Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 22:05, курсовая работа
В связи с этим в диссертации выдвинута цель - комплексная оценка социального управления как функции государственной власти и его эффективности на примере региональных социальных программ.
Соответственно цели поставлены следующие задачи:
провести анализ социальной эффективности государственных региональных программ в Ставропольском крае;
рассмотреть социальную эффективность проектов и программ развития разного уровня;
Введение
1 Использование программно-целевого метода в региональной политике
2 Анализ реализации проектов регионального развития и их социальной эффективности
2.1 Проблемы реализации стратегий регионального развития
2.2 Анализ социально-экономического положения Кировского района Ставропольского края
3 Методы оценки социальной эффективности стратегий и программ
Заключение
Список использованных источников
3) создание условий для развития
территориальной мобильности
4) повышение эффективности
Стратегические цели региона носят масштабный характер, требуют интеграции усилий федеральной и региональных властей.
Анализ исследований различных авторов показал, что к таким целям относятся:
– обеспечение социальной и экономической безопасности региона;
– создание базовой сети производственно-хозяйственных структур, связывающих территориально-хозяйственные комплексы субъектов федерации в целостную экономику;
– совершенствование производственной инфраструктуры, опосредующей развитие регионального хозяйственного комплекса.
Итак, центральным звеном стратегии социально-экономического развития является активное развитие отраслей экономики, для которых в регионе уже имеются наиболее благоприятные условия. Это – АПК, строительство, туристический и энергетический комплексы, промышленное производство, транспорт. Для решения проблемы занятости необходимо создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Кроме этого, исходя из проведенного анализа, необходимо считать приоритетным социальный прогресс, включая развитие здравоохранения, образования, науки, ЖКХ, физической культуры и спорта, а также сохранение и развитие культурного наследия народов Северного Кавказа; укрепление межнациональных отношений. То есть улучшать уровень жизнь населения необходимо практически во всех сферах.
Все эти позиции отражены в разработанной Стратегии развития Администрации Кировского муниципального района Ставропольского края. Однако, по нашему мнению, совершенно необоснованно предполагается, что для реализации стратегии необходимо «взять деньги» из местного бюджета, которые попадут туда за счет «экономического рывка» и расширения собственной доходной базы. Это не значит, что регион не должен становиться самодостаточным, иметь собственные средства и распоряжаться ими в целях собственного социально-эклномического прогресса. Наоборот, это также является одной из стратегических целей и она должна быть достигнута к 2025 году. Но в течение 2011-2025 года такая ситуация вряд ли может быть реальностью.
Анализ показывает, что в Стратегии предполагается достичь к 2025 году следующих показателей:
1) роста валового регионального продукта в 2,7 раза, до 219 тысяч рублей на душу населения (для сравнения – это почти на 10% ниже, чем было в среднем по РФ в 2010 году – 241767,0 тыс.руб./чел.);
2) доходы бюджета должны возрасти в четыре раза (не вполне ясен источник этого роста, если ВРП возрастет только в 3 раза – усиление налогового пресса нежелательно);
3) реальная месячная заработная плата увеличится в 2,5 раза, достигнув 23,8 тыс. руб., что также вряд ли можно считать оптимальным, поскольку в других регионах рост зарплаты также произойдет. Заложив ее рост в 5%, сложившийся в последние годы, получим, то за 13 лет с 2011 по 2025 год, произойдет среднее по стране увеличение заработной платы в 2,93 раза, т.е. отставание по зарплате не сократится, а увеличится по сравнению со средней по РФ, а оно уже сейчас составляет более 40%;
4) предполагается в три раза увел
Подводя итог проведенному анализу стратегического управления Кировским муниципальным районом Ставропольского края, можно сделать вывод, что разработанная Стратегия до 2025 года не по всем параметрам ориентирует на социальный и экономический рост, в некоторых случаях она консервирует сложившееся отставание района.
2.2 Анализ социально-экономическог
Сопоставление основных параметров динамики социально-экономического развития Ставропольского края и России свидетельствует о достаточно устойчивых по годам и большинству параметров темпах роста региона. За десять последних лет 52% показателей динамики экономического роста Ставропольского края были выше, чем в среднем по России. Наиболее устойчиво росли за эти годы реальные доходы населения, розничный товарооборот и валовой региональный продукт (далее – ВРП) Ставропольского края. Среднегодовой темп роста ВРП за последние девять лет превышал среднероссийские темпы роста ВВП более чем на 1,7 процентного пункта.
