Организация обеспечения общественной безопасности населения органами местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 12:30, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта: Совершенствование организации обеспечения безопасности жизни населения органами местного самоуправления.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• Выявить правовые основы и основные проблемы обеспечения безопасности на муниципальном уровне,
• Рассмотреть обеспечение безопасности как объект управления,
• Рассмотреть организацию обеспечения безопасности в муниципальном образовании,
• рассмотреть взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ 7
1.1. Основные проблемы и правовые основы обеспечения безопасности 7
1.2. Система общественной безопасности как объект управления 9
1.3. Обеспечение общественной безопасности в муниципальном образовании 11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 41
2.1. Организация общественной безопасности на федеральном уровне 41
2.2. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по обеспечению безопасности населения 50
2.3. Основы взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти 60
ГЛАВА 3. НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ ПО СОВЕРЩЕНСТВОВАНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ Г.О. ТОЛЬЯТТИ) 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Дипломный проект.docx

— 1.00 Мб (Скачать файл)

Федеральным законом РФ «Об аварийно–спасательных  службах и статусе спасателей»24 впервые было введено понятие «профессиональный спасатель» и установлены общие организационно–правовые и экономические основы создания и функционирования аварийно–спасательных служб и аварийно–спасательных формирований на территории Российской Федерации, а также определены отношения между различными органами, организациями и иными юридическими лицами, связанные с деятельностью аварийно–спасательных служб, права, обязанности и ответственность спасателей и основы государственной политики в области их правовой и социальной защиты.

Федеральный закон РФ «О гражданской обороне»25 определил задачи в области гражданской обороны и правовые основы их выполнения, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно–правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

Ряд принципиальных положений, определяющих порядок и организацию защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера, содержится в других законах. К этим законам, прежде всего, следует отнести Федеральные  законы РФ «О пожарной безопасности»26, «Об обороне»27, «О радиационной безопасности населения»28, «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»29, «О безопасности гидротехнических сооружений»30, «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»31, «О санитарно–эпидемическом благополучии населения»,32 «О чрезвычайном положении»33, «О военном положении».

Вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также от опасностей, возникающих при ведении  военных действий или вследствие этих действий, нашли отражение также  в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»34, Трудовом кодексе Российской Федерации35, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрине Российской Федерации, «Основах единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны» и других документах.

В целях практической реализации требований законов разработано, принято и  действует большое количество нормативных  правовых документов. На сегодня только органы исполнительной власти субъектов  РФ приняли свыше 1000 нормативных  правовых актов, регулирующих отношения  в этой сфере.

Обеспечение безопасности населения включает в себя следующие мероприятия:

  • • оповещение населения об опасности, информирование его о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;
  • • эвакуация и рассредоточение;
  • • инженерная защита населения и территорий;
  • • радиационная и химическая защита;
  • • медицинская защита;
  • • обеспечение пожарной безопасности;
  • • подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных  опасностей и угроз. Они планируются  и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно–климатических и других местных  условий. Объемы, содержание и сроки  проведения этих мероприятий определяются на основании прогнозов природной  и техногенной опасности на соответствующих  территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических  возможностей по их подготовке и реализации. Как правило, они осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или возникла чрезвычайная ситуация.

Одним из основных способов защиты населения  от чрезвычайных ситуаций является эвакуация. В некоторых ситуациях (катастрофическое затопление, длительное радиоактивное загрязнение местности) этот способ является единственно возможным. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

Виды  и способы эвакуации классифицируются по разным признакам (Рис. 2.3).

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения  из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных  данных о высокой вероятности  возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или  стихийного бедствия с катастрофическими  последствиями (наводнение, оползень, сель и др.). Вывоз (вывод) населения  в этом случае может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей  поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения  может также проводиться в  случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает  угроза жизни и здоровью людей. Критерием  для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является превышение нормативного времени восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека, и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих факторов. Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является угроза жизни и здоровью людей, оцениваемая по заранее установленным для каждого вида опасностей критериям. Она проводится, как правило, по территориально–производственному принципу. В некоторых случаях эвакуация может осуществляться по территориальному принципу.

 

Рис 2.3. Основные виды и способы эвакуации

Убежища классифицируют по их защитным свойствам, вместимости, месту расположения, обеспечению  фильтровентиляционным оборудованием, времени возведения (рис. 2.4).

Убежища обеспечивают защиту укрывающихся в  них людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, ударной волны, отравляющих  веществ, бактериологических средств  и теплового воздействия при  пожарах. Их возводят на участках местности, не подвергающихся затоплению. Они  имеют входы и выходы с такой  же степенью защиты, что и основные помещения, а на случаи их завала оборудуются  аварийные выходы и свободные  подходы.

Противорадиационные укрытия (ПРУ) используются главным  образом для защиты от радиоактивного заражения населения сельской местности  и небольших городов. Часть из них возводится заблаговременно  в мирное время, другие приспосабливаются  при угрозе чрезвычайной ситуации или  возникновении вооруженного конфликта. Как правило, их устраивают в подвалах, цокольных и первых этажах зданий, в сооружениях хозяйственного назначения (погребах, подпольях, овощехранилищах). ПРУ обеспечивают необходимое ослабление радиоактивных излучений, защищают при авариях на химически опасных  объектах и некоторых стихийных  бедствиях (бурях, ураганах, смерчах, тайфунах, снежных заносах). Поэтому их располагают  вблизи мест проживания или работы большинства укрываемых. Кроме убежищ и ПРУ для защиты населения  используются простейшие укрытия.

