Организация обеспечения общественной безопасности населения органами местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 12:30, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта: Совершенствование организации обеспечения безопасности жизни населения органами местного самоуправления.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• Выявить правовые основы и основные проблемы обеспечения безопасности на муниципальном уровне,
• Рассмотреть обеспечение безопасности как объект управления,
• Рассмотреть организацию обеспечения безопасности в муниципальном образовании,
• рассмотреть взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ 7
1.1. Основные проблемы и правовые основы обеспечения безопасности 7
1.2. Система общественной безопасности как объект управления 9
1.3. Обеспечение общественной безопасности в муниципальном образовании 11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 41
2.1. Организация общественной безопасности на федеральном уровне 41
2.2. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по обеспечению безопасности населения 50
2.3. Основы взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти 60
ГЛАВА 3. НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ ПО СОВЕРЩЕНСТВОВАНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ Г.О. ТОЛЬЯТТИ) 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Дипломный проект.docx

— 1.00 Мб (Скачать файл)

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Муниципальное управление общественной безопасностью 7

1.1. Основные проблемы и правовые основы обеспечения безопасности 7

1.2. Система общественной безопасности как объект управления 9

1.3. Обеспечение общественной безопасности в муниципальном образовании 11

Глава 2. Организационные  основы обеспечения ОБЩЕСТВЕННОЙ безопасности 41

2.1. Организация  общественной безопасности на  федеральном уровне 41

2.2. Основные  мероприятия, проводимые в Российской  Федерации по обеспечению безопасности  населения 50

2.3. Основы взаимодействия  органов местного самоуправления  и органов государственной власти 60

Глава 3. Необходимые меры по соверщенствованию безопасности населения на муниципальном уровне (на примере г.о. Тольятти) 73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80

Библиографический список 82

Приложение 88

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время проблема обеспечения  безопасности жизни населения становится все более актуальной. Наше общество начинает осознавать, что дальнейшее развитие человечества и технический  прогресс требуют от каждого человека более высокого уровня знаний и культуры в указанной области. Постепенно формируется потребность в организации  целенаправленного непрерывного обучения граждан основам безопасного  поведения с целью снижения отрицательного влияния так называемого человеческого  фактора во всех сферах жизнедеятельности.

Эти вопросы имеют большое значение для нашей страны, так как Россия в настоящее время находится  на новом этапе своего исторического  развития: реформируются основы государственного устройства и управления, cсовершенствуются социально–экономические и политические связи и отношения. В обществе изменяются подходы к обеспечению национальной безопасности, что позволяет по–новому рассматривать место и роль России в современном мире.

Основными принципами обеспечения безопасности являются1:

1) соблюдение  и защита прав и свобод человека  и гражданина;

2) законность;

3) системность  и комплексность применения федеральными  органами государственной власти, органами государственной власти  субъектов Российской Федерации,  органами местного самоуправления  политических, организационных, социально-экономических,  информационных, правовых и иных  мер обеспечения безопасности;

4) приоритет  предупредительных мер в целях  обеспечения безопасности;

5) взаимодействие  федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации, других государственных  органов с общественными объединениями,  международными организациями и  гражданами в целях обеспечения  безопасности.

Деятельность  по обеспечению безопасности включает в себя:

1) прогнозирование,  выявление, анализ и оценку  угроз безопасности;

2) определение  основных направлений государственной  политики и стратегическое планирование  в области обеспечения безопасности;

3) правовое  регулирование в области обеспечения  безопасности;

4) разработку  и применение комплекса оперативных  и долговременных мер по выявлению,  предупреждению и устранению  угроз безопасности, локализации  и нейтрализации последствий  их проявления;

5) применение  специальных экономических мер  в целях обеспечения безопасности;

6) разработку, производство и внедрение современных  видов вооружения, военной и специальной  техники, а также техники двойного  и гражданского назначения в  целях обеспечения безопасности;

7) организацию  научной деятельности в области  обеспечения безопасности;

8) координацию  деятельности федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органов  местного самоуправления в области  обеспечения безопасности;

9) финансирование  расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием  выделенных средств;

10) международное  сотрудничество в целях обеспечения  безопасности;

11) осуществление  других мероприятий в области  обеспечения безопасности в соответствии  с законодательством Российской  Федерации.

Государственная политика в области обеспечения  безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации.

Правовую  основу обеспечения безопасности составляют:

    • Конституция Российской Федерации2,
    • федеральные конституционные законы,
    • нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.

Объект  исследований дипломного проекта: обеспечение  безопасности жизни населения.

Предмет исследований: организация обеспечения безопасности жизни населения в муниципальном образовании.

Цель  дипломного проекта: Совершенствование  организации обеспечения безопасности жизни населения органами местного самоуправления.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • Выявить правовые основы и основные проблемы обеспечения безопасности на муниципальном уровне,
  • Рассмотреть обеспечение безопасности как объект управления,
  • Рассмотреть организацию обеспечения безопасности в муниципальном образовании,
  • рассмотреть взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти,
  • разработать мероприятия по совершенствованию организации обеспечения общественной безопасности органами местного самоуправления.
  •  

Глава 1. Муниципальное управление общественной безопасностью

    1. Основные  проблемы и правовые основы обеспечения  безопасности

Обеспечение безопасности - одна из глобальных проблем  существования человеческого общества. Безопасность означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Основными принципами обеспечения безопасности являются: законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность.

