Организация обеспечения общественной безопасности населения органами местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 12:30, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта: Совершенствование организации обеспечения безопасности жизни населения органами местного самоуправления.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• Выявить правовые основы и основные проблемы обеспечения безопасности на муниципальном уровне,
• Рассмотреть обеспечение безопасности как объект управления,
• Рассмотреть организацию обеспечения безопасности в муниципальном образовании,
• рассмотреть взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ 7
1.1. Основные проблемы и правовые основы обеспечения безопасности 7
1.2. Система общественной безопасности как объект управления 9
1.3. Обеспечение общественной безопасности в муниципальном образовании 11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 41
2.1. Организация общественной безопасности на федеральном уровне 41
2.2. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по обеспечению безопасности населения 50
2.3. Основы взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти 60
ГЛАВА 3. НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ ПО СОВЕРЩЕНСТВОВАНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ Г.О. ТОЛЬЯТТИ) 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Дипломный проект.docx

— 1.00 Мб (Скачать файл)

На основе анализа вырабатываются экономико-технологические  и организационно-правовые мероприятия  по устранению или нейтрализации  неблагоприятных факторов, включающие:

  • - внедрение прогрессивных технологий и модернизацию материально-технической базы конкретных производств;
  • - перепрофилирование, перебазирование или ликвидацию экологически опасных производств;
  • - многооборотное ресурсопользование (утилизация отходов производства, оборотное водоснабжение и т.п.);
  • - создание санитарно-защитных зон вокруг экологически вредных производств;
  • - использование экономических инструментов регулирования природопользования.

Механизмы реализации муниципальной  экологической политики

Субъектами  муниципального управления окружающей средой являются органы местного самоуправления, взаимодействующие со специально уполномоченными  государственными органами и общественностью. Объектами муниципального управления являются все природопользователи: юридические и физические лица, независимо от характера осуществляемой деятельности и организационно-правовых форм хозяйствования.

Основные  задачи муниципального управления в  сфере экологии:

  • - формирование эффективной системы экологического мониторинга, выявление и инвентаризация хозяйствующих субъектов и производственных процессов на территории, оказывающих негативное воздействие на состояние окружающей среды;
  • - создание программы и механизмов управления состоянием окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов, выработка и реализация системы административных мер и экономических рычагов, обеспечивающих качество окружающей среды.

Экологически  ориентированное муниципальное  управление - специальная область  управления, предполагающая регулирование  воздействия хозяйствующих субъектов  на окружающую среду для защиты интересов  населения при одновременном  обеспечении устойчивого, сбалансированного  развития территории.

Реализация  муниципальной экологической политики базируется на экономическом механизме  природопользования, включающем принципы, приведенные на рис. 1.7.

Рис. 1.7. Принципы экономического регулирования природопользования

Важнейший принцип, на основе которого должна строиться  экологическая политика органов  местного самоуправления, состоит в  том, что загрязнитель природной  среды платит. Это подразумевает  наличие в муниципальном образовании  системы мониторинга (слежения) стационарных и мобильных источников загрязнения  окружающей среды.

К экологическим  платежам, взимаемым с природопользователей, относятся:

  • налогообложение,
  • сборы за нормативное и сверхнормативное использование природных ресурсов,
  • сборы за лимитное и сверхлимитное загрязнение природной среды,
  • штрафы,
  • плата за страхование,
  • импортные и экспортные тарифы по возмещению нанесенного ущерба.

Исходя  из сущности и содержания муниципальной  экологической политики целесообразно  выделить следующие основные задачи муниципальных властей:

  • - обоснование стратегической концепции управления окружающей средой в муниципальном образовании, включая рациональное использование природных ресурсов;
  • - использование системы административных мер и экономических механизмов регулирования, обеспечивающих достижение стратегических и тактических целей экологического развития муниципального образования;
  • - организация действенной системы экологического мониторинга;
  • - формирование системы экономического стимулирования и поощрения
  • общественных и частных инициатив, направленных на улучшение экологической ситуации;
  • - содействие организации экологического просвещения и образования во всех формах обучения - от дошкольных учреждений до высшей школы, создание системы повышения экологической квалификации муниципальных служащих.

Разработка  и реализация экологической политики требует организации правового, информационного, технического, социально-психологического, финансового обеспечения. Центральное  место занимает кадровое обеспечение.

Обучение  специалистов предприятий и органов  местного самоуправления является необходимой  предпосылкой для выработки и  реализации эффективных мер по уменьшению загрязнения окружающей среды, улучшению  природоохранной деятельности.

Для осуществления  эффективной муниципальной экологической  политики целесообразно формирование специальных экологических фондов за счет платежей и налогов за ресурсы, штрафов, муниципальных взносов.

Эффективное решение экологических проблем  может быть достигнуто на основе согласованной  деятельности органов местного самоуправления с органами государственного управления и субъектами хозяйствования при  четком определении их прав и ответственности  за природопользование и улучшение  экологической ситуации на территории.

