Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 22:05, курсовая работа
В связи с этим в диссертации выдвинута цель - комплексная оценка социального управления как функции государственной власти и его эффективности на примере региональных социальных программ.
Соответственно цели поставлены следующие задачи:
провести анализ социальной эффективности государственных региональных программ в Ставропольском крае;
рассмотреть социальную эффективность проектов и программ развития разного уровня;
Введение
1 Использование программно-целевого метода в региональной политике
2 Анализ реализации проектов регионального развития и их социальной эффективности
2.1 Проблемы реализации стратегий регионального развития
2.2 Анализ социально-экономического положения Кировского района Ставропольского края
3 Методы оценки социальной эффективности стратегий и программ
Заключение
Список использованных источников
Наиболее актуальными проблемами социального управления является оценка социальной эффективности. Ее актуальность для Администрации Кировского муниципального района Ставропольского края определяется значимостью необходимости отбора наиболее эффективных социальных проектов, которые должны быть реализованы для улучшения качества жизни населения района.
Цель данной работы заключается в комплексной оценке социального управления как функции государственной и муниципальной власти и его эффективности на примере региональных социальных программ.
Для достижения поставленной цели в курсовом проекте решены следующие задачи:
разработать критерии и показатели эффективности социальных программ;
провести анализ социальной эффективности региональных программ в Ставропольском крае;
рассмотреть социальную эффективность проектов и программ развития разного уровня;
осуществить оценку социальной эффективности стратегии развития Администрации Кировского муниципального района Ставропольского края.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
|
1 Использование программно-целевого метода в региональной политике |
|
2 Анализ реализации проектов регионального развития и их социальной эффективности |
|
2.1 Проблемы реализации стратегий регионального развития |
|
2.2 Анализ социально-экономического положения Кировского района Ставропольского края |
|
3 Методы оценки социальной эффективности стратегий и программ |
|
Заключение |
|
Список использованных |
ВВЕДЕНИЕ
Выдвижение социальных результатов в качестве системообразующего фактора управления означает пересмотр ключевых принципов его организации. В системах управления в индустриально развитых странах постепенно происходит смещение акцентов с разрешения социальных противоречий и устранения социальных диспропорций, возникающих вследствие социально-экономических преобразований, на осуществление социального контроля во внутренней и внешней среде организаций, планомерное управление социальными процессами в интересах всего общества.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что социальное управление играет в современной России всё возрастающую роль, оно пронизывает практически все сферы жизни общества. Происходит плавная модернизация недостаточно эффективной социально-политической системы страны с помощью программно-целевого метода. Любая форма человеческой деятельности связана с опережением каких-то конкретных действий их мысленным образом и определенным способом, т.е. определенной программой. Это тем более важно, когда речь идет об организации и координации совместных действий, управлении совокупной деятельностью в социальных общностях, начиная от самых малых и кончая глобальными.
Применительно, к политико-управленческой практике сутью социального управления является нахождение и обоснование алгоритма предстоящих действий по решению определенной общественной проблемы и достижению необходимого (желаемого) результата. Социальное управление проявляется в различных формах: нормообразовании, нормативном (программном) прогнозировании, проектировании, планировании и т.д.
Обоснованные социальные нормы и решения (программы), содержащие в себе образ результата (цель) и способ его достижения (методы и процедуры деятельности), дают возможность влиять на социальные процессы целенаправленно, комплексно, систематизированно.
В связи с этим в диссертации выдвинута цель - комплексная оценка социального управления как функции государственной власти и его эффективности на примере региональных социальных программ.
Соответственно цели поставлены следующие задачи:
провести анализ социальной эффективности государственных региональных программ в Ставропольском крае;
рассмотреть социальную эффективность проектов и программ развития разного уровня;
осуществить оценку социальной эффективности стратегии развития Администрации Кировского муниципального района Ставропольского края.
1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
Разработка региональных программ – это целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов различных таксономических уровней.
Региональные программы представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социально и научно- технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем. Каждая региональная программа характеризуется одновременно несколькими классификационными признаками. Например, конкретная региональная программа может быть по территориальной принадлежности – областной, по функциональной ориентации- экологической; по масштабности проблемы- узкоспециализированной; по продолжительности – среднесрочной и т. д..
