Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:05, курсовая работа
Целью работы является: на основе современных подходов и методов провести анализ системы оценки персонала предприятия и разработать предложения по ее совершенствованию на примере ООО «Торговый Дом Альянс»;
Для достижения этой цели в ходе работы будут решаться следующие конкретные задачи: рассмотреть понятие оценки результатов деятельности персонала; проанализировать виды и методы оценки персонала; проанализировать действующую систему оценки работы персонала в ООО «Торговый Дом Альянс»
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕРСОНАЛА. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ…………………5
1.1 Понятие оценки, её цели, задачи и эффективность..………………...…..5
1.2 Оценка результатов деятельности: сущность, цели…………...………..11
1.3 Отечественный и зарубежный опыт……………………………………..16
2 ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА В ООО «Торговый Дом Альянс»……..………………….…21
2.1 Общая характеристика предприятия…………………………………….21
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей……………….27
2.3 Аудит службы управления персоналом в организации………………...29
2.4 Анализ существующей системы оценки результатов деятельности персонала предприятия………………………………………………...……..31
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА …………………..........36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................42
Руководитель группы аудиторов Соколова Е.В.
2.4Анализ существующей системы оценки результатов деятельности персонала предприятия
Основной целью оценки руководителей является поиск путей повышения эффективности работы подразделений и организации в целом.[17] Эта цель может быть достигнута только в том случае, если, с одной стороны, каждый руководитель будет максимально полно использовать все возможности, открывающиеся перед ним и перед его подразделением (организацией), а с другой стороны, если руководящие должности будут занимать самые достойные, самые способные, самые знающие люди [14].
Поскольку работа руководителя предполагает решение большого количества задач (работа с людьми, эффективное использование материальных ресурсов, планирование, высокая личная организованностью др.), то становится очевидно, что за успешной управленческой деятельностью стоит значительный набор самых разных характеристик и умений, оценка которых предполагает использование разных методов. Комплексный подход к оценке работы руководителей предполагает, что результаты, полученные в ходе использования какого-то одного метода, если они не подкреплены информацией от применения других методов, могут быть односторонними, неполными. Использование таких однобоких результатов при принятии, например, решений о кадровых назначениях, может привести к серьезным ошибкам.[12]
Среди наиболее часто используемых методов оценки руководителей можно выделить следующие:
- Оценка показателей работы подразделения;
- Экспертные оценки;
- Психологическое тестирование;
- Проведение специализированных семинаров;
- Ежегодная оценка рабочих показателей;
- Центры оценки.
Оценка показателей работы подразделения. Подведение итогов работы подразделения, возглавляемого оцениваемым руководителем за определенный период времени (месяц, квартал, год), дает хорошую возможность для оценки его управленческой деятельности. Краткий отчет о работе за прошедший период является основой для планирования на будущее. Руководители в этом случае лучше понимают предъявляемые к ним требования, а также то, что они должны делать, чтобы достичь более высоких результатов.[2]
Экспертные оценки используются в практике оценки управленческого труда достаточно давно. Еще в СССР для этих целей были разработаны и широко использовались методики экспертных оценок, когда руководителей оценивает одновременно несколько экспертов: три вышестоящих руководителя, три руководителя его уровня (коллеги) и три его подчиненных. При этом для соблюдения конфиденциальности методика предполагала кодирование не только фамилий экспертов, но и фамилии оцениваемого руководителя. В приложении 4 представлена примерная оценочная форма для оценки работы руководителей. В качестве экспертов могут выступать вышестоящие руководители, коллеги и подчиненные.
Психологическое тестирование. Как вспомогательное средство при оценке работы руководителей могут использоваться и психологические тесты. Они призваны оценивать личностные характеристики, особенности стиля управления, уровень и особенности интеллекта, особенности мотивации, внимания, темперамента, коммуникативных способностей и др. Тесты позволяют выявить людей с определенными интеллектуальными, личностными или психофизиологическими особенностями. Однако такие тесты не могут дать точную картину зависимости результативности работы руководителей от психологических особенностей личности, поэтому роль тестов за последние 20-30 лет снижается.[5]
Проведение специализированных
семинаров. В ряде случаев для
определения управленческого
Ежегодная оценка работы руководителей и специалистов. Проводимая во многих организациях аттестация руководителей и специалистов, к сожалению, не всегда позволяет успешно решать задачи повышения эффективности работы руководящего состава. Организация получает неизмеримо больше пользы, если итогом оценки работы руководителей и специалистов будет не только заключение об их соответствии или несоответствии занимаемой должности, но и ежегодное решение задач:
формирование (или уточнение состава) кадрового резерва;
определение потребности руководителей и специалистов в обучении и повышении квалификации (с учетом стратегии и целей предприятия);
разработка предложений, направленных на повышение эффективности работы специалистов и руководителей предприятия; выработка рекомендаций для высшего руководства относительно того, как можно наилучшим образом использовать данного руководителя или специалиста.
Центры оценки. Они призваны помочь организациям в отборе работников, которые смогут результативно работать на руководящих должностях. Суть метода заключается в том, чтобы создать упражнения, моделирующие ключевые моменты деятельности оцениваемого, в которых проявились бы имеющиеся у него профессионально важные качества.[3]
В основе технологии центров оценки лежат следующие принципы.
