Оценка деловой активности предприятия (на примере ООО «Пегас»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, необходимо при помощи финансового анализа своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения состояния предприятия и его платежеспособности.
Результаты в любой сфере бизнеса зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов, которые приравниваются к кровеносной системе, обеспечивающей жизнедеятельность предприятия. Поэтому забота о финансах является отправным моментом и конечным результатом деятельности любого субъекта хозяйствования. В условиях рыночной экономики эти вопросы имеют первостепенное значение. Выдвижение на первый план финансовых аспектов деятельности субъектов хозяйствования, возрастание роли финансов является характерной чертой и тенденцией во всем мире.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1 Методологические основы оценки деловой активности предприятия

6
1.1
Сущность и критерии экономической эффективности работы предприятия

6
1.2
Взаимосвязь факторов, источников и конечных результатов эффективности хозяйственной деятельности

11
1.3
Система показателей деловой активности и эффективности деятельности предприятия

15
Глава 2 Оценка деловой активности предприятия ООО «Пегас»
29
2.1
Технико-экономическая характеристика предприятия
29
2.2
Оценка деловой активности и эффективности деятельности предприятия

35
2.3
Анализ факторов влияющих на деловую активность предприятия
40
2.4
Анализ устойчивости экономического роста предприятия
43
Глава 3 Мероприятия по повышению деловой активности предприятия ООО «Пегас»

50
3.1
Основные направления повышения деловой активности предприятия

50
3.2
Мероприятия по повышению эффективности работы ООО «Пегас»

54
3.3
Оценка экономического эффекта от внедрения мероприятий по повышению деловой активности предприятия ООО «Пегас»


57
Заключение
62
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Оценка деловой активности предприятия.doc

— 820.50 Кб (Скачать файл)

11.Медведева О.В., Шпилевская Е.В., Немова А.В.  
Название: Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности 
Издательство: М.: Высшее образование 
Год: 2010 В учебнике в соответствии с программой курса раскрываются теоретические аспекты и вопросы организации и проведения экономического и финансового анализа. Изложение материала ведется на сквозных примерах, позволяющих самостоятельно изучить теоретический курс.  
Для закрепления материала курса и освоения практических навыков в учебнике приведены рекомендации и задания для практической работы, глоссарий, список литературы.

12.Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности 
Автор: Гогина Г.М. 
Издательство: Самарская государственная академия 
Год издания: 2011Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности в процессе осуществления предприятием своей производственной деятельности является важнейшим элементом при формировании политики совершенствования и модернизации фирмы, поскольку позволяет не только предоставить данные для выработки эффективных управленческих решений, но и способен обеспечивать проведение процедур контроллинга над различных проектами развития. В предлагаемой читателю книге подробно освещены теоретические вопросы и роль комплексного экономического анализа, рассматривается анализ и управление объемом производства и продаж продукции, исследуется процедура анализа основных средств и материальных ресурсов предприятия, а также предлагается методика анализа использования трудовых ресурсов и мотивации труда. Авторы считают процесс управления непрерывным, целенаправленным социально-экономическим и организационно-техническим процессов, который осуществляет с помощью различных методов и технических средств, поэтому основной целью системы управления является обеспечение условий, необходимых для реализации поставленных задач, а среди них решающее место отводится экономическим методам целенаправленного воздействия на объект управления. 

13.Название: Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности  
Автор: Чуев И.Н., Чуева Л. Н. 
Год издания: 2011 Учебник состоит из 12 глав, которые отражают систематический подход к анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В книге обобщены современные методики проведения анализа. Профессиональному усвоению теоретического материала способствует большое количество цифрового материала, иллюстрирующего реальную практику функционирования предприятия. 

14.Анализ хозяйственной деятельности 
Автор: Савицкая Г.В. 
Издательство: Минск: РИПО 
Год: 2012 В учебнике изложены теоретические основы анализа хозяйственной деятельности как системы обобщенных знаний о его предмете, методе, функциях, принципах, задачах, методическом инструментарии и организации. Рассмотрены методики комплексного анализа результатов деятельности субъектов хозяйствования в условиях рыночной экономики. Значительное место отводится изложению методики финансового анализа организации с учетом последних наработок в данной предметной области, изменений в финансовом законодательстве и финансовой отчетности. Освещены вопросы финансовых вычислений и анализа инвестиционной и инновационной деятельности. После каждой темы приведены контрольные вопросы и задания для проверки и закрепления знаний. 
Во 2-м издании пересмотрено содержание главы 9 в связи с изменением бухгалтерской отчетности и других нормативных документов. 
Для учащихся экономических специальностей колледжей, студентов заочной формы обучения и специалистов экономического профиля.

