Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:26, курсовая работа
Цель работы – изучить вопросы управления организационной культурой. Основными задачами работы являются:
раскрыть понятие организационной культуры;
рассмотреть значение организационной культуры в деятельности организации;
исследовать задачи планирования и функции культуры предприятия;
рассмотреть механизм формирования культуры предприятия;
оценить состояние культуры конкретного предприятия;
провести планирование мероприятий по совершенствованию культуры исследуемого предприятия.
Введение
1. Организационная культура
1.1 Понятие организационной культуры: определение, содержание, элементы
1.2 Значение организационной культуры в деятельности организации
1.3 Процесс и задачи управления культурой организации
Заключение
Список источников
Введение
Термин «организационная
культура» охватывает большую часть
явлений духовной и материальной
жизни коллектива: доминирующие в
нем материальные ценности и моральные
нормы, принятый кодекс поведения и
укоренившиеся ритуалы, манера персонала
одеваться и установленные
· эффективно использовать человеческие ресурсы компании для реализации ее стратегии;
· повысить уровень управляемости компанией;
· усилить сплоченность команды;
· использовать как стратегический мотивирующий фактор, направляющий сотрудников на достижение целей компании.
Западные предприниматели уже поняли, что организация – это сложный механизм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Если можно говорить о том, что организация имеет «душу», то этой «душой» является организационная культура. Носителями организационной культуры являются люди. И именно от них зависит высота уровня оргкультуры. Чтобы добиться от людей эффективного организационного поведения, необходимо, чтобы у них были соответствующие знания и установки. Знания изменяются за счет информирования, а установки изменяются под воздействием организационной культуры.
Современные предприятия
рассматривают культуру как мощный
стратегический инструмент, позволяющий
сориентировать все подразделения
и отдельных лиц на общие цели,
мобилизовать инициативу сотрудников
и обеспечить продуктивное взаимодействие.
Организационная культура представляет
собой один из механизмов согласования
индивидуальных целей с общей
целью организации, формируя общее
культурное пространство, включающее
ценности, нормы и поведенческие
модели, разделяемые всеми
Цель работы – изучить вопросы управления организационной культурой.
Основными задачами работы являются:
раскрыть понятие
рассмотреть значение организационной культуры в деятельности
организации;
исследовать задачи планирования и функции культуры предприятия;
рассмотреть механизм формирования культуры предприятия;
оценить состояние культуры конкретного предприятия;
провести планирование мероприятий по совершенствованию культуры исследуемого предприятия.
Объектом исследования в работе выступает ОАО «НЭТА»
Предмет исследования – организационная культура ОАО «НЭТА».
1. Организационная культура
1.1 Понятие организационной культуры: определение, содержание, элементы
Культура организации
в целом представляет собой достаточно
широкое понятие, охватывающее практически
все аспекты деятельности самого
предприятия и ее менеджмента. Культура
определяет не только формы управления
и организации труда, но и осознание
организацией своей миссии и целей.
Культура – не объект манипулирования.
Она создается людьми и управляет
порой руководителем даже в большей
степени, чем он ею. Это особенно
важно потому, что большинство
элементов эффективного управления
в каждой организации до определенной
степени определяется культурой. Культура
в широком смысле включает в себя
предметные результаты деятельности людей
(машины, сооружения, результаты познания,
произведения искусства, нормы морали
и права и т.д.), а также человеческие
силы и способности, реализуемые
в деятельности (знания, умения, навыки,
уровень интеллекта, нравственного
и этического развития, мировоззрение,
способы и формы общения людей)
Организационная культура взаимосвязана
и взаимообусловлена с
Интерес к организационной
культуре возник из области организационного
поведения, которая изучает общие
подходы, принципы, законы и закономерности
в организации. Цель организационного
поведения помочь сотрудникам более
эффективно выполнять свои обязанности
и получать от этого удовлетворение.
