Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 08:55, курсовая работа
Целью курсового проекта является анализ и разработка мероприятий по оптимизации режима труда и отдыха и рациональной организации рабочих мест на предприятии ЧУП «Шкловская экспортно – сортировочная льнобаза».
Исходя из указанной темы курсового проекта, его основными задачами являются: определение понятия режима труда и отдыха; необходимость оптимизации режима труда и отдыха на предприятии; сущность организации рабочих мест на предприятии; оснащение и планировка рабочих мест руководителя и специалистов; проведение анализа режима труда и отдыха, продолжительности рабочего дня в ЧУП «Шкловская экспортно – сортировочная льнобаза»; внесение предложений по рациональной организации рабочих мест основных категорий работников.
Введение
Глава 1.Теоретические основы организации рабочих мест на предприятии
1.1. Сущность организации рабочих мест, ее элементы и их характеристика. Режим труда и отдыха ………………………………………….. 6
1.2.Классификация рабочих мест и особенности их организации…………………………………………............................................... 12
Глава 2. Краткая организационно- управленческая и производственно- экономическая характеристика предприятия
2.1 Характеристика , структура управления предприятием …………… 16
2.2. Характеристика продукции предприятия и рынков ее сбыта. Основной показатель внешнеэкономической деятельности …………….…….. 19
Глава 3. Организация рабочих мест основных категорий работников предприятии
3.1. Рабочее место руководителя и специалистов и его рациональная организация ……………………………………………………………………..… 21
3.2. Оснащение и планировка рабочих мест …………...………………… 23
3.3. Оснащенность техническими средствами обработки, учета и хранения информации …………………………………………………….……… 26
3.4. Санитарно- гигиенические условия труда ……………..……………. 28
Глава 4. Режим труда и отдыха, распорядок работы на предприятии
4.1. Рабочие время и его использование ……………………………….… 31
Глава 5. Проектирование рабочих мест, режима труда и отдыха на предприятии
5.1 Эффективность улучшения режима труда и отдыха ……..………… 37
5.2 Комната психологической разгрузки на предприятии ………...……. 40
Заключение
Список использованной литературы
Целью финансово-хозяйственной
Специалистами предприятия разработан ряд мер, направленных на решение основных задач, связанных с реализацией поставленной цели. Основное внимание направлено на своевременную очистку и протравливания семян льна и других культур и обеспечения семенами для посева льнозаводов Могилевской области формирование льнобазой достаточного количества запасов волокна и контролю за качеством и своевременностью поступления волокна от производителей на условиях оплаты по факту поступления и во второй половине года с отсрочкой платежа, что позволит: вести бесперебойную отгрузку льноволокна; своевременно выполнять обязательства перед экспортерами согласно заключенным контрактам, а соответственно, удержать одно из лидирующих мест на рынке сбыта льноволокна в республике.
Кроме того, основное внимание уделяется заключению внешнеторговых контрактов на отгружаемое льноволокно и другие товары с полной предоплатой, что позволит базе укрепить свое финансовое состояние и дополнительно обеспечить себя льноволокном для реализации на экспорт.
В связи с расширением парка автомашин и тракторов особое внимание уделяться наращиванию объемов оказания услуг по перевозке грузов сторонним организациям, что позволит максимально использовать транспорт и получать дополнительные финансовые поступления. Кроме оказания услуг предприятиям Республике Беларусь будет, проводится работа по оказанию услуг автотранспорта внешним потребителям.
Важным направлением экономического развития является ценовая политика предприятия, направленная на сохранение уровня отпускных цен, что в свою очередь увеличит объем валютных поступлений от экспорта при фактически прежних объемах отгрузки. Наряду с этим предприятие проводит постоянное изучение рынков сбыта, следит за изменением их конъюнктуры, занимается поиском и привлечением потенциальных покупателей, целенаправленно продвигает свою продукции на новые рынки сбыта и укрепляет свои позиции на ранее завоеванных.
Управление организацией осуществляется Учредителем и директором предприятия (рисунок 2.1.), который назначается и освобождается от должности Учредителем предприятия и является исполнительным органом предприятия самостоятельно решающим все вопросы деятельности.
