Организация обеспечения общественной безопасности населения органами местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 12:30, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта: Совершенствование организации обеспечения безопасности жизни населения органами местного самоуправления.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• Выявить правовые основы и основные проблемы обеспечения безопасности на муниципальном уровне,
• Рассмотреть обеспечение безопасности как объект управления,
• Рассмотреть организацию обеспечения безопасности в муниципальном образовании,
• рассмотреть взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ 7
1.1. Основные проблемы и правовые основы обеспечения безопасности 7
1.2. Система общественной безопасности как объект управления 9
1.3. Обеспечение общественной безопасности в муниципальном образовании 11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 41
2.1. Организация общественной безопасности на федеральном уровне 41
2.2. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по обеспечению безопасности населения 50
2.3. Основы взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти 60
ГЛАВА 3. НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ ПО СОВЕРЩЕНСТВОВАНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ Г.О. ТОЛЬЯТТИ) 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Дипломный проект.docx

— 1.00 Мб (Скачать файл)

•подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

•прогнозирование  и оценка социально–экономических  последствий чрезвычайных ситуаций;

•создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

•осуществление  государственной экспертизы, надзора  и контроля в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций;

•ликвидация чрезвычайных ситуаций;

•осуществление  мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, и проведение гуманитарных акций;

•реализация прав и обязанностей населения в  области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе и лиц, непосредственно  участвующих в их ликвидации;

•международное  сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с постановлением Правительства  Российской Федерации «О Единой государственной  системе по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12.2003 г. № 794 РСЧС включает в себя органы управления, силы и средства федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и  организаций, в полномочия которых  входит решение вопросов в области  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

РСЧС  состоит из функциональных и территориальных  подсистем и действует на федеральном, региональном, территориальном, местном  и объектовом уровнях (Рис. 2.1).

Функциональные  подсистемы РСЧС создают федеральные  органы исполнительной власти для организации  работы в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере своей деятельности.

Территориальные подсистемы РСЧС формируются в субъектах  Российской Федерации с целью  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в пределах их территорий. Эти системы состоят из звеньев, которые соответствуют административно–территориальному делению субъектов РФ.

На каждом уровне РСЧС созданы координационные  органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы  связи, оповещения и информационного  обеспечения.

Координационные органы РСЧС:

на федеральном  уровне – правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности; комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;

 

Рис. 2.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

на территориальном  уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

на местном  уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

на объектовом уровне – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций.

В пределах федеральных округов координирующие функции осуществляют полномочные  представители Президента Российской Федерации.

Постоянно действующие органы управления РСЧС:

на федеральном  уровне – МЧС России, структурные  подразделения федеральных органов  исполнительной власти, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций;

на региональном уровне – региональные центры по делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий  стихийных бедствий МЧС России (региональные центры);

на территориальном  и местном уровнях – соответствующие  органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях всех субъектов Российской Федерации и всех муниципальных  образований (органы управления по делам  гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям);

на объектовом уровне – структурные подразделения  или работники организаций, специально уполномоченные решать задачи в области  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органы  повседневного управления РСЧС:

• центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно–диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

• центры управления в кризисных ситуациях региональных центров, региональные информационные центры;

• центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, территориальные (местные) информационные центры, дежурно–диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

• единые дежурно–диспетчерские службы муниципальных образований; дежурно–диспетчерские службы организаций (объектов).

Силы  и средства РСЧС представляют специально подготовленные силы и средства федеральных  органов исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рис. 2.2).

В их состав на каждом уровне РСЧС входят силы и  средства постоянной готовности, предназначенные  для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации. Основу этих сил постоянной готовности составляют аварийно–спасательные  службы, аварийно–спасательные формирования, другие службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами  для проведения аварийно–спасательных  и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение  трех суток. На объектах структуру и  состав сил постоянной готовности определяют создающие их организации, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы  и средства РСЧС принято подразделять на:

    • силы и средства наблюдения и контроля,
    • силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Первые  включают в себя органы, службы и  учреждения, которые осуществляют государственный  надзор, инспектирование, мониторинг, контроль состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, фуража, веществ, материалов, здоровья людей.

