Организация и совершенствование стратегического управления предприятием, отраслью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Во-первых, любая стратегия и любой элемент стратегии основан и предшествуется разработкой прогнозов. Без прогнозирования невозможно ни стратегически мыслить, ни стратегически действовать, ни стратегически побеждать. А разработать качественный, достаточно достоверный прогноз возможно только на базе специальной научной дисциплины — прогностики, созданной советскими учеными в 60-х годах прошлого века.

Содержание работы

Введение
Раздел 1. Теоретические основы стратегического управления предприятием
1.1 Сущность и содержание стратегического управления……………………………
1.2 Управление предприятием с позиции концепции стратегического управления……………………………………………………………………………………..
1.3 Методические основы исследования в области стратегического управления……………………………………………………………………………………..
Раздел 2. Социально-экономического развитие ОАО «Победа» Нижнегорского района АР Крым
2.1 Характеристика предприятия…………………………………………………….....
2.2 Основные финансовые и экономические показатели деятельности предприятия…………………………………………………………………………………….
2.3 Современное состояние организации стратегического управления на предприятиях отрасли садоводства Нижнегорского района………………………………
Раздел 3. Направления формирования системы стратегического управления садоводческими предприятиями Нижнегорского района
3.1 Пути усовершенствования стратегического управления на основе сбалансированной системы показателей…………………………………
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа На тему.docx

— 96.83 Кб (Скачать файл)

 

Большинство организаций  находятся между этими полюсами. Поэтому сформулируем рекомендации, касающиеся некоторых ключевых характеристик. Их даже можно назвать критериями потенциально эффективной стратегии.

 

Первая характеристика –  ментальная правильность выбранной  и/или разработанной стратегии. К  ней принадлежат знания и понимание  указанных абсолютных полюсов эффективной  стратегии.

 

Вторая характеристика –  это ситуационность. Как известно, в современном менеджменте особенное место занимает ситуационный подход. Эффективная стратегия всегда интегрирует характерные особенности именно данной конкретной ситуации в ключевые факторы будущего (стратегического) успеха данной конкретной организации.

 

Третья характеристика –  это уникальность стратегии. Для  достижения будущего бизнес-успеха в стратегию конкретной организации должны быть заложены некоторые сильные смысловые моменты, которые в реальной практике ведения бизнеса делают ее существенно отличной от всех главных конкурентов.

 

Четвертая характеристика –  будущая неопределенность как стратегическая возможность. Именно будущее является неопределенным в принципе – и  в этом источник развития конкретной организации. Внешняя среда организации  в наше время изменяется все быстрее  и – с точки зрения традиционных представлений – все более  непредсказуемо. Но при этом каждое изменение несет в себе не только угрозы, но и новые дополнительные возможности для достижения будущего успеха, что необходимо помнить постоянно  менеджеру.

 

Пятая, последняя, характеристика эффективной стратегии – гибкая адекватность. Для того чтобы реализовать  новые возможности, которые несут  в себе изменения внешней среды  организации, ее собственные стратегические изменения должны быть адекватны  изменениям внешним. ВАСИЛЕНКО С.29

 

В условиях современной экономики  управление должно быть более приспособленным  к рыночной саморегуляции. Все чаще говорят о новых подхо< >ДАх к стратегическому планированию и управлению. Стратегический менеджмент приобретает все большее значение в управлении фирмой.

 

Стратегический менеджмент - это програм< >М< >Ный способ мышления и управления< >, обеспечиваю< >ЩИй согласование целей, возможностей предприятия и интересов работников. < >Он Предполагает не только определение генерального курса деятельности (поведения) предприятия и организацию дела на его основе, но и повышение мотивации, заинтересованности всех работников в его реали< >ЗАции.

 

1.2 Управление предприятием  с позиции концепции стратегического  управления

 

Стратегическое управление базируется на изучении отношений, которые  можно охарактеризовать с помощью  системы «среда-организация». Большинство  из существующих сегодня концепций  управления рассматривают организацию  как открытую систему, которая постоянно  взаимодействует с отдельными элементами внешней среды: другими организациями, банками, организациям, принадлежащим  к социально-политическим и экономическим  институтам государства, местных органов  и другими и дает возможность  организациям поддерживать более-менее  устойчивое положение, выживать в условиях, постоянно меняющихся.(Немцов)

 

Концепции существования  и развития организаций во внешней  среде используют разные подходы  и модели, сформированные на базе разных теорий управления.

 

Какая-либо организация может  быть представлен как открытая система, встроенная во внешний мир. На входе организация получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает ей созданный в организации продукт.

