Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 21:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка комплекса мероприятий по совершенствованию конкурентоспособности фирмы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи: раскрыть понятие и роль конкурентоспособности предприятия; рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия; исследовать основные подходы к оценке конкурентоспособности предприятия; провести анализ конкурентоспособности предприятия; предложить мероприятия по совершенствованию управления конкурентоспособностью предприятия.
Введение
1. Теоретические аспекты конкурентоспособсобности фирмы
1.1 Сущность и содержание конкурентоспособности фирмы
1.2 Анализ и оценка конкурентоспособсобности фирмы
1.3 Направление повышения конкурентоспособсобности фирмы
2. Оценка конкурентоспособности ООО "Феликс"
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО "Феликс"
2.2 Анализ и оценка конкурентоспособсобности ООО "Феликс"
3. Разработка стратегии развития ООО «Феликс»
3.1. Миссия и цели ООО «Феликс»
3.2. Формирование стратегии развития предприятия
Заключение
Список литературы
Конкурентоспособность товара есть изменяющаяся во времени и оцениваемая потребителем сравнительная характеристика товара, которая отражает его превосходство над товарами-конкурентами по ценовым, качественным и другим неценовым параметрам в условиях конкретного рынка на протяжении определенного временного периода.
Конкурентоспособность предприятия - это потенциал и динамика его приспособления к меняющимся конкурентным условиям конкретного рынка при наиболее полном использовании своих внутренних ресурсов; способность производить и продавать конкурентоспособный товар, при этом постоянно сохраняя прибыльность, искать и развивать новые конкурентные преимущества.
На основе вышесказанного представляется возможным сделать выводы, определяющие следующие качественные признаки конкурентоспособности: многомерность и неоднозначность; относительность (привязка к конкретному рынку); изменчивость во времени (уменьшается, если ее не совершенствовать); тесная связь с качеством продукции и с потребностями рынка; конкурентоспособность товара и конкурентоспособность предприятие соотносятся как часть и целое; отражает способности предприятия адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды; выступает одним из главных условий эффективного функционирования предприятия.
В современных условиях конкурентные
позиции предприятия на рынке
определяются как уровнем и степенью
использования всего
1.2 Анализ и
оценка
Основным
критерием оценки конкурентоспособности
хозяйствующих субъектов в
Многолетний
опыт показал, что имеющиеся подходы
к оценке конкурентоспособности
предприятия (фирмы), основанные на критериях
качества продукции, размере доходов,
организационной и
При структурном подходе конкурентоспособность выявляется на основе анализа монополизации, то есть концентрации производства и капитала, барьеров для вновь вступающих на отраслевой рынок компаний. При функциональном подходе главную роль играют экономические показатели деятельности фирм. Несмотря на довольно высокую информативность, данные методы не учитывают конкретные особенности рынка, поэтому оценка конкурентоспособности имеет большую долю неопределенности.
Выявлять
конкурентоспособность
Особое место занимают матричные методы анализа конкурентоспособности. Они основаны на идее рассмотрения процессов конкуренции в динамике. Теоретической базой этих методов служит концепция жизненного цикла товара и технология, разработанная Р. Верноном. На каждом этапе жизненного цикла производитель может реализовать товар или продукт данной технологии в тех или иных масштабах, что, несомненно, отразится и на динамике продаж. Матричная методика анализа конкурентоспособности реализована в известных моделях стратегического анализа и планирования. Это модель «роста - доли» (модель BCG), рыночной привлекательности и конкурентных позиций (модель GE/McKinsey), модель «рыночная привлекательность - конкурентная позиция» (модель Shell DPM), модель Хофера - Шендела, основанная на анализе эволюции рынка, и др.
Пользуясь данными моделями, можно оценить конкурентные позиции «стратегических единиц бизнеса», выработать стратегию поведения предприятия на рынке. Недостатки данных моделей широко обсуждались в литературе по проблемам стратегического анализа и планирования. Основными среди них являются чрезмерная сложность выбора оценочных показателей и неоднозначность получаемых рекомендаций [5, c.76].
В последнее
время появились методики оценки
конкурентоспособности
Общая схема оценки конкурентоспособности представлена на рисунке 1.1.
Рис. 1.1. Схема обеспечения
конкурентоспособности
Из
изложенного следует, что до настоящего
времени отсутствует
В общем виде конкурентоспособность может быть представлена как функция многих переменных, в разной степени влияющих на конечный результат (1):
где - частные (учитываемые) показатели конкурентоспособности отдельных сторон деятельности предприятия; - весомость отдельных показателей.
В качестве частных (учитываемых) показателей конкурентоспособности приняты следующие:
Эп = 0,31 И + 0,19 Ф + 0,40 Рт + 0,10 П, где 0,31; 0,19; 0,40; 0,10 - коэффициенты весомости показателей.
