Операционная стратегия компании: содержание, виды и основные характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотрение теоретических и практических аспектов операционной стратегии компании на примере ООО «Аптека Семейная».
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть теоретические и методологические аспекты стратегического управления;
 проанализировать экономическую характеристику ООО «Аптека Семейная»;
 проанализировать внешнюю и внутреннюю среду предприятия;
 разработать предложения по совершенствованию методов формирования процессов операционного стратегического управления в ООО «Аптека Семейная».

Содержание работы

Введение 3
1.Теоретические и методологические аспекты операционной стратегии компании 5
1.1 Понятие и сущность стратегического управления, место операционной стратегии 5
1.2 Принципы и методы формирования операционной стратегии 9
2.практические аспекты формирования операционной стратегии в аптечной сети «Аптека Семейная» 12
2.1 Анализ организации управления 12
2.2 Анализ методов организации процесса операционного стратегического управления 13
2.3 Анализ финансовых показателей 23
3.пути совершенствования методов формирования процессов операционного стратегического управления 29
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложение 1 44
Приложение 2 45

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 447.90 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2.3

SWOT-анализ ООО «Аптека Семейная»

Матрица

SWOT

Угрозы

Выход новых игроков на рынок (дискаунтеры и федеральные сети)

Своевременность изменения и регламентации бизнес-процессов

Отказ основного арендодателя

Копирование конкурентами

Отмена или упрощение лицензирования аптечной деятельности

Ужесточение законодательства по отпуску лекарств

Проверки контролирующих органов, частота и чистоплотность

Отток кадров из-за несоответствия ЗП

Возможности

Прирост кол-ва покупателей и объемов в регионах из-за улучшения условий жизни 

Купить аптеки конкурентов, взять под управление (бренд-управление). 

Включение в ассортимент продуктов для ЗОЖ и проилактики 

Условия, в которых сотрудники компании создают и реализуют планы личностного роста

Использовать неконсервативные технологии

Быстро развить сеть при отмене лицензирования

Участвовать в программе лекарственного страхования населения. Участие в программах добровольного медицинского страхования

Эксклюзивные препараты 

Создать специализированную аптеку "Материнство и детство" с отличным дизайном в каждом регионе

Разместить аптеки в местах скопления конкрентов. Заключить договоры с сетевыми компаниямиСотрудничество с учрежденими ЗОЖ (клиники, фитнес-клубы) перекрестная реклама. Создание покупательских клубов. Сайт компании для розничных клиентов. Виртуальная аптека. 

Сильные стороны

Стабильность, наличие части помещений в собственности, долгосрочные договоры аренды. Соглашение с Мария-Ра.    

Уникальность и широта ассортимента, эксклюзивные линейки, Репутация компании на рынке    

Качество обслуживания, обученный персонал, обучение на постоянной основе, Формат "Маркет", контакт с покупателем, Кадровый резерв, Ротация. Стандарты обслуживания закреплены. Собственный УЦ.    

Доступность аптек для потребителя    

Скидки, Дисконтная программа, как системы, и база клиентов.    

Отработанный бизнес-процесс для открытия аптек и их лицензирования. Высокая скорость.    

Структра HR отдела. Система оценки. Система нематериальной и материальной мотивации. Система карьерного роста. Стабильность основного состава. Забота о персонале.    

Компетентная команда руководителей, сформированная организац. структрура. Активная позиция собсвтенников. Командный дух.    

Представленность на рынке, узнаваемый фирменный стиль, бренд бук.    

IT-технологии, информационные ресурсы, правовые системы. Гибкая система  для дисконтной системы. Единая  система заявок аптек. Надежность  ПО продаж. Единая сеть.    

Технологии управления, на основе анализа. Централизация информации и принятие решений. Централизация ценообразования. Централизация фин. Управления и Бюджетирования.   

Доступность заемных средств, свободных денежных средств    База СМИ по регионам, Сайт, собств СМИ для покупателей, справочная служба Проверенные подрядчики по оборудованию, поставщики, контакт с арендодателями техслужбами, опытный пероснал

Найм, адаптация, обучение, аттестация.    

Контроль и обратная связь о состоянии бизнес-процессов    

Баланс системы мотивации и уровня заработных плат    

Отдел развития    

Закрепление ответственности и изменение ОФС    

Периодическое отстутствие правоустанавливающих документов на объект недвижимости для лицензиования аптек, план действий    

Создать специализированную аптеку "Материнство и детство" с отличным дизайном в каждом регионе

Собственное производство

Создание условий для переманивания сотрудников от конкурентов

Покупка аптек конкурентов, бренд-управление

Развитие в новосибирском регионе

Автоматизация закупа

Создание формата "Дискаунтер"

Перенос затрат на поставщика

Собственная система стандартов качества

Слабые стороны

Наём, адаптация, обучение, аттестация.