Систему безопасности образуют уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Безопасность  личности, общества и государства  на территории муниципального образования обеспечивают и охраняют территориальные органы Федеральной службы безопасности (ФСБ), Министерства внутренних дел (МВД), Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), внутренние войска, федеральные службы по надзору в отдельных сферах деятельности (промышленность, энергетика, транспорт, медицина, экология и др.). Указанные органы действуют на основе соответствующих Федеральных законов ("О полиции"3, "Об органах Федеральной службы безопасности"4, "Об обороне"5, "О гражданской обороне"6, "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"7, "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"8, "Об охране окружающей среды"9 и др.).

Органы  местного самоуправления как один из уровней публичной власти оказывают содействие перечисленным органам государственной власти в решении стоящих перед ними задач.

За последние  годы в России, как и во всем мире, усилилась угроза терроризма, что потребовало принятия соответствующих дополнительных мер безопасности со стороны государства и общества.

Под терроризмом  понимается насилие или угроза его  применения в отношении физических лиц, уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества либо других материальных объектов, незаконное вмешательство или угроза незаконного вмешательства в информационные ресурсы и системы, а также иные действия, создающие угрозу гибели людей, причинения значительного материального ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий. Террористические акты совершаются в целях устрашения населения или оказания воздействия на принятие должностными лицами, органами государственной власти и местного самоуправления или международными организациями решений, обеспечивающих удовлетворение социально-политических и имущественных требований и интересов террористов.

В целях  противодействия терроризму в России принят Федеральный закон "О борьбе с терроризмом"10.

Согласно  данному Закону, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации независимо от форм собственности, должностные лица должны оказывать содействие органам государственной власти, осуществляющим борьбу с терроризмом.

Для координации  этой работы создаются межведомственные антитеррористические комиссии на региональном и муниципальном уровнях. Участвующие в них должностные лица органов местного самоуправления разрабатывают меры, направленные на повышение эффективности защиты населения от терроризма, осуществляют контроль выполнения предприятиями, учреждениями и организациями мер противодействия террористическим угрозам.

    1. Система общественной безопасности как объект управления

Наряду  с оказанием содействия органам  государственной власти в решении глобальных проблем безопасности, органы местного самоуправления имеют собственные полномочия в сфере общественной безопасности как составной части общей системы безопасности.

Федеральным законом № 131 от 6.10.2003 года11 (с последующими изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения в сфере безопасности отнесены:

  • - организация охраны общественного порядка силами муниципальной полиции (муниципальные районы и городские округа);
  • - организация скорой медицинской помощи, за исключением санитарно-авиационной (муниципальные районы и городские округа);
  • - обеспечение первичных мер пожарной безопасности (поселения и городские округа);
  • - организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
  • участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • - создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на соответствующих территориях (поселения и городские округа);
  • - организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений;
  • - осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
  • - организация мероприятий по охране окружающей среды, организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на соответствующих территориях, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти (муниципальные районы и городские округа).

В систему  общественной безопасности на территории муниципального образования входят направления деятельности, представленные на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Система  общественной безопасности

Особенность услуг общественной безопасности состоит  в их преимущественно профилактическом характере. Лучше всего, когда потребность в обращении к службам, предоставляющим данные услуги, у граждан не возникает. В то же время без обеспечения общественной безопасности не может нормально функционировать ни одно муниципальное образование. При этом чем крупнее населенный пункт, тем большее значение приобретают вопросы обеспечения общественной безопасности.

Ниже  рассматривается роль органов местного самоуправления в решении отдельных проблем общественной безопасности.

    1. Обеспечение общественной безопасности в муниципальном образовании

В соответствии со статьей 132 Конституции РФ на органы местного самоуправления возложено обеспечение общественного порядка. Охрана общественного порядка на территории муниципального образования входит в обязанности органов полиции, которая находится в системе МВД и подразделяется на криминальную полицию и полицию общественной безопасности. Задачами последней являются обеспечение безопасности личности, охраны собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие некоторых категорий преступлений и розыск отдельных категорий лиц. К полиции общественной безопасности относятся службы участковых уполномоченных, подразделения ГИБДД (Государственной инспекции безопасности дорожного движения), подразделения полиции вневедомственной охраны и некоторые другие.

Кроме органов МВД, полиция общественной безопасности подчиняется также соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ. Руководство полицией в муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые и освобождаемые от должности органами внутренних дел субъектов РФ. Начальники полиции общественной безопасности муниципальных образований назначаются и освобождаются от должности по согласованию с главами местных администраций и являются по должности заместителями начальников органов внутренних дел муниципальных образований.

Как уже  отмечалось, Федеральный закон 2003 года возлагает на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ответственность за организацию охраны общественного порядка на соответствующих территориях силами муниципальной полиции, которая не будет входить в систему МВД. В ряде городов уже проводился эксперимент по созданию органов муниципальной полиции, не входящих в систему МВД. При этом возникли такие проблемы, как взаимодействие органов муниципальной и федеральной полиции, форма для муниципальной полиции, порядок  присвоения воинских званий, пенсионное обеспечение и т.п.

Информация о работе Организация обеспечения общественной безопасности населения органами местного самоуправления