Организация и совершенствование стратегического управления предприятием, отраслью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Во-первых, любая стратегия и любой элемент стратегии основан и предшествуется разработкой прогнозов. Без прогнозирования невозможно ни стратегически мыслить, ни стратегически действовать, ни стратегически побеждать. А разработать качественный, достаточно достоверный прогноз возможно только на базе специальной научной дисциплины — прогностики, созданной советскими учеными в 60-х годах прошлого века.

Содержание работы

Введение
Раздел 1. Теоретические основы стратегического управления предприятием
1.1 Сущность и содержание стратегического управления……………………………
1.2 Управление предприятием с позиции концепции стратегического управления……………………………………………………………………………………..
1.3 Методические основы исследования в области стратегического управления……………………………………………………………………………………..
Раздел 2. Социально-экономического развитие ОАО «Победа» Нижнегорского района АР Крым
2.1 Характеристика предприятия…………………………………………………….....
2.2 Основные финансовые и экономические показатели деятельности предприятия…………………………………………………………………………………….
2.3 Современное состояние организации стратегического управления на предприятиях отрасли садоводства Нижнегорского района………………………………
Раздел 3. Направления формирования системы стратегического управления садоводческими предприятиями Нижнегорского района
3.1 Пути усовершенствования стратегического управления на основе сбалансированной системы показателей…………………………………
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа На тему.docx

— 96.83 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа На тему: «Организация и совершенствование стратегического управления предприятием, отраслью (на примере садоводческих предприятий Нижнегорского района АР Крым)» 2009

 

 

 

Симферополь, 2009

 

План

 

Введение

 

Раздел 1. Теоретические основы стратегического управления предприятием

 

1.1 Сущность и содержание  стратегического управления……………………………

 

1.2 Управление предприятием  с позиции концепции стратегического  управления……………………………………………………………………………………..

 

1.3 Методические основы  исследования в области стратегического  управления……………………………………………………………………………………..

 

Раздел 2. Социально-экономического развитие ОАО «Победа» Нижнегорского  района АР Крым

 

2.1 Характеристика предприятия…………………………………………………….....

 

2.2 Основные финансовые  и экономические показатели деятельности  предприятия…………………………………………………………………………………….

 

2.3 Современное состояние  организации стратегического управления  на предприятиях отрасли садоводства  Нижнегорского района………………………………

 

Раздел 3. Направления формирования системы стратегического управления садоводческими предприятиями Нижнегорского  района

 

3.1 Пути усовершенствования  стратегического управления на  основе сбалансированной системы  показателей…………………………………

 

Выводы и предложения

 

Список использованной литературы

 

Приложение

 

Введение

 

Стратегия — это прежде всего прогноз. Такое утверждение объясняется пятью причинами.

 

Во-первых, любая стратегия  и любой элемент стратегии  основан и предшествуется разработкой прогнозов. Без прогнозирования невозможно ни стратегически мыслить, ни стратегически действовать, ни стратегически побеждать. А разработать качественный, достаточно достоверный прогноз возможно только на базе специальной научной дисциплины — прогностики, созданной советскими учеными в 60-х годах прошлого века.

 

Во-вторых, в настоящее  время невозможно назвать мировые  лидирующие крупные компании без  четких долгосрочных целей, миссии и  стратегии. Предприятия по аналогии с живым организмом проходят такие  же стадии в своем развитии: рождение, развитие, рост, старение. Несмотря на множество видов и разнообразные формы организации живых организмов на любой ступени эволюции — от примитивных одноклеточных до человека — основным принципом всего живого является борьба за выживание. В сфере экономики выживание — также одна из важнейших целей и условий существования каждого предприятия. Этой истины еще не поняли в России многие предприниматели, управленцы, учредители и акционеры, которые не думают о целях своего бизнеса и планах его развития на 3, 5, 10, 15 лет вперёд.

 

В-третьих, сейчас, в эпоху  «информационной конкуренции», когда  информация является одним из важнейших  ресурсов, (Каплан, Нортон 2005), в эпоху  «информационной цивилизации» (другое название — цивилизации знаний) период полураспада знаний (потери ценности информации) становится в несколько раз короче человеческой жизни (Тоффлер, 1999). Непрерывно нарастает напряжённость и неопределённость среды, менеджеры всё чаще сталкиваются со стратегическими неожиданностями, ограниченностью ресурсов, трудностью выбора альтернатив (Ансофф, 1989). Достаточно трудно сделать правильный прогноз и планировать будущую деятельность, однако цель должна быть всегда, и она, несомненно, присутствует, возможно, на интуитивном уровне.

