Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 01:22, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении организационной культуры в ресторанном сервисе.
Объект курсовой работы ресторанный сервис.
Предмет – организационная культура в ресторанном сервисе.
Введение
Современная управленческая наука все чаще обращает внимание на «человеческий фактор», говоря о его важности, указывает на трудность его учета и использования.
Актуальность изучения организационной культуры связана с тем, что знание особенностей организационной культуры предприятия позволяет оценить степень стабильности организации, её конкурентоспособность, предположить возможные направления управленческих решений, а также способность достигать запланированных результатов.
Нестабильность
рыночной экономики
Многие исследователи сходятся во мнении, что большинство проблем, связанных с невозможностью добиться каких-либо изменений, даже при наличии желания сделать это, возникают под влиянием организационной культуры. В разные времена, в зависимости от социально-экономических условий существовали различные типы организационных культур. Но раньше мы не искали их признаки в описании организации, просто потому, что мы не считали культуру чем-то важным. С развитием рыночной экономики, переходом к информационному обществу большую роль приобретают знания, квалификация и, что самое главное, мотивация персонала, без которой невозможны реализация знаний, идей, инициативы работников. Организационная культура сейчас оценивается как сильнейший мотиватор, регулятор и индикатор деятельности персонала в организации.
Цель курсовой работы заключается в изучении организационной культуры в ресторанном сервисе.
Объект курсовой работы ресторанный сервис.
Предмет – организационная культура в ресторанном сервисе.
Задачи курсовой работы:
1.Рассмотреть основные понятия, элементы и источники организационной культуры.
2.Изучить организацию
маркетинговых исследований
3.Проанализировать
4.Изучить кадровую политику ресторана.
5.Рассмотреть требования
к поведению обслуживающего
Методологической основой курсовой работы послужили работы другие.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Понятие и источники организационной культуры
1.1.Организационная культура: понятие, структура, функции, типы
Организационная
культура является сложным
Как и всякая культура, организационная культура – творение «рук человеческих», то есть, даже не предпринимая никаких действий, направленных на ее формирование, она формируется на базе человеческих отношений. В данном случае отношений по поводу производства продукции и услуг с целью получения прибыли.
Изучение такого явления как организационная культура было вызвано эволюционным развитием управления персоналом, связано с необходимостью повышения эффективности труда.
Влияние организационной культуры на различные аспекты деятельности организации рассматривается такими науками, как организационное поведение, управление персоналом, экономика и социология труда, теория организации, стратегическое управление, психология управления, социология управления.
Организационная культура – это социальное явление, которое возникает на любом предприятии и является системой ценностей, убеждений, а также норм, ролей, правил, которые направляют деятельность организации (предприятия).[23, c.6]
Организационная культура является результатом многократного взаимодействия работников, их индивидуальных ценностей, убеждений, поиска приемлемых норм поведения, распределения ролей, выработки приемов и методов взаимодействия (эффективной коммуникации). С одной стороны, организационная культура является продуктом человеческих отношений работников предприятия, связанных общей целью, – культура организации складывается из ценностей, убеждений, норм, ролей, установок
людей, которые работают в данной организации. С другой стороны, культура находится над людьми – направляет и корректирует поведение людей в соответствии с общепринятыми нормами и ценностями.
Существует несколько попыток определить структуру организационной культуры. Среди известных наиболее удачными на мой взгляд являются предложение Ф. Харриса и Р. Морана рассматривать организационную культуру на основе 10 характеристик и структура составленная Портновой Е.А.
Характеристики по Ф. Харрису
и Р. Морану [28,c.24]:
1. Осознание себя и своего места в организации (одни
культуры ценят сокрытие работником своих
внутренних настроений, другие - поощряют
их внешнее проявление; в одних случаях
независимость и творчество проявляется
через сотрудничество, а в других - через
индивидуализм).
2. Коммуникационная система и язык общения (использование
устной, письменной, невербальной коммуникации,
"телефонного права" и открытости
коммуникации разнится от группы к группе,
от организации к организации; жаргон,
аббревиатуры, жестикуляции варьируются
в зависимости от отраслевой, функциональной
и территориальной принадлежности организаций).
3. Внешний вид, одежда и представление
себя на работе (разнообразие униформ и спецодежды,
деловых стилей, опрятность, косметика,
прическа и т.п.).
4. Что и как едят люди, их привычки и традиции
в этой области (организация питания работников, включая
наличие или отсутствие специальных мест
для питания на предприятии; периодичность
и продолжительность питания; едят ли
работники разных уровней вместе или отдельно).
5. Осознание времени, отношение к нему
и его использование (степень точности и относительности
понятия "время" у работников; соблюдение
временного распорядка, поощрение за это;
монохроническое или полихроническое
использование времени).
6. Взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интеллекту, опыту и знаниям, рангу и протоколу, религии и гражданству и т.п.; степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов).
7. Ценности (как набор ориентиров в том, что такое
хорошо и что такое плохо) и нормы (как
набор предположений и ожиданий в отношении
определенного типа поведения - что люди
ценят в своей организационной жизни:
свое положение, титулы или саму работу
и как эти ценности сохраняются).
