Организация обеспечения общественной безопасности населения органами местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 12:30, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта: Совершенствование организации обеспечения безопасности жизни населения органами местного самоуправления.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• Выявить правовые основы и основные проблемы обеспечения безопасности на муниципальном уровне,
• Рассмотреть обеспечение безопасности как объект управления,
• Рассмотреть организацию обеспечения безопасности в муниципальном образовании,
• рассмотреть взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ 7
1.1. Основные проблемы и правовые основы обеспечения безопасности 7
1.2. Система общественной безопасности как объект управления 9
1.3. Обеспечение общественной безопасности в муниципальном образовании 11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 41
2.1. Организация общественной безопасности на федеральном уровне 41
2.2. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по обеспечению безопасности населения 50
2.3. Основы взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти 60
ГЛАВА 3. НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ ПО СОВЕРЩЕНСТВОВАНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ Г.О. ТОЛЬЯТТИ) 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Дипломный проект.docx

— 1.00 Мб (Скачать файл)

•информирование населения о потенциальных природных  и техногенных угрозах на территории проживания;

•подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и  военного времени.

Прогнозирование в большинстве случаев является основой предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В режиме повседневной деятельности прогнозируется возможность возникновения  таких ситуаций: их место, время и  интенсивность, возможные масштабы и другие характеристики. При возникновении  чрезвычайной ситуации прогнозируется возможное развитие обстановки, эффективность  тех или иных мер по ликвидации ситуации, необходимый состав сил  и средств. Наиболее важным является прогноз вероятности возникновения  чрезвычайной ситуации. Его результаты могут быть наиболее эффективно использованы для предотвращения многих аварий и  катастроф, а также некоторых  природных бедствий.

В техногенной сфере работу по предотвращению аварий ведут в соответствии с  их видами на конкретных объектах. В  качестве мер, снижающих риск возможных  ЧС, наиболее эффективными являются совершенствование  технологических процессов; повышение  качества технологического оборудования и его эксплуатационной надежности; своевременное обновление основных фондов; использование технически грамотной  конструкторской и технологической  документации, высококачественного  сырья, материалов и комплектующих  изделий; наличие квалифицированного персонала, создание и применение передовых  систем технологического контроля и  технической диагностики, безаварийной остановки производства, локализации  и подавления аварийных ситуаций и многое другое.

Одним из направлений эффективного уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций является строительство и использование защитных сооружений различного назначения. К ним следует отнести гидротехнические защитные сооружения, предохраняющие водотоки и водоемы от распространения радиоактивного загрязнения, а также сооружения, защищающие сушу и гидросферу от некоторых других поверхностных загрязнений. Плотины, шлюзы, насыпи, дамбы и укрепление берегов используют для защиты от наводнений. Важная роль в деле снижения ущерба окружающей природной среде отведена коммунальным и промышленным очистным сооружениям. Для уменьшения негативного воздействия оползней, селей, обвалов, осыпей и лавин в горной местности применяют защитные инженерные сооружения на коммуникациях и в населенных пунктах. Для смягчения эрозивных процессов используют защитные лесонасаждения. Для защиты персонала объектов экономики и населения от опасностей военного времени, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера используются защитные сооружения гражданской обороны.

В соответствии с действующим законодательством  работник несет ответственность  за свою производственную деятельность в пределах собственной (аттестационной или лицензируемой) обученности, а  также информированности об опасностях при исполнении своих функций  на рабочем месте.

Поэтому повышается значимость непрерывного и  дополнительного обучения и информирования работников. Трудовым кодексом Российской Федерации19, предусмотрены обязанности и права как работодателей, так и работников по профессиональной подготовке и переподготовке, а также соблюдению трудовой и технологической дисциплины и требований охраны труда. Много внимания этим вопросам уделяется и в других законодательных и нормативных актах, особенно регламентирующих деятельность в опасных сферах. Так, в статье 10 Федерального закона РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» говорится об обязанности организации, эксплуатирующей такой объект «обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте».

В соответствии с Федеральным законом  РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»20, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 54721 предусмотрено обязательное обучение всех работников предприятий, учреждений и организаций правилам поведения, способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях. Занятия с ними проводятся по месту работы в соответствии с программами, разработанными с учетом особенностей производства. Работники также принимают участие в специальных учениях и тренировках. Для руководителей всех уровней, кроме того, предусмотрено обязательное повышение квалификации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций при назначении на должность, а в последующем не реже одного раза в пять лет.