К ним  относятся силы и средства органов  государственного надзора, гидрометеослужбы, ветеринарной службы и некоторые  другие.

Силы  ликвидации чрезвычайных ситуаций включают в себя:

• войска гражданской обороны;

• поисково–спасательную службу МЧС России;

• Государственную противопожарную службу МЧС России;

• соединения и воинские части Вооруженных Сил, предназначенные для ликвидации последствий катастроф;

• противопожарные, аварийно–спасательные, аварийно–восстановительные формирования министерств, ведомств и организаций;

• учреждения и формирования служб экстренной медицинской помощи и другие.

Рис. 2.2. Общая  группировка спасательных сил России

Министерство  Российской Федерации по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных  бедствий является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, а также координирующим деятельность федеральных органов исполнительной власти в указанной области.

В систему МЧС России входят:

•центральный  аппарат;

•территориальные  органы – региональные центры по делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий  стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской  обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации;

•Государственная  противопожарная служба МЧС России;

•войска гражданской обороны;

•Государственная  инспекция по маломерным судам МЧС  России;

•аварийно–спасательные  и поисково–спасательные формирования, образовательные, научно–исследовательские, медицинские, санаторно–курортные  и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС  России.

МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и  организациями.

Основные  задачи МЧС России:

•выработка  и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения  пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции министерства;

•осуществление  по решению Президента Российской Федерации  и Правительства Российской Федерации  мер по организации и ведению  гражданской обороны, защите населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также мер по чрезвычайному  гуманитарному реагированию, в том  числе за пределами России;

•организация  подготовки и утверждения в установленном  порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской  обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения  пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

•осуществление  управления в области гражданской  обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения  пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также  управление деятельностью федеральных  органов исполнительной власти в  рамках Единой государственной системы  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

•осуществление  нормативного регулирования в целях  предупреждения, прогнозирования и  смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также выполнение специальных, разрешительных, надзорных  и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции министерства;

•деятельность по организации и ведению гражданской  обороны, экстренное реагирование в  случае наступления чрезвычайных ситуаций, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечение  безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер  по чрезвычайному гуманитарному  реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.

МЧС России в пределах своей компетенции  осуществляет следующие основные мероприятия:

•издает нормативные правовые акты по вопросам гражданской обороны, защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и осуществляет контроль за их исполнением;

•проводит в установленном порядке проверку готовности министерств и ведомств к осуществлению мероприятий  гражданской обороны;

•в  случае возникновения чрезвычайных ситуаций запрашивает в установленном  порядке от министерств и ведомств, субъектов РФ информацию, необходимую  для выполнения возложенных на МЧС  России задач;

•привлекает в установленном порядке отдельных  специалистов и организации для  участия в проведении государственной  экспертизы градостроительной, предпроектной  и проектной документации в области  гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций;

•осуществляет государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами, гражданами России, иностранными гражданами и  лицами без гражданства;

•заключает  в установленном порядке с  международными и неправительственными организациями договоры о ликвидации последствий стихийных бедствий, оказанию иностранным государствам гуманитарной помощи и др.

2.2. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по обеспечению безопасности населения

На  современном этапе основной целью  государственной политики в области  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение  гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства  в пределах научно–обоснованных  критериев приемлемого риска.

Важное  место в государственной политике отводится нормативно–творческой  деятельности в области гражданской  обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. К настоящему времени по этим вопросам разработан ряд федеральных  законов, постановлений Правительства  Российской Федерации и других нормативных  документов.

В Законе Российской Федерации «О безопасности»22, принятом в 1992 г. дано определение безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз. Этим законом определены субъекты безопасности и пути ее достижения.

Общие для Российской Федерации организационно–правовые  нормы в области защиты граждан  РФ, иностранных граждан и лиц  без гражданства, находящихся на территории нашей страны, земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального  назначения, а также природной  среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены в Федеральном законе РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»23. Этот закон установил основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий, а также и разграничение этих полномочий, вопросы государственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в этой области, порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также необходимость создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На основании этого закона разработаны соответствующие законы в субъектах Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и функционирования РСЧС.

Информация о работе Организация обеспечения общественной безопасности населения органами местного самоуправления