Офенка эффективности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 03:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальностью темы данного курсового проекта является рассмотрение проблемы управления инновационными проектами в химическом комплексе. Управление инновациями - ключ к поддержанию высокой эффективности производства.
Цель курсового проекта – обоснование эффективности инновационного проекта, рассмотрение основных критериев оценки проекта, а также выработка практических рекомендаций по повышению инновационной активности промышленного предприятия, проведение процедуры оценки экономической эффективности инновационно-инвестиционных проектов, используя современные методические подходы, основанные на принципе денежных потоков.

Содержание работы

Введение 2
Часть 1. 4
Теоретические основы управления инновационной деятельностью предприятий нефтегазовой промышленности 4
1.1 Инновация как объект управления 4
1.2 Комплексный подход к управлению инновационной деятельностью 7
1.3 Рациональное размещение новых технологий по объектам наибольшей эффективности 10
1.4 Прогнозирование последствий внедрения инноваций 11
1.5 Выводы по главе 14
Часть 2. 16
2.1 Каналы распространения товаров. Их функции и виды 16
2.2 Выбор ценовой категории предприятия в зависимости от экономической политики предприятия. 21
2.3 Захват определенной доли рынка. Максимизация сбыта 24
Часть 3. 28
3.1 Расчет исходных показателей по годам 30
3.2 Расчет показателей эффективности 35
3.3 Анализ показателей эффективности и оценка эффективности инновационного проекта 38
3.4 Выводы 46
Заключение 47
Список использованной литературы 49

Файлы: 1 файл

kursovoy_innovatsii.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение                    2

Часть 1.                     4

Теоретические основы управления инновационной деятельностью предприятий  нефтегазовой промышленности              4

1.1 Инновация как объект управления               4

1.2 Комплексный подход к управлению инновационной деятельностью        7

1.3  Рациональное размещение новых  технологий по объектам наибольшей  эффективности                  10

1.4 Прогнозирование последствий внедрения  инноваций           11

1.5 Выводы  по главе                 14

Часть 2.                   16

2.1 Каналы распространения товаров. Их функции и виды                             16

2.2 Выбор ценовой категории предприятия в зависимости от экономической политики предприятия.                 21

2.3 Захват определенной доли рынка. Максимизация сбыта          24

Часть 3.                   28

3.1 Расчет исходных  показателей по годам             30

3.2 Расчет показателей  эффективности              35

3.3 Анализ показателей  эффективности и оценка эффективности  инновационного проекта                38

3.4 Выводы                   46

Заключение                  47

Список использованной литературы              49

 

Введение

В современном мире инновационная  составляющая развития предприятий  является основным источником роста. Мировая практика показывает, что устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависит от инноваций. П. Друкер утверждает, что «единственная вещь, имеющая значение - это инновации». Инновационность становится неотъемлемой чертой современного предприятия. В связи с этим возрастает важность и роль управления инновационной деятельностью, инновационным развитием российских предприятий.

Определение стратегии развития предприятия  и текущее управление инновационной деятельностью тесно связаны с величиной и структурой инновационного потенциала предприятия, который является необходимым условием осуществления инноваций. Для адекватной оценки текущей ситуации и выбора перспективных направлений инновационного развития на предприятии необходимо проведение систематической оценки имеющегося инновационного потенциала. Это будет способствовать выявлению резервов повышения эффективности его использования, что, в свою очередь, даст возможность корректировать направления инновационного развития и прогнозировать вероятность и характер результатов инновационной деятельности. Немаловажным моментом является и тот факт, что в условиях сокращения бюджетного финансирования сферы науки и технологий государственная поддержка направлена, прежде всего, на предприятия с высокими инновационными возможностями. При этом возникает проблема отсутствия общепринятой методики оценки таких возможностей, свободной от субъективных суждений.

Актуальностью темы данного курсового проекта является рассмотрение проблемы управления инновационными проектами в химическом комплексе. Управление инновациями - ключ к поддержанию высокой эффективности производства.

Цель курсового  проекта – обоснование эффективности  инновационного проекта, рассмотрение основных критериев оценки проекта, а также выработка практических рекомендаций по повышению инновационной активности промышленного предприятия, проведение процедуры оценки экономической эффективности инновационно-инвестиционных проектов, используя современные методические подходы, основанные на принципе денежных потоков.

Исходя из цели формируются основные задачи курсового  проекта:

- раскрыть сущность  инновационного проекта предприятия  в химической области;

- определить  основные причины снижения эффективности  инновационного проекта;

- дать оценку  современного состояния управлением  инновационных проектов на химическом  предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы управления инновационной деятельностью предприятий нефтегазовой промышленности

1.1 Инновация  как объект управления

Существует  большое разнообразие в понимании  инновации и инновационной деятельности. В англо-русском словаре по экономике  и финансам [4] «инновация» (innovation) определяется как «новшество, нововведение», а также как «процесс нововведений». Следует заметить, что ранее термин «инновация» в литературе переводили на русский язык именно как «нововведение».

В наиболее полной работе, посвященной управлению инновационной  деятельностью в нефтяной отрасли [5], даются следующие определения  инновации:

1). Конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или иного вида эффекта.

2). Нововведения  в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, в самых разных направлениях и сферах деятельности.

3). Любой новый  подход к конструированию, производству  или сбыту товара, в результате  чего компания получает дополнительную  прибыль и преимущества перед конкурентами.

Понятие «инновационная деятельность» может трактоваться в узком и широком смысле.

В узком смысле инновационная деятельность представляет собой деятельность, направленную на использование результатов научных  исследований с целью получения нового или значительно усовершенствованного продукта, способа его производства или применения.

В широком смысле инновационная деятельность – это  процессы создания, освоения и распространения  новых видов продукции, услуг, технологий, сырья и материалов, методов организации производства и управления.

В дальнейшем в  работе под инновационной деятельностью  понимается процесс осуществления  инноваций, который рассматривается  в широком смысле этого слова.

В содержании инновационной  деятельности выделяются два периода:

– инкубационный период, охватывающий время с момента рождения научной идеи до установления ее технической осуществимости;

– рыночно-разработочный период, охватывающий время между установлением рыночной пригодности нового изделия и появлением его на рынке. В течение инкубационного периода проводятся маркетинговые исследования, обеспечивающие формирование технических идей, предварительную оценку и проверку концепции идей, осуществляется стратегическое планирование инновационного развития производства, выполняются работы по созданию или привлечению научно-технической продукции. Соответственно в течение рыночно-разработочного периода проводятся маркетинговые испытания объектов новой техники в рыночных условиях, выполняется организационная подготовка производства, осваивается и развертывается производство и, наконец, налаживаются поставки новой техники на рынок, которые сопровождаются маркетинговым мониторингом – анализом и оценкой результатов инновационной деятельности в целом. В совокупности выделенные два периода – инкубационный и рыночно-разработочный – задают жизненный цикл инновации.

Экономическое сопровождение инновационной деятельности должно включать многовариантный анализ коммерческой эффективности новых  технологий, применимых в нефтегазодобыче, а также создание экономических механизмов реализации инновационной политики.

Схематично  основные задачи инновационной деятельности в нефтегазодобывающей структуре  представлены на рис. 1.

 

Естественно, что  с учетом специфики нефтегазодобычи приоритетные научно-технические проблемы могут быть конкретизированы к отдельным научно-техническим проблемам.

В рамках каждого  крупного направления можно создать  ряд локальных инновационных  проектов (программ). Например, борьбу с парафиногидратоотложениями на основе электронагрева, потока СВЧ-энергии и бромирования поверхности НКТ, применения стеклопластиковых труб и т.п.

1.2 Комплексный  подход к управлению инновационной  деятельностью

Целенаправленный  инновационный процесс превратился  сегодня в необходимый элемент и средство экономического развития. Поэтому участие в этом процессе и использование его уже не может обойтись без осознанных, обеспеченных программными решениями действий. Чаще всего речь идет не о какой-то одной конкретной инновации, а об организации на стратегической основе перманентной, непрерывной по характеру своего развития инновационной деятельности. Именно она, неизбежно растянутая во времени по причине обязательного выполнения таких работ, как формирование новых технических идей, предварительная оценка идей, проверка концепции идей, проведение научных исследований и разработок по развитию и реализации выдвинутых идей, поддается ориентированию, стратегическому управлению.

