Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 00:58, дипломная работа
Главной целью дипломной работы является исследование кадровой работы в колхозе «Новая жизнь» Весьегонского района, анализ и оценка ее эффективности, а также разработка практических рекомендаций по созданию кадровой службы на данном предприятии и совершенствованию деятельности предприятия в области управления кадрами.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо решить такие задачи:
- изучить сущность и основные функции кадровой службы в организации;
- охарактеризовать роль и значение кадровой службы в современных условиях;
- изучить основные направления развития кадровой службы на предприятии;
- дать организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
- провести анализ наличия и использования персонала на предприятии;
- дать характеристику основных направлений кадровой деятельности в работе с персоналом предприятия;
- разработать мероприятия по созданию кадровой службы в колхозе «Новая жизнь»;
- выявить направления совершенствования основных направлений кадровой работы на предприятии.
Трудовые отношения работников колхоза регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, Уставом предприятия и трудовыми договорами, заключаемыми с работниками, также коллективным договором.
Контроль за соблюдением трудовой дисциплины осуществляется в колхозе «Новая жизнь» согласно Правилам внутреннего трудового распорядка, действующем на предприятии.
Таким образом, результаты проведенного в данном разделе исследования говорят о том, что далеко не все направления кадровой работы на предприятии организованы достаточно хорошо, в связи с этим возникает необходимость создания на предприятии специализированного кадрового подразделения, т.е. отдела кадров и на этой основе осуществления мероприятий по совершенствованию основных направлений работы с кадрами, которые на сегодняшний день применяются предприятием.
В следующей главе дипломного проекта нами разработаны основные мероприятия по созданию кадровой службы и направления совершенствования кадровой работы в колхозе «Новая жизнь».
Отдел кадров - это структура в организации, которая занимается управлением персоналом в организации, то есть деятельностью людей, выполняющих на предприятии или в организации функции, способствующие наиболее эффективному использованию человеческих ресурсов для достижения первичных целей предприятии (организации).
Цель отдела кадров - это способствование достижению целей предприятия (организации) путем обеспечения ее необходимыми кадрами и эффективного использования их квалификации, опыта, мастерства, работоспособности, творческого потенциала.
Кадровую службу необходимо внедрить в имеющуюся организационную структуру предприятия.
В колхозе «Новая жизнь» структура управления строится по 2-ступенчатой схеме: руководитель предприятия -- бригадир. Это обеспечивает повышение оперативности, качества, надежности функционирования аппарата управления и снижение затрат на его содержание.
По форме организации труда данная структура является бригадной.
По типу связей структуру управления колхоза «Новая жизнь» можно отнести к линейно-функциональной, то есть в ней присутствуют как связи, возникающие между руководителем и его непосредственным подчиненным, так и связи, возникающие между работниками аппарата управления, которые выполняют однородные функции, но находятся на разных ступенях.
Дополним имеющуюся структуру кадровой службой и рассчитаем ее эффективность.
Рисунок 5 - Организационная структура колхоза «Новая жизнь» с учетом организации кадровой службы
Для анализа измененной структуры управления воспользуемся методикой расчета коэффициентов эффективности связей.
Методика определения коэффициентов эффективности связей в аппарате управления.
1. Расчет линейной (прямой) связи:
;
;
2. Расчет функциональной связи:
Х3 = 33
Х4 = 66
3. Расчет согласовательной связи:
Х5 = 241
.
4.Расчет фактического числа связей в аппарате управления
.
5.Расчет оптимального числа связей:
;
;
6.Расчет коэффициентов эффективности связей в аппарате управления:
Кн = 66/187,5 × 100% = 35,2 %;
Кс = 108/350×100% = 31%.
Рассмотренная структура управления колхоза «Новая жизнь» является более эффективной, так как значения коэффициента эффективности согласовательной связи в аппарате управления выше минимально допустимого значения и выше значения коэффициента эффективности связи в действительном аппарате управления.
Отдельно структура кадровой службы должна удовлетворять следующим критериям:
- Нормоуправляемость. Это соблюдение рационального числа подчиненных у каждого руководителя: высшее звено - 4-8 чел., среднее звено (функциональные руководители) - 8-10 чел., нижнее звено (мастера, бригады) - 20-40 чел.
- Единство прав и ответственности. Означает, что права и ответственность подразделений и сотрудников должны находится в диалектическом единстве.
- Разграничение полномочий. Линейное руководство обеспечивает принятие решений по выпуску продукции, а функциональное руководство обеспечивает подготовку и реализацию решений.
- Экономичность. Характеризует достижение минимально необходимых затрат на построение и содержание организационной структуры управления.
В самом общем виде можно выделить четыре группы факторов, которые необходимо учитывать при создании проекта организационной структуры:
- внешняя среда и инфраструктура, в которой действует организация;
- технология работ и тип совместной деятельности;
- особенности персонала и корпоративной культуры;
- прототипы и уже существующие, и показавшие себя эффективными организационные структуры аналогичных организаций.