Рис. 2.4. Классификация убежищ по вместимости, месту расположения и времени возведения

В случае химической аварии проводятся следующие основные мероприятия:

  • • обнаружение факта химической аварии и оповещение о ней;
  • • разведка химической обстановки в зоне химической аварии;
  • • соблюдение режимов поведения на территории, зараженной АХОВ, норм и правил химической безопасности;
  • • обеспечение населения, персонала аварийного объекта и участников ликвидации последствий химической аварии средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, применение этих средств;
  • • эвакуация населения (при необходимости) из зоны аварии и зон возможного химического заражения;
  • • укрытие населения и персонала в убежищах, обеспечивающих защиту от АХОВ;
  • • оперативное применение антидотов и средств обработки кожных покровов;
  • • санитарная обработка населения, персонала аварийного объекта и участников ликвидации последствий аварии;
  • • дегазация аварийного объекта, объектов производственного, социального, жилого назначения, территории, технических средств, средств защиты, одежды и другого имущества.
  • Значительную роль в общем комплексе мер по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера выполняют мероприятия медицинской защиты. К ним относятся:
  • • подготовка медперсонала к действиям в чрезвычайных ситуациях, медико–санитарная и морально–психологическая подготовка населения;
  • • заблаговременное накопление медицинских средств индивидуальной защиты, медицинского имущества и техники, поддержание их в готовности к применению;
  • • поддержание в готовности больничной базы органов здравоохранения независимо от их ведомственной принадлежности и развертывание при необходимости дополнительных лечебных учреждений;
  • • медицинская разведка в очагах поражения и в зоне чрезвычайной ситуации;
  • • проведение лечебно–эвакуационных мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации;
  • • медицинское обеспечение населения в зоне чрезвычайной ситуации и участников ликвидации ее последствий;
  • • контроль продуктов питания, пищевого сырья, фуража, воды и водоисточников;
  • • проведение санитарно–гигиенических и противоэпидемических мероприятий с целью обеспечения эпидемического благополучия в зонах чрезвычайных ситуаций.
  • Важным элементом защиты населения и территорий являются мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, которые включают в себя:
  • • нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
  • • разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
  • • реализация прав, обязанностей и ответственности граждан в области пожарной безопасности;
  • • проведение противопожарной пропаганды и обучение населения правилам пожарной безопасности;
  • • содействие деятельности добровольных пожарных дружин и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
  • • информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
  • • осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
  • • лицензирование деятельности, сертификация продукции и услуг в области пожарной безопасности;
  • • противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
  • • тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно–спасательных работ.

Порядок работы руководителей аварийно–спасательных  формирований (далее – руководитель формирования) при организации аварийно–спасательных  и других неотложных работ указан на рис. 2.5.

Рис. 2.5. Последовательность работы руководителя аварийно–спасательного формирования при организации аварийно–спасательных и других неотложных работ

2.3. Основы взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти

Взаимодействие  органов Государственной власти, региона и муниципалитета, его научно-методическому обеспечению, анализу сложившейся практики и основным направлениям совершенствования взаимодействия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований рассмотрено в работе 36. На примере Самарской области, руководство которой опережает в постановке, выработке и реализации новых прогрессивных подходов многие региональные и федеральные органы власти, рассматриваются возможные пути улучшения взаимодействия государственных и муниципальных органов и активизации частно-государственного и частно-муниципального партнерства.

Для обеспечения  общественной безопасности и взаимодействия с органами государственной власти в Мэрии г.о. Тольятти действует  соответствующий департамент.

Департамент общественной безопасности и мобилизационной подготовки образован Распоряжением мэра городского округа Тольятти от 30.11.2007 N 7937-1/р "О внесении изменений в Распоряжение мэра городского округа Тольятти от 08.06.2006 N 167-1/р "Об утверждении организационной схемы функционального подчинения и состава органов мэрии городского округа Тольятти".

Департамент подчиняется непосредственно мэру городского округа Тольятти.

Департамент и его структурные подразделения  осуществляют свою деятельность на основе Конституции РФ, законодательных  и иных нормативных правовых актов  Российской Федерации, Самарской области, муниципальных правовых актов городского округа Тольятти, а также Положения о департаменте

Вопросы местного значения и иные полномочия, отнесённые к компетенции и ответственности Департамента приведены в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Компетенции и вопросы ответственности департамента общественной безопасности

Вопросы местного значения и иные полномочия, отнесённые к компетенции и ответственности Департамента

Каким нормативным правовым актом предусмотрены

- участие в профилактике терроризма  и экстремизма, а также в  минимизации и (или) ликвидации  последствий проявлений терроризма  и экстремизма в границах городского  округа; 

- п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации»;

- ч. 3 ст. 5 Федерального закона  от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О&n



Информация о работе Организация обеспечения общественной безопасности населения органами местного самоуправления