Контроль и обратная связь о состоянии бизнес-процессов

Баланс системы мотивации и уровня заработных плат

Отдел развития

Закрепление ответственности и изменение ОФС

Периодическое отсутствие правоустанавливающих документов на объект недвижимости для лицензирования аптек, план действий

Отдел маркетинга: новые товары, анализ акций, сохранение опыта

Совершенствование системы управленческого учета и бюджетирование

Отдел маркетинга: новые товары, анализ акций, сохранение опыта    

Совершенствование системы управленческого учета и бюджетирование 

Создание аптек совместно с мед центрами

Создание условий для личностного роста сотрудников

Новая программа лояльности

Создание формата аптеки с широким эксклюзивным ассортиментом (редкие и дорогостоящие препараты)

Команда управленцев, как ГБР 


 

 

 

SWOT-анализ предполагает  возможность оценки фактического  положения и стратегических перспектив компании, получаемых в результате изучения сильных и слабых сторон компании, ее рыночных возможностей и факторов риска. SWOT-анализ имеет управленческую и стратегическую ценность, если связывает воедино факторы внутренней и внешней среды и сообщает, какие ресурсы и возможности понадобятся компании в будущем. SWOT–анализ для исследованного предприятия представлен в нижеследующей таблице 2.3.

Наряду с методами изучения угроз, возможностей, силы и слабости организации для анализа среды может быть применен метод составления ее профиля (таблица 2.4). Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.

Метод составления профиля среды состоит в следующем. В таблицу профиля среды выписываются отдельные факторы среды. Каждому из факторов экспертным образом дается оценка.

Таблица 2.4

Профиль среды

Факторы среды

Важность для отрасли

Влияние на фирму

Направление влияния

Степень важности

Конкуренты

3

3

+1

9

Законодательство

3

2

+1

6

Налоговая политика

2

2

+1

4

Рынок рабочей силы

2

3

+1

6

Технологические факторы

3

3

+1

9

Потребители

3

3

+1

9

Социальные факторы

1

1

+1

1

Состояние экономики

2

2

+1

4

Поставщики

3

2

+1

6

Географические факторы

1

1

+1

1


 

 

В целом, состояние среды можно назвать положительным. При разработке стратегии особое внимание следует уделить поддержанию конкурентные преимуществ и повышению качества обслуживания.

При SNW-анализе (таблица 2.5) четко фиксируется ситуационное среднерыночное состояние, т.е. своеобразная нулевая точка конкуренции.

Таблица 2.5

SNW-анализ предприятия

Показатель

S

(сильная позиция)

N (нейтральная  позиция)

W

(слабая позиция)

1. Стратегия организации

+

   

2. Организационная структура

 

+

 

3. Финансы, в том числе:

3.1. Состояние текущего  баланса

3.2. Уровень бухгалтерского  учёта

3.3. Финансовая структура

3.4. Доступность инвестиционных  ресурсов

3.5. Уровень финансового  менеджмента

 

+

+

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

+

4. Конкурентоспособность  продукции (в т.ч. запчастей и аксессуаров)

+

   

5. Структура затрат в  целом

 

+

 

6. Использование информационных  технологий

   

+

7. Способность к лидерству  в целом (наличие объективных  или субъективных факторов)

7.1. Способность к лидерству  первого лица

7.2. Способность к лидерству  аппарата управления

7.3. Способность к лидерству  как совокупность субъективных  факторов (наличие команды)

 

 

 

+

+

 

 

 

 

+

8. Уровень обслуживания

8.1 Профессионализм менеджеров-консультантов

8.2. Качество сервисных  услуг 

 

 

+

 

+

 

9. Уровень маркетинга

 

+

 

10. Уровень менеджмента

+

   

11. Известность товарного  знака

+

   

12. Качество персонала  в целом

   

+

13. Репутация фирмы на  рынке

+

   

14. Репутация фирмы как  работодателя

 

+

 

15. Корпоративная культура

   

+


 

 

Таким образом, для победы в конкурентной борьбе необходимо вывести факторы из слабой позиции в нейтральную или сильную. В нашем случае это корпоративная культура и качество персонала, доступность дополнительных финансовых ресурсов и информационное обеспечение.

2.3 Анализ финансовых показателей

 

В Таблице 2.6 представлены основные экономические показатели исследуемого предприятия.