1) моделирование ключевых моментов деятельности;
2) разработка системы
критериев оценки специально
для каждой программы в
3) испытание различными
взаимодополняющими техниками
4) оценка производится
не только специалистами, но
также специально
5) оценка каждого участника
ЦО несколькими наблюдателями
и каждым наблюдателем
6) оценка реального поведения,
а не гипотезы о его причинах,
выявление и описание
В заключение следует добавить, что процесс оценивания и критерии оценки должны быть доступны и понятны не узкому кругу специалистов, но и оценщикам, и наблюдателям, и самим оцениваемым.
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА В ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ АЛЬЯНС»
ООО «Торговый Дом Альянс»;
- торговая организация, поэтому эффективность
работы персонала всегда отражаются
на товарообороте. Вопрос о причинах
низких продаж всегда связан с вопросом:
«Какие проблемы есть в работе персонала?»
и «Как правильно оценить работу
сотрудников торговой компании?». Получив
такую оценку, можно составить
представление о текущем
Прежде чем проводить оценку торгового персонала, нужно в обязательном порядке провести опрос руководства компании — это важнейшее условие успеха всего мероприятия. Необходимо знать, какой видят роль продавцов, менеджеров и торговых представителей руководители верхнего эшелона.
Опросный лист для менеджеров составляется так, чтобы можно было для каждой позиции четко определить:
Сотрудник компании — кто он? (Образование, черты характера, внешний вид, возраст и т. д.)
- Какое место отводится ему в компании?
- Какие задачи он призван решать?
- Каковы критерии оценки эффективности его работы?
- Для чего нужно проводить оценку его деятельности?
- Сколько времени отводится на такую оценку?
- Как часто она должна проводиться?
Получив ответы руководителей компании, можно составить на их основе портрет «идеального торгового работника» и разработать план по оценке этой категории персонала. Далее необходимо решить следующие задачи:
- оценить состав сотрудников: определить уровень развития значимых профессиональных и личностных качеств; выяснить, как их профессиональный уровень воспринимается клиентом;
- отследить динамику изменения профессиональных качеств сотрудников за определенный период времени;
- выявить пики и спады эффективности в их деятельности;
- провести кадровое планирование: сформировать кадровый резерв, составить план отпусков, определить потребность в обучении, необходимость замен;
- наладить обратную связь с сотрудниками;[12]
- сформировать у работников максимально полное понимание своей профессиональной деятельности, помочь им понять свои сильные и слабые стороны;
- повысить мотивацию: предложить систему стимулов к выполнению поставленных перед ними задач, в случае необходимости — подобрать индивидуальный набор стимулов.
При планировании и проведении
комплексной системы оценки торгового
персонала используются разные способы,
которые можно условно
К открытым способам относятся аттестация, метод «360° аттестация», экзамен, оценочное собеседование, ролевая игра, оценка со стороны клиентов, центр оценки, самооценка сотрудника, рейтинг. [17]
К неявным способам относится популярная методика «таинственный покупатель», которая позволяет диагностировать качество обслуживания, профессиональные знания продавцов, их умение работать с конфликтными покупателями, справляться с возражениями клиентов и стрессом. Ее можно использовать в магазинах «Росвесталко» для того, чтобы оценить:
- коммуникативные навыки (вежливость, умение поддержать разговор, способность увлеченным рассказом о товаре стимулировать интерес покупателя);
- знание товара;
- артистичность.
Анализ результатов «посещения
таинственного покупателя»
- Как состоялся первый контакт между продавцом и клиентом?
- Предлагал ли продавец товар и каким образом?
- Каковы результаты диалога продавца с клиентом?
- Как поведение продавца повлияло на выбор клиента?
- Какие выводы сделал продавец после общения с клиентом?
- Какие действия продавец предпримет в будущем в аналогичной ситуации?
В таблице 1 представлена рекомендуемая периодичность мероприятий комплексной системы оценки торгового персонала.
Таблица3 – Базовая система мероприятий по оценке торгового персонала
№ |
Вид мероприятия |
Рекомендуемая периодичность |
1 |
Оценочное собеседование |
Еженедельно |
2 |
Кейсы |
Два раза в месяц |
3 |
Рейтинг |
Ежемесячно |
4 |
«Таинственный покупатель» |
Два раза в год |
5 |
Оценка со стороны клиентов |
Два раза в год |
6 |
Аттестация |
Один раз в год |
Важно, чтобы результаты оценки торговых работников фиксировались в форме, удобной для обработки и дальнейшего использования данных. На каждого сотрудника целесообразно завести и регулярно заполнять карточку оценки компетентности, образец которой приведен в Приложении 10 .
Заполнение карточки оценки
компетентности — обязанность
При периодически проводимой комплексной оценке торгового персонала ООО «Торговый Дом Альянс»; безусловно, повысится эффективность оценки результатов деятельности персонала, а вслед за этим и товарооборот компании.
Информация о работе Оценка результатов деятельности персонала