Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 18:08, курсовая работа
Целью работы является анализ удовлетворенности персонала работой в организации и предложение мероприятий по совершенствованию системы мотивации.
В связи с поставленной целью, задачами работы являются:
изучение теоретических основ исследования системы мотивации;
проведение краткого экономического анализа деятельности предприятия;
анализ количественного и качественного состава кадров предприятия;
оценка кадровой политики на предприятии;
разработка проекта мероприятий по совершенствованию системы мотивации на предприятии.
Введение.
1. Понятие мотива и потребности.
1.2. Классификация теорий мотивации.
1.3. Основные потребности человека.
- исторические аспекты мотивации;
- современные идеи мотивации труда.
1.4. Современные теории.
1.5. Методы и пути повышения трудовой мотивации персонала.
2. Анализ и оценка деятельности предприятия ОАО «Атлантсервис».
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Атлантсервис» и направления его деятельности.
2.2. Анализ состояния и использования персонала в фирме. Анализ мотивационной среды на предприятии.
3. ПРОЕКТ ПО ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ стимулирования и МОТИВАЦИИ персонала В оао «Атлантсервис».
Заключение.
Список использованных источников.
Мотивационные аспекты управления трудом получили широкое применение в странах с развитой рыночной экономикой. В нашей стране понятие мотивации труда в экономическом смысле появилось сравнительно недавно в связи с демократизацией производства.
В чисто экономическом смысле до недавнего времени понятие «мотивация» заменялось понятием «стимулирования». Это разрушительно действовало на потребностно-мотивационную личности работника, не вызывало заинтересованности в собственном развитии, самосовершенствовании, а ведь именно эта система сегодня наиважнейший резерв повышения эффективности производства.
На основе эмпирических исследований было разработано несколько концепций, описывающих факторы, влияющие на мотивацию и содержание процесса мотивации. Трудовая мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ. Это определение показывает тесную взаимосвязь управленческого и индивидуально-психологического содержания мотивации, основанную на том обстоятельстве, что управление социальной системой и человеком, в отличие от управления техническими системами, содержит в себе, как необходимый элемент согласование цепей объекта и субъекта управления. Результатом его будет трудовое поведение, объектом управления - результат трудовой деятельности.
2. Анализ и оценка деятельности предприятия ОАО «Атлантсервис».
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Атлантсервис» и направления его деятельности.
Открытое акционерное общество ОАО «Атлантсервис» создано в 2002 году.
ОАО «Атлантсервис» в установленном порядке имеет право создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами.
ОАО «Атлантсервис» пока не имеет филиалов, но растущий спрос на услуги компании, в том числе спрос на большом территориальном удалении, в скором времени, я полагаю, будет обуславливать развитие предприятия, а, следовательно, создание филиалов и представительств.
ОАО «Атлантсервис» разрешается иметь круглую печать, содержащую полные наименования: общества, соответствующего филиала, структурного подразделения на русском языке и указание на место регистрации ОАО «Атлантсервис», а также другие печати, содержащие надписи, определенные в установленном порядке, соответствующие штампы и бланки, выполненные в едином фирменном стиле.
ОАО «Атлантсервис» создано с целью обеспечения гидрометеорологической, метеорологической и геофизической информацией любых заинтересованных в ней организаций на коммерческой основе с целью получения прибыли от реализации, услуг, расширения производства, удовлетворения социальных и экономических потребностей работников предприятия.
Основные виды деятельности предприятия:
Подобного рода услуги в наше время приобретают всё больший интерес. Вообще, в последние десятилетия просматривается тенденция к увеличению интереса к сфере услуг, а сферы производства и сельского хозяйства, например, претерпевают некоторый спад. Сфера услуг, я думаю, вполне перспективное направление для развития.
Стратегия повышения
конкурентоспособности услуг ОА
Целью данной стратегии является укрепление конкурентоспособности предоставляемых услуг, повышение инвестиционной привлекательности, развитие производства на базе современной инфраструктуры, удовлетворение растущих потребностей, а также упрощение схемы предоставления услуг, в том числе финансовая доступность.
Для того чтобы добиться поставленных перед предприятием целей, руководитель должен ясно представлять себе характер деятельности своей фирмы и её потребности на сегодняшний день и в будущем. То, что компания собирается делать и чем она хочет стать является предназначением или миссией фирмы. Миссия обращена во внешнюю среду и означает то, чем фирма может быть полезна обществу. Таким образом, миссией ОАО «Атлантсервис» является удовлетворение потребностей заказчика, а также получение прибыли.
Определение конкретных целей помогает перейти от общей формулировки миссии к отдельным планам работы. Говоря иначе, цель – это конкретное состояние отдельных характеристик предприятия, достижение которых является для него желательным и на достижение которых направлена его деятельность.
Целями ОАО «Атлантсервис» являются:
2.2. Анализ состояния и использования персонала в фирме. Анализ мотивационной среды на предприятии.