Специфика региональных программ заключается в том, что они формируются и реализовываются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, вытекают из общегосударственных и территориальных интересов. Отбор региональных проблем для управления проводится, как правило, территориальными органами власти и управления. Программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона, единицы административно – территориального деления РФ (республика, край, область, город федерального значения). Управление проектированием и реализацией программ обеспечивается структурами исполнительной власти региона. Финансирование программ осуществляется в основном за счет субсидий государства- это в том случае, когда та или иная проблема имеет федеральное значение и не может быть решена только за счет средств региона. Используется также другие источники финансирования (иностранные инвестиции, частные капиталовложения и др.).
Основные задачи региональных программ:
– выравнивание межрайонных различий по показателям экономического, социального и научно- технического развития;
– формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;
– сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка;
– максимально полное и эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона;
– развитие производств и сфер в соответствии с государственной селективной, структурной политикой;
– охрана окружающей среды;
– преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;
– формирование информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов;
– духовное возрождение регионов, сохранение их исторического наследия, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно - политической и правовой обстановки.
В настоящее время общепризнанным является мнение, что программно- целевой метод служит внешним инструментом осуществления государственной социальной и экономической политики развития страны и ее отдельных регионов наряду с методом прогнозирования и индикативного планирования. Целевые программы представляют собой указанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы научно- исследовательских, опытно-конструкторских, организационно- хозяйственных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области государственно-федерального строительства, научно-технического, экономического, инвестиционного, социально- демографического, внешнеэкономического, культурного, экологического и регионального развития Российской Федерации. Их важнейшей особенностью является определение, исходя из народнохозяйственной значимости, экономической и социальной целесообразности состава приоритетных направлений развития и очередности их реализации с учетом возможностей финансирования программных мероприятий на федеральном, региональном или местном уровнях. Практика показывает, что целевые программы могут эффективно использованы для управления социально-экономическими процессами в регионах. Данный метод дает возможность достижения целей, предусматривающих коренные сдвиги в развитии экономики и социальной сферы, переход к новым состояниям экономических систем, которые не могут быть достигнуты в процессе реализации частных целей развития каких-либо отдельных производственных, инфраструктурных или иных элементов хозяйственных региональных систем. Для этого необходимо обеспечить интеграцию деятельности либо объединение материальных и финансовых ресурсов независимых субъектов- участников программ.
Для программно-целевого метода характерно то, что он обеспечивает реализацию одновременно двух типов интеграции: социально-экономических и научно-технических процессов когда требуется объединить усилия субъектов, принадлежащих к различным отраслям, регионам или формам собственности, и временной, когда требуется добиться четкой последовательности и единства различных этапов (стадий) общего процесса движения к конечной цели, предусмотренной программой.
Условиями использования программно-целевого подхода являются:
– необходимость кардинального изменения неблагоприятных пропорций, структуры, тенденций развития экономики и социальной сферы;
– комплексность возникшей социально-экономической , научно-технической и природно-экологической проблемы, требующей межотраслевой и межрегиональной координации программных мероприятий;
– отсутствие возможностей достижения необходимых целей развития, исходя только из существующего уровня взаимосвязей между уровнями управления, хозяйствующими субъектами и т.д.;
– необходимость скоординировать использования финансовых и материальных ресурсов различной ведомственной, отраслевой, региональной и иной принадлежности для достижения особо важной цели (федеральной, региональной или муниципальной значимости)
Использование программно – целевого метода на каждом уровне - общегосударственном, региональном, муниципальном – в своей основе определяется характером и территориальным масштабом возникновения комплексной проблемы, влияющих на воспроизводственный процесс в целом.