К мерам, уменьшающим масштабы чрезвычайных ситуаций, следует отнести также  поддержание в готовности убежищ и укрытий, санитарно–эпидемические  и ветеринарно–противоэпизоотические  мероприятия, эвакуацию населения  из неблагоприятных или потенциально опасных зон, обучение населения, поддержание  в готовности органов управления и сил и многое другое, а также  декларирование промышленной безопасности объекта. Декларация промышленной безопасности разрабатывается на каждом промышленном объекте, деятельность которого связана с повышенной опасностью. Она обеспечивает контроль за соблюдением мер безопасности и позволяет оценить достаточность и эффективность мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Деятельность, связанная с проектированием  потенциально опасных объектов промышленности и транспорта, их строительством (реконструкцией), вводом и выводом из эксплуатации, работой на конкретной территории, осуществляется только на основе лицензии, выданной федеральным или территориальным  органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности. Лицензия является официальным государственным разрешительным документом, удостоверяющим право ее владельца на осуществление определенного вида (видов) деятельности на данной территории в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.

Огромный  потенциал в деле снижения рисков чрезвычайных ситуаций заключается  в использовании для оперативного информирования и оповещения населения  комплексной системы, включающей в  себя федеральные, региональные и местные информационные центры, соединенные с различными оконечными устройствами отображения информации. На указанные устройства может выводиться информация о возможных чрезвычайных ситуациях, характере их поражающих факторов, правилах безопасного поведения, сигналы оповещения.

В настоящее время особое значение приобретает борьба с терроризмом. В связи с этим разрабатывается и осуществляется комплекс следующих мероприятий:

• уточнение перечня объектов и систем жизнеобеспечения, наиболее вероятных для проведения на них террористических актов;

• разработка на объектах экономики мероприятий по предотвращению несанкционированного проникновения посторонних лиц и прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций на них в случае террористических актов;

• внедрение системы страхования ответственности за причинение вреда гражданам, в том числе и от аварий в результате террористических актов;

• осуществление лицензирования деятельности опасных производств, декларирование безопасности и повышение готовности к локализации и ликвидации аварий, в том числе в результате террористических актов;

• подготовка специальных разведывательных групп для обнаружения и идентификации опасных веществ, использование которых возможно при совершении террористических актов;

• определение перечня и разработка специальных мероприятий по обнаружению и обезвреживанию средств совершения технологических террористических актов.

Муниципальное управление состоянием окружающей среды

Состояние окружающей среды служит одним из важнейших параметров, определяющих качество жизни населения на территории муниципального образования. Экологическая  безопасность территории - существенный компонент общественной безопасности, поэтому муниципальная власть, особенно в городах с неблагополучной  экологической ситуацией, должна вырабатывать и реализовывать местную экологическую  политику, увязанную с экологической  политикой государства и направленную на охрану окружающей среды от неблагоприятных  техногенных воздействий. Проведение эффективной муниципальной экологической  политики позитивно влияет на экологическую  ситуацию не только в конкретном муниципальном  образовании, но и в регионе, и  в государстве в целом. И наоборот, муниципальное образование с  неблагоприятной экологической  ситуацией, как подсистема государства  и региона, вправе рассчитывать на участие  государства и на привлечение  его ресурсных возможностей для  исправления той или иной ситуации.

Острота экологических проблем, необходимость  обеспечения экологической безопасности и рационального использования  природных ресурсов уже осознаны во всем мире. Целью государственной  политики РФ в области охраны окружающей среды и природопользования является сбалансированное решение социально-экономических  и экологических задач в интересах  нынешнего и будущих поколений.

Основные  загрязнители окружающей среды на муниципальных  территориях показаны на рис. 1.4.