Важную роль в дальнейшем повышении эффективности производства играет решение проблемы рационального и равномерного использования трудовых ресурсов. Достаточная обеспеченность и рациональное использование трудовых ресурсов основывается на совершенствовании организации труда на научной основе, что обеспечивает наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, непрерывное повышение производительности труда. В частности, от обеспечения предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования машин, оборудования, приборов.
Эффективность работы любого предприятия во многом зависит от используемой системы управления предприятием. Схема общей организационной структуры управления предприятием представлена в приложении А. В практической деятельности выделяются несколько систем управления, которые отличаются характером связей субъектов и объектов управления, количеством и видами управления, полномочиями и др. факторами. Выделяют следующие типы управления: линейный, линейно – штабной, функциональный, линейно – функциональный и матричный типы систем управления.
Рассматривая организационную структуру ОАО «Атлантсервис» можно сказать, что управление предприятием строится на линейно- функциональной системе с применением элементов матричной системы. Сущность линейно- функциональной системы заключается в том, что основные направления производственно-хозяйственной деятельности предприятия (экономическое, техническое, социальное, коммерческое) возглавляют заместители генерального директора. Во главе каждого функционального подразделения стоит руководитель, который полностью отвечает за все стороны его работы.
Рассмотрим отдельные звенья управления предприятием. Возглавляет предприятие генеральный директор, которому подчиняются его заместители – специализированные руководители, которые обеспечивают осуществление порученных ему задач на группе участков работ:
- директор по спецслужбам – первый заместитель генерального директора;
- заместитель генерального директора - коммерческий директор;
- заместитель генерального директора по спец и автотехнике;
- заместитель
генерального директора по
-заместитель
генерального директора по
- заместитель
генерального директора по
Таким образом, многосторонность деятельности предприятия предполагает и сложную структуру управления. Достоинство данной структуры управления: специализированные руководители координируют все связи по определенным направлениям деятельности объединения между структурными подразделениями и работниками, работающими в различных функциональных отделах. Среди недостатков можно выделить сложность оперативного реагирования и принятия решения, а также достаточно большой объём работы. В целом структура управления является:
- позволяет обеспечить выполнение уставных задач фирмы.
ОАО «Атлантсервис» - это предприятие, которое представляет собой сложное социально – экономическое образование. В нем органически сливаются в единое целое производственные процессы и деятельность работников. Сегодня значительное внимание должно уделяться стимулированию персонала к высокопроизводительному труду. Персонал предприятия – важнейший элемент в системе ресурсов предприятия. Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность. Именно персонал любой организации играет решающую роль в производственном процессе, именно от них зависит, насколько эффективно используются средства производства и насколько успешно работает организация в целом. Обеспеченность организаций достаточным количеством работников, обладающих необходимыми знаниями и квалификацией, позволяет повысить эффективность производства, снизить себестоимость выпускаемой продукции и в конечном итоге повысить прибыльность организации.
Рассмотрим и произведём анализ состояния, и использования персонала в фирме за последние пять лет. По штатной сетке в 2009 году предполагается наличие 96 работников всего на предприятии, между тем в 2005 году их численность должна была составлять 100 человек, уменьшение числа работников произошло по причине организационно-штатных мероприятий в 2009 году (сокращения).
Обеспеченность трудовыми ресурсами филиала отражает таблица 1.
Категории работников |
2005г |
2006г |
2007г |
2008г |
2009г |
Количество работников, чел/обеспеченность в соответствии со штатами в % | |||||
Всего |
95/95 |
96/96 |
97/97 |
98/98 |
96/100 |
Управление |
10/100 |
10/100 |
10/100 |
10/100 |
10/100 |
Специалисты |
45/105 |
45/105 |
45/105 |
43/100 |
41/100 |
40/85 |
41/87 |
42/89 |
45/96 |
45/100 |
Таблица 1. Обеспеченность трудовыми ресурсами фирмы.
Для наглядности приведём структурные диаграммы персонала за 2005 и 2009 года.
Как видно из структурных диаграмм, численность управленческого состава в течение периода не менялось, специалистов стало меньше в 2009 году, а работников обеспечения стало наоборот больше. Также мы видим, что недостаток в персонале исчез. Но всё это ещё не говорит об исчезновении проблем и об улучшении трудовых условий, если присмотреться, то мы увидим, что согласно таблице 1 с 2005 года присутствует дефицит в группе обеспечения, а у специалистов, напротив, избыток персонала (сверх штата).
Такая ситуация отнюдь не повышает производительности фирмы, а скорее наоборот является «якорем» для развития и эффективности работы. Здесь надо помнить о том, что при дефиците работников появляются такие проблемы как: переработка, за которую надо давать отгулы, дополнительные выплаты, не выполнение плана работ, поставленных задач в соответствии с графиком ну и, в конце концов, учитывая специфику работы на предприятии, чисто физическая усталость, которая также, в последствии, будет снижать производительность. В свою очередь работникам, находящимся на должностях сверх штата, тоже нужно платить заработную плату, а их коллеги будут наоборот недорабатывать, в силу того, что за них часть работы уже будет сделана.