Таблица 10 - Функции, возлагаемые на кадровую службу
Разработка концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом организации |
Формирование системы управления персоналом |
Планирование кадровой работы |
Разработка оперативного плана работы с персоналом |
Проведение маркетинга персонала |
Определение кадрового потенциала и потребности организации в персонале |
Прием и увольнение кадров |
Проведение деловой оценки персонала при приеме, аттестации, подборе |
Профориентация и трудовая адаптация персонала |
Мотивация трудовой деятельности персонала и его использования |
Организация труда и соблюдение этики деловых отношений |
Управление конфликтами и стрессами |
Обеспечение безопасности персонала |
Управление нововведениями в кадровой работе |
Обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров |
Управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением |
Управление поведением персонала в организации |
Управление социальным развитием |
Информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое и документационное обеспечение системы управления персоналом и др. |
Оценка результативности труда руководителей и специалистов управления |
Оценка экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом |
Оценка деятельности подразделений системы управления организации |
Проведение аудита персонала и др. |
Для создания отдела кадров колхозу «Новая жизнь» необходимо привлечение двух специалистов: менеджера по персоналу и инспектора по кадрам.
Рисунок 6 - Структура кадровой службы
Помещение для работы на предприятии имеется, так как в 2011 году произошло снижение численности специалистов на 6 человек. Кабинет с необходимой оргтехникой находится в рабочем состоянии.
Таблица 11 - Требования и обязанности менеджера по персоналу
Требуемые знания |
Обязанности |
Законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия по управлению персоналом |
Организует работу с персоналом в соответствии с общими целями развития предприятия и конкретными направлениями кадровой политики для достижения эффективного использования и профессионального совершенствования работников. |
Законодательство о труде |
Обеспечивает укомплектование предприятия работниками необходимых профессий, специальностей и квалификации. |
Основы рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса |
Определяет потребность в персонале, изучает рынок труда с целью определения возможных источников обеспечения необходимыми кадрами |
Конъюнктуру рынка рабочей силы и образовательных услуг |
Осуществляет подбор кадров, проводит собеседования с нанимающимися на работу, в том числе с выпускниками учебных заведений, с целью комплектации штата работников. |
Порядок ценообразования и налогообложения |
Организует обучение персонала, координирует работу по повышению квалификации сотрудников и развитию их деловой карьеры. |
Современные концепции управления персоналом |
Доводит информацию по кадровым вопросам и важнейшим кадровым решениям до всех работников |
Основы трудовой мотивации и системы оценки персонала |
Организует проведение оценки результатов трудовой деятельности работников, аттестаций, конкурсов на замещение вакантных должностей |
Формы и методы обучения и повышения квалификации кадров |
Совместно с руководителями структурных подразделений участвует в принятии решений по вопросам найма, перевода, продвижения по службе, понижение в должности, наложения административных взысканий, а также увольнения работников |
Порядок разработки трудовых договоров (контрактов). |
Разрабатывает систему оценки деловых качеств работников, мотивации их должностного роста. |
Методы обработки информации с применением современных технических средств |
Консультирует руководителей разных уровней по вопросам организации управления персоналом. |
Этику делового общения |
Принимает участие в планировании социального развития коллектива, разрешении трудовых споров и конфликтов. |
Структуру управления предприятия и их кадровый состав. |
Составляет и оформляет трудовые договоры (контракты) ведет личные дела работников и другую кадровую документацию. |
Основы общей и социальной психологии труда |
Осуществляет руководство подчиненными ему работниками. |
На должность менеджера назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (по специальности менеджмент) или высшее профессиональное образование и дополнительную подготовку в области менеджмента.
Таблица 12 - Требования и обязанности инспектора по кадрам
Требуемые знания |
Обязанности |
Законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по ведению документации по учету и движению персонала |
Оформляет прием, перевод и увольнение работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями и приказами руководителя предприятия, а также другую установленную документацию по кадрам |
Трудовое законодательство |
Формирует и ведет личные дела работников, вносит в них изменения, связанные с трудовой деятельностью |
Формы и методы контроля исполнения документов |
Осуществляет контроль над своевременным исполнением распоряжений, приказов и поручений начальника отдела кадров |
Структуру и штаты предприятия |
При приеме на работу знакомит с положениями о дисциплине в организации, о рабочем времени и времени отдыха, ведет учет и выдачу служебных удостоверений |
Оформления, ведения и хранения трудовых книжек и личных дел работников предприятия |
Направляет на инструктаж по технике безопасности, производственной санитарии и противопожарной защите, правилам и нормам охраны труда |
Порядок установления наименования профессий рабочих и должностей служащих, общего и непрерывного стажа определенной работы, льгот и компенсаций, оформления пенсий работникам |
Ведет учет личного состава предприятия, его подразделений в соответствии с унифицированными формами первичной документации |
Порядок учета движения кадров и составления отчетности |
Подготавливает необходимые материалы для квалификационных, аттестационных, конкурсных комиссий и представления на работников к поощрениям и награждениям |
Порядок ведения банка данных о персонале предприятия |
Заполняет, учитывает и хранит трудовые книжки, производит подсчет трудового стажа |
Основы делопроизводства |
Производит записи в трудовых книжках о поощрениях и награждениях работающих |
Средства вычислительной техники, коммуникаций и связи |
Выдает справки о настоящей и прошлой трудовой деятельности работников для представления в другие учреждения |
Правила внутреннего трудового распорядка |
Ведет строгий учет трудовых книжек и вкладышей |
Правила и нормы охраны труда |
Производит регистрацию приема и выдачи трудовых книжек и вкладышей к ним |
Вносит информацию о количественном, качественном составе работников и их движении в банк данных о персонале предприятия, следит за его своевременным обновлением и пополнением | |
Ведет учет предоставления отпусков работникам, осуществляет контроль над составлением и соблюдением графиков очередных отпусков |
Информация о работе Организация кадровой службы в колхозе «Новая жизнь» Весьегонского района