Показатели,
отражающие финансовое положение: коэффициент
автономии Ка, характеризующий независимость
предприятия от заемных источников;
коэффициент платежеспособности Кп,
отражающий способность предприятия
выполнять свои финансовые обязательства
и оценивает вероятность
Она определяется через рентабельность продаж Рп, коэффициент затоваренности готовой продукцией Кз, коэффициент загрузки производственной мощности Км, коэффициент эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта Кр:
Эс = 0,37 Рп + 0,29 Кз + 0,21 Км + 0,13 Кр,
где 0,37; 0,29; 0,21; 0,13 - коэффициенты весомости показателей.
Кт = К/Ц.
Весовые коэффициенты определены экспертным путем.
Состав отдельных показателей по приведенному алгоритму представлен в таблице 1.3. Авторы внесли определенные уточнения в изложенную методику оценки конкурентоспособности предприятий. Это обусловлено следующими причинами.
Во-первых, при определении эффективности производственной деятельности (Эп) и эффективности организации сбыта и продвижения товара (Эс) используются показатели, имеющие различные единицы измерения (таблица 1.3).
Таблица 1.3
Содержание показателей
Показатели |
Учитываемые факторы |
Состав |
Эффективность производственной деятельности предприятия Эп |
1.1. Издержки
производства на единицу |
Валовые издержки |
1. 2. Фондоотдача Ф, руб |
Объем выпуска продукции; среднегодовая стоимость основных производственных фондов | |
1.3. Рентабельность товара Рт. % |
Прибыть от реализации: полная, себестоимость продукции | |
1.4. Производительность труда П, руб/чел |
Объем выпуска продукции; | |
среднесписочная численность работников | ||
Финансовое положение предприятия Фп |
2.1. Коэффициент автономии Ка |
Собственные средства предприятия; общая сумма источников финансирования |
2.2. Коэффициент |
Собственный капитал, общие обязательства | |
платежеспособности Кн | ||
2.3. Коэффициент абсолютной ликвидности Кл |
Денежные средства и быстрореализуемые бумага; краткосрочные обязательства | |
2.4. Коэффициент оборачиваемости Ко |
Выручка от реализации продукции: среднегодовой остаток оборотных средств | |
Эффективность организации сбыта и продвижения товара Эс |
3.1. Рентабельность продаж Рп. % |
Прибыль от реализации: объем продаж |
3.2. Коэффициент затоваренности готовой продукцией Кз |
Объем нереализованной продукции; объем продаж | |
3.3. Коэффициент загрузки производственной мощности Км |
Объем выпуска продукции: производственная мощность | |
3.4. Коэффициент |
Затраты на рекламу и стимулирование сбыта; прирост прибыли от реализации | |
эффективности рекламы и | ||
средств стимулирования | ||
сбыта Кр | ||
Конкурентоспособность товара Кт |
4.1. Относительный |
Доля брака в общем объеме производства |
показатель качества К, % | ||
4.2. Цена товара Ц руб. |
Цена товара |
Во-вторых, предлагаемый в литературе метод исчисления показателя, отражающего эффективность производственной деятельности предприятия (Эп), не учитывает долю экспортного рынка, занимаемую данным товаром. Для устранения этого недостатка необходимо включить показатель - удельный вес экспортной продукции (Уэп). На эффективность производственной деятельности влияет также доля административных расходов (Ра), так как они зачастую бывает необоснованно завышенными.
В-третьих, предлагаемый в литературе подход для исчисления интегрального показателя, отражающего финансовое положение, включает коэффициент автономии (Ка), коэффициент платежеспособности (Кп), коэффициент абсолютной ликвидности (Кл) и коэффициент оборачиваемости (Ко). Это дает не полную картину о состоянии финансового положения с учетом имеющегося имущества предприятия, а характеризует только его оборотные средства. Поэтому предлагаем дополнительно включить в расчет интегрального показателя, отражающего финансовое положение, коэффициент обновления основных фондов (Коб) и коэффициент финансового риска (Кфр).
В-четвертых, считаем, что эффективность организации сбыта и продвижения товара (Эс) следует оценивать через показатели прибыли, так как основная задача организации сбыта и продвижения товара сводится к реализации продукции. Поэтому в расчет следует включить показатели - прибыль торговых операций (коммерческая маржа) Пто (руб.); прибыль, приходящаяся на 1 работника отдела маркетинга, Прм (руб.); расходы по рекламе на 1 руб. отгруженной продукции Рр (руб.) и прибыль на 1 руб. заработной платы Пзп (руб.).
В-пятых,
предлагаемая нами модель включает показатели
использования
Таким
образом, исходя из представленных рассуждений,
для оценки конкурентоспособности
предприятий нами предлагается модель
оценки конкурентоспособности
Эп = 0,31 Узп + 0,19Рк + 0,40Рск + 0,10Ра,
где Уэп - удельный вес экспортной продукции, %, Рк - рентабельность всего капитала,%, Рск - рентабельность собственного капитала,%, Ра - доля административных расходов,%.
Фп = 0,29Км + 0,20Кси + 0,36Кфр + 0,15Коб,
Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия по производству офисной мебели