Рисунок. 2.1. Организационная структура предприятия
Учредитель предприятия:
- утверждает Устав организации, вносит в него изменения и дополнения;
- устанавливает норматив отчислений от прибыли в свою пользу;
- принимает решение о создании предприятия, филиалов и представительств, о - вступлении в ассоциации и объединения хозяйственного общества;
- утверждает отчет о производственно-хозяйственной деятельности за год;
- проводит комплексные ревизии финансово-хозяйственной деятельности;
- принимает решение о реорганизации и ликвидации предприятия, утверждает ликвидационный баланс.
Директор предприятия:
- самостоятельно решает все вопросы деятельности, за исключением отнесенных Уставом к компетенции Учредителя;
- без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы на всех белорусских и иностранных предприятиях, фирмах, организациях;
- распоряжается средствами предприятия в пределах, установленных Учредителем, заключает договора, в том числе трудовые, выдает доверенности.
2.2. Характеристика продукции предприятия и рынков ее сбыта.
Основной показатель внешнеэкономической деятельности
Основная номенклатура
продукции предприятия
Однако, исходя из спроса покупателей, предприятие расширяет ассортимент предлагаемой продукции.
Предприятие создавалось для сортировки и дальнейшего экспорта волокна от льнозаводов Могилёвской области, однако предлагаемые ими объемы продукции не в силах обеспечить потребности необходимые для стабильной работы льнобазы. Основные причины – недостаточное количество производимого льноволокна для поставки на Оршанский льнокомбинат в счет государственного заказа и продажи льнобазе для реализации на экспорт. Наблюдается тенденция увеличения объема поставок льноволокна на льнобазу от льнозаводов области как в натуральных объемах, так и по удельному весу в общем объеме закупок. Так удельный вес объема закупаемого льноволокна у заводов Могилевской области в 2010 году составил –52,5 %, в 2011 году составил –64,8 %, в 2012 году –80,7%, что снижает затраты предприятия по доставке волокна из других регионов республики.
Основными и постоянными потребителями волокна, как и прежде, являются перерабатывающие предприятия и коммерческие фирмы России и Литвы. Уже на протяжении 5-и лет предприятием установлены долгосрочные деловые отношения с Латвией. Словакией и Италией, и на протяжении 3-х лет установлены отношения с Германией и Китаем, а в 2012 году установлены отношения с Чехией. Заключены договора на поставки новыми партнерами в Латвии и России. Несмотря на небольшие их объемы, деловые отношения с этими странами зарекомендовали себя своей стабильностью.
Основным показателем,
характеризующим
Показатели, приведенные в приложении 1 характеризуют финансовое состояние ЧУП «Шкловская экспортно-сортировочная льнобаза» Основным источником информации для проведения анализа финансового состояния ЧУП «Шкловская экспортно-сортировочная льнобаза» служит отчетный бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма №2) и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, который расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса. Анализ баланса хозяйства проведен на основании балансов за 3 последних года (2010 год , 2011 год и 2012 год).
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Рабочее место руководителя и специалистов и его рациональная организация
Если рассматривать рабочее
место руководителя, то можно сказать,
что это его рабочий кабинет, в котором
он проводит большую часть работы. От того,
какой это будет кабинет зависит и то,
как будет работать руководитель. Совершенно
очевидно, что чем лучше приспособлено
рабочее место для выполнения функций
руководителя, тем производительнее и
эффективнее будет работа руководителя.
Рабочее место руководителя представляет собой обособленную часть
помещения предприятия, оснащенную в соответствии
с характером выполняемых функций необходимыми
средствами труда. Рациональная организация
рабочего места руководителя предусматривает:
При рассмотрении вопроса организация рабочего места необходимо учитывать следующие моменты:
1. Внутренний объем и форма кабинета.
В зависимости от ранга руководителя приемлемая площадь будет от 20 до 50 м2 и высота кабинета минимум 3,5 м. Также имеет большое значение, так как рабочий кабинет руководителя не просто место где он непосредственно работает, но и как правило место проведения планерок, собраний, совещаний. Учитывая это наиболее рациональной является прямоугольная форма кабинета с соотношением сторон 1:2.