 

Поэтому жизнедеятельность  организации состоит из трех основных процессов:

 

• Получение сырья или  ресурсов из внешнего окружения;

 

• Изготовление продукта;

 

• Передача продукта во внешнюю  среду (рис. 1.1). (Василенко)

 

Ресурсы

 

 Р

 

 

Среда

 

 

Производственный процесс

 

 

 

 М Вход Выход

 

 Ф

 

 Т Продукт

 

 И

 

Рис. 1.5. Ресурсная схема  производственного процесса (жизнедеятельность  организации)

 

Р – трудовые ресурсы; М – материальные ресурсы; Ф – финансовые ресурсы; Т – технологические ресурсы; И – информационные ресурсы

 

Ключевая роль в поддержки  баланса между этими процессами, а также в мобилизации ресурсов организации на их осуществление  принадлежит менеджменту. Именно для  развязки этих заданий существует управление в организации и именно это  и есть его основной ролью.

 

Поскольку мы рассматриваем  организацию как открытую систему, то все разнообразие факторов, которые  определяют и дают ей развитие, можно  поделить на внешние и внутренние.

 

Внешние – это те факторы  развития, корни которых содержаться  во внешней среде. А внутренние факторы  – это те, источники которых  находятся в самой организации.

 

Концепция управления – система  идей, принципов, представлений, который  обуславливают цель функционирования организации, механизмы взаимодействия субъекта и объекта управления, характер взаимоотношений между отдельными звеньями его внутренней структуры, а также необходимую степень  учета влияния внешней среды  на раазвитие организации.(Немцов)

 

Исходя из этого, на рис. 1.2 приведена примерная схема стратегического  управления предприятием. Согласно с  концепцией стратегического управления анализ внешней и внутренней среды  – необходимый элемент определения  миссии и целей организации. Стратегии  в этом случае выступают как инструменты  достижения целей, а для успешной реализации выбранного стратегического  набора необходимо, чтобы организация  функционировала согласно выбранной  концепции управления.

 

Характерные черты системы  стратегического управления определенной организации зависят от взаимодействия таких факторов:

 

- отраслевой принадлежности;

 

- размеров организации  (в зависимости от отраслевых  особенностей);

 

- типа производства, уровня  специализации, концентрации и  кооперации;

 

- характерных черт производственного  потенциала;

 

- наличия (отсутствия) научно-технического  потенциала;

 

- уровня управления;

 

 

 

Рис. 1.6. Концептуальная схема  стратегического управления предприятием (Шершнева)

 

- уровня квалификации  персонала и др.

 

Концепция стратегического  управления имеет такие характерные  особенности:

 

1.Базируется на определенном  объединении теории менеджмента  относительно деятельности предприятия  (в частности на системном и  ситуационном анализах, целевом  и инновационном подходах по  управлению); предприятие при этом  рассматривается как открытая  социально-экономическая и материально-вещественная  система. Использование только одной из отмеченных ЗАСАД не дает возможности достичь необходимых результатов – развития предприятия в долгосрочной перспективе.

 

2.Ориентирует на изучение  условий, в которых функционирует  предприятие. Благодаря этому  удается создавать адекватные  существующим условиям системы  стратегического управления, которые  будут отличаться друг от друга  в зависимости от особенностей  предприятия и характеристик  внешней среды.

 

3.Концентрирует внимание  на необходимости сбора и применения  баз стратегической информации. Анализ, интерпретация и применение  информации для принятия стратегических  решений дают возможность определить  содержание и последовательность  действий относительно изменений  на предприятии благодаря уменьшению  неопределенности ситуации.

 

4.Помогает прогнозировать  последствия решений, которые  принимаются. Влияя на ситуацию  соответствующим разделением ресурсов, установлением эффективных связей  и формированием стратегического  поведения персонала.

 

5.Предвидит применение  определенных инструментов и  методов развития предприятия  (целей, «дерева целей», стратегий,  «стратегического набора», стратегических  планов, проектов и программ, стратегического  планирования и контроля).

 

6.Создает предпосылки  для создания такой системы  управления, которая дает возможность  функционировать организации в  стратегическом режиме, который,  в свою очередь, обеспечивает  ее существование в долгосрочной  перспективе. (Шершнева)

 

Существует много описаний последовательности выполнения отдельных  этапов стратегического управления (некоторые достаточно подробные, другие – очень обобщенные), однако с  тем, что необходимо определить миссию (сферу деятельности), проанализировать внешнюю и внутреннюю среду, сформулировать цели и стратегии их достижения, разработать и выполнить стратегические планы, проекты, программы, - соглашаются  все. На практике процесс стратегического управления не имеет таких точных, обособленных друг от друга этапов. Зато, стратегическое управление, которое представляет собой комплексный инновационный процесс, не может происходит изолированно от того, что происходит на предприятии: кризисные ситуации, конфликты или, наоборот, прорывы в ту или иную сферу знаний и деятельности. Стратегическое управление не может рассматриваться как работа исключительно менеджеров высшего уровня управления.

