Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 18:08, курсовая работа
Целью работы является анализ удовлетворенности персонала работой в организации и предложение мероприятий по совершенствованию системы мотивации.
В связи с поставленной целью, задачами работы являются:
изучение теоретических основ исследования системы мотивации;
проведение краткого экономического анализа деятельности предприятия;
анализ количественного и качественного состава кадров предприятия;
оценка кадровой политики на предприятии;
разработка проекта мероприятий по совершенствованию системы мотивации на предприятии.
Введение.
1. Понятие мотива и потребности.
1.2. Классификация теорий мотивации.
1.3. Основные потребности человека.
- исторические аспекты мотивации;
- современные идеи мотивации труда.
1.4. Современные теории.
1.5. Методы и пути повышения трудовой мотивации персонала.
2. Анализ и оценка деятельности предприятия ОАО «Атлантсервис».
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Атлантсервис» и направления его деятельности.
2.2. Анализ состояния и использования персонала в фирме. Анализ мотивационной среды на предприятии.
3. ПРОЕКТ ПО ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ стимулирования и МОТИВАЦИИ персонала В оао «Атлантсервис».
Заключение.
Список использованных источников.
Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существует большое количество различных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. Теории мотивации условно можно разделить на три группы:
К первоначальным теориям можно отнести:
Самая старая теория мотивации на земле — и до сих пор самая распространенная — это пресловутая теория «кнута и пряника». В конце концов, ей не посвящено никаких научных исследований и трудов. Тем не менее, это настоящая теория. Она предполагает возможное использование двух побудительных мотивов — вознаграждения или поощрения, с одной стороны, и страха перед неприятными последствиями — с другой. Это внешние стимулы, которые понимают и вьючные животные. Однако теория «кнута и пряника» хороша лишь до тех пределов, до которых срабатывает аналогия. Вы можете в той или иной степени — в зависимости от ситуации — воздействовать на других людей при помощи вознаграждения или наказания. Однако человеческая природа, и особенно наша удивительная способность к общению, открывает и третий путь. Вы можете разбудить или стимулировать в других людях широчайший диапазон мотивов, которые не имеют ничего общего со стремлением избежать боли или с поисками материального вознаграждения. Поэтому при грамотном подходе к мотивированию рабочих эта теория теряет свою актуальность, тем более если учитывать современную изменчивость и прогрессивность социологического пространства, у которого в последние десятилетия прослеживается тенденция к сжатию, а следовательно и изменение сознания человека, что ещё раз доказывает не целесообразность применения таких теорий.
В начале 50-х годов Мак-Грегор впервые сформулировал свои идеи об управлении, которые в 1960 году были опубликованы в его главном труде «The Human Side of Enterprise» («Человеческая сторона предприятия»). Дуглас Мак-Грегор утверждал, что существует два вида менеджмента персонала, первый из которых основывается на «теории X», которая также отражает взгляды Ф. Тейлора, а второй — на «теории Y».
Теория X гласит:
1. Человек генетически не любит работу, избегает ее:
2. По причине
нежелания работать
3. Работник:
4. Качество работы у работника низкое, поэтому необходим постоянный контроль со стороны руководства. 4
Главный стимул принуждение, а материальное вознаграждение носит вспомогательный характер. 5
С 1895 г. Тейлор начал свои всемирно известные исследования по организации труда. Первые его эксперименты, поставленные на знаменитом рабочем Шмидте, были направлены на решение вопроса о том, какое количество железной руды или угля человек может поднимать на лопатах различного размера, чтобы в течение длительного времени не терять работоспособности (в результате скрупулезных замеров был определен оптимальный вес = 21 фунт), при этом он пришел к очень важному заключению, что надо устанавливать не только время выполнения работ, но и время для отдыха. Его система научной организации труда включала в себя ряд основных положений: научные основания производства, научный подбор кадров, обучение и тренировка, организация взаимодействия между управляющими и рабочими. Ввел конкретные требования по научному изучению элементов производственного процесса: разделение целостного процесса на минимальные части, наблюдение и запись всех этих элементов и условий, в которых они совершаются, точное измерение этих элементов по времени и по затрате сил. Для этого, одним из первых, стал использовать хронометраж исполнительных рабочих действий. Его идея о разделении работы на самые простые операции привела к созданию сборочного конвейера, сыгравшего столь значительную роль в росте экономической мощи США в первой половине ХХ века. Идеи Тейлора высоко оценивались и в России, например, В.М.Бехтеревым, и в 20-х г. нашли своих горячих сторонников среди организаторов социалистического строительства.6
Теория Y гласит:
1. В мотивах людей преобладают социальные потребности и желание хорошо работать.