2. Мебель. Здесь необходимо учитывать следующие моменты:
- антропометрические показатели (рост, длина корпуса, длина рук и др.);
- обеспечение удобного положения тела человека, что создает условия для меньшей утомляемости, хорошего зрительного восприятия, свободы движения и другого;
- рациональная планировка и компоновка мебели;
- мебель должна выглядеть эстетично.
3. Оборудование.
Для нормальной работы руководителя необходимо иметь:
- канцелярские принадлежности;
- два телефона (один телефон должен быть внутренний (имеется в виду телефон для связи внутри организации), а другой для выхода за пределы организации.
- компьютер.
- ежедневник.
4. Цветовое оформление кабинета.
Цветовые тона должны быть не резкими, мягкими. Цвета лучше выбирать из светлых тонов (нежно-зеленый, желтый, бежевый), светлые тона не только способствуют снижению утомляемости, но и увеличивают объем кабинета. Важно также, чтобы все поверхности были матовыми, т.к. блестящие поверхности вредны для здоровья. [99, с173]
Весь кабинет делится (условно) на три зоны. Первая зона - непосредственно рабочее место руководителя. Вторая зона- зона проведения совещаний, планерок, презентаций товаров. Третья зона - зона отдыха, где стоят журнальный столик, диван и одно, два комфортабельных кресла. Рабочий стол должен быть больше обычных столов. Рабочая поверхность стола должна быть твердой и гладкой, преимущественно из дерева. Не следует покрывать стол стеклом, так как его блестящая поверхность вредно действует на зрение. На приставке (слева) можно разместить компьютер, телефоны и другие предметы, которые могут занимать много место на рабочем столе. Приставка спереди рабочего стола нужна для официального приема посетителей. Стол для совещаний должен быть рассчитан на определенное количество человек (как правило, количество участников конференций, планерок (5 - 7человек) + 2 свободных места). Стулья вокруг стола для конференций недолжны быть слишком комфортабельными или неудобными. Оптимально - обыкновенные стулья с мягким сиденьем. Зона отдыха предназначена для неофициальных приемов и отдыха руководителя. Рабочий кабинет можно также дополнить стендом, где будут располагаться образцы производимой продукции. Также необходимы большие настенные часы, которые были бы видны из любой точки кабинета. Живые цветы, шторы, продуманное цветовое оформление, все это создает комфорт и уют, а значит, помогает в работе. [3, с95]
3.2. Оснащение и планировка рабочих мест руководителя и специалистов
В современных условиях, как правило, используются автоматизированные рабочие места рабочих и служащих, которые повышают производительность их труда, значительно сокращают трудоемкость, сокращают количество персонала, повышают качество труда и способствуют быстрому принятию решений. Автоматизированные рабочие места не требуют от персонала специальных знаний по программированию и позволяют вводить в систему необходимую дополнительную информацию. Автоматизированные рабочие места решает задачи технического и технологического, математического и лингвистического, программного и информационного, правового и эргономического характера.
В соответствии с эргономическими и санитарно-гигиеническими требованиями в Республике Беларусь разработаны и утверждены санитарные правила и нормы, в которых излагается ряд требований к оснащению рабочих мест и методические рекомендации.
Организация рабочего места
заключается в его
При выборе оснащения необходимо учитывать характер выполняемых операций, объем и трудоемкость работ, взаимосвязи между отдельными работниками и службами. Следует выбирать вариант оснащения, позволяющий наиболее эффективно выполнять работу.
Размещение организационной
оснастки должно соответствовать
Столы и стеллажи, на которых хранятся предметы труда, должны располагаться так, чтобы соответствовать по высоте или быть несколько выше уровня обработки деталей, а высота столов или стеллажей для готовой продукции - соответствовать уровню ее обработки или быть несколько ниже.
При выборе рабочей мебели
необходимо считаться с антропометрическим
Мебель по своим габаритам не должна загромождать рабочее место, а ее количество нуждается в обосновании, при этом следует руководствоваться необходимостью рационального использования производственной площади.
Информация о работе Организация рабочего места на предприятии