Так для общегосударственного уровня предметом программной проработки являются проблемы, оказывающие глобальное влияние на динамику развития экономики страны и связанные с реализацией регионального резерва государственной промышленной политики: освоение пионерских районов промышленного развития; вовлечение в хозяйственный оборот крупных материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов; изменение специализации экономики регионов или отдельных зон в ходе структурной перестройки; формирование "полюсов роста" (зон, технополюсов, крупных объектов и т.д.) экономического роста, имеющих принципиальное значение для создания эффективной структуры экономики страны (как отраслевой, так и территориальной); осуществление необходимой санации предприятий, продукция которых направляется на удовлетворение общегосударственных нужд; создание и развитие объектов зональной, межзональной и магистральной инфраструктуры; осуществление регионального разреза государственной и научно-технической политики – созданием и развитием объектов науки и научного обслуживания в регионах, обеспечивающих реализацию стратегических направлений исследований и крупных комплексных научно-исследовательских межрегиональных программ; реализация государственной социальной политики, имеющей наиболее выраженный территориальный характер, в первую очередь, в части смягчения региональных диспропорций в уровне жизни; оказания помощи населению депрессивных регионов; реализация государственной экологической политики в части проблем общегосударственного, межрегионального значения, а также наиболее сложных и требующих привлечения значительных ресурсов экологических проблем регионального характера (катастроф техногенного характера и т.д.).
На уровне регионов программного подхода требует решение таких проблем, как осуществление коренных структурных сдвигов в экономике. В их числе: создание новых, развитие и поддержка существующих прогрессивных производств- "точек роста", объектов производственной и социальной инфраструктуры, позволяющих реализовать конкурентные преимущества региона; создание благоприятных общеэкономических условий функционирования и развития предприятий в регионе на основе:
1) развития законодательной и нормативной базы, направленной на создание "режима наибольшего благоприятствования", в первую очередь, для региональных производителей, работающих в приоритетных для развития региона сферах экономики и отраслях производства, включая среднее и малое предпринимательство;
2) создания благоприятного инвестиционного климата в регионе; развитие рыночной инфраструктуры общерегионольного и зонального (внутри регионального) значения; участие в межрегиональных программах по совместному созданию производственных и инфраструктурных объектов, решению экологических проблем.
На уровне муниципалитетов предметом программной проработки могут является: проблемы ликвидации диспропорций в развитии производства и инфраструктуры, реализующих локальные воспроизводственные циклы (предприятия сырьевой базы и соответственно пищевой и других перерабатывающих отраслей, объекты местной производственной и социальной инфраструктуры и т.д.); вопросы содействия развитию малого предпринимательства; комплексное совершенствование местной законодательной и нормативной базы в целях стимулирования предпринимательской деятельности населения в направлениях, приоритетных для данной территории, создания благоприятных условий в интересах привлечения инвестиций для активного развития производственных и инфраструктурных объектов; участие в развитии объектов рыночной инфраструктуры местного значения ;проблемы социальной ориентации - поддержка и развитие социально значимых объектов: дольний, школ, детских учреждений и т. д.; проблемы содействия занятости населения , включая вопросы переподготовки кадров, преодоления структурной безработицы и др.
При этом для решения проблем, подлежащих программной проработке, в первую очередь, должны быть задействованы ресурсы того уровня, на котором проблема возникла. Ресурсы остальных уровней должны привлекаться по восходящей или исходящей линии по "остаточному" принципу. Так развитие экономической базы муниципального образования, основывающееся на отраслевых воспроизводственных циклах с высокой степенью локализации (развития стройиндустрии, пищевой промышленности и т.д.), должно базироваться, в первую очередь, на использовании местных ресурсов - финансовых, материальных и т.д. При их недостаточности должны быть обоснованы потребности в дополнительном привлечении ресурсов регионов более высоких уровней (субъекта Федерации или даже федеральных ресурсов). В свою очередь, приоритетное развитие производства, инфраструктуры и т.д., обслуживающих общегосударственные потребности, должно осуществляться на основе средств федерального уровня с привлечением средств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований на принципах долевого участия в создании или развитии объектов инфраструктуры, потребителями которых они будут. Вместе с тем , глубокие кризисные деформации экономики отдельных регионов, крайняя недостаточность собственных ресурсов на региональном и муниципальном уровнях, усугубляемая стремлением федерального центра к избыточной централизации финансовых средств, приводят в ряде случаев к аномально высоким различиям социально-экономического положения регионов. Для их преодоления также могут быть использованы возможности программно-целевого метода.
Информация о работе Оценка социального эффекта стратегии развития Кировского муниципального района