отраслях, связанных
с производством массовой стандартной
продукции. Однако в информационную
эпоху базовыми являются те отрасли,
продукция которых в
Преимущества крупных предприятий превращаются в слабость, когда нужно производить мелкие партии самых разных товаров. Многоступенчатая система принятия решений становится не эффективной, если ситуация меняется быстро и нужно немедленно определить, что нужно делать. Пожизненный наем порождает скрытая безработица в период структурной перестройки предприятия и затрудняют переход к производству небольших серий товаров широкого ассортимента.
В информационном обществе доминируют предприятия с другой корпоративной культурой, построенные на иных организационных основах. Уже сейчас в передовых отраслях успеха достигают сравнительно небольшие, мобильные компании, которые, однако, имеют свое место на мировом рынке. Отличительной чертой персонала таких предприятий становится независимость и оригинальность мышления, способность генерировать новые идеи и воплощать их в жизнь.
Диверсификация производства можно считать основным способом реорганизации японских компаний, свертывание старых и развертывания новых направлений деятельности. Для Японии не характерны такие методы структурной перестройки, как банкротства предприятий, их купля-продажа, массовые увольнения. Ориентация управляющих японскими компаниями на перспективные цели, их умение разрешать противоречия задолго до того, как они выльются в острые конфликты, позволяют осуществлять даже крупномасштабные структурные изменения революционного характера относительно плавно и в сравнительно мягких формах, не теряя при этом накопленного управленческого опыта. К числу таких форм относится, в частности, создания рисковых, венчурных отделений внутри компаний или дочерних фирм.
Японские компании мирового
уровня могут даже уступать своим
конкурентам по отдельным позициям
- в изобретении новых технологий
или в их освоении, в организации
производства, снабжения или сбыта.
Однако оптимально сочетая эти функции,
они достигают лучшего
Итак, Япония вновь делает стратегический расчет на предприимчивость, изобретательность и талант. Но если раньше для успешного развития страны достаточно было, чтобы этими свойствами обладали некоторые выдающиеся лидеры ведущих отраслей экономики, то теперь они должны стать уделом десятков миллионов людей.
Американская фирма
Для американской модели
менеджмента характерна
В традиционной модели
иерархической организации,
1) Каждая функциональная
единица имеет более одного
прямого начальника и
2) Одна единица (центральный
отдел) является начальником
Предполагается, что единственной
жизнеспособной альтернативой
Продолжительность трудовых
контрактов может составлять
несколько лет в соответствии
с обычной продолжительностью
коллективных соглашений, используемых
в США. Работа по контракту
контролируется профсоюзом. Стоит
отметить, что в отличие от
японской школы, профсоюзы
В американской школе
менеджмента подготовка
Важный принцип,
Основные недостатки этой школы следующие:
1) Уменьшение гибкости
при изменении
2) Потеря эффективности
иерархической организации в
тех отраслях промышленности, где
ассортимент товаров велик и
производственный процесс
3) Стремление американских
менеджеров получить
4) Много уровней управления
(до 11-12 в американской автомобильной
промышленности, против 5-6 в японской),
как следствие-рост
Однако несмотря на
присущие ей недостатки
Информация о работе Национальные модели управления России и зарубежных стран