Рис. 1.4. Основные загрязнители окружающей среды

на территории муниципального образования

Предприятия, добывающие и перерабатывающие полезные ископаемые, разрушают почвенный  слой, загрязняют его отходами, нарушают режим подземных вод, иногда полностью  уничтожают малые реки. Предприятия  энергетической отрасли, использующие различные виды топлива, являются крупнейшими  источниками загрязнения воздушного бассейна. Промышленные предприятия, использующие отсталые технологии, не обеспечивающие комплексного и безотходного (или  малоотходного) использования всех видов ресурсов, загрязняют воздушный  бассейн, водоемы и почвенный  слой различными видами производственных отходов. Особенно это касается предприятий  химической, металлургической и некоторых  других отраслей промышленности. При  этом нельзя не отметить стремления отдельных  хозяйствующих субъектов получать максимум от использования природных ресурсов соответствующих территорий при минимуме ответственности за состояние природной среды.

Автомобильный транспорт - особо опасный загрязнитель воздушного бассейна, поскольку он функционирует в непосредственной близости от жилой застройки и  мест массового скопления людей.

Экологическая ситуация характеризуется следующими составляющими:

  • - экологическая емкость территории муниципального образования, под которой понимается способность природы преодолевать неблагоприятные воздействия и обеспечивать воспроизводство существующих природных систем. Единого критерия экологической емкости не выработано, но может использоваться система критериев, позволяющая определить хотя и ориентировочные, но основанные на реальных показателях пределы допустимой совокупной антропогенной нагрузки на конкретные территории. Оценка экологической емкости территории является задачей специальных исследований и служб, а применение результатов, получаемых этими службами, является одним из важнейших элементов муниципальной экологической политики;
  • - влияние экологической обстановки на здоровье населения. Оно сильно зависит от экологической обстановки в целом и само является показателем качества местной среды обитания. Неопровержимо доказана связь многих заболеваний с качеством экологии;
  • - набор факторов, обусловливающих конкретную экологическую ситуацию в муниципальном образовании. Это специфический для каждого населенного пункта перечень, хотя он и состоит из общих факторов. Выявление и учет конкретных факторов, обусловивших ту или иную экологическую ситуацию в муниципальном образовании, является необходимым условием выработки муниципальной экологической политики. С этой целью анализируется структура экономики муниципального образования, определяются тенденции изменения ресурсоемкости предприятий, объемы поступающих в окружающую среду отходов, размеры территорий, требующих рекультивации, оценивается уровень концентрации антропогенных воздействий, выявляются локальные резервы (или их отсутствие) при характеристике экологической емкости территорий, проводятся исследования и ранжирования основных причин экологического неблагополучия.

Выделяются  пять степеней неблагополучия и остроты  экологической ситуации в муниципальном  образовании:

  • относительно удовлетворительная;
  • напряженная;
  • критическая (предкризисная);
  • кризисная - зона чрезвычайной экологической ситуации;
  • катастрофическая - зона экологического бедствия (рис. 1.5).

Рис. 1.5. Типы и признаки экологических  ситуаций в поселении

 

Цели и задачи муниципальной  экологической политики

Федеральный закон № 131 от 6.10.2003 года относит к компетенции городских округов и муниципальных районов организацию мероприятий по охране окружающей среды, а также организацию и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территориях, за исключением тех, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти. Для осуществления экологического контроля в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов вводится институт муниципальных инспекторов в области охраны окружающей среды. В соответствии и изменениями, внесенными в Федеральный закон "Об охране окружающей среды", с 2006 года муниципальные инспекторы осуществляют функции государственных инспекторов в области экологического контроля. Они имеют все полномочия последних, включая право приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими природоохранного законодательства.

Формирование  местной экологической политики должно базироваться на анализе существующей экологической ситуации и тенденций  ее развития. На основании оценки экологической  ситуации анализируются выявленные проблемы, выбираются конкретные направления  муниципальной экологической политики и ее приоритеты. В большинстве  случаев и экологические проблемы территории, и приоритеты муниципальной  экологической политики носят эколого-хозяйственный  характер, поскольку связаны с  функционированием конкретных хозяйствующих  субъектов, загрязняющих окружающую среду. Эколого-хозяйственные проблемы могут  проявляться очень по-разному  и должны рассматриваться с учетом пространственно-временной и причинно-следственной обусловленности. Только таким образом  можно установить эколого-хозяйственные  приоритеты. Порядок их выбора представлен  на рис. 1.6.

Рис. 1.6. Схема выбора эколого-хозяйственных приоритетов при формировании муниципальной экологической политики

Информация о работе Организация обеспечения общественной безопасности населения органами местного самоуправления