Для того чтобы реализовать эту
цель, нужно определить ценности личности
и организации в целом. Речь идет
о нормах, правилах, стандартах в
организационном поведении. Любое
организационное поведение
Очень часто понятие организационная
культура используют в качестве синонима
корпоративной, деловой культур, имиджа
организации. Но между этими понятиями
существуют отличия. Так, организационная
культура – существующая система
отношений, корпоративная – заявляемая
или декларируемая. Корпоративная
культура это некоторые придуманные
правила, которые сотрудники на работе
должны выполнять: как одеваться, как
приходить вовремя на работу и
т.п. Под организационной культурой
понимают сложившуюся в данной организации
систему отношений, которая чаще
всего начинается как история, некоторого
круга лиц, которые начали эту
организацию. Организационную культуру
также не следует путать с культурой
деловой. Деловая культура служит для
получения и распределения
Множественность подходов к
определению организационной
На наш взгляд, наиболее
полное определение культуры дал
Эдгар Шейн, имя которого тесно
связано с зарубежными
Таким образом, можно выделить
элементы организационной культуры.
Организационная культура включает
в себя ценностные ориентации, верования,
ожидания и нормы-то, ради чего люди
стали членами организации; то, как
строятся отношения между ними; какие
нормы и принципы жизнедеятельности
организации они разделяют. Содержание
организационной культуры влияет на
направленность поведения и определяется
не простой суммой предположений, а
тем, как они связаны между
собой и как они формируют
определенные образцы поведения. Отличительной
чертой той или иной культуры является
относительный порядок, в котором
располагаются формирующие ее базовые
предположения, что указывает на
то, какая политика и какие принципы
должны превалировать в случае возникновения
конфликта между разными
Познание организационной
культуры начинается с первого, «поверхностного»,
или «символического» уровня, включающего
такие видимые внешние факты,
как применяемая технология и
архитектура, использование пространства
и времени, наблюдаемое поведение,
язык, лозунги и т.п., или все
то, что можно ощущать и
Некоторые исследователи предлагают более дробную структуру организационной культуры. Так, Ф. Харрис и Р. Моран предлагают рассматривать организационную культуру на основе следующих характеристик.
Таблица 1.1. Атрибуты и характеристики организационной культуры
Характеристика |
Что понимается подданной характеристикой. |
1. осознание себя и своего места в организации |
одни культуры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, другие – поощряют их внешнее проявление |
2. коммуникационная система и язык общения |
использование устной, письменной, невербальной коммуникации разнится от группы к группе, от организации к организации |
3. внешний вид |
одежда и представление себя на работе |
4. осознание времени, отношение к нему и его использование |
степень точности и относительности времени у работников, соблюдение распорядка и поощрение за это |
5. взаимоотношения между людьми |
по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интеллекту, опыту и знаниям |
6. ценности и нормы |
что люди ценят в своей организационной жизни и как эти ценности сохраняются |
7. вера |
вера в руководство, успех, свои силы, справедливость, в этическое поведение |
8. процесс развития работников |
Бездумное или осознанное выполнение работы, полагаются на интеллект или на силу, подходы к объяснению причин |
9. трудовая этика и мотивирование |
отношение к работе и ответственность за неё, качество и оценка работы, вознаграждение |
Приживаемость в организации
элементов организационной
· Степень разделяемости элементов организационной культуры членами организации;
· Ясность приоритетов культуры;
· Количество элементов и / или предположений, разделяемых работниками.
То есть, можно сказать,
что чем больше количество работников
организации разделяет и
Сильная культура не только создает преимущества для организации. Следует иметь в виду, что сильная культура является в то же время серьезным препятствием на пути проведения изменений в организации. «Новое» в культуре вначале всегда слабее. Поэтому считается лучше иметь умеренно сильную культуру в организации. Слабая культура практически не содержит общеорганизационных ценностей и норм. У каждого элемента организации они свои, причем, зачастую противоречащие другим. Нормы и ценности слабой культуры легко поддаются внутреннему и внешнему влиянию и изменяются под его воздействием. Такая культура разъединяет участников организации, противопоставляет их друг другу, затрудняет процесс управления и в конечном итоге приводит к ее ослаблению. Вышеотмеченные характеристики культуры организации, взятые вместе, отражают и придают смысл концепции организационной культуры. Члены организации, разделяя веру и ожидания, создают свое физическое окружение, вырабатывают язык общения, совершают адекватно воспринимаемые другими действия и проявляют принимаемые всеми чувства и эмоции. Все это, будучи воспринятым работниками, помогает им понять и интерпретировать культуру организации, то есть придать свое значение событиям и действиям.