В динамике некоторых параметров социально-экономического развития Ставропольского края наблюдается выраженная неустойчивость - годы высокой динамики роста перемежаются отдельными годами абсолютного спада. Такие спады были зафиксированы в 19% случаев, большая часть из которых приходится на динамику сельскохозяйственного производства (что вполне объяснимо) и строительных работ, и особенно - прямых иностранных инвестиций.
В результате среднегодовые темпы роста отдельных параметров экономики Ставропольского края превышали среднероссийские как по динамике ВРП (ВВП) в целом, так и в пяти из остальных восьми анализируемых параметров. В наибольшей степени устойчиво высокие и постоянно опережающие среднероссийские темпы роста Ставропольский край удерживает по ВРП, промышленному и сельскохозяйственному производству (рисунки 4 – 6).
Рисунок 4 – Динамика ВРП
Рисунок 5 – Динамика промышленного производства
Рисунок 6 – Динамика сельскохозяйственного производства
Превышение накопленных темпов роста отмечено также по реальным денежным доходам населения (рисунок 7), что обусловило высокие темпы роста розничного товарооборота и объема платных услуг населению (рисунки 8–11). При этом на режим опережающего развития Ставропольский край вышел в период 2004-2006 гг.
Рисунок 7 – Динамика реальных денежных доходов населения
Рисунок 8 – Динамика розничного товарооборота
Рисунок 9 – Динамика платных услуг населению
Уверенный рост в последние годы инвестиций в основной капитал не подкреплялся адекватным ростом строительных работ (рисунки 10 – 11), поскольку основной капитал направлялся в значительной степени на техническое перевооружение производства.
Рисунок 10 – Динамика инвестиций в основной капитал
Рисунок 11 – Динамика строительно-монтажных работ
Энергичные темпы экономического развития Ставропольского края стали определяющими для высоких международных рейтинговых оценок (рисунок 12).
Рисунок 12 – Динамика кредитного рейтинга, присвоенного Ставропольскому краю международным рейтинговым агентством «Standard&Poor's»
Промышленность в целом является ведущей отраслью экономики Ставропольского края. По итогам 2010 года на долю промышленного производства Ставропольского края приходилось 20% ВРП и 70,5% экспорта, более 35% налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации на территории Ставропольского края. Среди регионов Южного федерального округа Ставропольский край занимает устойчивое четвёртое место по объёму отгруженной продукции и темпам роста промышленного производства.
В структуре промышленности профилирующую роль играют электроэнергетика, пищевая, химическая промышленность, а также производство и распределение газообразного топлива, на которые приходится более 75% отгруженной продукции (рисунок 13). Их доля в структуре промышленности Ставропольского края в 3-4 раза превышает аналогичные показатели по России в целом.
Ставропольский край – самый газифицированный регион России. В крае находится крупнейшее в Европе хранилище природного газа объемом более 20 миллиардов кубометров. Здесь начало транснационального газопровода «Голубой поток».
Рисунок 13 - Структура промышленности Ставропольского края
в 2010 г. (по отгруженной продукции)
Ставропольский край – крупнейший в Европе производитель минеральных удобрений и искусственных сапфиров. По объемам производства полимерной продукции, изделий стекольной промышленности, розливу минеральных вод и напитков Ставропольский край занимает лидирующие позиции в России. Немногим выше среднероссийского уровень развития таких отраслей как производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; производство прочих неметаллических минеральных продуктов.
Сложившаяся структура промышленности и ее специализация позволяют охарактеризовать Ставропольский край как регион разнообразной и достаточно развитой промышленности.
Капитальные вложения последних лет в реконструкцию, расширение мощностей и техническое перевооружение промышленного комплекса за счет собственных средств и привлекаемых кредитных ресурсов превышают 3,5 млрд. рублей ежегодно. Важнейшей отраслью специализации Ставропольского края является сельское хозяйство. Первые годы нового тысячелетия для агропромышленного комплекса Ставропольского края (далее – АПК) характеризуются ростом объемов производства и стабилизацией экономического состояния.
В распоряжении АПК находится 91,1% земельной площади. Природно-климатические условия Ставропольского края благоприятствуют выращиванию практически всех видов основных сельскохозяйственных культур. Но лидирующие позиции в России Ставропольский край занимает по производству зерна (3-е место после Краснодарского края и Ростовской области) и особенно пшеницы. Ее посевы занимают более 1,5 млн.га.