 

В четвертых, развитие — одна из основных целей предпринимательства. Бизнесменом движет, в первую очередь, стремление добиться успеха, движение вперёд вопреки неопределённости ситуации (Лапыгин, 2004). Однако только воли к победе недостаточно. Из 600 тысяч новых предприятий, ежегодно возникающих в США, только половина дотягивает до 18 месяцев и только одно из 5 доживает до 10 лет (Сирополис, 1997). Никогда не поздно понять и осмыслить текущую ситуацию в бизнесе, идею бизнеса, стремления и ожидания грядущих перемен, а также то, ради чего невозможно будет выжить завтра. Планирование развития в системе координат и периодом в 10—15 лет в будущее дает возможность выжить. Знания, накопленные различными школами менеджмента, и реальные примеры успешных реализаций стратегий показывают высокую роль стратегического планирования в процессе управления современной организацией.

 

В пятых, как показали теория и практика российского планирования в 20-е — 70-е годы XX века, планирование является одним из основополагающих инструментов управления. Американцы и европейцы поняли это только после Второй мировой войны. Лидеры западной теории менеджмента утверждают: «управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации» (Мескон, Альберт, Хедоури, 2002). Долгосрочное стратегическое планирование является «признаками хорошего менеджмента» XXI века. «Изо всех задач менеджмента самая важная — разработка долгосрочной стратегии, эффективных методов конкуренции и ведения бизнеса и осуществления всех мероприятий, необходимых для последовательной и качественной реализации этой программы. Удачная стратегия и её умелая реализация — самые верные признаки качественного управления... Задача менеджмента компании — адаптироваться к неожиданным изменениям условий» (Томпсон, Стрикленд, 2005).

 

Роль стратегии для  развития компании очень велика. Она  даёт стержень для строительства  бизнеса. Она важна для всех: для  высших управляющих, исполнителей и  менеджеров и акционеров. Отсутствие очевидной стратегии компании может  отпугнуть потенциальных инвесторов (Смовж, 2005).

 

Предметом изучения курсовой работы является система стратегического  управления. Объектом изучения – садоводческие  хозяйства Нижнегорского района.

 

Раздел 1. Теоретические основы стратегического управления предприятием

 

1.1 Сущность и содержание  стратегического управления

 

Термин «стратегическое  управление» был введен в обиход на стыке 60—70-х гг. для того, чтобы  обозначить разницу между текущим  управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь  изменениями в условиях ведения  бизнеса. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs and Granger (1971), Ansoff (1972), Schendel and Hatten (1972), Irwin (1974) и др. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.

 

Можно указать на несколько  конструктивных определений, которые  были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Шендел и Хаттен рассматривали его как «процесс определения и (установления) связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям». По Хиггенсу, «стратегическое управление — это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением», Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации». Существует еще целый ряд определений, которые делают упор на те или иные аспекты и особенности стратегического управления или же на его отличия от «обычного» управления. ВИХАНСКИЙ с.12

 

«Стратегическое управление — это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные  изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и  позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в результате позволяет  организации выживать и достигать  своей цели в долгосрочной перспективе» (Виханский, 1998).

 

Различный процесс разработки стратегии является процессом творческим, хотя на практике используются широко известные подходы, основные идеи которых  изложены ниже.

 

Например, А. Томпсон и  Дж. Стрикленд (1998) предлагают следующие основные этапы:

 

1. формирование стратегического  видения организации;

 

2. постановка целей;

 

3. разработка стратегии;

 

4. реализация стратегии;

 

5. оценка результатов и  корректировка стратегического  видения.

 

Ниже приводится рис. 1.1, показывающий общую схему разработки стратегии (ЛИСИЧКИН, с.38).

 

 

 

Рис. 1.1. Общая схема разработки стратегии (Лапыгин, 2004)

 

Б. Карлофф (1996) выделяет девять основных факторов, определяющих стратегию  любой фирмы и придающих ей специфические свойства:

 

1. Корпоративная миссия, по  формулировке которой можно судить  о самой стратегии. С течением  времени миссия устаревает, что  вносит неопределенность в решения  о направлениях конкурентной  борьбы, средствах ее осуществления  и т. п., и тогда встает вопрос  о разработке нового ее варианта  на основе анализа рыночного  спроса и динамики общественных  потребностей.