 

Стратегическое управление не претендует на то, чтобы дать одно решение на все времена, оно, как  и какой-либо инструмент влияния  на объект управления, имеет свои ограничения (табл.1) (шершнева)

 

Таблица 1.2. Ограничения, касающиеся использования стратегического  управления на предприятии, и пути их преодоления

Ограничения 

Пути преодоления

 

Отсутствие системного подхода  к формированию стратегического  управления на предприятии 

Введение системы двойного управления: стратегического уровня и децентрализованных подразделений. Применение стратегического контроля и контроллинга. Использование стимулов касающихся освоения стратегического управления. Формирование стратегического поведения.

 

Конкуренция стратегических и текущих видов деятельности с преимуществом последних 

Разработка системы стратегических планов, в том числе стратегических бюджетов. «Защита» стратегической деятельности при помощи комплекса планово-организационных  и социально-экономических мероприятий.

 

Отсутствие надежной стратегической информации для управления предприятием 

Формирование (укрепление) аналитических  служб предприятия. Построение систем стратегического мониторинга и  контроллинга:

 

- внешней среды;

 

- внутренней среды.

 

Брак в персонале навыков  стратегического управления 

Специальная подготовка кадров управления, особенно высшего уровня, все всестороннего обеспечения  функционирования организации в  стратегическом режиме. Подготовка и  повышение квалификации персонала, касающегося принятия стратегических решений, а также их применение и  анализ последствий

 

Сопротивление изменениям в  виде разделения власти, прав, обязанностей и ответственности, способа мышления и привычных ритуалов, которые  существуют на предприятии 

Создание структуры, которая  способна изменяться. Общее принятие стратегических решений. Управление сопротивлением. Формирование стратегического мышления и поведения

 

 

А теперь рассмотрим как развивалась и развивается отрасль садоводства в Крыму. Наибольшего расцвета крымское плодоводство достигло в 80-90-х годах прошлого столетия, когда площадь под садами достигла 70-75 тыс. га, а валовое производство значительно превышало 400 тыс. тонн. Только в 2000-2003 гг. из садооборота выбыло 12 тыс. га садов. Наибольший удельный вес выбывающих площадей садов приходится на крупные садоводческие районы: Нижнегорский – 1712 га, Бахчисарайский – 1576 га, Белогорский – 1528 га, Джанкойский – 1361 га, Кировский – 1207 га, Красногвардейский – 1210 га. Площади молодых насаждений в возрасте 5 лет в начале нынешнего столетия составляли в целом по Крыму около 1000 га (4,5 %). Из них 311 га – в хозяйствах Бахчисарайского района, 271 га – в Нижнегорском районе и в остальных районах от 4 до 59 га. ПЕЛАГЕНКО

 

Специалистами Министерства агропромышленного комплекса с  привлечением ученых Крымского агротехнологического университета, в рамках Закона Украины «О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства» была разработана программа поэтапного развития отрасли.

 

Данная программа предусматривает:

 

• Повышение урожайности  до уровня 150-180 ц/га;

 

• Повышение экспортного  потенциала отрасли с объемом  вывоза фруктов за пределы республики не менее 150-180 тыс. тонн в год;

 

• Обеспечение перерабатывающей промышленности плодово-ягодным сырьем в объеме не менее 80 тыс. тонн;

 

• Обеспечение занятости  сельского населения.

 

Основные направления  реализации программы:

 

1. Совершенствование структуры  плодовых насаждений по породному  составу, будет идти путем увеличения  доли косточковых до 40%, площади  ягодников – до 1,5-2,0%, орехоплодных  – до 3-4%, субтропических – до 0,2-0,3%. Площади посадки груши различных  сроков созревания до 12-15%.

 

В структуре яблоневых  садов довести группу летних сортов – до 10%, осенних – до 15%, зимних – до 75%.

 

2. Подбор сортимента плодовых  насаждений с высокой степенью  самоплодности, устойчивых к возделыванию в условиях поздневесенних заморозков, с полной или частичной устойчивостью к вредителям и болезням.

 

3. Внедрение ресурсосберегающих, экологощадящих технологий выращивания плодовых культур.

 

4. Создание орошаемых садов,  вступающих в плодоношение на 2-3 год, с урожайностью в пору  полного плодоношения не менее  300-400 ц/га.

 

5. Ускорение смены насаждений  с посадкой ежегодной не менее  5% от их площади.

Информация о работе Организация и совершенствование стратегического управления предприятием, отраслью