Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 12:30, дипломная работа
Цель дипломного проекта: Совершенствование организации обеспечения безопасности жизни населения органами местного самоуправления.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• Выявить правовые основы и основные проблемы обеспечения безопасности на муниципальном уровне,
• Рассмотреть обеспечение безопасности как объект управления,
• Рассмотреть организацию обеспечения безопасности в муниципальном образовании,
• рассмотреть взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ 7
1.1. Основные проблемы и правовые основы обеспечения безопасности 7
1.2. Система общественной безопасности как объект управления 9
1.3. Обеспечение общественной безопасности в муниципальном образовании 11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 41
2.1. Организация общественной безопасности на федеральном уровне 41
2.2. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по обеспечению безопасности населения 50
2.3. Основы взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти 60
ГЛАВА 3. НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ ПО СОВЕРЩЕНСТВОВАНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ Г.О. ТОЛЬЯТТИ) 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
•подготовка
населения к действиям в
•прогнозирование и оценка социально–экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
•создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
•осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
•ликвидация чрезвычайных ситуаций;
•осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, и проведение гуманитарных акций;
•реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе и лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
•международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О Единой государственной системе по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12.2003 г. № 794 РСЧС включает в себя органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем и действует на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях (Рис. 2.1).
Функциональные подсистемы РСЧС создают федеральные органы исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере своей деятельности.
Территориальные
подсистемы РСЧС формируются в субъектах
Российской Федерации с целью
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера в пределах их территорий.
Эти системы состоят из звеньев,
которые соответствуют
На каждом уровне РСЧС созданы координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координационные органы РСЧС:
на федеральном
уровне – правительственная комиссия
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности; комиссии по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
и обеспечению пожарной безопасности
федеральных органов
Рис. 2.1. Единая
государственная система
на территориальном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
на местном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
на объектовом уровне – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций.
В пределах
федеральных округов
Постоянно действующие органы управления РСЧС:
на федеральном
уровне – МЧС России, структурные
подразделения федеральных
на региональном уровне – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (региональные центры);
на территориальном
и местном уровнях –
на объектовом уровне – структурные подразделения или работники организаций, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы повседневного управления РСЧС:
• центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно–диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
• центры управления в кризисных ситуациях региональных центров, региональные информационные центры;
• центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, территориальные (местные) информационные центры, дежурно–диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
• единые дежурно–диспетчерские службы муниципальных образований; дежурно–диспетчерские службы организаций (объектов).
Силы и средства РСЧС представляют специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рис. 2.2).
В их состав
на каждом уровне РСЧС входят силы и
средства постоянной готовности, предназначенные
для оперативного реагирования на чрезвычайные
ситуации и проведения работ по их
ликвидации. Основу этих сил постоянной
готовности составляют аварийно–спасательные
службы, аварийно–спасательные
Силы и средства РСЧС принято подразделять на:
Первые включают в себя органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, фуража, веществ, материалов, здоровья людей.
К ним относятся силы и средства органов государственного надзора, гидрометеослужбы, ветеринарной службы и некоторые другие.
Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций включают в себя:
• войска гражданской обороны;
• поисково–спасательную службу МЧС России;
• Государственную противопожарную службу МЧС России;
• соединения и воинские части Вооруженных Сил, предназначенные для ликвидации последствий катастроф;
• противопожарные, аварийно–спасательные, аварийно–восстановительные формирования министерств, ведомств и организаций;
• учреждения и формирования служб экстренной медицинской помощи и другие.
Рис. 2.2. Общая группировка спасательных сил России
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, а также координирующим деятельность федеральных органов исполнительной власти в указанной области.
В систему МЧС России входят:
•центральный аппарат;
•территориальные органы – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации;
•Государственная противопожарная служба МЧС России;
•войска гражданской обороны;
•Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России;
•аварийно–спасательные
и поисково–спасательные
МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Основные задачи МЧС России:
•выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции министерства;
•осуществление по решению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации мер по организации и ведению гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами России;
•организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
•осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
•осуществление
нормативного регулирования в целях
предупреждения, прогнозирования и
смягчения последствий
•деятельность
по организации и ведению
МЧС России в пределах своей компетенции осуществляет следующие основные мероприятия:
•издает нормативные правовые акты по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и осуществляет контроль за их исполнением;
•проводит
в установленном порядке
•в случае возникновения чрезвычайных ситуаций запрашивает в установленном порядке от министерств и ведомств, субъектов РФ информацию, необходимую для выполнения возложенных на МЧС России задач;
•привлекает
в установленном порядке
•осуществляет государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами, гражданами России, иностранными гражданами и лицами без гражданства;
•заключает
в установленном порядке с
международными и неправительственными
организациями договоры о ликвидации
последствий стихийных
На современном этапе основной целью государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно–обоснованных критериев приемлемого риска.
Важное
место в государственной
В Законе Российской Федерации «О безопасности»22, принятом в 1992 г. дано определение безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз. Этим законом определены субъекты безопасности и пути ее достижения.
Общие
для Российской Федерации организационно–