2. Физические и эмоциональные усилия на работе для человека также естественны, как и во время игры или на отдыхе.
3. Нежелание
работать не является
4. Внешний контроль и страх наказания не являются главными стимулами побуждения человека к деятельности.
5. Ответственность и обязательность по отношению к целям организации зависят от вознаграждения, получаемого за труд.
6. Человек готов брать на себя ответственность
7. Людям присуща готовность использовать свои знания и опыт на работе. 7
Стимулы:
1. Самоутверждение;
2. Моральное и материальное поощрение;
3. Принуждение.
Работников такого типа - 15-20%8
Мак-Грегор утверждал, что в одних ситуациях (например, массовое производство) годится только теория X, а в других — только теория Y. Понимая, что полностью реализовать его теории в практике невозможно, Мак-Грегор пытался донести до менеджеров мысль о том, что служащие могут сделать для организации гораздо больше, если с ними обращаться как с ценными и ответственными сотрудниками.
До своей кончины в 1964 т. Мак-Грегор работал над «теорией Z», в которой пытался соединить запросы и стремления корпорации и отдельного человека. Эту незаконченную работу продолжил Уильям Оучи (William Ouchi), который взял её в качестве названия своей книги, где постарался сформулировать уроки японского менеджмента. В теории организаций Z, предложенной Оучи, центральными положениями являются пожизненная занятость работников, забота о работниках, в том числе об их социальной жизни, решения, принимаемые на основе консенсуса, медленное карьерное продвижение, отличная передача информации, преданность компании и активная забота о достижении высокого качества. Такая теория характерна более для Японских предприятий. Если Мак-Грегор прожил бы дольше и сумел завершить «теорию Z», возможно, он пришёл бы к варианту, содержащему аналогичные составляющие.9
Содержательные теории основываются на исследовании содержательной стороны теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивом их проведения, а, следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клелланда. Рассмотрим подробнее эти теории.
Первая из рассматриваемых теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп (рис. 1.1): 10
Первые две группы потребностей
первичные, а следующие три вторичные.
Согласно теории Маслоу, все эти
потребности можно расположить
в строгой иерархической
Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.
Самая высокая потребность - потребность самовыражения и роста человека как личности - никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.
Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.
С развитием экономических отношений и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Представителем этой теории является Дэвид Маклелланд. Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию. При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию - его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности.
Следующая теория мотивации - Фредерика Герцберга, появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека. Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой.
Он опросил 200 инженеров и конторских служащих одной крупной фирмы. Вопросы были следующими:
1) Опишите,
когда после выполнения
2) А когда вы чувствуете себя особенно плохо?
Полученные ответы были подразделены на две большие категории, которые были названы «гигиенические факторы» и «мотивация»11:
Гигиенические факторы |
Мотивация |
Политика фирмы и администрации |
Успех |
Условия работы |
Передвижение по службе |
Заработок |
Признание и одобрение результатов работы |
Межличностные отношения с начальниками, коллегами, подчиненными |
Высокая степень ответственности |
Степень непосредственного контроля над работой |
Возможность творческого и делового роста |
Первая группа факторов (гигиенические факторы) связана с самовыражением личности, ее внутренними потребностями, а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа. Вторая группа факторов мотивации связана с характером и сущностью самой работы. Руководитель здесь должен помнить о необходимости обобщения содержательной части работы. Гигиенические факторы Ф. Герцберга, как видно, соответствуют физиологическим потребностям, потребности в безопасности и уверенности в будущем.
Разница в рассмотренных теориях следующая: по мнению А. Маслоу, после мотивации рабочий обязательно начинает лучше работать, а по мнению Ф. Герцберга, рабочий начнет лучше работать только после того, как решит, что мотивация неадекватна. Таким образом, содержательные теории мотивации базируются на исследовании потребностей и выявлении факторов, определяющих поведение людей.
Процессуальные теории. Здесь говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и теория или модель Портера - Лоулера.
Согласно теории ожиданий по В. Вруму не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения. Процессуальные теории ожидания устанавливают, что поведение сотрудников определяется поведением: