Операционная стратегия компании: содержание, виды и основные характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотрение теоретических и практических аспектов операционной стратегии компании на примере ООО «Аптека Семейная».
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть теоретические и методологические аспекты стратегического управления;
 проанализировать экономическую характеристику ООО «Аптека Семейная»;
 проанализировать внешнюю и внутреннюю среду предприятия;
 разработать предложения по совершенствованию методов формирования процессов операционного стратегического управления в ООО «Аптека Семейная».

Содержание работы

Введение 3
1.Теоретические и методологические аспекты операционной стратегии компании 5
1.1 Понятие и сущность стратегического управления, место операционной стратегии 5
1.2 Принципы и методы формирования операционной стратегии 9
2.практические аспекты формирования операционной стратегии в аптечной сети «Аптека Семейная» 12
2.1 Анализ организации управления 12
2.2 Анализ методов организации процесса операционного стратегического управления 13
2.3 Анализ финансовых показателей 23
3.пути совершенствования методов формирования процессов операционного стратегического управления 29
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложение 1 44
Приложение 2 45

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 447.90 Кб (Скачать файл)

Принцип реализуемости означает, что  поставленные цели должны быть реализуемы, а задачи выполнимы. При этом на начальном этапе внедрения стратегического управления цели можно ставить немного заниженными, чтобы они точно были реализованы. Это важно чтобы механизм заработал.

Таким образом, использование всех перечисленных принципов позволит достигнуть предприятию стратегической цели.

Более полное представление о сущности стратегического управления  дает рассмотрение его «граней» или компонентов. Их выделяют семь:

1. творческий подход к  разработке стратегии. Важная роль  здесь отводится компетентной  команде высшего звена организации. Кроме того, привлекать в разработке  стратегии (именно как творческого  процесса) необходимо и всех сотрудников  компании.  Такой подход позволит  обеспечить организации рост  и эффективность деятельности. Однако  стоит учитывать, что достижение  творческого максимума (синергии) возможно  только при наличии принципа  ценности личных качеств сотрудников - принципа «Трех П»: порядочный  человек, патриот, профессионал [36].

2. Использование теории  философии бизнеса и менеджмента. Благодаря этому, предприятие на  основе законов организации и  самоорганизации сможет добиться  снижения хаоса (энтропии) и увеличения  порядка (синергии).

3. Стратегическое управление -  это эволюционный этап развития  системы корпоративного планирования, которая естественно связана  с эволюцией уровня знаний  в менеджменте и включает элементы  всех предшествующих систем управления.

4. Динамическая совокупность  взаимосвязанных управленческих  процессов принятия и осуществления  решений. Цель этого - сохранение  конкурентных преимуществ организации  в долгосрочной перспективе, на  основе моделей стратегического  управления.

5. Управление повышением  конкурентоспособности -  это система  интегрированного внутрифирменного  планирования, которая обеспечивает  равновесие между стратегической  и текущей ориентацией деятельности  предприятия на основе координации  стратегических, среднесрочных и  тактических планов.

6. Управление конкурентоспособностью  на основе маркетингового подхода.

7.  Совокупность процедур, обеспечивающих функционирование  системы стратегического управления  предприятия: процедура осуществления  процесса планирования и порядок  действий при планировании; состав  команды плановиков; график и  содержание совещаний по планированию; система контроля, которая должна  содержать систему отчетности  и структуру совещаний [12, c. 97].

Таким образом, стратегия представляет собой образ действий, обуславливающий вполне определенную и относительно устойчивую линию поведения организации на достаточно продолжительном интервале.

Стратегическое управление является  важным фактором выживаемости организации в меняющихся и усложняющихся рыночных условиях.

Сущность стратегического управления состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.

Стратегическое управление занимает ключевое место в управлении организацией, т.к. позволяет ей адаптироваться к условиям окружающей среды, а значит развиваться.

2.практические аспекты формирования операционной стратегии в аптечной сети «Аптека Семейная»

2.1 Анализ организации управления

 

«Аптека Семейная» — аптечная сеть в г. Омске. Юридическое лицо – ООО «Аптека Семейная».

Компания существует с 2000 года на рынке. Официальная дата образования аптечной сети «Аптека Семейная» — 11 июля 2000 г.   На сегодняшний день в аптечной сети «Аптека Семейная» работает более 70 аптек, более 30 аптек и аптечных маркетов сети расположены в разных  районах города Омска.

По данным на май 2014 года в  сети трудится более 650 человек.

Предметом основной деятельности является розничная торговля лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпуск и хранение лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

В Приложении 1 представлена организационная структура компании.

Руководство компании осуществляют генеральный и коммерческий директора. Три основных бизнес-процесса работы компании (продажи, ассортимент, развитие) курируют 3 ТОП-менеджера: директор розничной сети, заместитель директора по ассортименту, заместитель директора по развитию.

В подчинении генерального директора - заместитель по развитию, юрист, все вспомогательные службы (бухгалтерия, менеджер по рекламе, ИТ-отдел, офис-менеджер, руководитель АХО, водитель).

В подчинении коммерческого директора: заместитель директора по ассортименту, директор розничной сети, руководитель отдела персонала.

В подчинении директора розничной сети - 5 региональных заместителей. В подчинении региональных заместителей - заведующие аптек регионов, провизоры, фармацевты и вспомогательный персонал аптек.

 

2.2 Анализ методов организации процесса операционного стратегического управления

 

При анализе внешних факторов обычно выделяют два их типа: факторы прямого воздействия, иногда называемые ближайшее окружение, и факторы косвенного воздействия, иногда называемые общее окружение.

К факторам прямого воздействия относят те, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации.

Для изучения поведения элементов системы при изменении факторов внешней среды можно использовать таблицу 2.1.

Таблица 2.1

Факторы прямого и косвенного воздействия

Факторы внешней среды

Содержание фактора

Характеристика воздействия фактора на систему

Факторы внешней среды прямого воздействия

1. Потребители

Физические лица с доходом ниже и средним

Стимулируют процесс совершенствования системы обслуживания. С учетом предпочтений потребителей стоится товарный запас на предприятии.

2.Конкуренты

Прямыми конкурентами являются «Хелми», «Мелодия здоровья»

Угроза потери клиентов влияет на стратегию фирмы, качество, а также на маркетинговые программы.

3.Поставщики

В данном случае главным поставщиком выступают фармацевтические компании – «Катрен», «Протек», «СИА», «Роста»

Большинство важных моментов описано в самом договоре.

4.Рынок трудовых ресурсов

Персонал, имеющий среднеспециальное  и высшее, профильное образование.

Всегда существует потребность в опытных и квалифицированных кадрах, ведь персонал – это главная движущая сила любой организации.

5.Государственные институты

В числе государственных институтов, оказывающих влияние на деятельность фирмы, можно назвать ФАС, ФНС, Управление по здравоохранению и фармацевтической деятельности

Деятельность этих институтов направлена на гармонизацию правового регулирования фармацевтического рынка Российской Федерации.

Факторы внешней среды косвенного воздействия

1.НТП

Появление новых технологий

Это один из самых важных факторов внешней среды в данной отрасли

2.Социально-экономический  фактор

Экономический спад или подъем, демографическая ситуация

Как уже говорилось ранее, кризисные явления крайне неблагоприятно влияют на объем продаж. Спад в экономике влечет за собой потерю части потенциальных потребителей.

3.Социально-культурный фактор

Изменение системы ценностей общества

В настоящее время у потребителей возникает все больше требований относительно качества продукции и сервиса. Это в свою очередь потребует высшей степени профессионализма персонала.

4.Международные события

Вступление в ВТО, налаживание торговых отношений с Европой

Дистрибьюторы импортных лекарств, крайне чувствительны к изменениям ситуации на международной арене

5.Фактор сезонности

Сезонность продаж

Из-за спада продаж в определенные месяцы происходит сокращение уровня чистой прибыли.


 

 

Внешняя среда ООО «Аптека Семейная» является сложной, так как на жизнедеятельность предприятия влияет множество факторов, которые обязательно должны быть учтены при составлении стратегических планов. Также стоит отметить, что внешнюю среду нельзя назвать статичной, напротив, находясь всегда в динамике, она «подталкивает» предприятие, заставляя его либо двигаться вперед к вершине своего развития, либо падать вниз.

Анализ выполняется по схеме «фактор – предприятие». Результаты анализа оформляются в виде матрицы, подлежащим которой являются факторы макросреды, сказуемым – сила их влияния, оцениваемая в баллах, рангах и других единицах измерения. Результаты PEST-анализа позволяют оценить внешнюю экономическую ситуацию, складывающуюся в сфере производства и коммерческой деятельности (таблица 2.2).

 

 

Таблица 2.2

Pest-анализ деятельности фирмы

1 Политика.

2 Экономика.

1.1.Выборы президента РФ.

На протяжении уже значительного периода времени верхушку власти занимают кандидаты от правящей партии «Единая Россия», чья деятельность оценивается весьма неоднозначно. С 2013 года продолжается реализация «плана Путина», направленного на повышение экономического уровня страны и развитие предпринимательства. Из предстоящих изменений, согласно президентской программе, особое влияние окажут:

  • Рост производительности труда;
  • Рост инвестиций, которые поспособствуют улучшению предпринимательской среды, созданию новых рабочих мест, а, следовательно, повышению качества жизни людей;
  • Понижение процентных ставок по кредитам, что снизит риски при реализации проектов с использованием заемных средств;
  • Транспортная связанность регионов. Это может поспособствовать развитию новых рынков сбыта;
  • Налаживание отношений с зарубежными странами, что немаловажно для предприятий, продающих товары иностранного происхождения.

 

1.2.Выборы в Государственную  думу.

Ныне работающая Государственная дума не оказывает отрицательного воздействия на развитие предприятий. С 2013 года введена практика по обсуждению законопроектов с предпринимательским сообществом, что поспособствует принятию действительно необходимых и адекватных законов.

 

1.3. Изменение законодательства  РФ.

Изменение законодательства РФ затрагивает интересы предприятия в пределах сферы её деятельности по гражданским, трудовым, налоговым, административным, таможенным вопросам. Из нововведений окажут влияние на деятельность организации следующие:

  • Введение утилизационного сбора.
  • Создание новой главы НКРФ о методах определения рыночной цены на продукцию.
  • Появление реестра дисквалифицированных лиц ФНС.

 

1.4.Государственное влияние.

Государственное влияние ограничивается действующим законодательством, со стороны отраслевого министерства никакого существенного влияния и не предвидится.

 

1.5.Государственное регулирование.

Государственное регулирование отсутствует, т.к. в рассматриваемой организации нет доли государственной собственности.

2.1 Инфляция. По данным  макроэкономических исследований "Сбербанка", в 2014 году темпы инфляции останутся  на уровне предыдущего года: 5,9 – 6,3%, но возможно и снижение  до 5,4%.

 

2.2.Динамика курса российского  рубля к доллару и евро.

Так как предприятие имеет непосредственное отношение к импортной продукции, курс национальной валюты является одним из самых значимых факторов.

Курс валюты находится в постоянном колебании по отношению, как к евро, так и к доллару. В целом же колебание евро (так как именно эта валюта нас больше всего интересует) происходит на уровне 45 – 50 рублей, к чему привели недавние риски дефолтов. Однако таких явных спадов, как у доллара, не прогнозируется.

 

2.3.Ставка рефинансирования  ЦБ РФ.

Этот фактор также оказывает существенное влияние на организацию ввиду использования кредитных ресурсов. Совет директоров Банка России принял решение оставить без изменения уровень ставки рефинансирования. В настоящее время ставка рефинансирования составляет 8,25% годовых. 

 

2.4.Экспортно-импортная политика  по отношению к продукту предприятия.

Наиболее существенным моментом здесь, естественно, является вступление России в ВТО.


 

 

3 Социум.

4 Технология.

3.1.Изменения в базовых  ценностях приводят к тому, что  современный потребитель становится  все  более требовательным к  качеству продукции и обслуживания. Процесс покупки должен быть  превращен в комфортное времяпровождение. 

 

3.2. В настоящее время уровень жизни населения повышается, что может предвещать появление новых потенциальных клиентов. Однако у части потребителей начинают возникать негативные ожидания.

 

3.4. Важность представляет  также образование, так как предприятие  заинтересовано в квалифицированных  кадрах. К сожалению, современные  реформы образования носят скорее  деструктивный характер, поэтому  с годами найти грамотного  специалиста будет все сложнее.

 

3.5. Росстат обнародовал  результаты Всероссийской переписи  населения 2010 г., и они оказались несколько лучше, чем ожидалось. Так, по старым данным, на конец 2009 г. в России проживало 141,9 млн чел., а по данным переписи — 142,9 млн. По данным Росстата, население страны ежегодно увеличивается (приблизительно на 100 – 143 млн. человек). Главная причина — миграция, но есть и другие факторы.

Сокращение населения России почти прекратилось в 2007 – 2008 гг., и с тех пор его численность в целом стабилизировалась, если исключить разовый статистический эффект переписи 2010 г., которая показала несколько большую численность населения по сравнению с предыдущими годами. Несомненно, что процесс быстрого сокращения населения прекратился несколько лет назад и фактическая динамика его численности оказалась лучше, чем предполагали прежние демографические прогнозы: даже представленные в них «оптимистичные варианты» оказались несколько хуже реалий.

Так как ООО «Аптека Семейная» является продавцом, а не производителем фармацевтических препаратов, то оно может лишь

ожидать инновации со стороны производителей


 

Для нашего предприятия каждый квадрат матрицы имеет значение. В целом, ситуация в стране очень неоднозначная. Положительное воздействие одного фактора меркнет под отрицательным воздействием другого. Если рассматривать политическую сторону, то изменения обещают быть благоприятными для предпринимательства и честных налогоплательщиков, однако есть угроза продолжения ведения неблагоприятной дня нашего предприятия внешней политики и появления ряда новых обязательных выплат. Экономическая ситуация страны хоть и стабилизировалась, но явных благоприятных тенденций не наблюдается.

Информация о работе Операционная стратегия компании: содержание, виды и основные характеристики