В экономической  науке разработка стратегии соотносится с перспективным планированием, а под самой стратегией понимается программа действий, которые намечаются на планируемый период, имея в виду определенную последовательность и взаимосвязанность осуществляемых решений в конкретной сфере деятельности. Если вести речь об инновационной стратегии, то ее можно рассматривать как план нововведений в том смысле, что она относится ко всей продолжительности инновационной деятельности от поиска новых научно-технических решений через производство и сбыт до использования объекта новой техники, обозначает основные пункты контроля и вмешательства по результатам проведения маркетинговых исследований, задает темпы обновления производства и способ нахождения необходимых для этого продуктов интеллектуального труда. При этом она постоянно фокусирует внимание управленцев на выбранном ориентире и позволяет им манипулировать намеченными планом средствами, представляет управление как цельный и непрерывный процесс, в котором изобретательность, творчество играет большую роль, чем строгое выполнение плановых заданий.

Предлагается  следующая процедура формирования инновационной стратегии (рис. 2):

 

Рис. 2. Последовательность формирования инновационной стратегии

1-й этап: выявление  приоритетных технологических проблем  в области нефтегазодобычи и выявление приоритетных для освоения видов запасов;

2-й этап: оценка  экономической эффективности применяемых  компанией и планируемых к  применению технологий для освоения  приоритетных видов запасов;

3-й этап: формирование  предварительного инновационно-инвестиционного портфеля, представляющего собой совокупность различных инновационных проектов, которые ранжированы по критерию индекса доходности дисконтированных инвестиций;

4-й этап: оценка  потенциально возможных объемов  внедрения инноваций, с учетом  которых для каждой технологии по ранжированному перечню определяются показатели объемов прироста добычи углеводородного сырья и потребность в капитальных вложениях. В качестве основного критерия для формирования инвестиционного портфеля при этом предлагается использовать достижение заданного уровня добычи, ограничением выступают объемы инвестиций. Таким образом, в инвестиционные планы включаются технологии, начиная с первой в ранжированном порядке, с учетом максимальных объемов их внедрения, до технологии, замыкающей перечень технологий, обеспечивающих в сумме достижение заданного уровня добычи нефти (газа), или исчерпывающих объем выделяемых инвестиций.

При этом необходимо учитывать то, что инновационные  проекты могут быть независимыми, взаимоисключающими, взаимодополняющими и взаимовлияющими.

Предлагаемый  подход к формированию инновационной  стратегии имеет много преимуществ, однако представляется, что он не лишен  недостатков. В частности, при таком  подходе инновационная стратегия  формируется исходя из условий, задаваемых стратегиями более высоких уровней (необходимый объем дополнительной добычи, объем инвестиционных ресурсов). При этом можно предположить, что задания могут быть установлены неправильно (слишком низкий уровень внедрения инноваций или, наоборот, чрезмерные объемы необходимой дополнительной добычи), что приводит к снижению эффективности.

Таким образом, представляется, что все мероприятия  инновационного характера, равно как  и прочие мероприятия по повышению  эффективности или наращиванию  добычи, должны оцениваться по одинаковым критериям. В результате таких сравнений появляется возможность для выбора экономически обоснованного масштаба применения новых технологий. И лишь после этого должны ставиться задания техническим службам по разработке детальных планов по внедрению инноваций.

 

1.3  Рациональное размещение  новых технологий по объектам  наибольшей эффективности

Такая задача, как  проблема ввода в эксплуатацию группы нефтяных месторождений (одновременно и технологическая, и организационная  инновация), связана с тем, что не всегда можно однозначно определить очередность освоения месторождений или целесообразность их одновременного ввода, т.к. данная инвестиционная стратегия связана с определением рациональности распределения ресурсов между проектами. Эта проблема особо актуальна при принятии решения о выборе схемы разработки группы мелких месторождений, когда необходимо определить приоритетность их ввода при минимизации суммы заемного капитала.

Информация о работе Офенка эффективности предприятия