8. Вера во что-то и отношение или расположение
к чему-то (вера в руководство, успех, свои силы,
во взаимопомощь, в этичное поведение,
в справедливость; отношение к коллегам,
к клиентам и конкурентам).
9. Процесс развития работника и научение (бездумное
или осознанное выполнение работы; работники
полагаются на интеллект или силу; процедуры
информирования работников; признание
или отказ от примата логики в рассуждениях
и действиях; абстракция и концептуализация
в мышлении или заучивание; подходы к объяснению
причин).
10. Трудовая этика и мотивирование (отношение
к работе и ответственность в работе; разделение
и замещение работы; чистота рабочего
места; качество работы; привычки в работе;
оценка работы и вознаграждение; продвижение
по работе).
Структура организационной культуры Портновой Екатерины Андреевны[11,c38]:
Несмотря на разнообразие определений и толкований организационной
культуры, в них есть общие моменты, позволяющие выделить структурные элементы данного феномена, наиболее отражающие его социальную сущность.
Для начала необходимо разграничить внешний (четко выраженный, наблюдаемый) и внутренний (неявный, скрытый от наблюдения) уровни организационной культуры. К внешнему уровню относят: систему коммуникаций (тип используемой коммуникации внутри организации: устный, письменный, электронный; используемые технические средства), документы, в которых описаны действующие в организации законы и
ценности, внешний вид здания, сотрудников, символика организации. Второй уровень (внутренний) включает в себя идеи, представления, ценности, убеждения, способы восприятия работниками окружающего мира.
Эти два уровня (внешний и внутренний) легко проследить, но часто почти
невозможно разделить, поскольку они представляют собой две части неразрывного единства, отражающие и дополняющие друг друга. Каждая из составляющих, рассмотренных далее, может быть закреплена в документах организации. Но каждая из них отражает внутренние процессы, посредством которых усваиваются нормы поведения и скрытые правила, управляющие поведением людей в организации.
Первой категорией является миссия организации, которая представляет собой цель существования организации, вырабатывающую коллективное
сознание, устанавливающую
ориентиры взаимоотношений
Система коммуникаций – каналы формального и неформального общения, по которым члены организации получают информацию о корпоративных ценностях, героях, обрядах и ритуалах. При этом на практике можно выделить две тенденции.
1. Неформальный обмен мнениями зачастую оказывается более быстрым и
достоверным, чем формальный.
2. Устная информация и обмен мнениями, как правило, оказывается намного более эффективными, чем письменные объявления, циркуляры, предписания и учебные плакаты.
Следующим атрибутом понятия организационной культуры разберем символику, посредством которой ценностные ориентации передаются членам организации.
Лозунги, даже если они обладают изысканной примитивностью, часто позволяют составить довольно полное представление о том, какие основные ценности выдвигаются на первый план предприятием, либо о том, какое впечатление, иногда абсолютно независимо от реальности, оно стремиться произвести на других.
Развитые организационные культуры быстро вырабатывают довольно
разнообразную мифологию, существующую в виде метафорических историй, анекдотов, которые постоянно циркулируют в организации. Эти истории рассказывают о том, как была создана компания, какими мотивам руководствовался её создатель. В принципе, через мифологию могут быть объяснены все важнейшие проблемы деятельности предприятия: вознаграждение, контроль, дифференциация статусов и т.д.
Внешний вид здания, сотрудников. К этому структурному элементу можно отнести не столько какие-то дизайнерские решения, сколько такие моменты как отдельные места для стоянки автомобилей руководителей, одежда и знаки различия, затрудняемые сложившейся системой организации труда, эгоизмом, да и просто привычкой. Все это влияет на отношения между управляющими и наемными работниками.
Образцы поведения (обряды, ритуалы, обычаи и традиции). Обряды - это
стандартные и повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание работниками организационного окружения. Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. Ритуалы представляют собой систему обрядов. В повседневной жизни организации ритуалы выполняют двойную функцию: они могут укреплять структуру предприятия, а с другой стороны, за счёт затушевывания истинного смысла совершаемых действий – ослаблять. В последнем случае взаимосвязь между ритуалами и ценностными ориентациями утрачивается. В этом случае ритуалы превращаются в излишнюю, чопорную и в конечном итоге смешную формальность, при помощи которой стараются убить время, уклониться от принятия решений, избежать конфликтов и конфронтации. Обычай – это воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношения людей, которая воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. Обычай - это неписанное правило поведения. Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определённом сообществе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. И, наконец, фундаментальные принципы, ценности, нормы и система контроля,
вырабатывают коллективное
сознание, устанавливающее
взаимоотношения и контакты между работниками, образцы поведения по отношению к объектам корпоративного интереса и задают значимость деятельности фирмы в социальном аспекте.
Выше отмеченные элементы организационной культуры позволяют говорить об общей схеме структуры организационной культуры. Все это, будучи воспринятым работниками, помогает им понять, интерпретировать организационную культуру для необходимой ситуации и действовать в соответствии с предписанными в ней ценностями.
Функции организационной культуры.
Информация о работе Организационная культура в ресторанном сервисе