 

2. Конкурентные преимущества, отражающие наиболее благоприятные  для фирмы способы ведения  конкурентной борьбы (низкий уровень  издержек, высокое качество и  т. п.); считается, что они влияют  на выбор стратегии в наибольшей  степени.

 

3 Организация бизнеса,  характеризующаяся способом деления  фирмы на отдельные подразделения,  их дифференциацией и интеграцией.

 

4 Продукция, выпускаемая  фирмой, ее соответствие запросам  и нуждам потребителей; особенности  ее сбыта и послепродажного  обслуживания.

 

5. Ресурсы, которыми фирма  располагает для инвестирования  в различные сферы деятельности  и текущего производства.

 

6. Ожидаемые изменения  структуры фирмы в результате  приобретения или продажи ее  предприятий, филиалов и т.  п., осуществляемые с целью ее  улучшения.

 

7. Рынки и их границы,  в основе которых лежат не  только географические факторы,  но и особенности продукции,  и круг ее потребителей.

 

8. Программы совершенствования  производства, расширения рынков  сбыта, повышения деловой активности, развития научных исследований  и разработок.

 

9. Культура и компетентность  управления, характеризующиеся уровнем  притязаний, предприимчивости, способности  к лидерству, отношением к людям,  работе, успехам и неудачам (Карлофф, 1996).

 

Таблица 1.1 Примеры определений  понятия «стратегия»

Определение стратегии 

Автор

 

2

 

1. Стратегия как метод  установления долгосрочных целей  организации, программы ее действий  и приоритетных направлений по  размещению ресурсов 

А. Чандлер

 

2. Стратегия — «всеобъемлющая  ориентация планов или действий, которая устанавливает критическое  направление и управляет распределением  ресурсов. Это фокус действий, представляющих  собой «лучшую догадку» относительно  того, что необходимо сделать  для обеспечения долговременного  процветания» 

М. Фалмер

 

3. Стратегия как метод  определения конкурентных целей  организации 

Гарвардская школа бизнеса

 

4. Стратегия как способ  реакции на внешние возможности  и угрозы, внутренние сильные  и слабые стороны. Стратегия  как решение компромиссов в  конкуренции. Суть стратегии состоит  в том, чтобы выбрать то, от  чего отказаться. Без компромиссов  не было необходимости выбирать  и, таким образом, не было  необходимости в стратегии 

М. Портер

 

5. Стратегия как способ установления целей для корпоративного, делового и функционального уровней 

И. Ансофф, Стейнер, П. Лоранж

 

6. Стратегия как детальный  и всесторонний комплексный план, предназначенный для обеспечения  исполнения миссии организации  и достижения ее целей в  долгосрочной перспективе 

М. Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури

 

2

 

7. «Стратегия вовсе не  означает тщательно продуманную  систему логически взаимосвязанного  набора правил и процедур, позволяющих  перейти от А к В и даже к С. В Японии под стратегией понимается готовность к событиям, которые происходят за границами действенности системы управления» 

Ч. Макмиллан

 

8. Стратегия как паттерн,  или план, интегрирующий главные  цели организации, ее политику  и действия в некое согласованное  целое 

Дж. Б. Куинн

 

9. Суть стратегии состоит  в том, чтобы создавать конкурентные  преимущества на завтра быстрее,  чем конкуренты смогут сымитировать  те, которыми вы обладаете сегодня 

Г. Хэмел и К. К. Прахалад

 

10. Стратегия, как набор  действий и подходов по достижению  заданных показателей деятельности 

А. Томпсон

 

 

Из приведенных определений  видно, что любая стратегии направлена, прежде всего, на разработку прогноза среды и прогнозных действий организации  по адаптации к изменениям внешних  условий.

 

В современной отечественной  литературе тоже встречается множество  довольно схожих формулировок этого  понятия. Рассмотрим лишь некоторые  из них.

 

Стратегия — это совокупность генеральных (общих) целей и средств  их достижения, определяющих направление  действий на долговременную перспективу.

Информация о работе Организация и совершенствование стратегического управления предприятием, отраслью