15.В.И. Бариленко 
Название: Анализ хозяйственной деятельности: учеб. Пособие 
Издательство: Омега-Л 
Год: 2011В учебном пособии рассматривается роль анализа хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики, основы теории анализа, приемы и способы его проведения, информационная база. Раскрывается методика анализа финансового состояния предприятия, производства и продаж, использования трудовых ресурсов и средств на оплату труда, основных фондов и материальных ресурсов. Представлен порядок анализа себестоимости и финансовых результатов деятельности предприятия с подсчетом резервов возможного увеличения прибыли и рентабельности. 

16.Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Практикум 
Автор: Губина О.В., Губин В.Е. 
Издательство: М: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М  
Год: 2012  Пособие предназначено для проведения практических занятий по анализу финансово-хозяйственной деятельности, а также самостоятельной работы студентов и ее контроля.

17.Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 
Автор: М.В. Мельник, Е.Б. Герасимова 
Издательство: М: Форум 
Год: 2010Учебное пособие раскрывает основы комплексного экономического анализа. Предлагаются теоретические и методические положения, дополненные условными примерами и кейс-стади (ситуационными заданиями), в которых подробно раскрываются методики анализа разных сторон деятельности коммерческой организации и описываются расчеты на данных конкретных предприятий. В учебном пособии приводится список основной и дополнительной литературы, рекомендуемой студентам для изучения курса.

18.Автор: Антошкина А.В.  
Название: Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности нефтегазовых предприятий  
Издательство: Томск 
Год: 2011 В пособии изложены теоретические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий как базы для принятия управленческих решений. Рассмотрена методика факторного анализа, порядок проведения анализа производственно-хозяйственной деятельности нефтегазовых предприятий, а также программа анализа финансового состояния с учетом отраслевых особенностей нефтегазовой промышленности. После каждой темы приведены контрольные вопросы. 
19.http://afdanalyse.ru/publ/finansovyj_analiz/fin_koefitcienti/1/3-1-0-11

20.http://audit-by.narod.ru/aduc/economist/ahd.htm

 

 

 


 
 

8.

 

Глава 1  Методологические основы  оценки деловой активности предприятия

1.1 Сущность и  критерии  экономической эффективности работы  предприятия

 

 В условиях рынка в осуществлении хозяйственной  деятельности всегда имеется элемент риска. Он выражается в производстве изделия, которое может иметь недостаточный спрос, в потере прибыли, банкротстве и т.д. Следовательно, стремление уменьшить степень риска требует проведения тщательных экономических расчетов результатов работы на всех участках производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия, их анализа и оценки. Их осуществление предполагает наличие соответствующих критериев оценки, экономических показателей и соответствующих методов расчета, учета и обобщения [20, c.81].

Многообразие свойств и признаков различных видов производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия обусловливает и многообразие показателей.

При этом проблема их использования состоит в том, что ни один из них не выполняет роль универсального показателя, по которому однозначно можно было бы судить об успехах или неудаче в бизнесе. Поэтому на практике всегда используют систему показателей, которые связаны между собой и оценивают или показывают различные стороны деятельности предприятия.

 Выделяют показатели индивидуальные, групповые (частные) и общие. В зависимости от цели анализа показатели могут выражаться в форме абсолютных, относительных и средних величин. Каждый конкретный экономический показатель имеет качественную определенность (пространства, времени и количества). Число, лишенное хотя бы одной из двух определенностей, не является показателем. Согласно установившейся практике, под критерием понимается признак, позволяющий производить сравнительную оценку вариантов деятельности, расчетов, характеризующихся многими признаками.

Показатель – это тоже признак, но характеризующий какую либо одну сторону явления, действия, их количественную или качественную характеристику (сторону) или степень выполнения определенной задачи. В нашей стране наукой и практикой была сформирована система экономических, финансовых и статистических показателей, разработаны методы их расчета и учета, но они были рассчитаны на централизованно-плановую систему хозяйствования. С переходом к рыночным отношениям эта система показателей как в части их расчета и учета, так и роли в обосновании решений претерпела и претерпевает определенные изменения. Так, например, если в условиях плановой системы хозяйствования в оценке деятельности предприятия важную роль  играли такие показатели, как выполнение плана, объем товарной продукции, объем валовой продукции, то в условиях рынка на первое место выдвигаются показатели: объем продаж, прибыль, рентабельность и целый ряд оптимизационных. Ориентировка производства на удовлетворение спроса резко усилила значение оценки различных вариантов удовлетворения спроса.

Все показатели исходя из требований рынка можно разделить на:

- оценочные, характеризующие достигнутый  или возможный уровни развития  или результатов той или иной деятельности;

- затратные, отражающие уровень  затрат по осуществлению различных  видов деятельности.