Участие населения в решении  экологических проблем городов

Состояние окружающей среды на территории города непосредственно затрагивает жизненные  интересы каждого жителя. Общественность остро реагирует на нарушения  экологических норм хозяйствующими субъектами и объективно является союзником  органов местного самоуправления в  работе по улучшению состояния окружающей среды.

В то же время нередки ситуации, когда  органы местного самоуправления в расчете  на пополнение доходов бюджета согласовывают  строительство новых и расширение действующих промышленных предприятий, оказывающих негативное воздействие  на окружающую среду. В свою очередь, многие работники этих промышленных предприятий негативно воспринимают экономические санкции, поскольку  это приводит к сокращению объемов  производства и соответствующему снижению заработков. Отсюда следует исключительно  важная роль общественности в решении  экологических проблем территорий.

Согласно  Федеральному закону "Об охране окружающей среды", граждане имеют право создавать  общественные экологические объединения, фонды и иные некоммерческие организации, а также получать в индивидуальном порядке информацию по данным вопросам, направлять жалобы, обращения, предложения, получать на них своевременные и  обоснованные ответы, принимать участие  в мирных массовых акциях.

Некоммерческие  экологические организации граждан  наделены указанным Федеральным законом обширными правами на местном уровне (рис. 1.8.).

Рис. 1.8. Основные права некоммерческих экологических организаций на местном уровне

Органы  местного самоуправления, как и органы государственной власти, обязаны  оказывать содействие гражданам  и созданным ими организациям в реализации их прав в области  охраны окружающей среды. При строительстве  объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения  или результатов референдума.

Другие  сферы и комплексный подход к муниципальному управлению общественной безопасностью

Контроль  санитарно-эпидемиологической безопасности осуществляют территориальные органы федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Они работают во взаимодействии с муниципальными органами, регулирующими деятельность предприятий торговли и общественного питания.

В ведении  органов местного самоуправления поселений  находится первичная (скорая) медицинская помощь.

Большое внимание уделяется разработке антикоррупционной  политики.

 

Как видно  из вышеизложенного, на органы местного самоуправления в сфере общественной безопасности возложен широкий круг собственных и государственных полномочий, реализация которых требует постоянного и оперативного взаимодействия с различными государственными структурами. Для реализации этих задач при местной администрации создается орган (в небольших муниципальных образованиях - специалист) по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. На этот орган (специалиста) возлагаются все функции по реализации на территории муниципального образования единой государственной политики и по руководству деятельностью дислоцированных на территории муниципального образования органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и поисково-спасательных служб. Начальник муниципального органа ГОЧС назначается главой муниципального образования по согласованию с руководителем соответствующего органа субъекта РФ и должен иметь профессиональную подготовку по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.

В то же время необходимо отметить, что ведомственная  разобщенность различных служб общественной безопасности (полиция, ГОЧС, скорая медицинская помощь) осложняет координацию их деятельности. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере общественной безопасности требует строгого соблюдения установленного порядка их передачи, нормативно-правового обеспечения и финансирования. Территориальные отделения соответствующих федеральных органов не должны проводить на территориях муниципальных образований мероприятия, опасные для жителей, осложняющие движение на улицах и дорогах или оказывающие неблагоприятное воздействие на окружающую среду, без согласования с органами местного самоуправления. В подобных ситуациях глава муниципального образования фактически не может нести полную ответственность за общественную безопасность на территории.

В большинстве  зарубежных стран функционируют  муниципальная полиция, организационно обособленная от государственной криминальной полиции, и муниципальная пожарная служба. В некоторых странах имеется единая служба типа 911, включающая в себя муниципальную полицию, пожарную охрану и скорую медицинскую помощь. Создание аналогичных муниципальных служб в России является одной из актуальных задач обеспечения общественной безопасности.

 

Глава 2. Организационные  основы обеспечения ОБЩЕСТВЕННОЙ безопасности

2.1. Организация общественной безопасности на федеральном уровне

Для успешной борьбы с опасными природными явлениями, техногенными и экологическими катастрофами, угрозами терроризма нужна целенаправленная государственная политика. Россию к  решению вопросов предотвращения катастроф  и ликвидации их последствий на государственном  уровне подвела в 1986 г. Чернобыльская  катастрофа.

В Конституции  Российской Федерации записано, что  в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится «осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий». Основной Закон Российской Федерации закрепил права граждан  на охрану здоровья, благоприятную  окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу. Эти конституционные положения  нашли отражение и получили развитие в целом ряде федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных документах федеральных органов исполнительной власти.

В апреле 1992 г. для реализации государственной  политики в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций была образована Российская система  предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, преобразованная в 1995 г. в Единую государственную систему  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Целью создания этой системы  является объединение усилий федеральных  органов исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, учреждений и предприятий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций .

Основные  задачи РСЧС:

•разработка и реализация правовых и экономических  норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

•осуществление  целевых и научно–технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно–правовых  форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального  назначения в чрезвычайных ситуациях;

•обеспечение  готовности к действиям органов  управления, сил и средств, предназначенных  для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

•сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций;

Информация о работе Организация обеспечения общественной безопасности населения органами местного самоуправления