В 2010 году за всю историю земледелия в Ставропольском крае получен самый весомый урожай зерновых и зернобобовых культур в объеме 8,6 млн. тонн. По производству зерна на душу населения Ставропольский край является мировым лидером. В 2010 году этот показатель составил 3300 килограммов на жителя.
Ставропольский край – крупнейший курортный и туристский регион России, имеющий значительный туристский потенциал. Наиболее сильным по рекреационно-туристским ресурсам и инфраструктуре выступает регион Кавказских Минеральных Вод.. Совокупная доля от туристских, санаторно-оздоровительных услуг и услуг гостиниц и иных средств размещения в общей структуре объема платных услуг населения по итогам 2010 года составила 13,6% или 8351 млн. рублей.
В целях привлечения инвестиций в развитие туристско-рекреационного комплекса и его инфраструктуры в Ставропольском крае создается особая экономическая зона туристско-рекреационного типа. Ведется разработка документации по площадке «Гранд-Спа-Юца» в 5 км от города-курорта Пятигорска и площадке у горы Развалка, город-курорт Железноводск.
В Ставропольском крае реализуются и другие крупные инвестиционные проекты. За 2010 год на развитие экономики и социальной сферы Ставропольского края использовано более 70 млрд. рублей инвестиций в основной капитал (рисунок 14).
Рисунок 14 – Основные показатели инвестиционной деятельности
в Ставропольском крае
О положительных тенденциях в социально-экономическом развитии Ставропольского края свидетельствует улучшение финансовой обеспеченности. В 2010 году доходы консолидированного бюджета увеличились по сравнению с 2004 годом в 8,2 раза и составили 62,7 млрд. рублей. Расходы края по итогам 2010 года составили 61,1 млрд. рублей и возросли в 8,5 раз за последние 9 лет.
Основными источниками доходов консолидированного бюджета Ставропольского края за 2004-2010 годы являются налоговые поступления, их удельный вес в общих доходах в среднем составляет 58% (таблица 1). Наибольший удельный вес в налоговых поступлениях занимают налог на доходы физических лиц – в среднем 20,2%, налог на прибыль – 16%, налоги на имущество – 7,6%.
Таблица 1 – Структура доходов и расходов консолидированного бюджета Ставропольского края, %
Показатели |
Год | ||||||||
2004 |
2005 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Доходы – всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
из них: налоговые |
67,8 |
63,6 |
48,6 |
61,7 |
60,1 |
53,1 |
58,2 |
54,4 |
54,1 |
налог на прибыль |
16,7 |
21,8 |
13,7 |
14,7 |
14,5 |
13,2 |
17,8 |
14,9 |
16,4 |
налог на доходы физических лиц |
15,0 |
18,9 |
17,1 |
20,8 |
22,1 |
21,3 |
22,0 |
22,2 |
22,3 |
налоги на совокупный доход |
3,3 |
4,0 |
3,0 |
1,3 |
2,9 |
3,0 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
налоги на имущество |
7,2 |
6,0 |
5,6 |
6,7 |
6,3 |
9,7 |
9,4 |
9,4 |
8,3 |
неналоговые |
3,9 |
2,9 |
2,9 |
4,3 |
4,9 |
5,3 |
4,6 |
5,1 |
7,9 |
безвозмездные перечисления |
28,0 |
30,7 |
40,1 |
31,2 |
22,0 |
35,7 |
30,4 |
33,2 |
34,6 |
доходы от предпринимательской и иной принос. доход деятельности |
- |
2,8 |
2,5 |
2,8 |
5,7 |
5,8 |
6,8 |
7,4 |
3,4 |
Расходы – всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в отрасли экономики |
8,6 |
15,6 |
17,0 |
15,1 |
13,2 |
18,4 |
14,6 |
14,8 |
13,6 |
в жилищно-коммунальное хозяйство |
21,2 |
12,2 |
11,5 |
10,5 |
10,7 |
13,3 |
8,7 |
9,9 |
11,5 |
на социально-культурные мероприятия |
53,9 |
55,1 |
48,6 |
51,2 |
52,5 |
54,3 |
60,6 |
60,7 |
57,4 |
Информация о работе Оценка социального эффекта стратегии развития Кировского муниципального района