Такое деление весьма условно. Оно зависит от цели производимого анализа. К примеру, показатель «издержки производства» в одном случае может рассматриваться как оценочный, характеризующий достигнутый уровень затрат труда, а в другом случае (при планировании) определяться как затратный, позволяющий установить количество затрат при оказании услуг. То же можно сказать о значимости показателей. Это во многом зависит от характера (вида) деятельности. Например, показатель прибыли, несмотря на всю его важность, далеко не всех интересует в одинаковой степени: арендодателя (земли, зданий, оборудования и др.) больше интересует движение ликвидности в компании, а акционеров интересует не только размер дивидендов, но и курс акций, который зависит от темпов роста объема их продаж.

Из сложившейся практики следует, что наиболее важными оценочными показателями, которые получили широкое применение, являются [24, c 34]:

- общий объем продаж предприятия;

- валовая прибыль;

- прибыль до налогообложения;

- чистая прибыль;

- показатели  платежеспособности  и ликвидности предприятия;

- показатели финансовой устойчивости;

- показатели деловой активности.

Стабильность финансового положения предприятия в условиях рыночной экономики обуславливается в немалой степени его деловой активностью.

Деловая активность является комплексной и динамичной характеристикой предпринимательской деятельности и эффективности использования ресурсов. Уровни деловой активности конкретной организации отражают этапы ее жизнедеятельности (зарождение, развитие, подъем, спад, кризис, депрессия) и показывают степень адаптации к быстроменяющимся рыночным условиям, качество управления.

Деловую активность можно охарактеризовать как мотивированный  макро- и микроуровнем управления процесс устойчивой хозяйственной деятельности организаций, направленный на обеспечение ее положительной динамики, увеличение трудовой занятости и эффективное использование ресурсов в целях достижения рыночной конкурентоспособности. Деловая активность выражает эффективность использования материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов по всем бизнес-линиям деятельности и характеризует качество управления, возможности экономического роста и достаточность капитала организации. 

Основополагающее влияние на деловую активность хозяйствующих субъектов оказывают макроэкономические факторы, под воздействием которых может формироваться либо благоприятный «предпринимательский климат», стимулирующий условия для активного поведения хозяйствующего субъекта, либо наоборот – предпосылки к свертыванию и затуханию деловой активности.

Достаточно высокую значимость имеют также и факторы внутреннего характера, в принципе подконтрольные руководству организаций: совершенствование договорной работы, улучшения образования в области менеджмента, бизнеса и планирования, расширение возможностей получения информации в области маркетинга и др.

Значение анализа деловой активности заключается в формировании экономически обоснованной оценки эффективности и интенсивности использования ресурсов организации и в выявлении резервов их повышения.

В ходе анализа решаются следующие задачи:

  1. изучение и оценка тенденции изменения показателей деловой активности;
  2. исследование влияния основных факторов, обусловивших изменение показателей деловой активности и расчет величины их конкретного влияния;
  3. обобщение результатов анализа, разработка конкретных мероприятий по вовлечению в оборот выявленных резервов.

Деловая активность характеризуется качественными и количественными показателями.

Качественными критериями являются: широта рынков сбыта (как внутренних, так и внешних), деловая репутация организации и ее клиентов, конкурентоспособность товара, и т.д.

Количественная оценка даётся по двум направлениям:

  1. исследование динамики и соотношения темпов роста абсолютных показателей: основных оценочных показателей деятельности организации (выручка и прибыль) и средняя величина активов;
  2. изучение значений и динамики относительных показателей, характеризующих уровень эффективности использования авансированных и потребленных ресурсов организации.

Обобщая вышесказанное, можно представить приемы проведения оценки деловой активности предприятия  на схеме,  приведенной  на рисунке 1 [11, с.260].

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 -  Приемы проведения оценки деловой активности предприятия

Оценивая динамику основных показателей, необходимо сопоставить темпы их изменения. Оптимальным является следующее соотношение, базирующееся на их взаимосвязи:

                                      ТРБ > ТQP > ТB > 100%,                                              (1)

где ТРБ, ТQP, ТB — соответственно темпы изменения балансовой прибыли, объема реализации, суммы активов (капитала).

Данное соотношение означает:

во-первых, прибыль увеличивается более высокими темпами, чем объем продаж продукции, что свидетельствует об относительном снижении издержек производства и обращения;

во-вторых, объем продаж возрастает более высокими темпами, чем активы (капитал) предприятия, то есть ресурсы предприятия используются более эффективно;

наконец, в-третьих, экономический потенциал предприятия возрастает по сравнению с предыдущим периодом.

Рассмотренное соотношение в мировой практике получило название "золотое правило экономики предприятия". Однако если деятельность предприятия требует значительного вложения средств (капитала), которые могут окупиться и принести выгоду лишь в более или менее длительной перспективе, то вероятны отклонения от этого "золотого правила". Тогда эти отклонения не следует рассматривать как негативные. К причинам возникновения таких отклонений относятся: приложение капитала в сферу освоения новых технологий производства, переработки, хранения продукции, модернизации и реконструкции действующих предприятий.

Информация о работе Оценка деловой активности предприятия (на примере ООО «Пегас»)