Организация обеспечения общественной безопасности населения органами местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 12:30, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта: Совершенствование организации обеспечения безопасности жизни населения органами местного самоуправления.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• Выявить правовые основы и основные проблемы обеспечения безопасности на муниципальном уровне,
• Рассмотреть обеспечение безопасности как объект управления,
• Рассмотреть организацию обеспечения безопасности в муниципальном образовании,
• рассмотреть взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ 7
1.1. Основные проблемы и правовые основы обеспечения безопасности 7
1.2. Система общественной безопасности как объект управления 9
1.3. Обеспечение общественной безопасности в муниципальном образовании 11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 41
2.1. Организация общественной безопасности на федеральном уровне 41
2.2. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по обеспечению безопасности населения 50
2.3. Основы взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти 60
ГЛАВА 3. НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ ПО СОВЕРЩЕНСТВОВАНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ Г.О. ТОЛЬЯТТИ) 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Дипломный проект.docx

— 1.00 Мб (Скачать файл)

Поскольку приемлемые решения не были найдены, эксперимент фактически провалился. Для преодоления возникших проблем необходимо принятие специального федерального закона, в котором должны быть определены права и обязанности служащих муниципальной полиции, условия и порядок контроля со стороны государства за работой данных органов. В уставах муниципальных районов и городских округов может быть предусмотрена выборность руководителя органа муниципальной полиции. Для оказания помощи в охране общественного порядка, согласно Закону РФ "Об общественных объединениях"12, могут привлекаться местные общественные объединения, например добровольные народные дружины, а также граждане.

Важным  компонентом общественного порядка  является порядок движения на улицах и дорогах, который обеспечивает ГИБДД, входящая в состав соответствующего органа МВД. Органы местного самоуправления совместно с органами ГИБДД участвуют в организации дорожного движения на территориях населенных пунктов. Они обеспечивают обустройство тротуаров, установку уличных указателей, переходов, ограждений, остановочных пунктов городского транспорта, уличного освещения. Для крупных городов обеспечение безопасности дорожного движения является весьма сложной задачей. В связи с этим одной из задач муниципальной власти является оптимизация транспортных потоков на территории города, строительство объездных дорог, путепроводных развязок, пешеходных тоннелей, установка светофоров и т.д.

Обеспечение пожарной безопасности в муниципальном образовании

Федеральный закон № 131 от 06.10.2003 года13 возлагает на органы местного самоуправления поселений и городских округов функцию обеспечения первичных мер пожарной безопасности на соответствующих территориях. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления14.

Согласно  Федеральному закону "О пожарной безопасности"15, под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества.

Первичные меры являются частью комплекса мероприятий  по организации пожаротушения. Пожарная охрана, обеспечивающая пожаротушение, подразделяется на следующие виды:

  • - государственная противопожарная служба, которая входит в систему МЧС;
  • - муниципальная пожарная охрана;
  • - ведомственная пожарная охрана;
  • - частная пожарная охрана;
  • - добровольная пожарная охрана.

Государственная противопожарная служба координирует деятельность других видов пожарной охраны и включает в себя федеральную противопожарную службу и противопожарные службы субъектов РФ.

Важная  роль в системе государственной противопожарной службы принадлежит органам государственного пожарного надзора. Они осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами власти всех уровней, организациями, должностными лицами и гражданами. Они имеют право проводить соответствующие обследования и проверки, вносить предложения о выполнении мер пожарной безопасности, давать обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений, налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и должностных лиц.

Органы  государственного пожарного надзора  уполномочены рассматривать и согласовывать в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт зданий, сооружений и других объектов.

Организация взаимодействия с органами государственного пожарного надзора - одна из важных задач органов местного самоуправления.

Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления.

Цель, задачи, порядок создания и организации  деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

Частная пожарная охрана может создаваться  в населенных пунктах и организациях в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ.

Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области обеспечения пожарной безопасности на основе заключенных договоров.

Добровольная  пожарная охрана является формой участия  граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Участие в ней является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.

Органы  местного самоуправления во взаимодействии с органами государственного пожарного надзора должны разрабатывать конкретные меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий, привлекать население к ее обеспечению, проводить противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности, содействовать созданию и деятельности частных пожарных служб и добровольных пожарных дружин16.

Гражданская оборона и действия в чрезвычайных ситуациях

Гражданская оборона - это система мероприятий  по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Проведение  государственной политики в области  гражданской обороны возложено  на уполномоченные органы, входящие в систему МЧС.