Таблица 2.6

Основные экономические показатели деятельности ООО «Аптека Семейная», 2012 – 2014 г.г.

Показатель

Период

Отклонения, (+,-)

Темп роста, %

2012

2013

2014

2013

2014

2013

2014

Выручка от реализации (без НДС), тыс.руб.

3148601

3368280

4613876

219679

1245596

106,98

136,98

Среднегодовая стоимость ОС, тыс.руб

224967

247566

237869

22599

-9697

110,05

96,08

Фондоотдача

13,9958

13,6056

19,3967

-0,3903

5,79113

97,21

142,56

Прибыль от продаж, тыс.руб.

168878

111221

156672

-57657

45451

65,86

140,87

Чистая прибыль, тыс.руб.

147263

66065

126591

-81198

60526

44,86

191,62

Рентабельность продаж

5,36

3,30

3,40

-2,06

0,10

61,57

103,03

Среднегодовая стоимость активов, тыс.руб.

997618

1401235

1758868

403618

357633

140,46

125,52

Рентабельность активов

14,76

4,71

7,20

-10,05

2,48

31,94

152,65


 

 

Анализируя показатели, приведенные в Таблице 2.6, отметим следующее:

- выручка от реализации  на протяжении всего анализируемого  периода имеет положительную  динамику;

- производительность труда  работника характеризуется также  положительной динамикой, так как  темпы роста выручки (106,98% и 136,98% в  2013 и 2014 г.г. соответственно) опережают темпы роста среднесписочной численности персонала (100,58% и 100,36% в 2013 и 2014 г.г. соответственно);

- величина фондоотдачи  характеризуется снижением в  2013 году (темп роста составил 97,21%) и увеличением в 2014 году (темп роста составил 142,56%), причем увеличение фондоотдачи в 2014 году происходило на фоне снижения среднегодовой стоимости основных средств (темп роста ОС в 2014 году составил 96,08% против 110,05% в 2013 году);

- динамика показателя  прибыли от продаж и чистой  прибыли в 2013 году является отрицательной (темп роста составил 61,57% и 44,86% соответственно), в 2014 году – положительной (темп роста составил 103,03% и 152,65% соответственно);

- динамика показателей  рентабельности продаж и активов  в 2013 году является отрицательной (темпы роста составили 41,94% и 31,94% соответственно), в 2014 году  - положительной (темпы роста составили 1393,89% и 152,65% соответственно). Стоит также отметить, что в 2014 году показатели рентабельности так и не достигли значения 2012 года.

Анализ показателей, представленных в Таблице 2.7 позволяет сделать следующие выводы:

- исследуемое предприятие  можно охарактеризовать как ликвидное, так как показатели ликвидности  выше рекомендованного нижнего  предела (за исключением показателя  текущей ликвидности в 2013 году);

Таблица 2.7

Динамика основных показателей, характеризующих финансовое состояние ООО «Аптека Семейная» за период 2012 – 2014 г.г.

Показатель

Период

Отклонения, (+,-)

2012

2013

2014

2013

2014

Коэффициенты ликвидности

Коэффициент абс. ликвидности

0,9555

0,6293

0,7064

-0,3262

0,0771

Коэффициент быстрой ликвидности

1,8968

1,1083

1,6700

-0,7886

0,5617

Коэффициент текущей ликвидности

2,5950

1,3784

2,0213

-1,2166

0,6428

Коэффициенты финансовой устойчивости

Коэффициент автономии

0,7202

0,3714

0,5775

-0,3488

0,2061

Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами

2,2846

1,5265

3,5191

-0,7581

1,9926

Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами

0,6146

0,2745

0,5053

-0,3401

0,2307

Коэффициенты деловой активности и рентабельности

Оборачиваемость активов

3,1561

2,4038

2,6232

-0,7523

0,2194

Оборачиваемость собственного капитала, %

4,5961

4,9351

5,6081

0,3390

0,6731

Оборачиваемость дебиторской задолженности

9,8645

8,3292

7,4803

-1,5353

-0,8489

Оборачиваемость кредиторской задолженности

10,0736

4,8354

5,1166

-5,2382

0,2813

Оборачиваемость запасов

4,5961

4,9351

5,6081

0,3389

0,6731

Рентабельность активов, %

14,76

4,71

7,2

-10,0500

2,4900

Рентабельность собственного капитала, %

21,50

9,68

15,39

-11,8169

5,7075

Рентабельность продаж, %

4,68

1,96

2,74

-2,7200

0,7800

Информация о работе Операционная стратегия компании: содержание, виды и основные характеристики