В соответствии с Федеральным законом "О гражданской  обороне" (с учетом изменений и дополнений) органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

  • - проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны и защиты населения;
  • - проводят подготовку и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • - поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения о различных опасностях, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
  • - проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • - проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования муниципальных предприятий и организаций в военное время;
  • - создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и др.

Финансирование  перечисленных мероприятий осуществляется из средств соответствующих местных бюджетов.

В соответствии с Федеральным законом "О мобилизационной  подготовке и мобилизации в РФ"17 (с изменениями и дополнениями) органы местного самоуправления  осуществляют ряд государственных полномочий в данной сфере. Они организуют и обеспечивают мобилизационную подготовку и мобилизацию, оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая:

  • - организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, поставки техники на сборные пункты или в воинские части, предоставление зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами мобилизации;
  • - организацию и обеспечение воинского учета и бронирования на период мобилизации и на военное время граждан, находящихся в запасе и работающих в органах местного самоуправления и в муниципальных организациях, обеспечение представления отчетности по бронированию.

Финансирование  соответствующих расходов обеспечивается из средств федерального бюджета.

В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (с изменениями и дополнениями) представители местных администраций включаются в состав комиссий по постановке граждан на воинский учет. Глава местной администрации занимает должность председателя соответствующей призывной комиссии.

Для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций локального характера органы местного самоуправления поселений и городских округов создают собственные аварийно-спасательные службы и (или) формирования. Типичными их функциями является устранение аварий бытового характера, аварий в системах жизнеобеспечения населенных пунктов, обеспечение безопасности на водных объектах и др.

Чрезвычайные  ситуации природного и техногенного характера, их возможные последствия

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Анализ  развития природных опасностей сегодня  позволяет сделать вывод о  том, что, несмотря на научно–технический прогресс, защищенность людей и материальной сферы от грозных явлений и  процессов природы не повышается. Ежегодный прирост числа погибших от природных катастроф в мире составляет 4,3 %, пострадавших – 8,6 %, а величины материального ущерба – 10,4 %.

Техногенные опасности и  угрозы человечество ощутило и осознало несколько позже, чем природные. Лишь с достижением определенного этапа развития техносферы в жизнь человека вторглись техногенные бедствия, источниками которых являются аварии и техногенные катастрофы. Опасность техносферы для населения и окружающей среды обусловлена наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационно, химически, биологически, пожаро–и взрывоопасных технологий и производств. Таких производств только в России насчитывается около 45 тыс. Возможность возникновения аварий на них в настоящее время усугубляется высокой степенью износа основных производственных фондов, невыполнением необходимых ремонтных и профилактических работ, падением производственной и технологической дисциплины.

С целью единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций и выбору формы  реагирования на них эти ситуации классифицируют по типам, видам, масштабам  распространения, тяжести последствий  и некоторым другим признакам. На практике общую классификацию чрезвычайных ситуаций, как правило, производят на основе их причин, источников и важнейших  показателей их проявления.

Такая классификация чрезвычайных ситуаций приведена на Рис. 1.2 и 1.3.18

Рис. 1.2. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера

Рис. 1.3. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Кроме того, важной является классификация  чрезвычайных ситуаций, отражающая их масштабы и тяжесть последствий. Эта классификация учитывает  такие показатели, как количество пострадавших людей, количество людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размеры  материального ущерба, границы зон  действия поражающих факторов.

В соответствии с Федеральным законом  Российской Федерации «О защите населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» разработано Положение о классификации  чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера, согласно которому по масштабу распространения и тяжести последствий чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

Предупреждение  чрезвычайных ситуаций как в части  их предотвращения (снижения вероятности  возникновения), так и в плане  уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения  последствий) проводится по следующим  направлениям:

•мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

•рациональное размещение производительных сил и  поселений на территории страны с  учетом природной и техногенной  безопасности;

•предотвращение в возможных пределах некоторых  неблагоприятных и опасных природных  явлений и процессов путем  систематического снижения накапливающегося разрушительного потенциала;

•предотвращение аварий и техногенных катастроф  путем повышения технологической  безопасности производственных процессов  и эксплуатационной надежности оборудования;

•разработка и осуществление инженерно–технических  мероприятий, направленных на предотвращение возникновения источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;

•обучение производственного персонала и  повышение технологической и  трудовой дисциплины;

•подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

•декларирование промышленной безопасности;

•лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

•проведение государственной экспертизы в области  предупреждения чрезвычайных ситуаций;

•государственный  надзор и контроль по вопросам природной  и техногенной безопасности;

•страхование  ответственности за причинение вреда  при эксплуатации опасного производственного  объекта;

Информация о работе Организация обеспечения общественной безопасности населения органами местного самоуправления